Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НАЛОГОВЫХ НАРУШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НАЛОГОВЫХ НАРУШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВЫЕ НАРУШЕНИЯ / РИСКИ НАЛОГОВЫХ НАРУШЕНИЙ / ОЦЕНКА РИСКОВ / КРИТЕРИИ РИСКОВ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Светлана Сергеевна, Рубеж Мария Георгиевна

Как снизить риски налоговых нарушений в условиях цифровой экономики? С одной стороны - это новые виды налоговых нарушений, но с другой - и новые возможности для управления ими. Каждая страна сталкивается с налоговыми нарушениями. Зарубежный опыт позволяет выявить общий комплекс направлений и причин налоговых нарушений. Анализ причин налоговых нарушений в Республике Беларусь позволяет выделить общее и особенное в налоговых нарушениях с учетом системы налогообложения и менталитета граждан. Задачей управления рисками налоговых нарушений является выявление, оценка и своевременное реагирование на риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий от рисков. В условиях цифровой экономики происходит модернизация всех систем, в том числе и систем налогового администрирования. Представляется, что использование ИТ-решений и создание информационных продуктов позволит обеспечить профилактику и предупреждение потенциальных нарушений требований законодательства о налогах и сборах, а также возможность превентивного урегулирования конфликтных ситуаций, способствующих налоговым нарушениям. В работе проведена оценка зон концентрации рисков на основе критериев рисков, используемых налоговыми органами для выбора объекта проверки с учетом трендов цифровой экономики. Предложен перечень рисков для дополнения Реестра рисков в рамках системы управления рисками в условиях цифровой экономики. Применение изложенных в работе предложений позволит повысить эффективность и качество налогового администрирования в Республике Беларусь и в ряде других стран, с учетом включения рисков, связанных с цифровизацией экономики и процессов налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING RISKS OF TAX VIOLATIONS IN DIGITAL ECONOMY

How to reduce the risks of tax violations in the digital economy? On the one hand, these are new types of tax violations, but on the other hand, there are new opportunities for managing them. Every country faces tax violations. Foreign experience allows us to identify a common set of directions and causes of tax violations. An analysis of the causes of tax violations in the Republic of Belarus makes it possible to single out the general and particular in tax violations, taking into account the taxation system and the mentality of citizens. The task of managing the risks of tax violations is to identify, assess and promptly respond to risks in order to reduce the likelihood of their occurrence or minimize the negative consequences of risks. In the digital economy, all systems are being modernized, including tax administration systems. It seems that the use of IT solutions and the creation of information products will ensure the prevention and prevention of potential violations of the requirements of the legislation on taxes and fees, as well as the possibility of preventive resolution of conflict situations that contribute to tax violations. The paper assesses risk concentration zones based on the risk criteria used by the tax authorities to select the object of verification, taking into account the trends of the digital economy. A list of risks has been proposed to supplement the Risk Register as part of the risk management system in the digital economy. The application of the proposals outlined in the work will improve the efficiency and quality of tax administration in the Republic of Belarus and in a number of other countries, taking into account the inclusion of risks associated with the digitalization of the economy and tax administration processes.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НАЛОГОВЫХ НАРУШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 336

Рябова Светлана Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры государственной экономической политики,

Академия управления при Президенте Республики Беларусь,

г. Минск, Республика Беларусь.

Рубеж Мария Георгиевна,

старший преподаватель кафедры государственной экономической политики, Академия управления при Президенте Республики Беларусь г. Минск, Республика Беларусь.

Ryabova Svetlana Sergeevna,

Ph.D. in Economics, associate professor, Associate professor Department of Economic Policy,

Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus. Rubezh Mariya Georgievna,

Senior Lecturer Department of Economic Policy,

Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НАЛОГОВЫХ НАРУШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

MANAGING RISKS OF TAX VIOLATIONS IN DIGITAL ECONOMY

Как снизить риски налоговых нарушений в условиях цифровой экономики? С одной стороны — это новые виды налоговых нарушений, но с другой — и новые возможности для управления ими. Каждая страна сталкивается с налоговыми нарушениями. Зарубежный опыт позволяет выявить общий комплекс направлений и причин налоговых нарушений. Анализ причин налоговых нарушений в Республике Беларусь позволяет выделить общее и особенное в налоговых нарушениях с учетом системы налогообложения и менталитета граждан. Задачей управления рисками налоговых нарушений является выявление, оценка и своевременное реагирование на риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий от рисков. В условиях цифровой экономики происходит модернизация всех систем, в том числе и систем налогового администрирования. Представляется, что использование ИТ-решений и создание информационных продуктов позволит обеспечить профилактику и предупреждение потенциальных нарушений требований законодательства о налогах и сборах, а также возможность превентивного урегулирования конфликтных ситуаций, способствующих налоговым нарушениям.

