Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 287-293.
УДК 342.9; 658
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: КРЫМСКИЕ
АСПЕКТЫ
Коноплев В. В., Плотникова Э. Д.
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
В статье проведен анализ реализации законодательства, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере цифровой экономики. Особое внимание уделено вопросам реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в Республике Крым. Отдельное внимание уделено порядку внедрения цифровых регулятивных песочниц в Российской Федерации. Установлено, что регулятивные «песочницы» целесообразно внедрять в тех регионах, в которых экономическое развитие осложнено различными факторами, в том числе географическим положением региона, сложившейся геополитической обстановкой. Сделан вывод, что внедрения одной из первых регулятивных платформ в рамках субъектов Российской Федерации в Республике Крым позволят обеспечить обращение безналичных денежных средств, что окажет позитивное влияние на банковскую систему, позволит привлечь дополнительное финансирование и инвестиции в Республику Крым.
Анализируя правовое регулирование порядка реализации цифровой экономики в Республике Крым установлено, что основными направлениями в данной сфере являются: повышение качества жизни граждан, проживающих на территории Республики Крым на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; развитие электронного правительства, информационного общества и цифровой экономики.
Ключевые слова: Цифровая экономика, правовое регулирование, регулятивная площадка, регулятивная «песочница», информационное общество, информационные технологии.
Активное развитие информационных технологий и их проникновение во многие институты экономики и государства определяют существующий исторический период как период становления цифровой экономики.
Данный период имеет существенные отличия от предшествующих этапов развития и становления информационных технологий формированием новых направлений деятельности в рамках глобальных цифровых платформ.
Основной характеристикой периода является внедрение информационных технологий в большинство существующих сфер деятельности, что в большей степени касается экономической сферы.
Развитие информационных технологий и их стимулирование, как задача государственного управления, требуют соответствующего нормативного правового регулирования.
Широкое распространение информационных технологий повлекло к изменениям, как в отдельных общественных отношениях, так и во всем обществе. Поскольку цифровая экономика несет в себе глобальный характер в сравнении с более традиционными моделями, важное значение имеет универсальность правового регулирования деятельности в этой сфере.
Особое значение имеет баланс подходов на национальном и международном уровнях.
287
В настоящее время существует неопределенность относительно применяемых к цифровой экономике норм, которая связана в том числе с различным правовым регулированием в правовых системах разных стран.
При этом нахождение решения данной проблемы затрудняется тем, что цифровая экономика является не структурированной системой, и правовое регулирование должно быть комплексным, поэтапным, направленным на различные сферы деятельности.
Исходя из научных исследований в данном вопросе правовое регулирование должно обеспечить достаточно гибкий правовой режим, при котором инновации будут развиваться без экономических и правовых рисков с возможностью изменяться в процессе регулирования.
Перспективы развития цифровой экономики в России стали особенно актуальны после слов Президента Российской Федерации в послании Федеральному Собранию, в котором Владимир Владимирович Путин назвал переход к цифровой экономике в числе стратегических принципов развития Российской Федерации. Последующие события подтвердили важность данных изменений посредством издания Указа Президента Российской Федерации №203 от 9 мая 2017 года, которым была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (далее - Стратегия развития информационного общества) [1].
В утвержденной в Российской Федерации Стратегии развития информационного общества определены основные цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики в сфере применения информационных и коммуникационных технологий. Целью стратегии является создание необходимых условий для формирования в Российской Федерации общества знаний. Приоритетным направлением является формирование информационного пространства с учетом потребностей в получении качественных и достоверных сведений, а также создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне.
Утвержденная Стратегия развития информационного общества содержит определение цифровой экономики - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Таким образом, цифровая экономика - это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и Интернет-торговля, и краудфандинг и прочее.
Главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерческую деятельность, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, а также интернет-игры.
Кроме этого, для урегулирования данной сферы распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2].
В эту программу входит автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», учрежденная несколькими ведущими организациями в данной сфере. Основными ее задачами является поддержка инновационных проектов и субъектов малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий.
Функции проектного офиса по реализации программы выполняет Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. В своей деятельности Аналитический центр руководствуется правилами разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Утвержденная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает ряд изменений в существующие нормативные правовые акты и формирование новых актов регулирования экономической сферы.
Таким образом, правовое регулирование цифровой экономики имеет не только экономическое значение, но и значение с правовой точки зрения для изучения новой сферы и ускорения развития цифровой экономики в Российской Федерации в рамках стратегии развития.
Особая роль в дальнейшем развитии будет отведена предпринимателям, так как активное участие в реализации данного проекта позволит выявить и максимально быстро устранить существующие недостатки.
Планируется увеличение количества специалистов в сфере информационной безопасности, повышение финансовой грамотности населения, внедрение цифровых технологий в различные сферы.
Предполагается, что все населенные пункты получат доступ к интернету, а в городах будет применяться покрытие сети 5G и более.
Развивать цифровую экономику необходимо для развития и укрепления экономических отношений между субъектами. Это упростит и ускорит работу людей, делая процессы простыми и прозрачными.
