Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИСК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ЭКСПОРТА / МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяков С. А., Волошко Д. В., Симакова А. А.

Особое значение для экономики страны имеет экспорт сельскохозяйственной продукции. Но, несмотря на это, экспортеры испытывают трудности с отсутствием конкурентоспособной системы поддержки экспорта, отсутствием аналитической базы по основным зарубежным рынкам, использованием требований и мер зарубежных стран, ограничивающих экспорт продукции, необходимостью повышения качества продукции. В результате деятельность экспортеров подвержена множеству рисков, с которыми порой сложно справиться даже крупным компаниям. В работе представлены проблемы и рекомендации по управлению рисками экспорта сельскохозяйственной продукции на предприятиях, что предполагает внедрение комплексных мер по снижению существующих рисков при выходе на экспортную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дьяков С. А., Волошко Д. В., Симакова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT IN EXPORT ACTIVITIES OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

The export of agricultural products is of particular importance for the country's economy. But, despite this, exporters are experiencing difficulties with the lack of a competitive export support system, the lack of an analytical base on the main foreign markets, the use of requirements and measures of foreign countries that limit the export of products, the need to improve product quality. As a result, the activities of exporters are subject to many risks, which are sometimes difficult to manage even for large companies. The paper presents problems and recommendations for managing the risks of exporting agricultural products at enterprises, which involves the introduction of comprehensive measures to reduce existing risks when entering export activities.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

EDN: PIIFVY

C.А. Дьяков - д.э.н., доцент, профессор кафедры управления и маркетинга, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

S.A. Dyakov - doctor of economics, associate professor, professor of the department of management and marketing, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Д.В. Волошко - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия [email protected],

D.V. Voloshko - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.А. Симакова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.A. Simakova - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ RISK MANAGEMENT IN EXPORT ACTIVITIES OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Аннотация. Особое значение для экономики страны имеет экспорт сельскохозяйственной продукции. Но, несмотря на это, экспортеры испытывают трудности с отсутствием конкурентоспособной системы поддержки экспорта, отсутствием аналитической базы по основным зарубежным рынкам, использованием требований и мер зарубежных стран, ограничивающих экспорт продукции, необходимостью повышения качества продукции. В результате деятельность экспортеров подвержена множеству рисков, с которыми порой сложно справиться даже крупным компаниям. В работе представлены проблемы и рекомендации по управлению рисками экспорта сельскохозяйственной продукции на предприятиях, что предполагает внедрение комплексных мер по снижению существующих рисков при выходе на экспортную деятельность.

Abstract. The export of agricultural products is of particular importance for the country's economy. But, despite this, exporters are experiencing difficulties with the lack of a competitive export support system, the lack of an analytical base on the main foreign markets, the use of requirements and measures of foreign countries that limit the export of products, the need to improve product quality. As a result, the activities of exporters are subject to many risks, which are sometimes difficult to manage even for large companies. The paper presents problems and recommendations for managing the risks of exporting agricultural products at enterprises, which involves the introduction of comprehensive measures to reduce existing risks when entering export activities.

Ключевые слова: риск, управление рисками, сельское хозяйство,экспортная деятельность, виды экспорта, меры по снижению рисков.

Keywords: risk, risk management, agriculture, export activity, types of export, risk mitigation measures.

Сельское хозяйство является одной из важных отраслей развития экономики, которое приносит не только коммерческую прибыль, но а также помогает обеспечивать не только продовольственную, но и национальную безопасность и региона, и страны в целом. Сельское хозяйство эта та отрасль, которое показывает своё развитие даже в период кризиса. В последние годы экспорт сельскохозяйственной продукции из России растет и активно диверсифицируется, рост экспорта происходит в основном за счет стран с низким уровнем финансовой дисциплины, а доля импорта в более надежные страны, к сожалению, снижается. Бизнес должен понимать это и правильно оценивать риски для себя. Также возможна работа со странами с высокими рисками, но необходимо понимать, как правильно покрывать эти риски [1].

