Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОНГОЛИИ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МОНГОЛИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / РИСКИ / КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батмунх Бужинлхам

Актуальность: учитывая механизмы обеспечения безопасности в условиях коронавируса, деятельность полиции общественной безопасности приобрела специфический характер в процессе несения нарядов в общественных местах. Особые требования выдвигаются к средствам личной, индивидуальной защиты сотрудников полиции, а также к ограничениям контактов с населением. Данная проблематика особо выделяет тему рисков сотрудников полиции общественной безопасности. По мнению автора, управление рисками является необходимым инструментом в процессе выявления потенциальных угроз и возможностей для достижения целей полиции и обеспечения эффективного управления ими. Постановка проблемы: в концепции построения системы исполнительной власти полиция выступает обособленной государственной структурой, деятельность которой ориентирована на исполнение особых полномочий в своей компетенции. Полицейские, выступая представителями власти, наделены властными полномочиями, которые осуществляются в рамках их должностной зоны ответственности. Одной из важнейших служб в системе органов внутренних дел Монголии, осуществляющих административную деятельность по борьбе с правонарушениями на улицах страны, является полиция общественной безопасности. Вопросам обеспечения общественной безопасности в Монголии уделяется довольно большое внимание на современном этапе развития. Однако практика деятельности полиции показывает, что многие ее аспекты нуждаются в совершенствовании. Предмет исследования: деятельность полиции общественной безопасности Монголии. Цель работы: управление рисками в деятельности полиции общественной безопасности Монголии. Результаты и выводы: в статье освещаются вопросы, связанные с общим пониманием безопасности, с деятельностью полиции общественной безопасности, сопряженной с управлением рисками. Выявляется проблематика управления рисками в деятельности полиции общественной безопасности Монголии и предлагаются пути решения обозначенных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT IN THE PUBLIC SECURITY POLICE OF MONGOLIA

The relevance: taking into account the mechanisms of ensuring security in the conditions of the coronavirus, the activities of the public security police have acquired a specific character in the process of wearing outfits in public places. Special requirements are put forward for the means of personal and individual protection of police officers, as well as for restrictions on contacts with the public. This issue highlights the topic of risks of public security police officers. According to the author, risk management is a necessary tool in the process of identifying potential threats and opportunities to achieve the goals of the police and ensure their effective management. The problem statement: in the concept of building the system of executive power, the police acts as a separate state structure, whose activities are focused on the execution of special powers in its competence. Police officers, acting as representatives of the authorities, are vested with powers that are exercised within their official area of responsibility. The public Security police is one of the most important services in the system of internal affairs bodies of Mongolia that carry out administrative activities to combat offenses on the streets of the country. Issues of ensuring public safety in Mongolia are given quite a lot of attention at the current stage of development. However, the practice of the police shows that many aspects of it need to be improved. The subject of the study: the activities of the Mongolian Public Security Police. The objective: risk management in the activities of the Mongolian Public Security Police. The results and conclusions: the article covers issues related to the general understanding of security, with the activities of the public security police associated with risk management. The author identifies the problems of risk management in the activities of the Mongolian Public Security Police and suggests ways to address these issues.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОНГОЛИИ»

зарубежный опыт,

международное сотрудничество

БУЖИНЛХАМ БАТМУНХ,

адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: bube6668b@gmail.com

Научная специальность: 12.00.14 — административное право;

административный процесс.

УДК 342

Дата поступления статьи: 14 января 2021 г. Дата принятия статьи в печать: 10 июня 2021 г.

BUZHINLHAM BATMUNH,

Adjunct** of the 3rd Faculty

(Training of Scientific and Scientific-Pedagogical

Personnel)

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: bube6668b@gmail.com

Scientific Specialty: 12.00.14 — Administrative Law; Administrative Process.

Управление рисками в деятельности полиции общественной безопасности Монголии

Risk Management in the Public Security Police of Mongolia

Аннотация

Актуальность: учитывая механизмы обеспечения безопасности в условиях коронавиру-са, деятельность полиции общественной безопасности приобрела специфический характер в процессе несения нарядов в общественных местах. Особые требования выдвигаются к средствам личной, индивидуальной защиты сотрудников полиции, а также к ограничениям контактов с населением. Данная проблематика особо выделяет тему рисков сотрудников полиции общественной безопасности. По мнению автора, управление рисками является необходимым инструментом в процессе выявления потенциальных угроз и возможностей для достижения целей полиции и обеспечения эффективного управления ими.

