каждый пятый респондент выбирает Ростелеком по причине отсутствия выбора, т.е. их дома на данный момент не обслуживаются другими провайдерами.
С помощью анкетирования также выявлено, что только 4% абонентов Ростелекома оценивают качество услуг высоко, тогда как у ТТК их 29%. Количество недовольных абонентов Ростелекома (39%) в два раза больше, чем у ТТК (19%). Респонденты - пользователи Ростелекома больше остальных пользователей тратят на интернет, и только всего 15% тратят не больше 1000 руб. в месяц, у ТТК половина пользователей тратит в месяц не больше 1000 руб.
Если сравнивать данные якт.ру на начало 2014 года с данными нашего опроса, можно сделать вывод, что интернет-провайдер ТрансТелеКом развивается и уже наравне с Ростелекомом популярен в нашем городе.
Курочкин В.Н., д.т.н. старший научный сотрудник, профессор кафедра экономики и управления в образовании
Васильев В.В. студент 5 курса Высшая школа бизнеса Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону
УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Ключевые слова: управление, экономический анализ, контроль, результативностью, информационная технология, организация общественного питания, сервис.
Аннотация
С целью разработки мероприятий по улучшению управления результативностью хозяйственной деятельности предприятия
общественного питания предлагается применение информационных технологий для управления результативностью предприятия общественного питания: ростом прибыли (что обеспечивает рост рентабельности), снижением издержек (за счет системы управления).
В результате исследований выявлены резервы и направления улучшения управления результативностью организаций общественного питания на базе 1Т- технологии
Управление результативностью хозяйственной деятельности частного предприятия (коммерческой организации) общественного питания зависит от реализации и себестоимости оказываемых услуг и продукции (в дальнейшим по тексту - услуг), от инноваций в данной сфере сервиса [1]. Из опыта работы предприятий данного направления экономической деятельности известно, что экономически эффективно управление
результативностью на базе информационных технологий, то есть в условиях финансового кризиса, когда объем оказываемых услуг общественного питания снижается, важно сохранить достигнутый уровень результативности, для чего необходимо действенное финансовое управление (финансовый менеджмент), основой которого может быть 1Т-технологии.
В связи с этим целью статьи является разработка мероприятий по улучшению управления результативностью хозяйственной деятельности предприятия общественного питания на базе 1Т- технологии.
Объектом исследования является коммерческие организации общественного питания, а предметом - экономические процессы, связанные с управлением результативностью. Информационной и эмпирической базами исследования является бухгалтерская и статистическая отчетность [4].
Изучение исследований академика М.И. Баканова, профессоров Л.Е. Вахрушиной, Н.В. Войтоловского, В.В. Ковалева, А.Д. Шеремета и др. показало следующее. Повышение результативности деятельности организаций общественного питания, в частности, связано с решением следующих вопросов: как привлечь новых посетителей, как своевременно поставить на кухню и в бар продукты, как оперативно контролировать и анализировать, не упустив деталей работы ООП, то есть управление результативностью деятельности [8] организаций общественного питания (ООП) связано с контролем и анализом, которые являются функциями управления [3].
Особое место в контроле показателей результативности ООП занимает финансовый анализ, который применяют для исследования экономических процессов и экономических отношений, показывает сильные и слабые стороны предприятия и используется для принятия оптимального управленческого решения [2]. Анализ финансовых результатов деятельности позволяет определить рациональные способы управления ресурсами и сформированием структуры основных средств [9].
Рядом исследований результативности коммерческих организаций установлено, что объем производства и реализации услуг являются взаимозависимыми показателями, поэтому их анализ выполняют во взаимосвязи, совместно [7]. В настоящее время рынок в исследуемом направлении сервиса насыщен, конкуренция усиливается, поэтому не производство определяет объем продаж, но возможный объем оказания услуг является основой конкурентоспособности и результативности.
Управление результативностью хозяйственной деятельности коммерческой организации основано на управлении прибылью, рентабельностью, платежеспособностью [5] и другими показателями деловой активности [11], поэтому можно предположить, что результативность ООП характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, так как получает прибыль главным образом от реализации продукции и услуг общественного питания.