Одним из эффективных методов внедрения цифровой экономики являются регулятивные площадки, которые также называются регулятивные «песочницы» — «regulatory sandboxes» [3].
Регулятивные «песочницы» представляют собой особый набор правил, которые позволяют инновационным компаниям протестировать свои продукты и услуги в ограниченной среде, без риска нарушить финансовое законодательство.
Первая регулятивная песочница в Российской Федерации была запущена в апреле 2018 года Центральным Банком Российской Федерации (далее - Банк России) для пилотирования и быстрого внедрения новых финансовых сервисов и технологий, требующих изменения правового регулирования.
Она была создана для тестирования услуг и сервисов с применением инновационных финансовых технологий и представляет собой особый правовой режим, позволяющий компаниям протестировать инновационные разработки в ограниченной среде без рисков нарушения действующего законодательства.
Сервисы и технологии, тестируемые в рамках площадки, оцениваются Банком России совместно с заинтересованными государственными органами, профильными ассоциациями и институтами развития.
289
В ходе моделирования процессов применения финансовых услуг и технологий выявляются негативные процессы, усложняющие работу системы.
В рамках регулятивной площадки будет осуществляться моделирование процессов применения инновационных финансовых услуг, продуктов и технологий для проверки гипотез о положительных эффектах от их внедрения.
Исходя из полученных результатов, финансовый сервис или технология могут быть одобрены с последующим формированием плана по разработке необходимой нормативно-правовой базы для их внедрения.
Также полученные результаты могут указывать на нецелесообразность введения новой технологии или финансового сервиса.
Для оценки необходимости проведения пилотирования и влияния финансовых сервисов и технологий на финансовый рынок, а также для подготовки предложений по изменению правового регулирования при Банке России утверждается экспертный совет с участниками рынка и межведомственный экспертный совет.
Межведомственный экспертный совет в своей деятельности, во исполнение своих обязанностей, осуществляет подготовку заключений о результатах пилотирования, а также согласовывает проекты планов мероприятий, необходимых для внедрения финансовых сервисов и технологий.
Процедура начинается с подачи заявки банком или организацией в Банк России для участия в регулятивной площадке для дальнейшего внедрения новых технологий, требующих изменений правового регулирования.
На базе новой площадки первым проектом стал банковский продукт - сервис Сбербанка для дистанционного управления полномочиями по счетам корпоративных клиентов на совершение операций в отделениях банков.
Указанный проект успешно действовал в регулятивной «песочнице» Банка России. Он был выполнен совместно с профессиональными ассоциациями участников финансового рынка и заинтересованными государственными органами. Данный проект был признан целесообразным, в связи с чем впоследствии был запущен процесс внедрения сервиса на рынке. По итогам испытаний нового сервиса предполагается внесение изменений в нормативные акты Банка России.
На текущий момент являются предметом разработки более 15 заявок финансовых организаций, которые хотят испытать свои продукты в регулятивной «песочнице». Этот механизм будет эффективно внедряться в субъектах Российской Федерации для улучшения экономической сферы региона, а также для эффективного взаимодействия между субъектами.
Регулятивные «песочницы» целесообразно внедрять в тех регионах, в которых экономическое развитие осложнено различными факторами, в том числе географическим положением региона, сложившейся геополитической обстановкой.
На данный момент прорабатывается возможность внедрения одной из первых регулятивных платформ в рамках субъектов Российской Федерации в Республике Крым. Данное нововведение позволит региону эффективнее регулировать экономическую сферу и обрести большую финансовую независимость. Разрабатывается специальный правовой режим для тестирования инновационных разработок с учетом особенностей Республики Крым и города Севастополя.
Инвестиционный проект внедряется Российской ассоциацией криптовалют и блокчейна (сокращенное наименование - РАКИБ) совместно с компанией «Констант Солюшенс Плюс».
В рамках деятельности РАКИБ планируется создание в Севастополе регионального отделения, выполняющего роль исследовательской криптоплощадки. В ассоциации указывают на возможность создания регулятивной площадки, с помощью которой можно оказывать государственные услуги с использованием технологий распределенных реестров. Распределенные реестры представляют собой новые способы сбора и передачи информации, при помощи которых упрощается взаимодействие между физическими лицами, предприятиями и государственными органами.
Подобные проекты планируются создаваться также в Санкт-Петербурге, Иркутске, Перми. Данная деятельность регламентируется правилами, определенными регулятивной площадкой Банка России.
Внедрение в Крыму такого механизма позволит обеспечить обращение безналичных денежных средств, что окажет позитивное влияние на банковскую систему.
Также это позволит привлечь дополнительное финансирование и инвестиции в Республику Крым.
Внедрение регулятивных «песочниц» является новым и недостаточно изученным явлением, которое постепенно обретает правовое регулирование в действующем российском законодательстве.