Цель работы - оптимизация управления рисками экспорта сельскохозяйственной продукции. Реализация заданной цели потребовала решения многих задач:

- изучить теоретическую, методическую и научную литературу по теме рисков при осуществлении экспортных операций;

- анализ существующих рисков и выявление наиболее важных видов экспортных рисков для сельскохозяйственных предприятий;

- анализ особенностей применения существующей методологической базы для решения задач, связанных с управлением экспортными рисками;

- разработать рекомендации по совершенствованию управления рисками экспорта предприятиями агропромышленного комплекса.

Объектом исследования являются риски экспортной деятельности предприятий агропромышленного комплекса. Предметом исследования является управление экспортными рисками.

Существует еще одна область исследований управления рисками, которая в основном связана с интеграцией процесса управления рисками в определенные приемы управления финансами. Поэтому проблема рисков и управления ими при осуществлении экспортных операций приобретает особое значение. Для экономики не только региона, но и государства в целом необходима разработать эффективную систему управления, которая поможет справится с экспортными рисками в сфере сельского хозяйства [2].

Экспорт - это доставка товара, произведенного на территории одного государства, на территорию другого государства с целью его дальнейшего использования. Продавец этих товаров или услуг называется «экспортером», а покупатель - «импортером». В настоящее время экспорт любых товаров или услуг, осуществляемый законным путем, является одним из наиболее распространенных видов деятельности в торговле и составляет основу международных экономических отношений. Основной целью экспорта для предприятия является увеличение прибыли этого предприятия [3].

Экспорт товаров часто является первым шагом к выходу на зарубежный рынок (что может привести к открытию там бизнеса). Имеют место следующие виды экспорта:

- экспорт товаров, произведенных или переработанных в стране-экспортере;

- вывоз товаров (сырья) для производства конечного продукта за границу;

- временный вывоз местных товаров (на выставки, ярмарки, аукционы и т.п.);

- внутрифирменная доставка товаров;

- реэкспорт - вывоз ранее ввезенных из-за границы товаров без дополнительной обработки в стране реэкспорта.

При выборе зарубежного рынка стоит обратить внимание на следующие особенности:

- размер и потенциал роста рынка;

— число конкурентов и легкость проникновения на рынок;

— доступность рынка.

Финансирование за рубежом осуществляется путем приобретения акций иностранных компаний, создания нового предприятия за рубежом и покупки действующего иностранного бизнеса. Создание совместного с зарубежным партнером производства называется «смешение общества». Для того чтобы выбрать иностранного партнера для бизнеса, необходимо собрать определённую информацию о направлениях его деятельности.

На настоящее время выделяют 4 формы выхода на зарубежный рынок путем инвестирования:

— покупка предприятия;

— покупка ценных бумаг за границей (акций);

— формирование смешенного предприятия;

— тендеры.

Центр «Организации Объединенных Наций» по транснациональным корпорациям зачастую выдвигает 4 наиболее популярных вида капиталовложений:

1) предпринимательская деятельность на зарубежном рынке производится по причине затруднения или невозможности ввоза некоторых конкретных продуктов, что в свою очередь происходит из-за различных ограничений. В данном случае единственный способ продать товар - произвести его на зарубежном рынке;

2) предпринимательская деятельность на зарубежном рынке производится без существенных ограничений, но большое преимущество ввиду дешевизны приводит к тому, что компании выгодно перенести производство товаров и услуг на зарубежный рынок. Зачастую такое происходит, чтобы не тратиться, к примеру, на транспортные расходы по перевозке товара;

3) предпринимательская деятельность в стране приложения капитала имеет большой потенциал в виду более дешевого места производства товаров и услуг для их дальнейшей поставки на другие зарубежные рынки;

4) предпринимательская деятельность на зарубежном рынке по некоторым видам товаров технически сложна и требует, как послепродажное обслуживание, так и консультационные услуги. Вышеуказанные услуги осуществляются только при постоянном нахождении производителя на зарубежном рынке.

В условиях реализации сбытовой стратегии зачастую возникают большое количество различных не прогнозируемых ситуаций. Для подобных обстоятельств маркетинг выделяет важные задачи, скорое и качественное выполнение которых влияет на успешность сбытовой стратегии, положение на рынке и развитие предприятия. Чтобы оценить эффективность маркетинговой сбытовой стратегии мы не можем обойтись без «контроля маркетинга». Контроль маркетинга следит и оценивает успех сбы-

товой стратегии, а также с помощью него предприятие вносит корректировки для выполнения ранее установленных целей.

