Научная статья на тему 'Управление рисками региональных систем'

Управление рисками региональных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1967
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ РИСК / INNOVATIVE RISK / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / UNCERTAINTY / ФАКТОРЫ РИСКОВ / FACTORS OF RISKS / ОТРАСЛЕВЫЕ РИСКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ / INNOVATIVE RISKS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / КЛАСТЕР / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATIVE SURROUNDINGS / BRANCH RISKS / ANTI-CRISIS GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Наталья Николаевна, Браткова Валерия Валентиновна

Анализируются различные группы рисков, возникающих на мезои микроуровнях, раскрыто понятие инновационного риска, отраслевых рисков, а также предложены меры по снижению рисков при реализации инвестиционных проектов в СКФО. Государство разрабатывает программы, которые стимулируют регион к экономическому росту и развитию инновационных технологий, используя при этом старые и новые методы модернизации. Планируется создание площадок внедрения современных технологий, стратегических научных центров, обновление производственного потенциала, развитие традиционных технологий. Базовыми отраслями, на которые будут направлены все спектры инноваций, являются технологические и социальные. Система развития кластеров внедряется во многих регионах Российской Федерации. В настоящее время все больше внимания уделяется инновационным кластерам. Инновационный кластер подразумевает под собой совокупность инновационных активов и активных субъектов деятельности с развитыми отношениями, образующих цепочку создания и реализации продукта. При этом государство должно применить все меры в поддержке кластеров, также должны быть привлечены внебюджетные средства для развития кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT OF REGIONAL SYSTEMS

The article analyzes various groups of risks arising on mesoand microlevels. In the work, the concepts of innovative risk and branch risks are revealed, and measures for decrease of risks when implementing the investment projects in North Caucasian Federal district are offered. The State develops programs which stimulate the region’s economic growth and development of innovative technologies by using both traditional and new methods of modernization. It is planned to form areas of embedding modern technologies and strategic scientific centers, renew production potential, and develop traditional technologies. Technological and social branches are the basic ones on which all the innovative spectra will be directed. The system of cluster development is embedded in many regions of the Russian Federation. At present, great attention is paid to innovative clusters. An innovative cluster is an aggregate of innovative assets and active subjects of activity with developed relations which form the line of the product creation and its realization. The State must use all possible measures to support clusters. Non-budget means should be also attracted to clusters’ development.

Текст научной работы на тему «Управление рисками региональных систем»

30

2014. Вып. 2

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 338.242

Н.Н. Киселева, В.В. Браткова

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Анализируются различные группы рисков, возникающих на мезо- и микроуровнях, раскрыто понятие инновационного риска, отраслевых рисков, а также предложены меры по снижению рисков при реализации инвестиционных проектов в СКФО. Государство разрабатывает программы, которые стимулируют регион к экономическому росту и развитию инновационных технологий, используя при этом старые и новые методы модернизации. Планируется создание площадок внедрения современных технологий, стратегических научных центров, обновление производственного потенциала, развитие традиционных технологий. Базовыми отраслями, на которые будут направлены все спектры инноваций, являются технологические и социальные. Система развития кластеров внедряется во многих регионах Российской Федерации. В настоящее время все больше внимания уделяется инновационным кластерам. Инновационный кластер подразумевает под собой совокупность инновационных активов и активных субъектов деятельности с развитыми отношениями, образующих цепочку создания и реализации продукта. При этом государство должно применить все меры в поддержке кластеров, также должны быть привлечены внебюджетные средства для развития кластеров.

Ключевые слова: инновационный риск, неопределенность, факторы рисков, отраслевые риски, инновационные риски, экономический рост, инновации, модернизация, кластер, антикризисное управление, толерантность, инновационная среда.

По уровню потерь в экономической литературе выделяют допустимый, критический и катастрофический риски. По масштабу своего проявления и влияния на экономических агентов - риски на макро- (риски экономических систем), мезо- (отраслевые риски) и микроуровнях (риски экономических субъектов). В рыночной экономике иерархическая граница между макро-, мезо- и микроуровнями практически стирается благодаря общности и связанности интересов продавцов и покупателей на рынках товаров и услуг, рабочей силы и капитала, устоявшимся формам производства и международного разделения труда [3. С. 43-44].

В условиях современной российской экономики о «стирании» границы между макро-, мезо- и микроуровнями говорить пока не приходится. Поэтому при классификации рисков речь должна идти не только о факторе риска, но и о его уровне и приоритетности.

На мезоуровне проявляются риски, имеющие отраслевую природу: аграрный, промышленный и риск сферы обслуживания. Отраслевой риск на мезоуровне связан с изменениями в экономическом состоянии отрасли как внутри (внутриотраслевая конкуренция, которая может быть ценовой и неценовой и зависит от сложности вхождения новых предприятий в отрасль, наличия или отсутствия товаров-субститутов), так и по отношению к другим отраслям, способностью отрасли функционировать и развиваться, конкурентоспособностью ее продукции на мировом рынке.

