Управление рисками участников цифрового финансового рынка посредствам усовершенствованной концепции
I V V
цифровой экспериментальной среды (регулятивной песочницы)
Пискарев Дмитрий Михайлович,
аспирант, кафедра "Финансовые рынки", РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected]
Инструмент регулятора финансового рынка «регулятивная песочница» в настоящий момент активно применяется или готовится к применению в развитых и развивающихся странах, в том числе и в Российской Федерации. Цифровая экспериментальная среда - авторская трактовка регулятивной песочница - позволяет проводить живое, ограниченное по времени тестирование инновационного финансового продукта или услуги под постоянным надзором и в содействии с регулятором, позволяя снижать риски не только регулятора и остальных участников цифрового финансового рынка, по и конечных потребителей услуги, повышая безопасность и надежность последних. В статье предлагается усовершенствованная концепция регулятивной песочницы, в основу которой легли лучшие практики подобных регуляторных инструментов зарубежных стран. Также представлены принципы организации цифровой экспериментальной среды, альтернативные методы управления цифровыми инновациями на цифровом финансовом рынке. Ключевые слова: цифровые регулятивные технологии, финансовые технологии, управление рисками, риск соответствия, правовые риски, финансовые рынки, регулятивная песочница.
о см о см
О!
^
н
О Ш
т
X
<
т О X X
Распространение финансовых технологий естественным образом влечет за собой совершенствование цифровых регулятивных - технологические новации в области финансового регулирования деятельности участников цифрового финансового рынка и управления их рисками.
Регулирование - его несостоятельность либо недостаточность - является общей для всех участников финансового рынка и сложной проблемой, связанной с поиском методов, инструментов управления рассматриваемыми в статье комплаенс рисками участников рынка и рисками регулятора.
Участникам цифрового финансового рынка необходим регулятивный инструмент снижения рисков, ограничивающих внедрение инноваций. Таковым, по нашему мнению, является цифровая электронная среда (ЦЭС).
Можно выделить следующие группы рисков участников цифрового финансового рынка, количественная оценка которых обеспечивается применением ЦЭС.
1. Риски регулятора - риск влияния инновационной технологии на финансовый рынок и экономику страны:
2. Риски участников цифрового финансового рынка - финансовых институтов или финтех-компа-ний: комплаенс-риски после выхода из ЦЭС; риски нерентабельности регулируемой деятельности - риск превышения затрат на комплаенс над добавленной стоимостью от реализации инновационного продукта.
Важно выделить риск, возникающий при использовании регулятором ЦЭС в качестве RegTech-инструмента управления. Риск несостоятельности ЦЭС (или парадокс песочницы) - одновременное существование двух категорий рисков: риск наличия высоких барьеров для доступа к участию в ЦЭС (другими словами, риск ограниченности ресурсов регулятора для справедливого отбора проектов); риск возникновения искусственного конкурентного преимущества для участников ЦЭС за счет неверного трактования потребителями инновационного продукта или услуги, а также цели и задач ЦЭС.
Кроме этого, парадокс цЭс (регулятивной песочницы) представляет собой специфическую совокупность рисков, не получившую должного внимания со стороны исследователей. Помимо поощрения инноваций финансового рынка, ЦЭС обладают потенциалом предоставления определенных экономических привилегий выборочному набору компаний без распространения этих же привилегий на другие фирмы, находящиеся в аналогичном положении и реализующие схожие проекты. Поскольку одной из ключевых задач ЦЭС является снижение комплаенс-издержек, допущенные к участию в песочнице участники цифрового финансового рынка могут получить несправедливое конкурентное преимуще-
ство. Тесное взаимодействие между бизнесом и государством потенциально может привести к разрешению указанных неопределенностей, а также к большей прозрачности регулирования в целом.
В практику финансового регулирования в качестве инструмента управления рисками участников посредством их тестирования и поддержки их инновационных решений внедряются ЦЭС.
Цифровая экспериментальная среда, ЦЭС, (а также регулятивная песочница или регулятивный фреймворк) — это инструмент управления рисками, позволяющий проводить живое, ограниченное по времени тестирование цифровых инноваций под надзором регулятора. Тестирование состоит из четырех основных этапов: подача заявки, её рассмотрение регулятором на предмет соответствия требованиям входа, тестирование и принятие решения о допуске цифровой инновации на открытый рынок.
