Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ / АНАЛИЗ / СТРАХОВАНИЕ / ЛИМИТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путевская А.С.

В статье анализируются риски, которые могут возникнуть в предпринимательской деятельности и методы управления ими. Предпринимательская деятельность может быть рискованной вследствие того, что многие предприниматели не учитывают возможные риски при открытии своего бизнеса или рассматривают лишь некоторые актуальные риски.The article analyzes the risks that may arise in business and management practices Business activity can be risk because many entrepreneurs don't consider possible risks when opening the business or consider only some urgent risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ»

для его восстановления. Фактор внешнего вида сотрудников и потенциальных работников напрямую влияет на формирование имиджа всей организации, на ее восприятие внешним миром.

Таким образом, привлекательная конкурентоспособная компания на рынке труда, уже имевшая успех на рынке отрасли со сложившейся командой сотрудников, устойчивой организационной культурой, от потенциальных будущих сотрудников ожидает высоких стандартов делового поведения и профессиональных достижений.

Использованные источники:

1.Попова Т.А. Привлекательность организации на рынке труда // Экономика и Социум. - 2016. - № 9(28). - С. 745 - 746;

2.Маслов Е.В. Проектирование рабочих мест с учетом их привлекательности для работников // Вестник НГУЭУ. - 2014. - № 4. - С. 18 - 26;

3.Сабетова Т.В. К вопросам оценки привлекательности рабочих мест // Современная экономика: проблемы и решения. - 2013. - № 12. - С. 170 - 177.

УДК 338.054.23

ПутевскаяА.С. студент

Ставропольский государственный аграрный университет

Россия, г. Ставрополь

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Аннотация. В статье анализируются риски, которые могут возникнуть в предпринимательской деятельности и методы управления ими. Предпринимательская деятельность может быть рискованной вследствие того, что многие предприниматели не учитывают возможные риски при открытии своего бизнеса или рассматривают лишь некоторые актуальные риски.

Ключевые слова: риск, предпринимательская деятельность, управление риском, анализ, страхование, лимитирование.

Annotation. The article analyzes the risks that may arise in business and management practices Business activity can be risk because many entrepreneurs don't consider possible risks when opening the business or consider only some urgent risks.

Keywords: risk, business activity, risk management, analysis, insurance, limitation.

Предпринимательский риск - это ситуация, в которой существует вероятность несение убытков предприятием, в случае того, если управленческое решение не было осуществлено, или была допущена ошибка в его принятии. Существует два вида риска: локальный (на уровне предприятия) и глобальный (общегосударственный).Они воздействуют друг на друга, обусловливают друг друга и в то же время являются автономными.

Различают долгосрочные и краткосрочные риски предприятия.

Долгосрочный локальный риск связан с перспективами развития предприятия. Он выражается в необоснованно малых отчислениях на производственное развитие, изъянах кадровой политики предприятия и др.

Конъюнктурный, или, краткосрочный риск может произойти при выборе необязательного контрагента, нерациональных форм организации расчетов конъюнктуры рынков и т.п.

У каждой предпринимательской фирмы есть собственные предпочтения деятельности, которые направленно связаны с риском. Таким образом, предприятие распознает приемлемый уровень рисков и ищет способы, как избежать нежелательных. Это называется системой управления риском. В данной системе деятельность предпринимателя направлена на защиту своей фирмы от действий рисков, угрожающих прибыльности, и основана на выборе оптимального проекта, однако нельзя забывать о том, что чем больше прибыльность от проекта, тем выше степень риска для фирмы.

Управление риском нельзя назвать одномоментным решением или действием, даже в том случае, если оно детально проработано и обосновано.

