4. Krutsevich, T.Yu. and Bilichenko, E.A. (2011), "Sexual dimorphism and gender policy in questions of physical training and sport", Sports medicine. Scientific-theoretical journal of National university of physical training and sport of Ukraine, No. 1-2, pp. 23-27.
5. Sobolev, D.V. (1998), Pedagogical and physiological aspects of selection and training of football players, dissertation, St. Petersburg.
6. Goy, R.M. and Resko, J.A. (1972), "Gonadal hormones, behavior of normal and pseudohtr-mophroditic human female primates", Receipt. Progr. Hormone Res, No. 28, pp. 707-723.
Контактная информация: tanjasob@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.04.2016
УДК 37.01
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ
ПОЛИЦИИ
Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических, наук, доцент,
Михаил Игоревич Соколов, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье на основе педагогического анализа принципов обеспечения безопасности, обеспечения общественной безопасности, деятельности полиции, выделены и рассмотрены воспитательные аспекты данных принципов и их значение для подготовки и деятельности сотрудников полиции.
Ключевые слова: сотрудники полиции, принципы деятельности полиции, воспитательные аспекты деятельности полиции, общественная безопасность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p263-268
EDUCATIONAL ASPECTS OF THE PRINCIPLES FOR PROVISION OF PUBLIC SAFETY IN POLICING ACTIVITY
Mikhail Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Igorevich Sokolov, the competitor, The St. Petersburg Military Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg
Annotation
In the article, on the basis of the pedagogical analysis of the principles of security, including the public safety, police, there have been identified and examined the educative aspects of these principles and their implications for the training and policing.
Keywords: police, principles of policing, educational aspects of policing, public safety.
Общественная безопасность является одним из основных приоритетов российского государства и общества. Положения, касающиеся обеспечения общественной безопасности, изложены в целом ряде нормативных правовых актов, таких как, Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [8], Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 года) [7], Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года) [2].
Особо внимание в указанных документах обращается на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в решении задач обеспечения общественной безопасности. Также подчеркивается важность в решении данных задач процесса гражданского воспитания и в целом конструктивного взаимодействия сил обеспечения
общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации.
Среди сил обеспечения общественной безопасности важнейшее место занимают органы внутренних дел и, непосредственно, полиция, которая, как гласит первый пункт Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [9]. Приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Несомненно, что деятельность по обеспечению общественной безопасности, включая и деятельность полиции, должна базироваться на определённых основах, главных положениях, ключевых правилах - то есть на том, что в современной науке и практике понимается и выделяется как принципы. Термин «принцип» входит в категориальный аппарат целого ряда научных дисциплин. В целом, в общенаучном смысле, принцип (от лат. principio - основа, начало) понимают основное, исходное положение какой-либо теории, учения, главное правило деятельности, играющее методологическую роль. В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой принцип трактуется как «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; убеждение, взгляд на вещи» [3].
Примечательно, что и в уже указанных ранее нормативных правовых актах, по-свящённым вопросам обеспечения общественной безопасности, выделяются соответствующие принципы.
Так, в статье 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» указаны следующие основные принципы обеспечения безопасности: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности [8].
В Концепции общественной безопасности в п.27 перечислены принципы обеспечения общественной безопасности, включающие следующие:
а) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
б) законность;
в) системность и комплексность применения силами обеспечения общественной безопасности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по обеспечению общественной безопасности;
г) приоритет профилактических мер по обеспечению общественной безопасности;
д) взаимодействие сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности [2].
Заметим, что вышеприведённые перечни принципов двух основных документов в вопросах обеспечения, как в целом безопасности, так и непосредственно общественной безопасности, полностью совпадают в части формулировок первых двух, по сути базовых, принципов. Принципы же с третьего по пятый по своему содержанию примерно идентичны, различаясь только формулировкой одних и тех же, по большому счету, по-
ложений.
Это представляется вполне логичным, поскольку принципы обеспечения общественной безопасности, приведённые в Концепции общественной безопасности, опираются, по своей сути, на принципы обеспечения безопасности, изложенные в Федеральном законе от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», являющиеся в определённой степени первичными, исходными, для принципов, указанных в Концепции [8; 2].
В современных условиях государством и обществом, в контексте решения задач обеспечения общественной безопасности, самое серьезное внимание уделяется совершенствованию деятельности сотрудников полиции. В значительной степени этому был придан новый импульс после подписания в конце 2009 года указа Президента России «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и последовавшего затем выхода Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» [9].