В работе проведена оценка зон концентрации рисков на основе критериев рисков, используемых налоговыми органами для выбора объекта проверки с учетом трендов цифровой экономики. Предложен перечень рисков для дополнения Реестра рисков в рамках системы управления рисками в условиях цифровой экономики. Применение изложенных в работе предложений позволит повысить эффективность и качество налогового администрирования в Республике Беларусь и в ряде других стран, с учетом включения рисков, связанных с цифровизацией экономики и процессов налогового администрирования.

Ключевые слова: цифровая экономика, налоговые нарушения, риски налоговых нарушений, оценка рисков, критерии рисков, налоговое администрирование.

How to reduce the risks of tax violations in the digital economy? On the one hand, these are new types of tax violations, but on the other hand, there are new opportunities for managing them. Every country faces tax violations. Foreign experience allows us to identify a common set of directions and causes of tax violations. An analysis of the causes of tax violations in the Republic of Belarus makes it possible to single out the general and particular in tax violations, taking into account the taxation system and the mentality of citizens. The task of managing the risks of tax violations is to identify, assess and promptly respond to risks in order to reduce the likelihood of their occurrence or minimize the negative consequences of risks. In the digital economy, all systems are being modernized, including tax administration systems. It seems that the use of IT solutions and the creation of information products will ensure the prevention and prevention of potential violations of the requirements of the legislation on taxes and fees, as well as the possibility of preventive resolution of conflict situations that contribute to tax violations.

The paper assesses risk concentration zones based on the risk criteria used by the tax authorities to select the object of verification, taking into account the trends of the digital economy. A list of risks has been proposed to supplement the Risk

41

Register as part of the risk management system in the digital economy. The application of the proposals outlined in the work will improve the efficiency and quality of tax administration in the Republic of Belarus and in a number of other countries, taking into account the inclusion of risks associated with the digitalization of the economy and tax administration processes.

Keywords: digital economy, tax violations, risks of tax violations, risk assessment, risk criteria, tax administration.

ВВЕДЕНИЕ

В мировом масштабе сегодня происходит увеличение количества пользователей сети интернет, а вместе с тем и увеличивается доля бизнес-операций, которые могут быть реализованы дистанционно, как то — реклама, заказы, сделки, расчеты. Для этого появляются все новые и новые возможности, которые делают процесс выбора, покупки и оплаты доступными каждому потенциальному покупателю. Это социальные сети, цифровые платформы, мессенджеры, рынок криптовалют.

Розничные продажи электронной торговли достигли 359,32 млрд долларов в 2021 году, увеличившись на 15,2 % по сравнению с 2020 годом. К 2025 году розничные продажи мобильной коммерции должны более чем удвоиться и достичь 728,28 млрд долларов и составлять 44,2 % розничных продаж электронной торговли в США [1].

Среди главных причин, по которым люди заказывают товары онлайн — бесплатная доставка (53 %), акции и скидки (41 %), возможность прочитать отзывы (35 %), простота возврата (3 3 %) и скорость оформления заказа (30 %); 33,6 % клиентов перед покупкой сравнивают цены на товары в онлайн-приложении и обычном магазине, 81 % подробно изучают информацию в Сети перед крупными покупками [2].