Новые финансовые продукты, технологии и бизнес-модели проверяются и тестируются в соответствии с набором заранее определенных правил, требований регулятора и соответствующих мер безопасности, в частности в области защиты прав потребителей цифровой финансовой услуги или продукта.
Таким образом, ЦЭС представляет собой некую обособленную экспериментальную платформу для участников рынка, тестирующие инновационного финансового решения в реальном времени с привлечением реальных клиентов, предварительно давших согласие на участие в эксперименте. Организатором, консультантом и контроллером является финансовые регулятор, в обязанности которого входит также техническая поддержка. По истечении срока тестирования, а также в случае достижения целей эксперимента участники выходят на открытый рынок.
Требования к цЭс могут различаться в зависимости от политики регулятора, но, как правило, имеют следующие общие характеристики:
- срок тестирования ограничен и заранее установлен;
- ограниченное число потребителей финансовой услуги участвует в эксперименте;
- фреймворк должен обязательно содержать положения о защите прав потребителей, а также компенсационный пакет для клиентов - потребителей тестируемого цифрового продукт, давших согласие на участие;
- в ходе тестирования продукта или услуги участники песочницы должны предоставлять всю релевантную информацию регулятору.
ЦЭС создает благоприятную и в то же время ограниченную как по времени, так и по охвату рынка среду, в которой действующие юридические лица, финансовые институты или финтех-компании, а также стартапы экспериментируют с инновациями на грани или даже за пределами существующей нормативно-правовой базы.
ЦЭС, во-первых, снижает стоимость инноваций, по-средствам снижения ожидаемых расходов, связанных как с длительными сроками проведения процедур утверждения финансового продукта или услуги, а также необходимостью в привлечении дополнительных средств (к примеру, привлечение внешнего консультанта) на обеспечение процесса адаптации финансового продукта или услуги к действующим регулятивным нормам и правилам; во-вторых, уменьшает барьеры для входа на фи-
нансовый рынок и позволяет регулирующим органам аккумулировать важные сведения для последующей разработки регуляторных и надзорных правил.
Результатом успешного тестирования могут быть полное или частичное внедрение инновации; изменения в действующем регулировании; решение о прекращении тестирования.
Кроме того, ЦЭС позволяют расширить возможности регуляторов. Способствуя более открытому и активному диалогу с новаторами, песочницы помогают разрешить конфликт между, с одной стороны, необходимостью строго регулирования участников финансового рынка, а с другой - содействием инновациям.
При рассмотрении вопроса о запуске ЦЭС регулирующие органы должны выделить достаточное финансирование на ее реализацию.
Таким образом, ЦЭС может стать эффективной моделью регулирования инноваций на цифровом финансовом рынке и управления рисками участников. Учитывая накопленный международный опыт, сформируем перечень рекомендаций Банку России касаемо модернизации критериев доступа к эксперименту в ЦЭС, оценки итогов тестирования и способов контроля за ходом тестирования.
В разделе 3 аналитической записки Банка России предложения по созданию особой экспериментальной платформы определено, что ЦЭС Центрального Банка будет состоять из двух этапов: «тестирование» и «ограниченный регулятивный эксперимент», а также представлены укрупненные шаги по реализации плана с учётом опыта Великобритании, Сингапура и Австралии. В то же время Банком России не был учтен в достаточной степени опыт других стран, успешно внедривших регулятивный фреймворк на финансовый рынок, в частности, Малайзии, Бермудских островов, Бахрейна и Съерра-Леоне. Также в документе не обозначены основные цели запуска фреймворк и критерии отбора инновационных проектов для тестирования.
Цель ЦЭС и критерии входа должны быть предельно понятными для участников, структурированными и публичными для обеспечения высокой степени прозрачности процесса.
В ходе анализа международного опыта создания ЦЭС было выявлено, что основными задачами фреймворка являются: развитие рынка финансовых продуктов и услуг за счет создания эффективной конкурентной среды, поддержание целостности финансового рынка путем разработки основанных на реальных данных подходов к регулированию, повышение доступности финансовых услуг, поддержание стандартов ПОД/АТФ, обеспечение стабильности функционирования финансовых институтов, поддержание наивысших стандартов доверия клиентов, внедрение инновационных бизнес-моделей на финансовый рынок.
Ключевые различия между существующими ЦЭС исходят из критериев приемлемости, гарантий и требований к тестированию, организационной структуры и прочих деталей. К примеру, внутри регулятивного фреймворка может быть применено бининг-тестирование, т.е. распределение компаний-участников на подгруппы с целью оптимизации процессов контроля за выполнением эксперимента.
