О. Н. Сомова,
главный государственный таможенный инспектор отдела координации и применения системы управления рисками Калининградского региона СЗТУ,
выпускница экономического факультета очного отделения СПб филиала РТА 2004 г.
Управление рисками: проблемы взаимодействия подразделений таможенных органов
(на примере Калининградского региона)
Кконференции «Таможенные чтения» 08.11.2007
1. Система управления рисками сегодня: практический аспект
Сегодня существуют различные точки зрения относительно эффективности функционирования системы управления рисками (далее - СУР) в таможенных органах. На форуме интернет-сайта tks.ru и участники ВЭД, и таможенники часто высказывают мнение о том, что на сегодняшний день система неэффективна, субъективна и, более того, они зачастую убеждены, что таковой она и останется. При этом все понимают, что нельзя отказаться от таможенного контроля на основе СУР и возвращаться к 100%-ому досмотру всех партий товаров.
Тем не менее, результаты анализа работы, проделанной отделом координации и применения системы управления рисками Калининградского региона СЗТУ (далее - ОКиПСУР КР СЗТУ) в первом полугодии 2007 г., следующие. Так, например, эффективность применения разработанных отделом срочных профилей риска (далее - СПР) составила около 58%. Это значит, что при таможенном контроле как минимум каждой второй поставки, привлекшей внимание (в отношении которой разработан СПР), выявлены нарушения таможенного законодательства. По количеству СПР, разработанных в расчете на одно должностное лицо, подразделение вышло на третье место по СЗТУ.
Наряду с этими результатами сегодня следует отметить следующие проблемные аспекты деятельности ОКиПСУР КР СЗТУ:
- в таможенных органах Калининградской области функционирует АИСТ-М, а не АИСТ-РТ21;
- отсутствие возможности посменной работы, а значит, отсутствие возможности приостановления таможенного оформления; разработки, утверждения в СЗТУ СПР в выходные и праздничные дни, а также после 16.30, т. е. в то время, когда и стремятся подавать ГТД недобросовестные участники ВЭД;
- отсутствие возможности просмотра ГТД в режиме реального времени, оформляемых на некоторых постах региона (например, на т/п Морской порт Балтийск);
- в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность при
заявлении недостоверных сведений о товарах, если такие действия повлияли на взимание таможенных платежей. Это практически исключает возможность возбуждения дела об АП по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России в случае оформления товаров в таможенном режиме ИМ-78, в соответствии с которым в основном и ввозятся товары в Калининградскую область.
- ряд других проблем, в том числе и обусловленных спецификой региона (статус особой экономической зоны, оторванность от остальной территории РФ, действие нормативно-правовых актов, не предусматривающих учет особенностей таможенного оформления в соответствии с таможенным режимом ИМ-78).
Кроме того, как и в таможенных органах других регионов, эффективной работе СУР препятствует и так называемый человеческий фактор. Некоторые профили риска (далее - ПР) не работают результативно только потому, что предусмотренные ими прямые меры по минимизации риска применяются не должным образом. Так, например, был признан неэффективным ПР, действовавший ранее в отношении фарша, заявляемого как произведенного в особой экономической зоне, расположенной на территории Калининградской области. Данный профиль предусматривал отбор проб и их направление на экспертизу. Учитывая низкую температуру, необходимую для транспортировки и хранения такого рода товаров ( 18°С) и возможность отбора (рубки) пробы только с помощью топора, предусмотрительные декларанты приходили на досмотр с пакетом фарша (который, конечно, соответствовал сведениям, заявленным в ГТД). Но по результатам проведения качественного досмотра, направления товара на экспертизу и последующего проведения таможенной ревизии с одной из организаций только платежей было довзыскано на сумму более 600 тыс. рублей.
Аналогично ситуация обстоит и с исполнением требования ряда ПР - производить фотографирование. Периодически выявляются факты приобщения к актам таможенного досмотра фотографий, полученных из интернета или сделанных во время проведения пре-
дыдущего досмотра. Привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности в данных случаях не всегда представляется возможным. КР СЗТУ неоднократно направлялись в таможни региона письма, в которых обращалось внимание на некачественное осуществление фото- и видеосъемки, указывалось на фактическое не проведение досмотров. При этом в настоящее время отсутствует утвержденная ФТС России технология проведения съемки. Не установлена обязанность фотографирования каждого этапа проведения досмотра, т. е. вида товара при открытии транспортного средства, в упаковке, маркировки, вида после вскрытия, товара на весах.