В ситуации быстро меняющихся условий функционирования бизнеса такая статичная точка зрения мешала бы результативности. Таким образом, управление риском является динамическим процессом, который можно представить следующим образом:

1. Идентификация и анализ риска. Важный этап, необходимый для понимания особенностей изучаемой рисковой ситуации, а именно: выявление рисков и их специфики, которая обусловлена природой и иными отличительными особенностями, выявление специфики их осуществления, включая изучение объема экономического ущерба, а кроме того изменение рисков в периоды, степень взаимосвязи между ними и исследование факторов, оказывающих большое влияние на них [3]. В отсутствии подобного изучения невозможно результативно и целенаправленно реализовывать процесс управления риском.

2. Анализ альтернативных методов управления риском. Главная задача данного этапа состоит в исследовании тех инструментов, с помощью которых можно помешать осуществлении риска и влиянию его негативных последствий на бизнес фирмы.

3. Выбор методов управления риском. Данный этап необходим для того, чтобы сформировать политику фирмы в области борьбы с риском и неопределенностью. Данная процедура выбора связана с различной результативностью методов управления риском и разным объемом ресурсов, которые требуются для их реализации[4].

4. Исполнение выбранного метода управления риском. Сущность этапа состоит в выполнении установленных на предыдущем этапе решений об осуществлении тех или иных методов управления риском. В контексте данного процесса используются уникальные технические и управленческие решения.

5. Анализ и изучение результатов с последующим совершенствованием системы по управлению риском. Этап обеспечивает динамический характер этого процесса, а также гибкость и адаптивность управления риском [5].

Каждый этап вытекает из предыдущего, тем самым образуя систему принятия решений с обратной связью.

Сущность каждого этапа управления рисками подразумевает использование различных методов. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие: уменьшение объемов потерь; удержание риска; избегание риска; разделение риска; передача риска; принятие риска; снижение частоты потери; аутсорсинг риска.

Наиболее простым и радикальным является метод отказа или избегания от риска. Он основывается на уклонении от рисковых мероприятий. Применение данного метода для инвестора может означать отказ от прибыли.

Метод удержания риска означает то, что риск остается за инвестором, то есть несет ответственность он. При данном методе, инвестор может быть вполне уверен в том, что если он вкладывает в венчурный капитал, он сможет покрыть его возможную потерю за счет собственных средств. Метод передачи риска основывается на том, что инвестор перекладывает ответственность за риск на кого-то другого (страховую компанию и т. п.)

Существуют также приемы снижения степени риска, к которым относятся: диверсификация; самострахование; страхование; лимитирование, Получение большей информации, которая позволит сделать более точный прогноз на будущее и, таким образом, снизить риск;

Диверсификация — это определенный маркетинговый ход предприятия, который позволяет снижать финансовые риски или извлекать максимальную прибыль, предотвратить банкротство. Ее можно представить в виде процесса распределения инвестируемых средств между разными объектами вложения капитала, которые связаны между собой, чтобы уменьшить степень риска и потерю доходов.

Лимитированием называется процесс, который предусматривает установку лимита, то есть предельной суммы продажи, расхода, кредита. Лимитирование можно назвать одним из самых важных приемов снижения степени риска. Его применяет фирма, производящая продажу товаров в кредит, предоставляющая займы, определяющая суммы вложения капитала.

Самострахование - это процесс, при котором предприниматель выбирает подстраховать себя сам, а не покупать страховку в страховой компании, при этом экономя затраты капитала на страхование.

Проблема в изучении и управлении рисками состоит в том, что они рассматриваются в рамках относительно стабильной экономической конъюнктуры. А причина неэффективного управления рисками - в отсутствии четких и ясных методологических основ.

Система принципов управления рисками сформирована в результате анализа исследований в области методологии по управлению рисками и

состоит из:

- экономически грамотного решения, связанного с риском, не оказывающего негативного воздействия на результативность финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

- управления рисками, осуществляемого в условиях корпоративных стратегий предприятия;

- решений, принимаемых на основе необходимого объема объективной информации;

- принятых решений, которые учитывают достоверные характеристики среды, в которой осуществляется деятельность организации;

- управления рисками, носящего системный характер;

- текущего анализа эффективности принимаемых решений, связанных с рисками;

- своевременного и оперативного изменения методов и принципов управления рисками, используемых на предприятии.