Из теории экономического анализах известно, что прибыль от реализации продукции и услуг зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДг); себестоимости (Сг) и уровня среднереализационных цен (Ц). Реализованная продукция - это стоимость предоставленных и оплаченных клиентами ООП услуг в действующих ценах по факту оплаты (в целом - по выручке). Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукций может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет [12].
Реализация продукции является связующим звеном между ООП и его клиентами. Следовательно, управление результативностью деятельности следует изучать во взаимосвязи с реализацией услуг ООП, главным (управляемым) фактором является результативность (характеризуется объемом реализации и прибыли, уровнем рентабельности), она зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, это управляющие факторы [6].
Рассмотрим управление рентабельностью (РООП), которая является отношением валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧПпр) к сумме затрат по реализованным услугам (Сру)
РООП = Прп/ ЧПпр= ЧПпр/ Сру (1)
Формула (1) показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию услуг ООП, может рассчитываться в целом по предприятию или видам продукции (блюда, алкогольные и безалкогольные напитки) и услуг. Увеличивая или уменьшая сумму затрат (себестоимость) по реализованным услугам посредством перечисленных управляющих факторов, то есть увеличивая числитель или уменьшая знаменатель в формуле (1). Аналогичным образом управляется рентабельность продаж (оборота) - отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки [13]. При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если услуги рентабельны, и обратно пропорционально - если убыточна [7].
Уровень рентабельности производственной деятельности в целом по предприятию зависит от трех факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Следовательно, для управления прибылью логично
использовать следующую модель
Прп = х (к * ц - а)),
где Прп - сумма прибыли;
К - объем услуг (1-х блюд, 1-х напитков) в физических единицах;
Ц- цена реализации 1-х блюд, 1-х напитков;
С - себестоимость единицы продукции и услуги (1-х блюд, 1-х напитков).
Из формулы (2) следует, что финансовое управление осуществляется
увеличением объема реализации рентабельных услуг, уменьшением объема реализации низкорентабельных и удалением из ассортимента убыточных услуг, а также увеличением разности (Ц1 - С ). Она возрастает при увеличении средней цены реализации и снижении себестоимости.
Предлагается применение информационных технологий [10] для управления результативностью предприятия общественного питания. Цена на рынке указанных технологий - от 17,0 до 50,0 тыс. руб. Они позволят контролировать массу ингредиентов блюд, отпускаемых напитков, так как при ручном способе контроля ошибка - не менее 5%, то есть 50 г. находится в пределах погрешности блюда (ингредиента) массой в один килограмм.
Информационные технологии анализа и контроля затрат, физического объема реализованных блюд оказывают существенное влияние на снижение их себестоимости и соответственно увеличение (Щ - С1), а привлечение дополнительных клиентов инновационными технологиями, дивайсами, гаджетами увеличивает объем реализации 1-х блюд, 1-х напитков.
Обратимся к показателям ООП. К примеру, динамика себестоимости, прибыли и выручки услуг общественного питания за период 2009-2014 гг. имеет тенденцию роста (рис).
Рисунок 2.3 - Себестоимость и выручка ООП за 2009-2014 гг.
Предположим, что в результате реализации мероприятий по управлению результативностью ООП с применением информационных технологий удалось снизить себестоимость за счет контроля и анализа блюд на 5 %, увеличить выручку за дополнительного привлечения клиентов на 5%, тогда синхронизированный рост выручки и снижение себестоимости даст синергетический эффект влияния двух факторов одновременно на рост прибыли (2) и связанных с ней показателями рентабельности (1) даст рост прибыли в среднем на 12,70 % г., в стоимостном выражении - в среднем 870 тыс. руб. за год, то есть информационные технологии окупятся за срок менее года. Следовательно, IT- технологии позволяют решить такие вопросы повышения результативности, как увеличение прибыли (что обеспечивает рост рентабельности), снижение издержек (за счет системы управления).