Цифровая экономика в соответствии с СТБ «Цифровая трансформация. Термины и определения» [3] представляет собой часть экономики, в которой процессы производства, распределения, обмена и потребления прошли цифровые преобразования с использованием информационно-коммуникационных технологий. Другими словами, часть процессов, к примеру, реализации товара, выявление товара, запасы которого нужно пополнить, сообщение в головной офис, принятие решения о производстве этого товара, доставке и т. д. в цифровой экономике реализуется через установленные программы и цифровое пространство предприятия. Цифровое пространство включает в себя цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования [3] То есть это не только программы коммуникаций между отделами компании, это еще и финансовые потоки, сопровождающие цифровые процессы. Это определяет и ряд требований к финансовым потокам организации, в частности: «создание электронных учетных документов, способность формирования электронной отчётности, контроль исполнения бюджета движения денежных средств, реализация поддержки процедуры контроля и согласования» [4]. В результате могут возникнуть новые виды налоговых нарушений, связанные с цифровой экономикой.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В статье поставлена задача изучить мировые тренды налогового администрирования и выявить причины, которые приводят к налоговым нарушениям. В связи с этим необходимо определить группы рисков неуплаты налогов с целью понимания того, как этими рисками можно управлять. Изучить данные по налоговым нарушениям в Республике Беларусь и уточнить причины налоговых нарушений, а также ответить на вопрос, как существующая система управления рисками может поменяться в условиях цифровой экономики. РЕЗУЛЬТАТЫ

В своем исследовании О.А. Синенко обобщила разные подходы к налоговым рискам, рассмотрев это понятие с позиции государства и налогоплательщика. Проведя семантический анализ этих исследований, выделим ядро характеристик налоговых рисков с позиции государства и налогоплательщика.

Со стороны государства: «недополучение налоговых поступлений в бюджет, легальные методы (схемы) минимизации налоговых платежей, недостатки налогового законодательства» [5].

42

Со стороны налогоплательщика: «угроза доначисления налогов (сборов), уплата пеней, штрафов, разногласия с налоговыми органами, трактовка налогового законодательства, финансовые потери, непонятный процесс уплаты налогов, оптимизация налогов, возрастание налоговой нагрузки» [5].

Мировая практика показывает, что налоговые службы в процессе своей деятельности сталкиваются с необходимостью управления налоговыми рисками, что предполагает создание эффективных процессов риск-менеджмента на всех уровнях налоговой системы.

Задачей управления рисками является выявление, оценка и своевременное реагирование на риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий от рисков. Управление налоговыми рисками нередко сводится отдельными авторами только к минимизации рисков. Однако, более рационально говорить не столько о минимизации риска, сколько об оптимизации соотношения риска и важности принятия решений, с которыми он сопряжен. Следовательно, управляя риском, налоговая администрация «должна найти баланс между риском и результатом (поступлением налогов) в соответствии с приемлемым уровнем риска, принятым для компании или группы компаний» [6].

Это включает определение того, какой вид ошибок и уклонений происходит, какие налогоплательщики несут ответственность. Для того чтобы оценить риски, необходимо иметь знания о количестве нарушений, сумме и численности налогоплательщиков в определенной области риска.

В исследовании Кириной Л.С [7] выделены зоны налоговых рисков зарубежных стран. Проведя семантический анализ налоговых рисков на основе данных Кириной Л.С. можно представить графически какие налоговые нарушения встречаются наиболее часто в мире (рис. 1).

Как показывают результаты исследований, чаще всего нарушения связаны со злоупотреблениями соглашений об избежании двойного налогообложения, операциями с доходами, вместе с

Виды нарушений

недекларирование экономической деятельности 1

варьирование фондом оплаты труда схемы, основанные на преференциальных положениях

схемы с производными ценными бумагами

схемы с использованием новых финансовых инструментов, банковских карт

использование офшорных структур и офшор ных банковских счетов

использование несовершенства и пробелов налогового законодательства

сокрытие активов и доходов, создание иску сственных убытков, расходов

схемы с использованием офшоров

операции с доходами и активами: перемещение, выведение, наращивание стоимости, дробление, прирост стоимости и т.д.

злоупотребление соглашениями об избежании двойного налогообложения

12

14 14

т-1-1-1-1-1-1-1-1

0 2 4 6 8 10 12 14 16

Частота

Рис1. Виды налоговых нарушений стран запада по частоте упоминания (Составлено на основании [7])

43

5

тем, нарушения могут быть связаны и с недекларированием экономической деятельности, с использованием новых финансовых инструментов. Такие нарушения встречаются реже, но в совокупности также представляют собой нарушения. Надо отметить, что причины налоговых нарушений могут быть разными.

Так, согласно данным Службы внутренних доходов США отсутствие проверок или их нерегулярность приводит к налоговым нарушениям. Также на налоговые нарушения влияет низкий уровень финансовой грамотности и отсутствие непринятия любых форм ухода от уплаты налогов и налоговых послаблений. Сложности при взаимодействии с налоговыми органами, неуважительное отношение к налогоплательщикам и т.д. [8].