На микроуровне проявляются риски, связанные с организационно-хозяйственной деятельностью и финансовой ситуацией отдельных хозяйственных единиц (фирм, домохозяйств, индивидов). К ним относятся производственный, коммерческий, финансовый и другие риски. Следует учитывать, что риски на различных уровнях экономики находятся в сложной взаимосвязи и изменения в одном из них могут вызвать изменения в других.

Региональный риск связан с экономическим положением определенных регионов. Он особенно свойствен монопродуктовым регионам, которые могут испытывать серьезные экономические трудности в результате изменения конъюнктуры (падения цен) на основной продукт данного региона или обострения конкуренции. Региональные риски могут возникать в связи с политическим и экономическим сепаратизмом отдельных регионов, а также в связи с общим депрессивным состоянием экономики ряда регионов (спад производства, высокий уровень безработицы).

Социально-экономическая динамика Северо-Кавказского федерального округа, его географическое и природно-климатическое расположение, полиэтничность, стратегическое значение для геополитических интересов Российской Федерации подвергают реализацию государственных программ влиянию следующих групп рисков.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2014. Вып. 2

I. Риски возникновения крупных стихийных бедствий (чрезвычайных ситуаций) природного характера

Факторами риска в данном случае являются природные, климатические, географические, причем по скорости развития они могут быть внезапными или стремительными. Структура возможного ущерба при возникновении подобных рисков может быть стоимостной или натуральной, а убытки -прямыми и косвенными [1].

Горный рельеф и значительные перепады высот на территории СКФО значительно усиливают риск возникновения природных катастроф, среди которых наибольшую угрозу для регионов СКФО представляют землетрясения, наводнения, сели, оползни, обвалы и осыпи, лавины. Совершенно очевидно, что повышение интенсивности этих процессов может нанести значительный ущерб.

1. Ущерб социальный:

- потери людей;

- материальные потери личной собственности;

- затраты на лечение пострадавших и на восстановление трудоспособности;

- морально-психологические издержки и, как следствие, снижение уровня и качества жизни населения.

2. Ущерб экономический:

- материальные потери и затраты, связанные с повреждениями (разрушениями) объектов производственной сферы экономики, ее инфраструктуры и нарушениями экономико-хозяйственных связей;

- потери базиса производства (земли, убытков сельскохозяйственных предприятий и государства).

3. Ущерб экологический - невозвратные потери, нанесенные окружающей среде.

Анализ многолетних наблюдений показывает, что на территории Северо-Кавказского федерального округа в течение календарного года наиболее вероятными природными источниками, способствующими возникновению чрезвычайных ситуаций, являются:

- опасные геофизические явления (землетрясения);

- опасные геологические явления (оползни, обвалы, осыпи);

- опасные метеорологические явления;

- опасные гидрологические явления;

- морские опасные гидрометеорологические явления;

- ландшафтные пожары (лесные, степные и камышовые);

- агрометеорологические явления (атмосферная и почвенная засухи).

Проведенный анализ показал: за последние 10 лет на территории СКФО наиболее катастрофическими по своим последствиям (количество пострадавшего населения и причиненный материальный ущерб) являются чрезвычайные ситуации, обусловленные дождевыми паводками, очень сильными дождями, крупным градом и землетрясениями.

В соответствии с графиком циклически повторяющихся опасных природных явлений на территории СКФО в осенне-зимний (октябрь-май) период существует вероятность интенсивного схода снежных лавин. В зонах повышенной селевой и оползневой опасности на территории СевероКавказского федерального округа находятся 504 жилых дома (в которых проживает 2 597 человек, в том числе 785 детей), три участка ЛЭП, два участка линии связи, 98 участков автомобильных дорог, 19 социально значимых объектов, один туристический маршрут.

В лавиноопасный период 2011/2012 гг. (с 16.11.2011 г. по 24.04.2012 г.) на территории округа зарегистрировано 514 лавин, из них самопроизвольно сошло 364 лавины, принудительно спущено 150 лавин. Всего на территории 4 субъектов СКФО - 17 лавиноопасных районов, 171 лавиноопасный участок (2711 очагов), 71 участок является наиболее опасным. Пожароопасный период на территории Северо-Кавказского федерального округа наступает с установлением устойчивой сухой и жаркой погоды (июнь-сентябрь). Наиболее сложная пожарная обстановка с ландшафтными (лесными, степными, камышовыми) пожарами возникает в Ставропольском крае, где расположены крупные лесонасаждения хвойных пород.