Процесс исполнения контроля маркетинга выглядит так:

1) установка целей, прогнозирование итогов деятельности;

2) измерение фактических итогов деятельности;

3) сопоставление текущих итогов деятельности с прогнозами;

4) внесение изменений в стратегии/планов;

5) анализ финальных показателей деятельности;

6) сопоставление финальных показателей деятельности с прогнозами;

7) планирование будущей деятельности.

Другими словами, менеджер начинает контроль сбыта с формирования целей и задач предприятия, а также последующим прогнозом итогов их деятельности. После этого менеджер анализирует результаты деятельности на настоящее время. Так, менеджер находит разницу с установленным планом и исправляет их расхождения, что зачастую может привести к изменению или модификации сбытовой стратегии.

Сельскохозяйственная продукция часто используется в других отраслях, таких как фармацевтика, текстильная, обувная, биотопливная.

Развитие сельского хозяйства России в перспективе видится в переходе от импортозамещения к экспортной деятельности. Объем внутреннего рынка способствует снижению цен и повышает конкурентоспособность товаров на международных рынках. Объем экспорта сельскохозяйственной продукции растет с каждым годом. До 2030 года объем сельскохозяйственного производства в мире будет увеличиваться примерно на 3 % в год, в том числе и в России. Специалисты НИИ ожидают увеличения производства продукции сельского хозяйства с 1,5 до 4 %.

Что касается зерна, то в последние годы наблюдалось снижение экспорта из-за снижения конкурентоспособности отечественных зерновых и зернобобовых культур, а также из-за падения валового сбора. Ожидается, что поставки увеличатся в 2020 году и далее. Положительная динамика обусловлена такими факторами, как увеличение валового сбора зерна, повышением качества сырья, увеличением потребления продукта импортерами и географической экспансией (например, Иран, поскольку страна сняла запрет при ввозе пшеницы). Расширение государственной поддержки зерновой отрасли также положительно скажется на экспорте зерна.

Экспорт сельхозпродукции развивается в рамках одноименного проекта, согласно которому к 2024 году страна должна увеличить объем отгрузок за границу в 2 раза. На сегодняшний день наиболее перспективными сферами экспорта сельхозпродукции являются Китай, Индия, Монголия и Средняя Азия - Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В 2019 году уже налажены поставки растительных масел в Китай.

В соответствии с программой развития сельского хозяйства до 2024 года экспорт сельхозпродукции должен удвоиться по отношению к 2019 году. И именно экспорт сельхозпродукции должен стать основным направлением, которое будет определять рост агропромышленного комплекса страны.

Проблема рисков и управления ими при осуществлении экспортных операций особенно актуальна для регионов, где имеется большое количество предприятий, ориентированных на экспорт своей продукции или желающих стать экспортерами, поэтому сельскохозяйственным предприятиям просто необходимо развивать экспорт. виды деятельности.

Самый простой способ для начинающих экспортеров выйти на международный рынок - воспользоваться услугами посреднических фирм. Международные маркетинговые посредники - это отечественные коммерсанты-экспортеры, отечественные экспортные агенты или кооперативные организации, которые привносят в эту деятельность свои специфические профессиональные знания, навыки и услуги, и поэтому продавец обычно делает меньше ошибок, а значит, и риски будут меньше [4].

Компания, проводящая международные маркетинговые исследования, может столкнуться с рядом проблем. Во-первых, существует сложность исследования из-за работы в много страновой, многокультурной и многоязычной среде. Во-вторых, доступность вторичных данных сильно варьируется от страны к стране. На некоторых рынках, особенно развивающихся и нестабильных, данные недоступны и ненадежны. Втретьих, затраты на сбор первичных данных намного выше на зарубежных развивающихся рынках из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры маркетинговых исследований. В-четвертых, могут возникнуть проблемы, связанные с координацией исследований и сбора данных в разных странах. И, наконец, трудности установления сопоставимости и эквивалентности данных и исследований, проведенных в разных контекстах.