В Ирландии к причинам налоговых нарушений относят трудности во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками. В частности: непоследовательность, несправедливость и несоблюдение конфиденциальности всех вопросов, обсуждаемых сотрудниками налоговых органов с налогоплательщиками. Грубость в общении. Ложная или двусмысленная информация и отсутствие права налогоплательщика на жалобы, апелляции и повторные проверки данных [9].

Причины налоговых нарушений в Швеции, можно считать:

• «отсутствие доверия налогоплательщиков к налоговой системе, неуверенность в добросовестности выполнения налоговыми органами своих задач в соответствии с законом;

• несвоевременность и непрофессионализм реагирования государственных органов на совершенные правонарушения;

• сложность правил налогообложения» [8].

В настоящее время в Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) действует единый для всех контролирующих органов порядок проведения проверок. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43 в целях отбора субъектов для включения в планы выборочных проверок определена универсальная методика формирования системы оценки степени риска для обязательного использования всеми уполномоченными на проведение проверок контролирующими органами.

Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в рамках Указа № 510 разработан алгоритм определения критериев оценки степени риска [10], и с 2019 года выборочные проверки назначаются на основании таких критериев с учетом имеющейся в налоговых органах дополнительной информации, свидетельствующей о высоком риске нарушения законодательства. Также разработана и утверждена Концепция, которая определяет базовые принципы построения, реализации и дальнейшего развития системы управления рисками (далее — СУР) [11].

СУР представляет собой бизнес-процесс в налоговом администрировании, направленный на обеспечение оперативного и эффективного воздействия на риски потерь бюджета, связанные с несоблюдением законодательства при исполнении плательщиками налогов, сборов (пошлин) своих ключевых обязанностей — от постановки на учет в налоговых органах и отражения в налоговых декларациях достоверной информации до полноты исчисления и уплаты налогов в установленные законодательством сроки.

Все виды рисков, которые вошли в СУР в Республике Беларусь можно разделить на группы:

• применяемые режимы налогообложения;

• осуществляемые виды деятельности;

• размер бизнеса — крупные плательщики, субъекты малого и среднего бизнеса, микроорганизации, индивидуальные предприниматели;

• статус плательщика—плательщики налога на добавленную стоимость, плательщики акцизов, плательщики налога на игорный бизнес, участники внешнеэкономической деятельности, субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, резиденты свободных экономических зон, резиденты Парка высоких технологий; иностранные организации и др.

44

Проведем анализ моделей бизнеса, которые появились в цифровой экономике и оценим вероятность рисков, связанных с этими моделями

Модели бизнеса в цифровой экономике и оценка рисков налоговых нарушений им соответствующих представлены в таблице 1.

Таблица 1. Модели бизнеса и потенциальные риски налоговых нарушений *

Модели бизнеса Ввды рисков

1. Бизнес, основанный на продаже информации или прав доступа к информации

Продажа создаваемого цифрового контента (Магазин Kindle, Apple iTunes Store) Пример: Онлайн-продажа цифрового контента, распространяемого в цифровом виде Лицензирование (Майкрософт, IBM, Cisco, Oracle) Пример: Продажа лицензий на использование цифрового контента конечному пользователю программного обеспечения 3. Подписка на цифровой контент (Netflix, Spotify, Amazon Prime) Пример: Онлайн-подписка для доступа к цифровому контенту и другим преимуществам за абонентскую плату Ведение незаконной предпринимательской деятельности через интернет Риск сокращения налоговой базы за счет низкой стоимости товаров и услуг и сокращение посредников

2. Бизнес, связанный с регулируемыми законодательством государства операциями

Виртуальный банкинг (First Direct, ING Direct, Revolut) Пример: Интернет-банк, предлагающий розничные банковские услуги удаленно по цифровым каналам Виртуальная страховка (ZhongAn, Bowtie Insurance) Пример: Интернет-страховая компания, предлагающая розничные страховые услуги через цифровые каналы Азартные игры онлайн (ZhongAn, Bowtie Insurance) Пример: Онлайн-азартные игры и ставки непосредственно между пользователем и веб-сайтом Риски, связанные с потерей контроля над операциями, осуществляемыми он-лайн