Северо-Кавказский регион относится к одному из наиболее сейсмоактивных регионов России, где возможны катастрофические землетрясения с магнитудой 8 и более баллов. Высокая сейсмичность определяется его геологическим строением. Именно на Кавказе сходятся две крупные лито-сферные плиты - Скифско-Туранская и Аравийская, взаимодействие которых приводит к формированию в земной коре значительных напряжений.

32

2014. Вып. 2

Н.Н. Киселева, ВВ. Браткова

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В 2013 г. количество техногенных чрезвычайных ситуаций было ниже уровня среднемноголет-них значений. Территориальные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2013 г., благодаря качественному, согласованному взаимодействию, успешно решали возложенные на них задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях и по предупреждению ЧС техногенного характера.

Причинами возникновения в 2013 г. чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории СКФО явились следующие.

1. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения и на электроэнергетических системах (пик - осенне-зимний период). Ведущие факторы аварийности в ЖКХ - большой износ основных фондов объектов ЖКХ, нарушение правил эксплуатации систем и оборудования, перегрузки оборудования в период сильных морозов и сильной жары, связанные с дополнительным использованием населением кондиционеров или отопительных приборов. Помимо изношенности объектов ЖКХ, проблемным вопросом является нехватка резервных источников энергоснабжения для обеспечения бесперебойной работы котельных.

2. Дорожно-транспортные происшествия. Основной причиной аварийности на дорогах является существенное увеличение автомобильного парка, ненадлежащее транспортно-эксплуатационное состояние улично-дорожной сети, несоответствие интенсивности движения и пропускной способности улиц и дорог, резкое увеличение количества транспорта в летний период отпусков, а также недисциплинированность участников движения.

Риски возникновения крупных стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций могут негативно сказаться на результатах реализации государственной политики, обеспечивающей улучшение качества жизни населения, роста его благосостояния, социальной стабильности в обществе [1; 2].

Минимизация влияния данных рисков возможна за счет реализации мер по предупреждению угрозы стихийных бедствий и предотвращению чрезвычайных ситуаций, постоянному мониторингу возможных чрезвычайных ситуаций и своевременному оповещению населения о возможной опасности, снижению последствий рисков и повышению уровня гарантированности достижения конечных результатов государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 г. [4].

Основными мерами по предотвращению и минимизации подобных рисков являются:

- повышение безопасности при увеличении затрат;

- страхование;

- использование новейших технологий;

- прогнозирование чрезвычайной ситуации (опережающее отражение вероятности возникновения и развития ее источника в прошлом и настоящем). Контролировать результаты возможно посредством экспертизы и мониторинга.

Мероприятия по предотвращению стихийных бедствий предусмотрены в государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (ответственный исполнитель - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)).

II. Риски возникновения террористической угрозы

Риски возникновения террористической угрозы оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа и значительно сдерживают выход регионов Северного Кавказа на устойчивое развитие.

В перспективе данная группа рисков может повлиять на создание в Северо-Кавказском федеральном округе новых опорных точек экономики, так как содержит угрозы нарушения производственных связей, крупных материальных и финансовых потерь, а это, в свою очередь, способствует снижению инвестиционной активности, в том числе зарубежных компаний.

Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которые приобретают все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего сопровождаются массовыми человеческими жертвами, влекут разрушения материальных и духовных ценностей. В 2012 г. на территории СКФО произошло 5 террористических актов [5].

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2014. Вып. 2

В 2011 г. количество боестолкновений в СКФО увеличилось, погибло более 70 силовиков, 95 мирных граждан. В 2012 г. в субъектах СКФО совершено 158 преступлений террористической направленности, в том числе 98 обстрелов и 60 подрывов. Террористические угрозы на Северном Кавказе сохраняются. В период со 2 по 8 ноября 2013 г. зафиксировано семь преступлений террористической направленности, все они произошли на территории Дагестана. Ликвидированы пять боевиков, задержаны 12 участников НВФ.

Среди социально-экономических факторов, способствующих распространению идеологии терроризма, особое значение имеют следующие:

- низкий уровень жизни людей;

- безработица, особенно среди молодежи, или отсутствие достойно оплачиваемых рабочих мест;

- социально-экономическое неравенство людей, разрывы в доходах;

- неравномерность экономического и социального развития регионов, резкая поляризация их населения по качеству и уровню жизни.

Меры государственного регулирования и управления рисками, направленные на минимизацию терактов:

- стратегическое планирование и прогнозирование;

- формирование и использование системы контроля;

- мониторинг исполнения мероприятий государственной программы и их финансового обеспечения [2; 4].

III. Инновационные риски. Еще одна группа рисков, достаточно характерных для СКФО, -риски потерь, связанных с тем, что нововведение (например, новый товар или услуга, новая технология), на разработку которого могут быть затрачены значительные средства, не будет реализовано или не окупится.