Автор выделяет две основные модели ЦЭС:
- Биннинг-тест. Каждый инновационный проект или схожая подгруппа инновационных проектов рассматри-
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о сч о сч
о ш m
X
3
<
m О X X
вается индивидуально, и в зависимости от природы продукта или услуги применяются индивидуальные послабления в части соответствия нормативным требованиям (Великобритания, Канада, Сингапур)
- Универсальный тест. Компаниям предоставляются универсальные послабления без рассмотрения каждого проекта индивидуально (Австралия).
Кроме того, указанные виды могут подразделяться на модели с возможностью продления сроков тестирования и без. Как правило, в песочнице, построенной по модели «биннинг-тест», компании участники могут продлить сроки при условии заблаговременного уведомления регулятора, а также указания причин и плана реализации целей.
Важно осознавать следующие риски применения ЦЭС: создание искусственных конкурентных репутаци-онных преимуществ для компаний, участвующих в песочнице; возможность потенциального внесения неопределенности на финансовый рынок; содействие возникновению деструктивных партнерских отношений между участниками фреймворка и регулятором.
Уместно подчеркнуть, что по своей природе ЦЭС представляют опасность для рыночной конкуренции, поскольку дают преимущество одним фирмам перед другими.
Также альтернативой песочнице является выжидательная стратегия (англ. wait-and-see), задача которой сводится к непрерывному отслеживаю новаторских тенденций. По сравнению с этими подходами цифровые экспериментальные среды представляются заметно более структурированными и в то же время объективно управляемыми, формальными с точки зрения технологии, ресурсоемкими (с точки зрения затрат регулятора на организацию и сопровождение).
При анализе зарубежного опыта создания центральными банками ЦЭС было выявлено, что внедрение инновации посредствам цифровой экспериментальной среды состоит из четырех основных блоков: подача заявки; оценка проекта/услуги; тестирование проекта/услуги в песочнице; принятие решения о выводе инновационного продукта на открытый рынок.
Согласно схеме (рисунок 1), время Т0 означает момент подачи финтех-компанией заявки на участие в ЦЭС. Заявка представляет собой анкету, как правило, содержащую несколько секций.
Форма-заявление ЦЭС Банка России позволяет получить только поверхностное представление о компании. Автор предлагает в первой секции заявления указать информацию об учредителе, включая наименование компании, индустрии, контактную информацию. Также заявитель должен кратко изложить структуру собственности компании, информацию о дочерних и зависимых обществах, а также предоставить перечень конечных бенефициаров и финансовую отчетность. При наличии необходимо указать иностранные филиалы, а также факт тесного взаимодействия с какой-либо финансовой организацией - добровольного участника тестирования, внутри которой планируется запустить тестирование продукта или услуги в песочнице.
Второй блок представляет собой детальное описание инновации, ключевые особенности проекта, включая: обоснование включения инновации под регулируемый периметр; подробное изложение всех нормативных требований, применимых к инновации, которые, по мнению заявителя, не могут быть соблюдены при действующем регулировании; обоснование необходимости тестирования технологии и ее ключевые преимущества;
доказательства существенного отличия инновации от продуктов и услуг, представленных на финансовом рынке на момент подачи заявления; обоснования преимуществ инновации для конечного потребителя; обоснование необходимости тестирования технологии на реальных клиентах внутри песочницы вместо бизнес-моделирования проекта; подтверждение готовности участия в песочнице.
Рисунок 1 - Блок-схема процесса внедрения цифрового проекта через ЦЭС Источник: разработка автора
Последний блок включает в себя изложение детального плана тестирования в ЦЭС, включая описание возможных результатов тестирования и соответствующий план действий в случае наступления неблагоприятного события (таблица 1).
Таблица 1
Сценарий Оптимистичный Удовлетворительный Пессимистичный
Описание Тест успешно завершён, инновационная технология готова к выходу на открытый рынок Тест успешно завершён, имеются устранимые недостатки (риски) Тест провален, технология не может быть размещена на открытом рынке
Источник: составлено автором
В таблице 2 представлены сроки рассмотрения для песочниц различных стран.