3. Бизнес, основанный на работе многофункциональных платформ

Интернет-рынок электронной коммерции (Amazon, Uber, Airbnb, Booking, eBay, Alibaba, Tencent, Expedia, краудфандинговые платформы, онлайн-покер) Пример: Бесплатный онлайн-доступ к многосторонним платформам, бизнес на продаже рекламы или процент от сделок Оператор цифровой платформы выступает в качестве брокера и взимает комиссию за каждую сделку, совершенную между пользователями цифровой платформы Риск потери контроля над операциями, проводимыми в рамках электронных трансграничных платформ

4. Бизнес, связанный с работой с потенциальным покупателем

Продажа информации о пользователях и пользовательского контента (Фейсбук, Инстаграм, Твиттер) Пример: Онлайн-доступ к цифровому контенту в обмен на права на продажу пользовательских данных и контента Онлайн-реклама, ориентированная на пользователя (Google Реклама, Amazon, LinkedIn, Alibaba, Ютуб, Фейсбук, Реддит) Пример: Продажа онлайн-рекламы, ориентированной на пользователя Продажа репутации, связанной с пользователями, в рамках продажи цифрового бизнеса (выходная бизнес-стратегия) (Instagram, LinkedIn, WhatsApp, Skype, Waze, YouTube, Fitbit) Пример: Онлайн-доступ к цифровому контенту в обмен на юридические права на использование пользовательской базы данных и цифрового контента, созданного пользователями Продажа бизнес-услуг, создание деловой репутации и т.д. Риск уклонения от налогов из-за сложности идентификации продавца, осуществляющего продажу цифрового контента

* Разработано на основании [12]

45

Вместе с тем, не все люди совершают налоговые нарушения преднамеренно.

В результате исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси по заказу Национального банка Республики Беларусь в июле-августе 2020 года было выявлено, что большинство участников опроса не пользовались налоговыми льготами, в том числе в связи с тем, что они никогда не слышали о такой возможности (26,8 %), либо из-за сложности процедуры оформления документов (7,4 %). Хуже всего население Беларуси владеет компетенциями по вопросам прав и обязанностей потребителей финансовых услуг (23,5 %) и налоговой грамотности (26,4 %) (табл. 2).

Таблица 2. Результат анализа финансовой грамотности в Республике Беларусь *

Матрица индексов финансовой грамотности населения, %

Компоненты финансовой грамотности Знания и навыки Отношения и установки Поведение Общий индекс

Персональные финансы 70,0 65,1 42,2 59,1

Базовые финансовые знания 53,0 68,6 39,0 53,5

Цифровые технологии 35,3 40,1 24,3 33,3

Налоговая грамотность 9,6 35,5 33,9 26,4

Страхование 73,7 33,0 24,8 43,8

Права и обязанности потребителей финансовых услуг 55,0 5,7 9,9 23,5

* Составлено на основании [13]

Одним из эффективных способов профилактики правонарушений в сфере налогообложения является распространение среди населения Беларуси налоговых знаний о значимости налоговых отчислений в государственный бюджет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35,5

9,6

33,9

26,4

Знания и навыки Отношения и Поведение Общий индекс

установки

Рис. 2 Значения индекса налоговой грамотности по компонентам [13]

Значение индекса по компоненту «знания и навыки» (9,6 %) самое низкое, ниже значения индекса по компоненту «отношение и установки» (35,5 %), которое, в свою очередь, немного выше уровня поведенческой финансовой активности (33,9 %) (рисунок 2). Полученные данные свидетельствуют о том, большая группа людей не знает о случаях при которых они обязаны платить налоги, заполнять налоговую декларацию и, соответственно, будет считать это нормальным, од-

46

нако по каким-то причинам у них есть мотивация реализовывать эти знания в своей практической деятельности.

Таким образом, налоговые нарушения могут быть сгруппированы на те, которые совершаются преднамеренно и те, которые совершаются непреднамеренно, по причинам непонимания или незнания. Для причин второй группы выделяются направления налоговой дисциплины и налоговой грамотности.

В условиях цифровизации экономики к этому добавляется еще и непонимание, не знание и отсутствие доступа к информационным технологиям, используемым для расчета налогов. Риски налоговых нарушений в условиях цифровой экономики можно сгруппировать и представить следующим образом (табл. 3).