Государство разрабатывает программы, которые стимулируют регион к экономическому росту и развитию инновационных технологий, используя при этом старые и новые методы модернизации. Планируется создание площадок внедрения современных технологий, стратегических научных центров, обновление производственного потенциала, развитие традиционных технологий. Базовыми отраслями, на которые будут направлены все спектры инноваций, являются технологические и социальные.

Система развития кластеров внедряется во многих регионах Российской Федерации. В настоящее время все больше внимания уделяется инновационным кластерам. Инновационный кластер подразумевает под собой совокупность инновационных активов и активных субъектов деятельности с развитыми отношениями, образующих цепочку создания и реализации продукта. При этом государство должно применить все меры в поддержке кластеров, которые реализуют свой товар на рынке. Также должны быть привлечены внебюджетные средства для развития кластеров.

В СКФО выявлено множество причин инновационных рисков:

• низкий уровень развития образовательного комплекса;

• устаревшая материально-техническая база, ярко выраженной также остается ситуация нехватки рабочих кадров;

• подготовка специалистов на ненадлежащем уровне;

• политическая нестабильность в регионе и связанная с этим фактором недостаточность инвестиций;

• несовершенство системы управления, что влияет на результативность, в связи с чем рабочие кадры не могут найти себе работу.

Одним из условий устойчивого развития региона является то, что регион должен следовать инновационным принципам усовершенствования. А для этого целесообразно применять следующие меры:

1) качественно обучать кадры;

2) активно модернизировать учреждения, которые дают полный доступ к знаниям;

3) оказывать финансовую помощь организациям, на базе которых создаются научно-исследовательские, промышленные центры, технопарки, инкубаторы бизнеса и др.;

4) активнее использовать механизмы выдачи налоговых кредитов и льгот;

5) вносить изменения в реализацию лизинговых операций и стратегий венчурного бизнеса;

6) создавать единую базу данных о специалистах, участвующих в разработке инновационных проектов;

34

2014. Вып. 2

H.H. Киселева, В.В. Браткова

ЭШШМИКА И ПРАШ

7) отразить концепцию толерантности в учебных курсах, читаемых в высшей школе, так как распространение в среде молодежи идей экстремизма и национализма несет угрозу возникновения конфликтных ситуаций в СКФО, а следовательно, негативно сказывается на инвестиционном климате.

Реализация концепций и мероприятий, проанализированных и вытекающих из проведенного исследования, по нашему мнению, может способствовать формированию институциональной среды, позволяющей предприятиям СКФО адаптироваться в условиях неопределенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородин А.И., Кочугуева М.Н. Стратегия развития кластеров предприятий в межотраслевой региональной интеграции // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 321. № 6: Экономика. Философия, социология и культурология. История. С. 51-56.

2. Бородин А.И., Голощапова Л. Экономико-математическая модель формирования экономического потенциала // Вестник СГАУ. 2013. № 1 (39). С. 268-276.

3. Скамай Л. Финансовые риски // РИСК. 2003. № 1-2.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-кавказского федерального округа» на период до 2025 года.

5. Официальный сайт МЧС РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 15.01.14

N.N. Kiseleva, V. V. Bratkova

RISK MANAGEMENT OF REGIONAL SYSTEMS

The article analyzes various groups of risks arising on meso- and microlevels. In the work, the concepts of innovative risk and branch risks are revealed, and measures for decrease of risks when implementing the investment projects in North Caucasian Federal district are offered. The State develops programs which stimulate the region's economic growth and development of innovative technologies by using both traditional and new methods of modernization. It is planned to form areas of embedding modern technologies and strategic scientific centers, renew production potential, and develop traditional technologies. Technological and social branches are the basic ones on which all the innovative spectra will be directed. The system of cluster development is embedded in many regions of the Russian Federation. At present, great attention is paid to innovative clusters. An innovative cluster is an aggregate of innovative assets and active subjects of activity with developed relations which form the line of the product creation and its realization. The State must use all possible measures to support clusters. Non-budget means should be also attracted to clusters' development.

Keywords: innovative risk, uncertainty, factors of risks, branch risks, innovative risks, economic growth, innovations, modernization , anti-crisis government, tolerance, innovative surroundings.

Киселева Наталья Николаевна,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления E-mail: kiseleva-n-n@yandex.ru

Браткова Валерия Валентиновна, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: bratkova.valera@mail.ru

ФГАОУ «Северо-Кавказский

федеральный университет», филиал в г. Пятигорске

367500, Россия, г. Пятигорск, ул. Матвеева, 35 б

Kiseleva N.N.,

Doctor of Economics, Professor, Head

of the Department of state and municipal management

E-mail: kiseleva-n-n@yandex.ru

Bratkova V.V., Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of state and municipal management E-mail: bratkova.valera@mail.ru

North-Caucasian Federal University (Pyatigorsk Branch) 357500, Russia, Pyatigorsk, Matveeva st., 35B

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.