В целях разработки эффективных СПР, ПР, целевых методик выявления рисков подразделениям, координирующим применение СУР, необходимо проводить аналитическую работу, в том числе и с использованием статистического инструментария. Для эффективной работы в данном направлении целесообразно использование таких программных средств, как 81аШиса (6.0 и других версий). В то же время, официально данная программа в таможенные органы, распложенные на территории Калининградской области, не поступала; обучение должностных лиц проведению анализа с использованием данной программы или аналогичных не проводилось.
2. Значение взаимодействия ОКиПСУР с другими подразделениями в целях совершенствования
применения СУР
ОКиПСУР КР СЗТУ не является изолированной системой. Организовано взаимодействие с иными подразделениями КР СЗТУ, таможен, а также с другими контролирующими и правоохранительными органами.
Перспективным является развитие практики взаимодействия подразделений, координирующих применение СУР и подразделений таможенной инспекции, прежде всего, на уровне таможен. ОП-СУР таможен имеют возможность с помощью механизма применения СПР относительно оперативно принимать решения о необходимости применения тех или иных мер по предотвращению или минимизации рисков и принимать участие в ходе таможенных досмотров. На основе полученной информации таможенным органом может приниматься решение о целесообразности проведения таможенного контроля в форме таможенной ревизии. Отделы таможенной инспекции в ходе проведения аналитической и проверочной деятельности получают информацию, которая может стать основой разработки СПР, ПР.
Так, например, по итогам разработки и результативного применения ОКиПСУР КР СЗТУ срочного ПР и направления полученной информации в службу таможенной инспекции КР СЗТУ информационно-аналитическим отделом данной службы была проведена проверка документов и сведений. В результате были доначислены и довзысканы таможенные платежи по соответствующим ГТД. На основании полученной информации в текущем году ОКиПСУР КР СЗТУ был разработан региональный ПР, который сегодня находится на рассмотрении в ФТС России.
Однако наряду с перспективностью взаимодействия служб и отделов (в частности, ОПСУР и отдел таможенной инспекции) актуальным при этом остается ряд проблем в области применения мер по минимизации и предотвращению рисков.
3. Проблемы, возникающие при проверке деятельности
лиц, и пути их решения
На сегодняшний день, по мнению автора, к одной из важных проблем, требующей решения, относится проверка деятельности лиц, совершающих таможенные операции от имени декларанта или других заинтересованных лиц. В этой области актуальным является вопрос доказывания фактов отсутствия трудовых отношений между декларантами и физическим лицом. Как правило, речь идет о следующих случаях:
- трудовые договоры не соответствуют трудовому законодательству;
- одно физическое лицо принято на работу в один день сразу в несколько организаций, причем в каждом случае данное место работы является основным.
КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность для декларантов, если они не представили документы и сведения по выставленным таможенным органом требованиям о предоставлении документов и сведений, подтверждающих трудовые отношения декларантов и лиц, сведения о которых указанны в графе 54 ГТД «Место и дата».
В связи с этим, не представляется возможным собрать доказательную базу, необходимую при возбуждении дел об административной ответственности. При этом запросы, направляемые отделом таможенной инспекции по адресам декларантов, как правило, остаются без ответов. При этом зачастую их невозможно вручить из-за отсутствия организаций по юридическим адресам либо игнорирования ими факта получения запросов таможенных органов в почтовых отделениях.
В результате, при видимых фактах отсутствия трудовых отношений (трудовые договоры не соответствуют трудовому законодательству; одно физическое лицо принято на работу в один день сразу в несколько организаций, причем везде данное место работы является основным) привлечь лицо, сведения о котором указаны в графе 54 ГТД «Место и дата», к административной ответственности по ч.1 ст.16.23 КоАП не представляется возможным.
С целью разрешения данной проблемы предполагается целесообразной реализация следующих мероприятий:
- во-первых, необходимо рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Трудовой кодекс РФ в установленном порядке в части обязательного внесения в трудовую книжку работника всех записей по осуществляемой им трудовой деятельности как по основной работе, так и по работе по совместительству;
- во-вторых, необходимо рассмотреть вопрос о внесении дополнений в статью 16.23 КоАП РФ «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела» в части привлечения к административной ответственности лиц, выступающих в качестве декларанта от собственного имени, не имея достаточных полномочий, в случае, когда признаки данного правонарушения были выявлены в ходе осуществления таможенного контроля после выпуска товаров;
- в-третьих, необходимо рассмотреть вопрос о внесении дополнений в КоАП в части установления административной ответственности за непредставление запрошенных таможенным органом документов и сведений в целях подтверждения полномочий лиц, указанных в графе 54 ГТД, при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.
Таким образом, применение системы управления рисками носит перспективный характер, но на сегодняшний день сопровождается и необходимостью решения некоторых проблемных вопросов, как в части развития регламентированного взаимодействия подразделений, так и в части совершенствования административно-правой базы.