Если компания решает экспортировать самостоятельно, все расходы и риски выхода на внешний рынок ложатся на плечи компании. Основная проблема - экономические трудности. Малым предприятиям зачастую сложно выделить бюджет на развитие экспортной деятельности, а необходимость ведения бизнеса в иностранной валюте требует открытия валютного счета в банке, что влечет за собой дополнительные расходы на ведение счета. Также существует риск обесценения валюты. Если курс национальной валюты повысится, это может привести к тому, что компания станет относительно неконкурентоспособной на внешних рынках.

Также одной из основных проблем является грамотное составление внешнеторгового контракта с покупателем, в котором нужно учесть огромное количество моментов:

- дата, место подписания договора, регистрационный номер;

- название сторон соглашения, названия государств, статус партнеров;

- предмет договора, включающий описание товара и его наименование;

- себестоимость продукции, ее количество, валюта, в которой планируется производить расчеты;

- срок поставки;

- вид упаковки продукции;

- сроки доставки;

- условия оплаты товара;

- информация о страховании;

- гарантийное обслуживание (при наличии);

- ответственность продавца и покупателя;

- процедуры разрешения споров или конфликтов;

- наступление обстоятельств непреодолимой силы;

- дополнительная информация;

- данные о партнере: имена, юридические адреса, банковские реквизиты;

- подписи обеих сторон, печати и копии подписей.

В такой ситуации крупные предприятия прибегают к помощи внешнеторговых организаций-посредников, которые сами осуществляют перевозку и реализацию в мировом рынке. Компания ООО «КровЦентр» использует вышеуказанные услуги ООО «Партнер 17» для последующего экспорта в Монголию и Китай. Данное сотрудничество является на настоящее время единственной внешнеэкономической деятельностью компании. Осуществление внешнеэкономической деятельности должно быть ориентировано на международный формат, что позволяет снизить издержки при этом наращивая производственные мощности и позволяет рационально использовать ресурсы в производственной деятельности. Предприятие в стратегическом планировании ориентируется на международное законодательство и стратегии международного взаимодействия, осуществляя контроль внешних операций. В данном ключе организации производственной деятель в системе ценообразования. Валютно-финансовая грамотность динамично развивает значимость компаний, предопределяя их сущность. Организация ВЭД происходит через анализ мировой конъюнктуры рынков и предполагает контрактную основу осуществления деятельности контрагентов.

Внешнеэкономический контракт возможен для реализации в письменном виде, что определено законодателем на уровне регулирования внешнеторговой деятельности. Сделка осуществляется путем подписания документации, в случае удаленности значимость придается телеграммам и обмену письмами. Каждый контракт в рамках ВЭД имеет несколько обязательных разделов: юридические атрибуты. Юридические атрибуты придают значимость и законность контрактам. Если компания занимается экспортом не самостоятельно, а через посредника, то ответственность за составление такого договора будет нести посредник. Но обычно этот вариант невыгоден, так как сопряжен с большими затратами. Поэтому выгоднее изучить все особенности и экспортировать напрямую [5].

Кроме того, при выходе на зарубежные рынки предприятие должно иметь устойчивое финансовое положение, ведь ведение экспортной деятельности связано с дополнительными затратами:

- стоимость погрузки товара на транспортное средство;

- оплата перевозки товаров со склада продавца до таможенного склада;

- расходы на добровольное или обязательное страхование;

- расходы на разгрузку и хранение товаров при таможенном досмотре;

- расходы на перегрузку товара при пересечении границы на новое транспортное средство;

- услуги по декларированию экспорта;

- иные расходы, связанные с реализацией и таможенным оформлением экспорта (таможенная пошлина, складские услуги, фитосанитарный сертификат и др.)

Долговременный промежуток времени, приходящийся на таможенные процедуры: компании отрицательно оценивают возможности компетентностей таможенников. Длительным моментом, увеличивающим время сроков, является требования предоставления документов в виде бумажных носителей. Экспортерами фиксируются условия запроса предоставления дополнительных документов, а также необходимость повторного подтверждения кода товара [6].