Таблица 2
Сроки рассмотрения заявки на участие в ЦЭС в различных
Страна Предельный срок рассмотрения заявки, дней
Сингапур 21
Тайвань 60
Тайланд 45
Малазия 15
Австралия 21 до 28
Великобритания До 180 (может быть и более в случае некорректной заявки)
Источник: составлено автором
Однако нецелесообразно устанавливать фиксированный временной интервал для полной оценки инновации в виду неоднородности предлагаемых технологий и высокой неопределённости в части нормативно-провой базы.
На основании проведенного исследования международного опыта внедрения ЦЭС правомерно выделить следующие основные критерии оценки цифровой инновации заявителя: состоятельность, инновацион-ность, необходимость, ограниченность, безопасность, эффективный риск менеджмент, готовность и мониторинг, планирование, профессионализм.
После одобрения заявки начинается стадия эксперимента. На этом этапе Центральный банк в сотрудничестве с заявителем должен обеспечить безопасные испытания предлагаемого продукта или услуги в соответствующей контролируемой среде.
В таблице 3 представлена информация по срокам тестирования для различных стран.
Таблица 3
Страна Продолжительность этапа тестирования
Австралия 12 месяцев
Гонконг Варьируется в зависимости от достижения намеченных целей
Индонезия 6 месяцев
Малайзия 12 месяцев
Сингапур Варьируется в зависимости от достижения намеченных целей
Тайвань 12 месяцев, возможность пролонгации на 6 месяцев 4 раза (при наличии планов и других обоснованных причин)
Великобритания От 3 до 6 месяцев
Источник: составлено автором
Заявитель должен уведомить своих клиентов, если таковые имеются, что продукт / услуга работает в рамках фреймворка ЦЭС.
Заявитель должен регулярно в заранее определенном формате предоставлять отчеты Центральному банку о ходе эксперимента. Также Центральный банк имеет право проводить выборочные проверки. По истечении срока действия лицензий протестированным участникам разрешается начать маркетинг финансовых услуг, тестируемых в песочнице, в более широком масштабе, если: регулятор подтверждает, что ожидаемые результаты были получены; финтех-компания готова выполнить все правовые и нормативные требования.
По завершении этапа эксперимента в песочнице заявитель должен быть официально уведомлен об успехе или неудаче испытания.
По окончании экспериментальной фазы ЦЭС особые нормативные требования, смягченные Центральным банком, теряют свою силу, и Заявитель должен выйти из песочницы на открытый рынок, если Центральный банк не уведомит об ином.
По результатам систематизации и обобщения опыта организации ЦЭС иностранными финансовыми регуляторами разработаны следующие принципы организации цифровой экспериментальной среды: ограниченность послаблений действующего регулирования; индивидуальный, но системный подход к анализу инновации; простота и прозрачность процесса подачи заявки; непрерывный мониторинг; инвариантность критериев трактования результатов как успешных, так и неудачных на протяжении всех этапов песочницы; безопасность и прозрачность в ходе эксперимента.
Литература
1. Пискарев, Д.М. Рынок цифровых технологий финансового сектора/Д.М.Пискарев // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 8. - С. 105-107.
2. Хоминич И.П. Об угрозах стабильности глобальной системы финансового регулирования / Хоминич И.П., Саввина О.В. //Финансы, 2018.
3. Хоминич И.П. RegTech как новое направление финансового регулирования / Хоминич И.П., Саввина О.В.// Финансы. Деньги. Инвестиции. № 3 (2017, ежеквартальный журнал). С. 20-24.
4. Пискарев, Д.М. Регулятивные песоч-ницы/Д.М.Пискарев // Мировой страховой рынок: современные тенденции развития и финансовые риски России: монография/И.П.Хоминич, Н.Ф.Челухина, О.В.Саввина, Л.Я.Маршавина, Е.Б.Шувалова, Е.В.Дик, Д.Г.Пере-пелица, Э.А.Асяева, Б.И.Трифонов, И.М.Ляльков, А.С.Соломенцев, Д.М.Пискарев, А.А.Хабаров. - М.: Ру-сайнс, 2018. - 410 с.
5. Авдеева, И. Л. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: Российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Научный журнал «Вопросы управления». - 2017. - №6 (49). (дата обращения:
15.12.2019).
6. Анохин, Н. В., Криптовалюта как инструмент финансового рынка [Электронный ресурс] // Научный журнал «Идеи и идеалы». - 2018. - №3 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/kriptovalyuta-kak-instrument-finansovogo-rynka (дата обращения:
22.05.2020).