Постановка проблемы: в концепции построения системы исполнительной власти полиция выступает обособленной государственной структурой, деятельность которой

Annotation

The relevance: taking into account the mechanisms of ensuring security in the conditions of the coronavirus, the activities of the public security police have acquired a specific character in the process of wearing outfits in public places. Special requirements are put forward for the means of personal and individual protection of police officers, as well as for restrictions on contacts with the public. This issue highlights the topic of risks of public security police officers. According to the author, risk management is a necessary tool in the process of identifying potential threats and opportunities to achieve the goals of the police and ensure their effective management.

The problem statement: in the concept of building the system of executive power, the police acts as a separate state structure, whose activities are focused on the execution of special powers in its competence. Police officers, acting as representatives of the authorities, are vested with powers that

* Ранее - эксперт-криминалист Национального института судебных экспертиз Министерства юстиции в Монголии.

** Previously — a forensic expert at the National Institute ofForensic Examinations of the Ministry of Justice in Mongolia.

ориентирована на исполнение особых полномочий в своей компетенции. Полицейские, выступая представителями власти, наделены властными полномочиями, которые осуществляются в рамках их должностной зоны ответственности. Одной из важнейших служб в системе органов внутренних дел Монголии, осуществляющих административную деятельность по борьбе с правонарушениями на улицах страны, является полиция общественной безопасности. Вопросам обеспечения общественной безопасности в Монголии уделяется довольно большое внимание на современном этапе развития. Однако практика деятельности полиции показывает, что многие ее аспекты нуждаются в совершенствовании.

Предмет исследования: деятельность полиции общественной безопасности Монголии.

Цель работы: управление рисками в деятельности полиции общественной безопасности Монголии.

Результаты и выводы: в статье освещаются вопросы, связанные с общим пониманием безопасности, с деятельностью полиции общественной безопасности, сопряженной с управлением рисками. Выявляется проблематика управления рисками в деятельности полиции общественной безопасности Монголии и предлагаются пути решения обозначенных вопросов.

are exercised within their official area of responsibility. The public Security police is one of the most important services in the system of internal affairs bodies of Mongolia that carry out administrative activities to combat offenses on the streets of the country. Issues of ensuring public safety in Mongolia are given quite a lot of attention at the current stage of development. However, the practice of the police shows that many aspects of it need to be improved.

The subject of the study: the activities of the Mongolian Public Security Police.

The objective: risk management in the activities of the Mongolian Public Security Police.

The results and conclusions: the article covers issues related to the general understanding of security, with the activities of the public security police associated with risk management. The author identifies the problems of risk management in the activities of the Mongolian Public Security Police and suggests ways to address these issues.

Ключевые слова: общественная безопасность; полиция общественной безопасности; Монголия; деятельность полиции; риски; Концепция обеспечения общественной безопасности; управление рисками; система управления рисками.

Keywords: public security; public security police; Mongolia; police activities; risks; Public security concept; risk management; risk management system.

Современный уровень научной разработанности теоретико-правовых основ охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в настоящий момент, как отмечают исследователи, «не отвечает требованиям системного подхода, раскрывающего как теоретико-методологические аспекты проблемы, так и потребности социальной практики» [9, с. 111-117].

Проблема охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности становится, безусловно, актуальной в период мировой пандемии СОУГО-19, которая, к сожалению, затронула и Монголию.

Особое значение приобрели контакты сотрудников органов внутренних дел с гражданами при исполнении служебных обязанностей в условиях пандемии. С учетом того, что сотрудники органов внутренних дел подвергались повышенному риску инфицирования СОУГО-19, руководством МВД Монголии предписано ограничение кон-

тактов с гражданами. В связи с этим полиции необходимо планировать свою деятельность с учетом сложной современной обстановки.

В процессе проведения мероприятий по профилактике и предупреждению распространения коронавируса СОУГО-19 особое значение должно уделяться теоретическим, правовым основам и практическим наработкам в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. При этом особое место в данном направлении занимает их совершенствование по взаимодействию с общественностью и институтами гражданского общества, что представляет собой сложное социально-организационное явление, поскольку затрагивает множество связей и аспектов совместной деятельности в существующей непростой ситуации.

Проблема охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях пандемии приобрела комплексный характер, став и правовой, и экономической,

150

и политической, и социальной задачей, охватив фактически все сферы социального бытия.