Следует отметить, что в законе «О полиции» (Глава 2. Принципы деятельности полиции) также, как и в законе «О безопасности» и в Концепции общественной безопасности, содержится перечень ряда принципов - принципов деятельности полиции. К таким принципам законодателем отнесены:
- соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;
- законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем [9].
При этом необходимо признать, что и в ранее действующем (до принятия закона «О полиции») Законе Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 был приведен перечень соответствующих принципов [1]. Так, в статье 3 «Принципы деятельности милиции» закона «О милиции» указывалось, что «деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности» [1]. В этой же статье далее отмечалось, что милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [1]. То есть можно признать достаточно существенную преемственность формулировок принципов ныне действующих закона «О безопасности» и Концепции общественной безопасности с принципами, ранее изложенными в законе «О милиции».
Таким образом, анализ показывает, что в Федеральном законе «О полиции», наряду с указанием ряда принципов, ставших уже достаточно традиционными для сферы обеспечения общественной безопасности, такими, как законность и защита (соблюдение, уважение) прав и свобод человека и гражданина, впервые был включен и ряд новых принципов деятельности полиции, в частности, таких как открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и современных технологий.
При этом следует особо отметить, что если в действовавшем до 2011 года законе «О милиции» (как впрочем, и в законе «О безопасности» и Концепции общественной безопасности») содержался лишь перечень определенных принципов (деятельности милиции, обеспечения безопасности, обеспечения общественной безопасности), то в Федеральном законе «О полиции» впервые изложению принципов (деятельности полиции) посвящена целая глава, занимающая в тексте закона три страницы. Также необходимо подчеркнуть, что в законе «О полиции» каждому принципу посвящена отдельная статья закона, в каждой из которых содержание принципа достаточно подробно раскрывается в
целом ряде пунктов (от четырех до восьми).
Заметим, что приведенный в законе «О полиции» перечень принципов воспроизведен и в последней редакции такого нормативного правового акта, как Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 (ред. от 12.02.2015)
«Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» [4]. В данном приказе отмечается, что деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции строится в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
Таким образом, обеспечение общественной безопасности является в современных условиях одной из важнейших задач российского государства, органов внутренних дел, полиции. Решение этой задачи, как показал проведенный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих сферу обеспечения общественной безопасности, должно опираться на ряд базовых положений - принципов. Наиболее расширенное представление и развернутое изложение таких принципов - принципов деятельности полиции приведено в Федеральном законе от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» [9].
Анализ положений всех приведенных в законе «О полиции» принципов деятельности полиции, и, непосредственно идей, заложенных в таких принципах, как открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки, современных технологий показывает, что в современной теории и практики, в профессиональной подготовке и деятельности сотрудников полиции по обеспечению общественной безопасности возрастает значение воспитательных аспектов принципов обеспечения общественной безопасности, и в этой связи -знания и реализации в деятельности сотрудников полиции современных гуманитарных, педагогических, воспитательных технологий.
В этой связи, особо следует отметить указанный в законе «О полиции» принцип общественного доверия и поддержки граждан, согласно котором сотрудники полиция при осуществлении своей деятельности должны обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан [9]. Его реализация способствует воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений. Важно отметить, что в настоящее время сотрудник полиции взаимодействует, прежде всего, с теми, кто в большинстве своём являются вполне законопослушными российскими гражданами. В работе сотрудника полиции с гражданами не должно быть силового давления, некорректного воздействия, нормативно необоснованных и психолого-педагогических нецелесообразных технологий, методов, средств, приемов воздействия. Обоснование и реализация воспитательных аспектов принципов обеспечения общественной безопасности обусловливает потребность разработки не только научных положений, практических рекомендаций, но и включение применения воспитательных технологий в качестве важной служебной обязанности сотрудника полиции, условия совершенствования его служебной деятельности, обеспечения эффективности органов внутренних дел.
Воспитательные аспекты в деятельности сотрудников полиции должны реализо-вываться в контексте соблюдения сотрудником, как своих обязанностей, так и конституционных прав и свобод гражданина и личности в их единстве, во взаимоучете и уважении прав, обязанностей и ограничений.