Таким образом, существование рисков в экономической деятельности -это вполне распространенное явление, а основой его проявления является воля предпринимателя. В связи с этим необходима специальная реакция предпринимателя, направленная на анализ и измерение рисков, а также учет их особенностей при принятии и осуществлении экономических решений. И как следствие управление процессом выработки самих решений.

Управление рисками является процессом, в котором происходит выбор между новыми направлениями деятельности, уровнями рискованности и распределением ресурсов в экономической деятельности, и представляет собой неотъемлемую часть общего процесса повышения прибыльности и конкурентоспособности.

Использованные источники:

1.Балдин К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия : учебное пособие, 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2012,420 с

2.Ермакова Н.Ю., Костюченко Т.Н. Формирование системы мониторинга устойчивости предпринимательских структур // Социально-экономическое и технологическое развитие АПК: состояние, тенденции, прогноз: матер. междун. науч.-практ. конф. Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов. 2008. С. 491-493.

3.Ермакова Н.Ю., Долбня А.А. Инновационный потенциал как основа устойчивого развития предприятий агробизнеса / Институциональные преобразования национальных экономических систем : сб. науч. тр. // Университет Вагенинген (Нидерланды), Белградский институт аграрной экономики (Сербия), Чешский университет естественных наук (Чехия), Ставропольский государственный аграрный университет (Россия). 2014. С. 106-108.

4.Предпринимательство : учебное пособие / Н.Ю. Ермакова, Н.В. Еременко, С.С. Вайцеховская, Е.Г. Пупынина., Д.В. Сидорова, Н.Н. Тельнова, А.В. Тенищев. Ставрополь, 2015.

5.Прилипко А.А., Ермакова Н.Ю. Предпринимательские риски в операциях с объектами недвижимости // Современное предпринимательство: состояние и перспективы сб. науч.тр. Ставрополь. 2010. С. 89-91.

Рудакова Л.А. студент 4 курс

Филиал ФГБОУВО «Самарский государственный технический

университет» в г. Сызрани Россия, г. Сызрань ПОВЫШЕНИЕ СБЫТА СТРАХОВЫХ УСЛУГ ЗА СЧЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА

В настоящее время наиболее эффективным методом совершенствования страховой деятельности является применение методов маркетинга в частной практике страховщиков.

Маркетинг получил признание в 1935 году, термин ввели представители Национальной Ассоциации США. Он означал - систему мероприятий по изучению рынка, активное воздействие на потребительский спрос с целью расширения рынка сбыта товара.

Страховой маркетинг возник в странах первого мира относительно недавно, приблизительно в 70 годах 20 века. В России же это явление не применялось буквально до настоящего времени. Сейчас существует достаточно много литературы раскрывающей суть страхового маркетинга. Приведем определение, наиболее точно отражающее смысл этого термина.

Страховой маркетинг - это то система понятий и приемов, с помощью которых достигается взаимопонимание и эффективное взаимодействие страховщика и страхователя - оптимизация их финансово-экономических отношений, направленная на наилучшее обеспечение разнообразных потребностей страхователей в качественной, относительно дешевой и полной страховой защите в сочетании с достижением достаточной доходности страховых операций для компании [1].

Довольно часто под страховым маркетингом понимают комплекс действий, направленных на увеличение прибыли страховщика или максимальное расширение сбыта страховой продукции за счет наиболее полного учета потребностей страхователей. Встречается и такое определение: страховой маркетинг - это предварительный анализ доходности клиентуры и рынков, а также методология их завоевания и удержания. В практической деятельности страховых компаний чаще всего используются именно такие, суженные варианты определения страхового маркетинга [2].

Маркетинг и реклама используются в страховой деятельности как инструмент позволяющий воздействовать на страховой рынок в условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.