В период коронавируса выход на улицу либо в какое-то конкретное общественное заведение без наличия на то уважительной или предусмотренной законом причины следует считать административным правонарушением. В подобных случаях на полицию общественной безопасности возлагаются полномочия особой важности, связанные не только с охраной общественного порядка, но и с осуществлением мер по борьбе с распространением инфекции, которые, в свою очередь, направлены на сокращение количества заболевших граждан.

Для наиболее эффективного выявления лиц, которые несут в себе потенциальную угрозу общественной безопасности в подобных условиях, а также предотвращения рисков заражения коро-навирусной инфекцией сотрудниками полиции, следует осуществлять специальные мероприятия.

Предварительным этапом специальных мероприятий стало изучение и анализ тенденций угроз и оценка рисков. Этот процесс направлен на исследование природы и формы угроз безопасности.

В последние годы наблюдается всплеск интереса к управлению рисками в бизнесе, государственном секторе и обществе в целом. Управление рисками необходимо в процессе выявления потенциальных угроз, достижения поставленных целей полиции и обеспечения эффективного управления ими.

Кроме того, эффективное управление рисками позволяет полиции продуктивно планировать выполнение своей работы, зная, какие ситуации могут помешать достижению ее целей, путем принятия мер по предотвращению возникновения рисков, что, следовательно, сэкономит ресурсы и время полиции.

Под риском понимается любая опасность или ее неблагоприятное воздействие на экономическую или социальную среду. Скорее, оценка риска является ключом к попытке предвидеть последствия нашей окружающей среды и действия, которые мы предпринимаем для достижения наших целей [2, с. 180-181].

В Концепции национальной безопасности Монголии (п. 3.5.5.1) указывается, что «будут предусмотрены меры по оценке рисков и смягчению их последствий для каждого типа природного или человеческого фактора или стихийного бедствия технического происхождения»1. В связи с этим на основе достоверной информации, тщательных исследований и расчетов принимаются меры по предотвращению и защите от возможных негативных событий. Достовер-

1 Об утверждении Концепции национальной безопасности Монголии [Электронный ресурс]: постановление Великого Государственного Хурала Монголии от 15 августа 2010 г. № 48. URL: http:// www.nsc.gov.mn/sites/default/files.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

ная информация и объективные результаты исследований могут быть получены только путем определения точной оценки рисков.

На наш взгляд, представляется целесообразным внедрение международных стандартов, принципов, процессов и методов управления рисками в деятельность полиции общественной безопасности. Такие мероприятия обеспечат формальный процесс принятия решений, а также дадут возможность взаимодействовать с заинтересованными сторонами в целостном смысле.

В настоящее время правовая база для контроля над рисками и угрозами со стороны полиции Монголии не отвечает требованиям.

В Программе развития полиции Монголии указывается о необходимости внедрения системы управления рисками в деятельность полиции [6]. Более того, приказом начальника Главного управления полиции Монголии был утвержден порядок мониторинга оценки деятельности полиции2. Данным приказом регулируются цели, задачи, оперативные процессы, их мониторинг и оценка результатов.

В одном из основных направлений государственной политики в области защиты от стихийных бедствий отмечается: «оценка рисков для каждого вида стихийных и техногенных катастроф и технических катастроф должна быть организована на национальном уровне» [3]. Институтом оценки риска катастроф разработано руководство «Методология оценки риска катастроф для учреждений и организаций» [7].

Оценка риска состоит из трех типов: оценка опасности, оценка уязвимости и оценка потенциала.

В данном руководстве разработаны различные подходы к оценке риска наводнений, землетрясений, химических аварий, пожаров и т. д.

Угрозы, опасности, их последствия и условия различны и наиболее эффективный способ их устранения заключается в выявлении рисков. В целях принятия эффективных мер по управлению рисками, посредством выявления и оценки их на международном уровне установлен Международный стандарт по управлению рисками ISO 31000: 2018 «Менеджмент риска — Руководство» (далее — Международный стандарт по управлению рисками ISO 31000: 2018) [4]. Управление рисками — это деятельность, основанная на стандарте или руководстве по риск-менеджменту, которая осуществляется поэтапно с помощью комплексного процесса принятия решений.

Согласно стандарту управление рисками включает в себя ряд этапов:

2 О порядке организации и проведении мониторинга оценки деятельности полиции: приказ начальника Главного управления полиции Монголии от 5 декабря 2014 г. № 842.