Необходимо отметить несколько особенностей, определяющих деятельность регулятивных площадок:
1. Инициатором создания регулятивных площадок всегда выступает государственный регулятор, поэтому вовлечение частного лица в управление данными проектами ограничено;
2. Площадки доступны для «стартапов» и для действующих участников рынка;
3. Исходя из сути площадок, создается не одна, а несколько регулятивных «песочниц» под каждый конкретный проект, однако регулятор остается один;
4. Существует процедура отбора проектов, получающих доступ к площадке, во избежание злоупотреблений и мошеннических действий вместо борьбы с юридической неопределенностью проводить коммерческую оценку продукта;
5. Регулятор по своему усмотрению может предусмотреть варианты освобождения от некоторых нормативных требований участников тестирования;
6. Срок тестирования ограничен и может иметь рамки 6-12 месяцев, с необходимостью информирования регулятора о проделанной работе;
7. Одним из основных назначений регулятора является консультирование инновационных компаний в вопросах тенденции на рынке для дальнейшей оптимизации законодательства [4].
На сегодняшний день работа по внедрению осуществляется, однако конкретных решений о внедрении такой инновации нет. Это связано с определенными сложностями процедуры, которая является новой и не столь изученной.
Одним из путей решения данной проблемы было бы внесение изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2014 года №377-Ф3 «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на
291
территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в части внедрения дополнительно регулятивной площадки на территории Республики Крым под контролем Центрального Банка Российской Федерации.
На сегодня уже определено направление развития цифровой экономики в Российской Федерации, в рамках которого разрабатывается правовое регулирование, создается информационная инфраструктура.
Разработаны основополагающие принципы информационной безопасности, которые включают использование российских технологий, отечественного программного обеспечения и оборудования, российских криптографических стандартов.
Предусмотрено функционирование не менее 10 отраслевых регулятивных площадок для основных сфер экономики.
В планах экспортировать услуги по обработке и хранению данных, внедрение отечественных методов и программных средств автоматизированной обработки информации.
Кроме того, на уровне субъекта Российской Федерации постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 09.12.2015 №1485 утверждена муниципальная программа на 2016-2021 годы «Развитие информационного общества в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым».
Основным направлением реализации указанной муниципальной программы является повышение качества жизни граждан, проживающих на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Еще одним важным актом, принятым на территории Республики Крым, является утверждённая решением 80-й сессии Симферопольского городского совета от 19.12.2017 № 1462 «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».
В рамках данной стратегии определен период ее действия до 2030 года и установлены приоритетные направления и стратегические цели, основные задачи и ключевые мероприятия долгосрочного развития, среди которых - развитие гражданского общества, электронного правительства, информационного общества и цифровой экономики.
Таким образом, законотворческая работа ведется наравне с практическим применением новых информационных технологий и в ближайшем будущем будет получено правовое регулирование данной сферы с действующей практикой.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 23.01.2019).
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения 23.01.2019)
3. Бабкин А. В. Анализ развития и регулирования криптовалют: зарубежный и российский опыт / А. В. Бабкин, Д. Д. Буркальцева, О. А. Гук, А. С. Тюлин // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. №4 (32). - С. 554-565.
4. Ефимова Н. А. Правовые подходы к регулированию криптовалюты и ICO в зарубежных странах и европейском Союзе // Вестник ГУУ. 2018. №4. С. 136-139.
Konoplev V. V., Plotnikova E. D. Legal regulation of the digital economy: the crimean aspects // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - Р. 287-293.
The article analyzes the implementation of legislation, the rules of which regulate social relations in the digital economy. Particular attention is paid to the implementation of the program "Digital economy of the Russian Federation" in the Republic of Crimea. Special attention is paid to the order of introduction of digital regulatory sandboxes in the Russian Federation. It is established that regulatory "sandboxes" should be implemented in those regions where economic development is complicated by various factors, including the geographical location of the region, the current geopolitical situation. It is concluded that the introduction of one of the first platforms in the regulatory framework of constituent entities of the Russian Federation in the Republic of Crimea will allow to provide treatment of non-cash, that will have a positive impact on the banking system, will allow to attract additional funding and investment in the Republic of Crimea.
Analyzing the legal regulation of the implementation of the digital economy in the Republic of Crimea found that the main directions in this area is: improving the quality of life of citizens living in the Republic of Crimea through the use of information and telecommunication technologies; development of e-government, information society and digital economy.
Keywords: Digital economy, legal regulation, regulatory platform, regulatory "sandbox", information society, information technology.
Spisok literatury
1. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Ros-sijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (data obrashcheniya 23.01.2019).
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 g. № 1632-r «Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaya ehkonomika Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 221756/ (data obrashcheniya 23.01.2019)
3. Babkin A. V. Analiz razvitiya i regulirovaniya kriptovalyut: zarubezhnyj i rossijskij opyt / A. V. Babkin, D. D. Burkal'ceva, O. A. Guk, A. S. Tyulin // MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2017. №4 (32). - S. 554-565.
4. Efimova N. A. Pravovye podhody k regulirovaniyu kriptovalyuty i ICO v zarubezhnyh stranah i evrope-jskom Soyuze // Vestnik GUU. 2018. №4. S. 136-139.
293