Таблица3. Риски налоговых нарушений в условиях цифровой экономики *

Категории Риски налоговых нарушений в условиях цифровой экономики

Общие

Связанные с тем, кто на-ло го плате лыц ик. • незнание того, что налоги надо платить; • представление, что финансовые операции являются частными и не облагаются налогом; • непонимание процесса того, как нужно сообщать о финансовых операциях.

Процедурные

Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов • неумение работать с информационно-коммуникационными технологиями; • непонимание процедур налогообложения • страх ошибки и / или мошенничества

Цифровизация налогового учета Отсутствие цифровых компетенций, что может привести к следующим р искам: • записи налогового учета теряются, удаляются, корректируются любым человеком, не сохраняются; • записи не могут быть воспроизведены в том формате или вообще воспроизведены тогда, когда это необходимо. Возможность расширения налоговой базы за счет цифровых сервисов и данных.

Правовые

Экономика совместного использования • физические лица могут не знать своего статуса налогоплательщика (налоговый статус); • риск завышения расходов; • собранные налоги (ишгда наличными) могут не выплачиваться налоговым органам.

Реализация цифровых товаров и услуг в цифровом виде • нет четкого понимания того, где и как совершаются финансовые операции, которые облагаются налогом; • проблема идентификации тех, кто совершает сделки с использованием Р2Р-платформ, социальных сетей, зарубежных сервисов.

Виртуальная валюта • непонимание требований налогового законодательства; • неверное определение типа сделки; • увеличение количества расчетов с использованием криптовалю-ты и отсутствие механизма взимания налогов с таких операций.

* Составлено авторами

В соответствии с Концепцией риски несоблюдения законодательства делятся на категории исходя из их принадлежности к конкретной сфере исполнения плательщиками своих ключевых обязанностей.

47

Обобщая исследования составим матрицу категорий рисков и причин их возникновения в условиях цифровой экономики (табл. 4).

Таблица 4. Матрица рисков *

№ ■■"■---^Причины рисков Категор ии р иско в""---^ Общие Процедурные Правовые

1 постановка на учет в налоговых органах; • незнание, что процедуры можнэ делать он-лайн • непонимание как работать с формами на сайте • отсутствие средств доступа к сети Интернет • отсутствие цифровых компетенций • неумение работать с инфо рмационно -коммуникационны -ми технологиями • непонимание процедур налогообложения (изменившихся в новом интерфейсе) • страх ошибки и / или мошенничества • нет четкого понимания того, где и как совершаются финансовые операции, которые облагаются налогом, кто является плательщиком, за что надо платить налог при совершении операций в рамках цифровой экосистемы • непонимание требований налогового законодательства • неверное определение типа сделки по операциям, совершаемым в цифровой экосистеме • увеличение количества расчетов с использованием криптовалюты и отсутствие механизма взимания налогов с таких операций

2 представление в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов),

3 отражение в налоговых декларациях (расчетах) и иных документах полной и достоверной информации;

4 уплата налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в установленные законодательством сроки.

* Составлено авторами

ВЫВОДЫ

Таким образом, для оценки рисков в условиях цифровизации рекомендуется дополнить существующую систему критериев следующими видами рисков: риски, связанные с непониманием и незнанием процедуры и отсутствием доступа к сети, неумением работать с информационно-коммуникационными технологиями, отсутствием цифровых компетенций; риски, связанные с операциями, совершаемыми в цифровой среде, когда нет четкого понимания того, где и как совершаются финансовые операции, которые облагаются налогом, непонимание требований налогового законодательства в отношении цифровых операций, расчеты с использованием криптовалюты и отсутствие механизма взимания налогов с таких операций.

В условиях цифровой экономики одним из важных элементов СУР должно стать информирование налогоплательщиков о рисках и мерах по их минимизации. В рамках развития концепции риск-менеджмента в налоговом администрировании, а также в целях совершенствования сервисной модели работы налоговых органов видится целесообразной публикация информации о наличии (отсутствии) рисков нарушения законодательства о налогах и сборах, включенных в Реестр рисков СУР, в личном кабинете налогоплательщика. Публикация информации об уровне налоговых рисков может одновременно сопровождаться доведением до сведения налогоплательщика мер ответственности, предусмотренных законодательством, а также рекомендаций по снижению уровня выявленного риска и предотвращению возможных нарушений требований законодательства о налогах и сборах.