— определить перспективы и тенденции;

— прогнозировать будущее развитие на основе информации;

— проанализировать вероятное будущее и выработать политику [8, с. 76—85]. Управление рисками поможет спрогнозировать возникновение угроз для общественности, проконтролировать эти риски и своевременно предупредить.

Международный стандарт по управлению рисками ISO 31000: 2018 представляет собой рекомендации по управлению рисками, с которыми сталкиваются организации; описывает процесс управления рисками: сфера влияния, определение рисков, анализ рисков, оценка риска, принятие мер, консультационные услуги, отчетность и мониторинг [4]

Анализ литературы, связанной с управлением рисками, показывает наличие различных структур, которые определяют критические шаги, необходимые для эффективной программы управления рисками. Однако большая часть литературы по этой теме написана об управлении экономическими и финансовыми рисками. Система оценки для управления профессиональными рисками, которая могла бы использоваться правоохранительными органами полиции, в настоящее время недостаточно разработана.

Работа полиции сопряжена с повышенным риском по сравнению со многими другими профессиями. Сотрудники полиции сталкиваются с рядом рисков на работе: смерть, нападения, сердечные и инфекционные заболевания, физические травмы во время автомобильных аварий, нарушения зрения и т. д. Риски варьируются в зависимости от выполняемой задачи, например, выполнение служебных обязанностей, участие в уличных беспорядках, задержание правонарушителей, даже выполнение повседневных дел в офисе перед компьютером несет за собой определенные риски.

Для повышения эффективности управления рисками в деятельности полиции общественной безопасности, по нашему мнению, необходимо разработать систему оценки рисков, которая включала бы в себя следующие элементы:

— оценка риска публичных мероприятий;

— оценка риска терроризма и экстремизма;

— определение каждой из областей общественной безопасности, например, оценка рисков для защиты потенциально опасных предметов и багажа;

— оценка рисков при проведении массовых мероприятий с целью обеспечения общественной безопасности;

— обеспечение правовой основы для проведения оценки рисков с целью реализации функций полиции;

— внесение соответствующих понятий и определений в законодательство;

— подготовка специалистов и групп по оценке рисков;

— проведение учебных курсов и семинаров для юристов в сертифицированных университетах в области «управления рисками».

В постановлении Правительства Монголии «Об утверждении программы развития полиции»3 (п. 5.1.1) указывается о необходимости внедрения системы управления эффективностью рисками в деятельность полиции. Следует отметить приказ Министра юстиции Монголии «Методология оценки рисков для учреждений и организаций в рамках Министерства юстиции»4, в котором также рассматриваются вопросы управления рисками, связанными с правоохранительной деятельностью, и установления процедур разработки планов внутреннего аудита [5]. Однако, по нашему мнению, данное положение не решает основную проблематику в этой области.

Представляется целесообразным дополнить Закон Монголии «О полиции»5 положением «Внедрение системы управления рисками в деятельность полиции». Изменения рекомендуется внести на основе международного стандарта ISO 31000: 2018. На наш взгляд, эти нормативные правовые акты позволят прийти к единому пониманию оценки риска в сфере обеспечения общественной безопасности и повысят эффективность принятия и реализации управленческих решений.

Полиция должна проводить оценку рисков во время массовых мероприятий в связи с разработкой плана безопасности. Успешная организация таких мероприятий возможна при четком расчете, планировании и своевременном реагировании на возможные риски. В некоторых зарубежных странах полиция проводит обязательную оценку рисков, чтобы обеспечить защиту от опасностей на массовых мероприятиях, безопасное и успешное проведение мероприятий [1].

На основании вышеизложенного уместно сделать некоторые выводы.

Представляется целесообразным создать правовую основу для проведения оценки рисков с целью реализации функций полиции в сфере обеспечения общественной безопасности, выполнения правовых и организационных мер (решение поставленных задач квалифицированной группой, состоящей из экспертов).

Совершенствуя правовую базу, организацию и методику оценки рисков в области обес-

3 Об утверждении программы развития полиции: постановление Правительства Монголии от 14 марта 2014 г. № 79.

4 Методологии оценки рисков для учреждений и организаций в рамках Министерства юстиции: приказ Министра Монголии от 12 марта 2013 г. № А/248.

5 О полиции: закон Монголии от 9 февраля 2017 г.

печения общественной безопасности, планирование и реализацию соответствующих мер реагирования на опасные ситуации, сотрудники органов внутренних дел обеспечат основу для улучшения практики деятельности полиции общественной безопасности. При этом необхо-

димо разработать методическое обеспечение оценки риска в каждой области общественной безопасности в соответствии с международными стандартами и подробным описанием процессов оценки риска и угроз общественной безопасности.