Нехватка вагонов на железнодорожном транспорте. Экспортёры исследуют отсутсвие вагонов для экспорта зерновых культур. Данная проблема связана с особенностями развития рынка грузовых вагонов. Проблема разрешается в условиях выхода новейшей сети наиболее развитых грузовых вагонов. Острота проблемы связана с особенностями рынка предоставления грузовых вагонов из-за введенного в начале 2016 г. запрета на продление срока службы грузовых вагонов и последующего всплеска списания старых вагонов (в 2016 г. в годовом выражении было списано на 48 % больше полувагонов), дефицит подвижного состава на отдельных направлениях увеличился в период высокой загрузки (конец лета-начало осени). По мере выхода на сеть новых грузовых вагонов вопрос должен терять свою актуальность.

Механизм государственной поддержки экспорта имеет низкую информативность, это прежде всего святого с тем, что организациям нужна полная информация о рынках зарубежья, включая и юридические аспекты, сертификаты и лицензии в страны-доноры. К примеру, не только в сельскохозяйственной стратегии развития экспорта, но и автомобильном, железнодорожном предлагаются одна из распространённых мер - субсидии, которые помогают компенсировать некоторые затраты на сотрудничество в выставочно -ярмарочной деятельности [2].

Кроме того, согласно опросу экспортеров аналитическим конъюнктурным центром, «начинающие» экспортеры говорят о сложностях поиска партнеров за рубежом и дороговизне участия в зарубежных выставках. Компании недовольны ужесточением требований Россельхознадзора и устаревшей информацией на сайте организации. У компаний также есть проблемы с работой с Роспатентом: получить лицензию напрямую в организации сложно, а с патентными доверенными лицами работать проще, но намного дороже (по словам экспортеров, стоимость получения лицензии удваивается). Многие экспортеры считают неоправданно высокими штрафы за незначительные нарушения таможенных процедур.

Разработка рекомендаций по управлению рисками экспорта сельскохозяйственной продукции на предприятии предполагает внедрение комплексных мер, которые позволят снизить существующие риски при выходе на экспортную деятельность [4].

Компаниям необходимо иметь профессиональное «руководство» по выходу в экспортный сектор, состоящее из практических рекомендаций. Ему должно следовать руководство компании, шаг за шагом выполняя и контролируя каждый пункт. Ведь элемент риска присутствует на каждом этапе сделки, а сложность бизнес-среды, в которой работают экспортеры, многократно увеличивает эти риски.

Подписывая экспортный контракт, компания-экспортер берет на себя определенные обязательства - своевременную доставку, высокое качество товара и т. д., а также делает определенные предположения о своем партнере, например, о том, что он произведет оплату вовремя и в полном объеме. Эти обязательства и допущения являются рисками компании. Руководство должно знать об этих рисках и принимать меры по их управлению. Однако уследить за всем очень сложно. Вы можете упустить из виду какую-то деталь, которая впоследствии доставит массу хлопот. Чтобы менеджер мог максимально охватить все этапы сделки, предотвратить и минимизировать все риски, были разработаны рекомендации по управлению экспортными рисками в виде краткого руководства.

На практике обязательство представит ментальную карту и небольшой буклет, в котором можно писать и ставить отметки. Менеджер выбирает наиболее удобный формат и использует его.

В справочник включены все основные виды рисков - кредитные, финансовые, связанные с качеством продукции, транспортно-логистические, правовые, политические, валютные, культурно-языковые и другие виды рисков. Гайд составлен таким образом, чтобы можно было начинать с любого риска, а не идти по порядку от начала до конца.

В руководстве приведен список рисков и способов их устранения и минимизации. Эти экспортные риски объединены в единое информационное пространство, но не ранжированы по значимости. Это сделано специально для того, чтобы в каждой конкретной сделке компания-экспортер могла самостоятельно ранжировать риски, выявить наиболее значимые и согласно рекомендациям составить план действий. Однако многие действия по минимизации разных рисков могут выполняться одновременно, а некоторые следует выполнять в первую очередь, и это тоже нужно учитывать. Но это не озна-

чает, что компания должна использовать все рекомендации для минимизации рисков. Иногда достаточно выбрать пару пунктов из всего списка, чтобы избежать негативных последствий опасностей [3].