48

Представляется, что раннее информирование налогоплательщика о выявленных рисках позволит обеспечить профилактику и предупреждение потенциальных нарушений требований законодательства о налогах и сборах, а также возможность превентивного урегулирования вопросов, возникающих в процессе взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, и в конечном итоге изменение его налогового поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Andrew Meola Rise of Mcommerce: Mobile Ecommerce Shopping Stats & Trends in 2022 / Andrew Meola [Electronic Resource] // Insider. — 2022. — Access mode: www.businessinsider.com/mobile-commerce-shopping-trends-stats?r=DE&IR=T (date of the application: 14.06-17.06.2022).

2. Зуйкова А. Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля / А. Зуйкова [Электронный ресурс] // РБК. Тренды. — 2021. — Режим доступа: trends.rbc.ru/trends/industry/607fe4549a7947027eaffbe6 (дата обращения: 14.06-17.06.2022).

3. Первая редакция СТБ «Цифровая трансформация. Термины и определения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: stb.by/Stb/ProjectFileDownload.php?UrlId=9032 (дата обращения: 14.06-17.06.2022).

4. Пинчук Е.С. Цифровые технологии в системе управления денежными потоками предприятия / Е.С. Пинчук [Электронный ресурс] // Журнал экономики и бизнеса. — 2020. — № 12-2. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-sisteme-upravleniya-denezhnymi-potokami-predpriyatiya/viewer (дата обращения: 14.06-17.06.2022).

5. Синенко О.А. Налоговые риски в условиях цифровизации экономики / О.А. Синенко [Электронный ресурс] // АзиатскоТихоокеанский регион: экономика, политика, право. — 2020. — № 3. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-riski-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki (дата обращения: 14.06-17.06.2022).

6. Новоселов, К.В. Перспективы развития риск-менеджмента в налоговой сфере / К.В. Новоселов // Экономика. Налоги. Право. — 2017. — № 6. — С. 29-38.

7. Кирина Л.С. Международный опыт осуществления мониторинга налоговых рисков налоговыми органами / Л.С. Кирина [Электронный ресурс] // Экономика. Налоги. Право. — 2012. — № 5. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-osuschestvleniya-monitoringa-nalogovyh-riskov-nalogovymi-organami/viewer (дата обращения: 14.06-17.06.2022).

8. Бойко Н.Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования / Н.Н. Бойко [Электронный ресурс] // Политика, государство и право. — 2015. — № 4. — Режим доступа: politika.snauka.ru/2015/ 04/2862 (дата обращения: 14.06-17.06.2022).

9. Тотикова Т.Е. Модернизация систем налогового администрирования в зарубежных странах : анализ основных тенденций / Т.Е. Тотикова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. — 2016. — Т. 16. Вып. 4. — С. 445-448.

10. Об утверждении критериев оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки: приказ Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 9 февр. 2018 г., № 20 [Электронный ресурс] // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. — Режим доступа: nalog.gov.by/tax_control/tax_inspections/scheduling_inspections/ (дата обращения: 14.06-17.06.2022).

11. Об утверждении Концепции управления рисками несоблюдения плательщиками налогов, сборов (пошлин) законодательства, влекущими потери бюджета: приказ Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 14 авг. 2020 г., № 76. [Электронный ресурс] // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. — Режим доступа: www.nalog.gov.by/upload/iblock/7ed/0kjw39rsjdgwnlq62ktcytwj_j9hfr03p.D0CX (дата обращения: 14.06-17.06.2022).

12. Tax Theory Applied to the Digital Economy [Electronic Resource] // World Bank. — Access Mode: openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/35200/9781464816543.pdf?sequence=1 (date of the application: 14.06-17.06.2022).

13. Финансовая грамотность. [Электронный ресурс] // Единый портал финансовой грамотности для педагогов. — Режим доступа: teacher.fingramota.by/ru/services/library/investigations/16 (дата обращения: 14.0617.06.2022).

SPISOKLITERATURY

1. Andrew Meola Rise of Mcommerce: Mobile Ecommerce Shopping Stats & Trends in 2022 / Andrew Meola [Electronic Resource] // Insider. — 2022. — Access mode: www.businessinsider.com/mobile-commerce-shopping-trends-stats?r=DE&IR=T (date of the application: 14.06-17.06.2022).