152

Список литературы:

1. Бермаханова Ж. О. Кадровые риски в управлении полицией России и Казахстана (сравнительно-правовой анализ) // Юридическая техника. 2019. № 13.

2. Дербинская Е. А., Касперович С. А. Основные подходы к трактовке содержания понятия риска // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов XII Международной научно-практической конференции / отв. ред. К. К. Шебеко. 2018.

3. Институт оценки риска катастроф: обзор. URL: https: // ecrc .mn/ media/ ecrc/content/ researcher-meeting/second/Gamshig_sudlaliin_ hureelen.pdf (дата обращения: 05.10.2020).

4. Международный стандарт ISO 31000:2018 «Управление рисками — Руководство». URL: https://www.praxiom.com/iso-31000-sample5.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

5. Политика внутреннего аудита деятельности полиции. URL: http://police.gov.mn/p/703 (дата обращения: 18.10.2020).

6. Программа развития полиции. URL: https://www.legalinfo.mn/annex/ details/6264?lawid=9842 (дата обращения: 12.10.2020).

7. Методология оценки рисков для учреждений и организаций в рамках Министерства юстиции. URL: http://resource3. sodonvision.com/lawuniversity/file/2015/1/ cyg32xnn1muwnhnj1k8qwqvzc/Ersdliin unelgee khiikh argachlal-zuvlumj.docx (дата обращения: 04.10.2020).

8. Степкин Р. М, Голубятникова Ю. Ю, Баталова М. Е. Паспорт риска как оперативная мера интегрированного управления рисками // Проблемы анализа риска. 2020. Т. 17. № 4.

9. Фомин П. П. Общественный порядок и общественная безопасность: понятие и соотношение // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э. А. Дидоренко. 2017. № 1 (2).

Для цитирования:

Батмунх Бужинлхам. Управление рисками

в деятельности полиции общественной безопасности Монголии // Труды Академии управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МВД России. 2021. № 2 (58). С. 148-152.

References:

1. Bermahanova Zh. O. Kadrovye riski v upravlenii policiej Rossii i Kazahstana (sravnitel'no-pra-vovoj analiz) // Yuridicheskaya tekhnika. 2019. № 13.

2. Derbinskaya E. A., Kasperovich S. A. Osnovnye podhody k traktovke soderzhaniya ponyati-ya riska // Ustojchivoe razvitie ekonomiki: sos-toyanie, problemy, perspektivy: sbornik trudov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otv. red. K. K. SHebeko. 2018.

3. Institut ocenki riska katastrof: obzor. URL: htt-ps://ecrc.mn/media/ecrc/content/researcher-meeting/second/Gamshig_sudlaliin_hureelen. pdf (data obrashcheniya: 05.10.2020).

4. Mezhdunarodnyj standart ISO 31000:2018 «Upravlenie riskami — Rukovodstvo». URL: https://www.praxiom.com/iso-31000-sample5. pdf (data obrashcheniya: 18.03.2021).

5. Politika vnutrennego audita deyatel'nosti policii. URL: http://police.gov.mn/p/703 (data obrashcheniya: 18.10.2020).

6. Programma razvitiya policii. URL: https://www. legalinfo.mn/annex/details/6264?lawid=9842 (data obrashcheniya: 12.10.2020).

7. Metodologiya ocenki riskov dlya uchrezh-denij i organizacij v ramkah Ministerstva yus-ticii. URL: http://resource3.sodonvision.com/ lawuniversity/file/2015/1/cyg32xnn1muwnhn-j1k8qwqvzc/Ersdliin unelgee khiikh argachlal-zuvlumj.docx (data obrashcheniya: 04.10.2020).

8. Stepkin R. M, Golubyatnikova Yu. Yu., Botalova M. E. Pasport riska kak operativnaya mera inte-grirovannogo upravleniya riskami // Problemy analiza riska. 2020. T. 17. № 4.

9. Fomin P. P. Obshchestvennyj poryadok i ob-shchestvennaya bezopasnost': ponyatie i sootnoshenie // Vestnik Luganskoj akademii vnutrennih del imeni E. A. Didorenko. 2017. № 1 (2).

For citation:

Batmunh Buzhinlham. Risk management in the public security police of Mongolia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2 (58). P. 148-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.