В результате исследований выявлены резервы и направления улучшения управления результативностью коммерческих организаций.
Использованные источники:
1. Курочкин В.Н. и др. Теоретические аспекты сервисной деятельности: информационные и коммуникационные технологии, образовательные услуги: монография / В.Н. Курочкин, А.В. Щербина, Л.П. Грищенко. -Ростов-на-Дону: Дониздат, 2015. - 196 с.
2. Курочкин В.Н. Финансовый менеджмент в отрасли образования / В.Н. Курочкин. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 468 с.
3. Курочкин В.Н. Экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. - Ростов-на-Дону: Дониздат, 2014. - 170 с.
4. Курочкин В.Н. Анализ и оценка финансового положения коммерческой организации по данным бухгалтерской отчетности / В.Н. Курочкин. -Экономика и социум. - 2014. - № 2- 5 (11). С. 1262- 1273.
5. Курочкин В.Н. Анализ и оценка ликвидности бухгалтерского баланса коммерческой организации / В.Н. Курочкин. - Экономика и социум. - 2015. - № 4- 3 (13). С. 744- 750.
6. Курочкин В.Н., Филимонова Е.В.Совершенствование методики анализа и оценки финансового положения коммерческой организации. - Экономика и социум. - 2014. - № 4- 6 (13). С. 824- 834.
7. Курочкин В.Н. и др. Анализ результативности хозяйственной деятельности торговой фирмы / В.Н. Курочкин, И.В. Украинцева, Т.В. Пономаренко. - Экономика и социум. - 2014. - № 4- 6 (13). С. 834- 844.
8. Волохов Н. Н. и др. К методике анализа финансового состояния коммерческой организации / В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев.-Экономика и социум. - 2015. - № 3 (16) - С. 384-391.
9. Курочкин В.Н. и др. Анализ финансового состояния сервисной фирмы / В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев. - Экономика и социум. -2015. - № 4 (17) - С. 502-512.
10. Информационные технологии в управлении сельскохозяйственными
коммерческими организациями / В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев. - В сб. материал. межд. науч. конф. "Информационные технологии в управлении сельскохозяйственными коммерческими организациями". - Москва: Институт Управления, 2015. - С. 74-77.
11. Курочкин В.Н. и др. Факторный анализ прибыли коммерческой организации сервиса/ В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев. -Экономика и социум.. - 2015. - № 4 (17). - С. 986-993.
12. Курочкин В.Н. Управление показателями рентабельности коммерческой организации. - Экономика и социум. - 2013. - №4. - С. 443-450.
13. Курочкин В.Н. Управление финансовой устойчивостью коммерческой организации / В.Н. Курочкин, А.М . Роот. - Экономика и социум. - 2013. -№ 3 (9). - С. 434-443.
Курочкин В.Н., д.тн. старший научный сотрудник, профессор кафедра экономики и управления в образовании
Шарифов А.М. студент 4 курса Высшая школа бизнеса Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА НА БАЗЕ 1Т-ТЕХНОЛОГИЙ
Ключевые слова: управление, финансы, экономический анализ, прибыль, технический сервис, информационные технологии.
Аннотация
С целью выявление проблем управления формированием прибыли предприятия и поиска путей их решения [2, с. 132] выдвинута и обоснована гипотеза о возможности использования с этой целью информационных технологий. Исследованы закономерности применения информационных технологий и функционирования финансового механизма коммерческой организации транспортного сервиса и рассмотрены возможности управления формированием прибыли коммерческой организации, сферой действия которого является производство и реализация сервисных услуг в отрасли транспорта. Предлагается для целей совершенствования формирования прибыли осуществить мероприятия по реализации IT-технологий.
Управление формированием прибыли предприятия - коммерческой организации - невозможно без финансового анализа, который является отправной точкой управленческого процесса [1, с. 8] Цели анализа можно достигнуть посредством определения определенного числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину получаемых прибылей (убытков), изменений в составе активов и пассивов в расчетах с дебиторами и кредиторами, и позволяющими обоснованно принимать финансовые