2. Zuykova A. Chto takoye e-commerce i kak ustroyena onlayn-torgovlya / A. Zuykova [Elektronnyy resurs] // RBK. Trendy. — 2021. — Rezhim dostupa: trends.rbc.ru/trends/industry/607fe4549a7947027eaffbe6 (data obrashcheniya: 14.06-17.06.2022).

3. Pervaya redaktsiya STB «Tsifrovaya transformatsiya. Terminy i opredeleniya» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: stb.by/Stb/ProjectFileDownload.php?UrlId=9032 (data obrashcheniya: 14.06-17.06.2022).

49

4. Pinchuk Ye.S. Tsifrovyye tekhnologii v sisteme upravleniya denezhnymi potokami predpriyatiya / Ye.S. Pinchuk [Elektronnyy resurs] // Zhurnal ekonomiki i biznesa. — 2020. — №2 12-2. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/ n/tsifrovye-tehnologii-v-sisteme-upravleniya-denezhnymi-potokami-predpriyatiya/viewer (data obrashcheniya: 14.06-17.06.2022).

5. Sinenko O.A. Nalogovyye riski v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki / O.A. Sinenko [Elektronnyy resurs] // AziatskoTikhookeanskiy region: ekonomika, politika, pravo. — 2020. — №2 3. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/ article/n/nalogovye-riski-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki (data obrashcheniya: 14.06-17.06.2022).

6. Novoselov, K.V Perspektivy razvitiya risk-menedzhmenta v nalogovoy sfere / K.V. Novoselov // Ekonomika. Nalogi. Pravo. — 2017. — №> 6. — S. 29-38.

7. Kirina L.S. Mezhdunarodnyy opyt osushchestvleniya monitoringa nalogovykh riskov nalogovymi organami / L.S. Kirina [Elektronnyy resurs] // Ekonomika. Nalogi. Pravo. — 2012. — №2 5. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/ article/n/mezhdunarodnyy-opyt-osuschestvleniya-monitoringa-nalogovyh-riskov-nalogovymi-organami/viewer (data obrashcheniya: 14.06-17.06.2022).

8. Boyko N.N. Opyt inostrannykh gosudarstv v sfere nalogovogo administrirovaniya / N.N. Boyko [Elektronnyy resurs] // Politika, gosudarstvo i pravo. — 2015. — №2 4. — Rezhim dostupa: politika.snauka.ru/2015/04/2862 (data obrashcheniya: 14.06-17.06.2022).

9. Totikova T.Ye. Modernizatsiya sistem nalogovogo administrirovaniya v zarubezhnykh stranakh : analiz osnovnykh tendentsiy / T.Ye. Totikova // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Ekonomika. Upravleniye. Pravo. — 2016. — T. 16. Vyp. 4. — S. 445-448.

10. Ob utverzhdenii kriteriyev otsenki stepeni riska v tselyakh otbora proveryayemykh sub"yektov dlya provedeniya vyborochnoy proverki: prikaz Ministerstva po nalogam i sboram Resp. Belarus', 9 fevr. 2018 g., № 20 [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo po nalogam i sboram Respubliki Belarus'. — Rezhim dostupa: nalog.gov.by/ tax_control/tax_inspections/scheduling_inspections/ (data obrashcheniya: 14.06-17.06.2022).

11. Ob utverzhdenii Kontseptsii upravleniya riskami nesoblyudeniya platel'shchikami nalogov, sborov (poshlin) zakonodatel'stva, vlekushchimi poteri byudzheta: prikaz Ministerstva po nalogam i sboram Resp. Belarus', 14 avg. 2020 g., № 76. [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo po nalogam i sboram Respubliki Belarus'. — Rezhim dostupa: www.nalog.gov.by/upload/iblock/7ed/0kjw39rsjdgwnlq62ktcytwjj9hfr03p.DOCX (data obrashcheniya: 14.0617.06.2022).

12. Tax Theory Applied to the Digital Economy [Electronic Resource] // World Bank. — Access Mode: openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/35200/9781464816543.pdf?sequence=1 (date of the application: 14.06-17.06.2022).

13. Finansovaya gramotnost'. [Elektronnyy resurs] // Yedinyy portal finansovoy gramotnosti dlya pedagogov. — Rezhim dostupa: teacher.fingramota.by/ru/services/library/investigations/16 (data obrashcheniya: 14.06-17.06.2022).

Статья поступила в редакцию 28 июня 2022 года Статья одобрена к печати 15 июля 2022 года

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.