7. Бакулина, А. А. Влияние финтеха на безопасность банковского сектора [Электронный ресурс] // Международный теоретический и научно-практический журнал «Экономика. Налоги. Право.». - 2018. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/vNyanie-finteha-na-bezopasnost-bankovskogo-sektora (дата обращения: 15.09.2019).
8. Бакулина, А. А. Совершенствование управления рисками в сфере налогообложения и тарифно-таможенного регулирования инновационной деятельности ОПК [Электронный ресурс] // Международный теоретический и научно-практический журнал «Экономика. Налоги. Право.». - 2017. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-riskami-v-sfere-nalogooblozheniya-i-tarifno-
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м о
tamozhennogo-regulirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.01.2020).
9. Баранов, С. «Информационные технологии в юридической деятельности» [Электронный ресурс] // Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Иркутск). 2016. - URL: https://www.elibrary.ru/iteiTi.asp?icl=24887273 (дата обращения: 12.11.2018).
10. Законопроект «О цифровых финансовых активах» [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности [сайт]. - 2018. - Март. -URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (дата обращения: 15.10.2018).
Risk management of digital financial market participants through an improved concept of a digital experimental environment (regulatory sandbox) Piskarev D.M.
Plekhanov Russian University of Economics The financial market regulator's "regulatory sandbox" tool is currently actively used or is being prepared for use in developed and developing countries, including the Russian Federation. The digital experimental environment - the author's interpretation of the regulatory sandbox - allows for live, time-limited testing of an innovative financial product or service under constant supervision and in cooperation with the regulator, allowing to reduce the risks not only of the regulator and other participants in the digital financial market, software and end consumers of the service. increasing the safety and reliability of the latter. The article proposes an improved concept of a regulatory sandbox, which is based on the best practices of similar regulatory instruments in foreign countries. The principles of organizing a digital experimental environment, alternative methods of managing digital innovations in the digital financial market are also presented. Key words: digital regulatory technology, financial technology, risk management, compliance risk, legal risks, financial markets, regulatory sandbox.
References
1. Piskarev, D.M. The market of digital technologies of the financial
sector / D.M. Piskarev // Innovations and investments. - 2019. -No. 8. - S. 105-107.
2. Khominich I.P. On threats to the stability of the global financial
regulation system / Khominich I.P., Savvina O.V. // Finance, 2018.
3. Khominich I.P. RegTech as a new direction of financial regulation
/ Khominich I.P., Savvina O.// Finance. Money. Investments. No. 3 (2017, quarterly magazine). S. 20-24.
4. Piskarev, D.M. Regulatory sandboxes / D.M. Piskarev // World
insurance market: modern development trends and financial risks in Russia: monograph / I.P. Khominich, N.F. Chelukhina, O.V. Savvina, L.Ya. Marshavina, E. Shuvalova, E.V. Dick, D.G. Perepelitsa, E.A. Asyaeva, B.I. Trifonov, I.M. Lyalkov, A.S. Solomentsev, D.M. Piskarev, A.A. Khabarov. - M .: Rusays, 2018 .-- 410 p.
5. Avdeeva, IL Development of digital technologies in economics
and management: Russian and foreign experience [Electronic resource] // Scientific journal "Management issues". - 2017. -No. 6 (49). (date of access: 15.12.2019).
6. Anokhin, NV, Cryptocurrency as an instrument of the financial
market [Electronic resource] // Scientific journal "Ideas and ideals". - 2018. - No. 3 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-instrument-finansovogo-rynka (date of access: 05/22/2020).
7. Bakulina, A. A. Influence of fintech on the security of the banking
sector [Electronic resource] // International theoretical and scientific-practical journal "Economics. Taxes. Right.". - 2018. -No. 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-finteha-na-bezopasnost-bankovskogo-sektora (date of access: 15.09.2019).
8. Bakulina, A. A. Improving risk management in the field of taxation
and tariff and customs regulation of the innovative activity of the defense industry [Electronic resource] // International theoretical and scientific-practical journal "Economics. Taxes. Right.". - 2017. - No. 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-riskami-v-sfere-nalogooblozheniya-i-tarifno-tamozhennogo-regulirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti (date of access: 01/11/2020).
9. Baranov, S. "Information technologies in legal activity" [Electronic
resource] // East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Irkutsk). 2016. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24887273 (date of access: 12.11.2018).
10. The draft law "On digital financial assets" [Electronic resource] // Legislative support system [site]. - 2018. - March. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (date accessed: 15.10.2018).
о
СЧ
о
es
О Ш
m
X
3
<
m О X X