Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 2. - С. 217-220.
УДК 342.9; 658
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Коноплёв В. В.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
В статье проведен анализ научной, справочной литературы и норм действующего законодательства относительно определения основных направлений развития правового регулирования цифровой экономики Российской Федерации. Автор концентрирует внимание на исследовании ряда проблемных аспектов, которые возникают в сфере государственного управления цифровой экономикой. Установлено, что эффективное государственное управление в даной сфере напрямую связано с качественным нормативно-правовым обеспечением. Обосновано, что создание нормативно-правового обеспечения включает в себя реализацию следующих мер: обеспечение разработки нормативных правовых актов на уровне субъектов РФ для эффективного внедрения отраслевых направлений экосистем цифровой экономики; обеспечение правового регулирования процедур создания, регистрации и функционирования так называемых «цифровых песочниц» или «цифровых капсул»; разработка и утверждение регламентов участников цифровой экономики; взаимодействие органов государственной власти и учебных заведений юридического профиля при разработке нормативно-правового обеспечения цифровой экономики Российской Федерации.
Ключевые слова: государственное управление, правовое обеспечение, цифровая экономика, формы и методы деятельности.
В современных условиях развития Российской Федерации появляются новые направления в экономике, что обуславливает потребность в новом правовом регулировании.
В своем послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Президент РФ Владимир Путин отметил высокий потенциал развития отрасли информационных технологий в России, обозначил перспективу двукратного увеличения экспорта ИТ-продукции из России и указал на необходимость формирования в стране цифровой экономики, ориентированной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий.
На выполнение указанного поручения Президента Правительством РФ разработана и утверждена программа «Цифровая экономика», в которой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета.
Для управления программой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. К базовым направлениям отнесены: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструкту-
217
ра и информационная безопасность. Таким образом, реализация настоящей Программы требует тесного взаимодействия государства, бизнеса и науки.
Итак, как уже было определено, необходимым и первым условием успешного внедрения отраслевых направлений экосистем цифровой экономики является наличие правового регулирования как на федеральном, так и субъектовом уровнях.
Основной целью указанного направления является формирование новой регуля-торной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики) [1]. В соответствии с Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, в рамках реализации данного направления предполагается:
- создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
- снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
- формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
- принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
- формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизации подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза;
- создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.
В то же время необходимо отметить, что реализация указанных направлений прежде всего обуславливает необходимость реализации нормативного правового обеспечения, которое должно включить в себя ряд мероприятий.
1) Обеспечение разработки нормативных правовых актов на уровне субъектов РФ для эффективного внедрения отраслевых направлений экосистем цифровой экономики. Реализация данного направления обуславливает разработку комплексного нормативного правового акта (закона, кодекса), который будет регулировать вопросы цифровой экономики, в частности, формирование цифровой среды доверия, вопросы получения и использования больших данных, статус цифровых экосистем и т. д.
В то же время принятие такого нормативного правового акта обусловит внесение изменений в действующее законодательство. По мнению заместителя министра экономического развития Российской Федерации С. В. Шипова, «такой закон будет решать не сиюминутные задачи, а вопросы развития цифровой экономики на долгосрочную перспективу» [2].
2) Одним из главных вопросов, который в ближайшем будущем будет требовать своего нормативного правового обеспечения -это правовое регулирование процедур создания, регистрации и функционирования так называемых «цифровых песочниц»
218
или « цифровых капсул» [2]. Сущность указанных «цифровых режимов» функционирования заключается в том, что компании, которые имеют высокую степень информатизации, готовы быть открытыми для органов государственной власти, в частности органов, осуществляющих контрольные и надзорные мероприятия, готовы дать возможность в режиме онлайн подключиться к своим информационным системам, и, соответственно, должны получить от государства возможность снижения административной нагрузки относительно их деятельности, в частности, снижение количества проверок, снижение или отмена «устаревших требований» и т. д.
3) Немаловажным вопросом в сфере правового регулирования цифровой экономики является разработка и утверждение Регламентов участников цифровой экономики, что позволит четко определить предметы ведения (направления) каждого участника данного проекта и предупредить случаи дублирования направлений деятельности.