Данная концепция рекомендаций универсальна для экспортеров различных товаров. При использовании руководства на практике различия возникают только в содержании предлагаемых шагов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая схема последовательности применения рекомендаций для экспорта представлена на рисунке 1.

По.иотовкя К ЖСП011ТУ

Политический риск

Минск потенциальных клиентов

Культурные и языковые риски Культурные и языковые

Заключение сделки, заключение договора

Риски, связанные с качеством продукции

__♦_

Логистические Законные

Принятие товара импортером

Риски, святанные с качеством продукции

Рисунок 1 - Диаграмма возможных рисков на разных этапах экспорта

На диаграмме показано, где и на каком этапе вы можете столкнуться с теми или иными рисками при выходе на международный рынок, а соблюдение разработанных рекомендаций по снижению рисков позволит вам оперативно влиять на риски на каждом этапе сделки.

Разработанный план рекомендаций позволит представить процесс минимизации рисков экспорта товаров в доступной форме для понимания и дальнейшего анализа. Необходимо определить те точки в бизнес-процессах, где высока вероятность возникновения аварийной ситуации. Кроме того, инструкция позволяет выявить и охватить максимальное количество рисков, возникающих при экспорте товаров. Рисков в экспортной деятельности очень много и все они представляют угрозу для экспортера. Зачастую компаниям очень сложно с ними справиться. Рисками нужно управлять и минимизировать, но для этого; нужно иметь полные данные о положении дел на рынке товаров, услуг, валют.

Применение этой модели на практике показывает, что управление рисками стало намного проще и понятнее. Руководству стало проще выявлять возможные причины рисков на ранней стадии и прогнозировать действия по их минимизации. Внедрение рекомендаций позволило избежать дополнительных затрат, связанных с привлечением специалиста по управлению рисками, и самостоятельно разобраться в процессе управления рисками. Это хорошее преимущество для малого бизнеса.

Источники:

1. Антонов, Г. Д. Управление рисками организации : учебник / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 153 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1052461.

2. Афонин, П. Н. Методология управления рисками : учебное пособие / П. Н. Афонин, Д. Н. Афонин. - Санкт-Петербург : Интермедия, 2017. - 260 c. - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/82256.html.

3. Балашов, В.Г. Антикризисное управление предприятиями и банками / В.Г. Балашов. - М.: Дело, 2017. - 840 c.

4. Лобова, А. А. Современное состояние, проблемы и перспективы развития АПК Краснодарского края / А. А. Лобова, И. Е. Халявка // Аллея науки. - 2018. - Т. 5. - № 10(26). - С. 431-436.

5. Незамова О.А. Проблемы адаптации продовольственного рынка к современным условиям / О.А. Незамова, Ю.А. Оленцова // Земная среда. - 2019. - 548 с.

6. Талалаева Н.С., Литвинова А.В. Методические подходы к оценке влияния импортозамещения на экономический рост // Научные исследования и разработки. Экономика. - 2020. - Т. 8. - № 4. - С. 26-32.

Reference:

1. Antonov, G. D. Organizational risk management: textbook / G. D. Antonov, O. P. Ivanova, V. M. Tumin. - M. : INFRA-M, 2020. - 153 p. - (Higher education: Bachelor's degree). - Access mode: https://znanium.com/catalog/product/1052461.

2. Afonin, P. N. Methodology of risk management: textbook / P. N. Afonin, D. N. Afonin. - St. Petersburg: Intermedia, 2017. - 260 p. - Access mode: https://www.iprbookshop.ru/82256.html.

3. Balashov, V.G. Anti-crisis management of enterprises and banks / V.G. Balashov. - M.: Delo, 2017. - 840 p.

4. Lobova, A. A. Current state, problems and prospects for the development of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory / A. A. Lobova, I. E. Khalyavka // Alley of Science. - 2018. - V. 5. - No. 10 (26). - S. 431-436.

5. Nezamova O.A. Problems of adapting the food market to modern conditions / O.A. Nezamova, Yu.A. Olentsova // Earth environment. - 2019. - 548 p.

6. Talalaeva N.S., Litvinova A.V. Methodological approaches to assessing the impact of import substitution on economic growth // Scientific Research and Development. Economy. - 2020. - T. 8. - No. 4. - S. 26-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.