В процессе гуманизации жизни российского общества, расширенного использования гуманитарных технологий, в том числе, в деятельности сотрудников органов внутренних дел, термин «воздействие» стал ограничивать сферу и способы влияния и взаимодействия между сотрудниками полиции и гражданами. В практике отечественных органов внутренних дел под воздействием, как правило, понималось наказание, принужде-
ние, давление и другие подобного рода действия. При этом практически не принималась позиция самого гражданина как человека, как свободной личности, его активная деятельная позиция. Соответственно, только воздействие сотрудников полиции России на граждан ограничивает их заинтересованное сотрудничество и не способствует реализации заложенного в законе «О полиции» принципа взаимодействия и сотрудничества [9]. Примечательно, что такая позиция, закрепленная в законе «О полиции», вполне созвучна современным педагогическим подходам гуманизации отношений, субъект-субъектного взаимодействия и педагогики сотрудничества [5, 6]. С учетом этого, реализация воспитательных аспектов в деятельности сотрудников полиции должна основываться на субъект-субъектных взаимодействиях, идеях педагогики сотрудничества. При этом не исключается собственно служебное воздействие, вплоть до принуждения, однако ни в коем случае не ограничиваясь только им.
Такое понимание позволяет дополнить изложенное в ст. 11 закона «О полиции» понимание принципа использования в деятельности полиции достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем еще и воспитательным аспектом - как обеспечение общественной безопасности посредством использования в деятельности сотрудников полиции современных воспитательных технологий, достижений психологии и педагогики.
В целом, воспитательные аспекты принципов обеспечения общественной безопасности в деятельности сотрудников полиции можно рассматривать как совокупность базовых положений педагогики и теории воспитания, а также методов, способов и приемов воспитательных воздействий и взаимодействий в процессе решения сотрудниками полиции задач обеспечения общественной безопасности. В этой связи, постановка и достижение целей воспитания граждан в контексте обеспечения общественной безопасности должно занимать важное место в деятельности сотрудников полиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 [Электронный ресурс] // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 503 (документ утратил силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ). - URL : http://base.garant.ru/10103710/. -Дата обращения 01.02.2016.
2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации : утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685 [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/. - Дата обращения 01.02.2016.
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Азъ, 1992. - 955 с.
4. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_75673/. - Дата обращения 01.02.2016.
5. Стародубцев, М.П. Воспитательные технологии обеспечения общественной безопасности в деятельности сотрудников полиции / М.П. Стародубцев, М.И. Соколов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 156-163.
6. Стародубцев, М. П. Развитие общекультурных компетенций сотрудников полиции как педагогическое условие решения задач обеспечения общественной безопасности / М.П. Стародубцев, М.И. Соколов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 163-168.
7. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/. - Дата обращения 01.02.2016.
8. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12181538/. - Дата обращения 01.02.2016.
9. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/. - Дата
обращения 01.02.2016.
REFERENCES
1. Law Russian Federation dated 18.4.1991. No. 1026-1 "About militia", available at: http://base.garant.ru/10103710/.
2. The concept of public security in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation, 14.11.2013 № 2685), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/.
3. Ozhegov S.I. and Shvedova N.Yu. (1992), Explanatory dictionary of the Russian language, Azimuth, Moscow.
4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 29.01.2008 No. 80 (ed. by 12.02.2015) "Questions of the organization of activity offront divisions of a security guard and patrol service of police", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_75673/.
5. Starodubtsev, M.P. and Sokolov, I.M. (2015), "Educational technology to ensure public safety in the activities of police officers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 156-163.
6. Starodubtsev, M.P. and Sokolov, M.I. (2015), "Development of cultural competence of police officers as a pedagogical condition of solving problems of public safety", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 163-168.
7. The Decree of the President of the Russian Federation dated 12.05.2009 No. 537 (ed. by 01.07.2014), "The national security strategy of the Russian Federation up to the year 2020", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/.
8. Federal law dated 28.12.2010 No. 390 "About security", available at: http://base.garant.ru/12181538/.
9. The Federal law from 07.02.2011 No. 3-FZ (ed. by 13.07.2015) "On police", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/.
Контактная информация: pfanmp@mail.ru
Статья поступила в редакцию 02.04.2016
УДК 796.72
СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МОТОКРОССМЕНА КАК
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Виктор Анатольевич Столяров, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Структура физической подготовленности мотокроссмена рассмотрена как иерархическое образование и результат физической подготовки в системе спортивной тренировки. Общая физическая подготовленность - как ее составляющая служит базой специальной физической подготовленности. Ее образуют основные физические качества, а вторую - интегрированные формы (виды) основных физических качеств и соревновательные качества. Наличие комплекса таких качеств - это основа разносторонней спортивной подготовленности мотокроссмена, прежде всего, повышения его тактико-технического мастерства и в итоге - высокой результативности соревновательной деятельности.
Ключевые слова: мотокросс, физические качества, соревновательные качества, иерархичность, структура физической подготовленности.