4) Следует отметить, что в разработке нормативно-правового обеспечения цифровой экономики Российской Федерации должны принимать участие ведущие юридические учебные заведения страны. В своем выступлении на съезде Российского союза ректоров 26 апреля 2018 года Президент РФ Владимир Путин отметил: «Развитие технологий будущего невозможно без качественного образования, при этом нужно обеспечить взаимодействие между школой, вузами и экономикой» [3]. Кроме того, Президент РФ отметил: «На сегодня России нужен технологический прорыв и в решении этой задачи учебные заведения страны должны занимать одно из главных мест».
Привлечение столичных и региональных юридических учебных заведений к разработке нормативных правовых актов в сфере цифровой экономики может реа-лизовываться путем создания межкафедральных внебюджетных научных лабораторий, которые станут полигоном для отработки эффективности управленческих решений по отраслевым направлениям экосистем цифровой Экономики: разработка и апробация нормативных правовых актов, апробация и первичная реализация мер государственного контроля в сфере цифровой экономики, апробация реализации гражданско-правовых отношений в сфере цифровой экономики. Кроме того, подготовкой специализированных кадров, которые будут обладать навыками не только юристов, но и знаниями в области информационных технологий, могут заниматься факультеты цифровой экономики и права.
Подводя итог, следует отметить, что сегодня в ряде субъектов Российской Федерации уже созданы подходящие условия для запуска отдельных направлений цифровой экономикой. Одним из таких субъектов является Республика Крым.
По мнению большинства экспертов, территория полуострова является подходящей организационно-технической площадкой для реализации указанных направлений. Это обусловлено следующими факторами:
- наличие свободной экономической зоны на территории полуострова;
- наличие человеческого капитала и возможность привлечения высококлассных специалистов;
- наличие Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского как центра компетенций;
- наличие санкций - исключает применение устаревших бизнес-моделей, продвигаемых западными компаниями;
219
- неразвитость it-инфраструктуры - позволяет построить ее с «нуля» на принципах цифровой экономики.
Список литературы:
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 24.04.2018).
2. Замглавы МЭР: России нужен закон о цифровой экономике. URL http://tass.ru/pmef-2017/articles/4310782 (дата обращения 24.04.2018).
3. В Санкт-Петербурге Владимир Путин принял участие в работе съезда Российского союза ректоров. URL http://tass.ru/obschestvo/5159183 (дата обращения 27.04.2018).
Konoplev V.V. Legal regulation of the Digital Economy of the Russian Federation: the formulation of the problem // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2018. -Т. 4 (70). № 2. - Р. 217-220.
The article analyzes the scientific, reference literature and norms of the current legislation regarding the definition of the content of legal support for public administration in the field of Digital Economy in the Russian Federation. The author concentrates on the study of a number of problematic aspects that arise in the sphere of public administration of the digital economy. It is established that effective state management in this sphere is directly connected with qualitative regulatory support. It is substantiated that the creation of regulatory and legal support includes the implementation of the following measures: ensuring the development of normative legal acts at the level of the constituent entities of the Russian Federation for the effective implementation of industrial sectors of the ecosystems of the Digital Economy; ensuring the legal regulation of the procedures for the creation, registration and operation of so-called "digital sandboxes" or "digital capsules"; development and approval of the Regulations of the participants in the Digital Economy; interaction of public authorities and educational institutions of a legal profile in the development of regulatory and legal support for the digital economy of the Russian Federation.
Key words: public administration, regulatory support, digital economy, forms and methods of activity.
Spisok literaturyi
1. Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii»: Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 28 iyulya 2017 g. # 1632-r URL http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrascheniya 24.04.2018).
2. Zamglavyi MER: Rossii nuzhen zakon o tsifrovoy ekonomike URL http://tass.ru/pmef-2017/articles/4310782 (data obrascheniya 24.04.2018).
3. V Sankt-Peterburge Vladimir Putin prinyal uchastie v rabote s'ezda Rossiyskogo soyuza rektorov URL http://tass.ru/obschestvo/5159183 (data obrascheniya 27.04.2018).
220