Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОНТРОЛЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / СЕРВИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкин В. Н., Васильев В. В.

С целью разработки мероприятий по улучшению управления результативностью хозяйственной деятельности предприятия общественного питания предлагается применение информационных технологий для управления результативностью предприятия общественного питания: ростом прибыли (что обеспечивает рост рентабельности), снижением издержек (за счет системы управления). В результате исследований выявлены резервы и направления улучшения управления результативностью организаций общественного питания на базе IT- технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

каждый пятый респондент выбирает Ростелеком по причине отсутствия выбора, т.е. их дома на данный момент не обслуживаются другими провайдерами.

С помощью анкетирования также выявлено, что только 4% абонентов Ростелекома оценивают качество услуг высоко, тогда как у ТТК их 29%. Количество недовольных абонентов Ростелекома (39%) в два раза больше, чем у ТТК (19%). Респонденты - пользователи Ростелекома больше остальных пользователей тратят на интернет, и только всего 15% тратят не больше 1000 руб. в месяц, у ТТК половина пользователей тратит в месяц не больше 1000 руб.

Если сравнивать данные якт.ру на начало 2014 года с данными нашего опроса, можно сделать вывод, что интернет-провайдер ТрансТелеКом развивается и уже наравне с Ростелекомом популярен в нашем городе.

Курочкин В.Н., д.т.н. старший научный сотрудник, профессор кафедра экономики и управления в образовании

Васильев В.В. студент 5 курса Высшая школа бизнеса Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону

УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: управление, экономический анализ, контроль, результативностью, информационная технология, организация общественного питания, сервис.

Аннотация

С целью разработки мероприятий по улучшению управления результативностью хозяйственной деятельности предприятия

общественного питания предлагается применение информационных технологий для управления результативностью предприятия общественного питания: ростом прибыли (что обеспечивает рост рентабельности), снижением издержек (за счет системы управления).

В результате исследований выявлены резервы и направления улучшения управления результативностью организаций общественного питания на базе 1Т- технологии

Управление результативностью хозяйственной деятельности частного предприятия (коммерческой организации) общественного питания зависит от реализации и себестоимости оказываемых услуг и продукции (в дальнейшим по тексту - услуг), от инноваций в данной сфере сервиса [1]. Из опыта работы предприятий данного направления экономической деятельности известно, что экономически эффективно управление

результативностью на базе информационных технологий, то есть в условиях финансового кризиса, когда объем оказываемых услуг общественного питания снижается, важно сохранить достигнутый уровень результативности, для чего необходимо действенное финансовое управление (финансовый менеджмент), основой которого может быть 1Т-технологии.

В связи с этим целью статьи является разработка мероприятий по улучшению управления результативностью хозяйственной деятельности предприятия общественного питания на базе 1Т- технологии.

Объектом исследования является коммерческие организации общественного питания, а предметом - экономические процессы, связанные с управлением результативностью. Информационной и эмпирической базами исследования является бухгалтерская и статистическая отчетность [4].

Изучение исследований академика М.И. Баканова, профессоров Л.Е. Вахрушиной, Н.В. Войтоловского, В.В. Ковалева, А.Д. Шеремета и др. показало следующее. Повышение результативности деятельности организаций общественного питания, в частности, связано с решением следующих вопросов: как привлечь новых посетителей, как своевременно поставить на кухню и в бар продукты, как оперативно контролировать и анализировать, не упустив деталей работы ООП, то есть управление результативностью деятельности [8] организаций общественного питания (ООП) связано с контролем и анализом, которые являются функциями управления [3].

Особое место в контроле показателей результативности ООП занимает финансовый анализ, который применяют для исследования экономических процессов и экономических отношений, показывает сильные и слабые стороны предприятия и используется для принятия оптимального управленческого решения [2]. Анализ финансовых результатов деятельности позволяет определить рациональные способы управления ресурсами и сформированием структуры основных средств [9].

Рядом исследований результативности коммерческих организаций установлено, что объем производства и реализации услуг являются взаимозависимыми показателями, поэтому их анализ выполняют во взаимосвязи, совместно [7]. В настоящее время рынок в исследуемом направлении сервиса насыщен, конкуренция усиливается, поэтому не производство определяет объем продаж, но возможный объем оказания услуг является основой конкурентоспособности и результативности.

Управление результативностью хозяйственной деятельности коммерческой организации основано на управлении прибылью, рентабельностью, платежеспособностью [5] и другими показателями деловой активности [11], поэтому можно предположить, что результативность ООП характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, так как получает прибыль главным образом от реализации продукции и услуг общественного питания.

Из теории экономического анализах известно, что прибыль от реализации продукции и услуг зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДг); себестоимости (Сг) и уровня среднереализационных цен (Ц). Реализованная продукция - это стоимость предоставленных и оплаченных клиентами ООП услуг в действующих ценах по факту оплаты (в целом - по выручке). Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукций может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет [12].

Реализация продукции является связующим звеном между ООП и его клиентами. Следовательно, управление результативностью деятельности следует изучать во взаимосвязи с реализацией услуг ООП, главным (управляемым) фактором является результативность (характеризуется объемом реализации и прибыли, уровнем рентабельности), она зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, это управляющие факторы [6].

Рассмотрим управление рентабельностью (РООП), которая является отношением валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧПпр) к сумме затрат по реализованным услугам (Сру)

РООП = Прп/ ЧПпр= ЧПпр/ Сру (1)

Формула (1) показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию услуг ООП, может рассчитываться в целом по предприятию или видам продукции (блюда, алкогольные и безалкогольные напитки) и услуг. Увеличивая или уменьшая сумму затрат (себестоимость) по реализованным услугам посредством перечисленных управляющих факторов, то есть увеличивая числитель или уменьшая знаменатель в формуле (1). Аналогичным образом управляется рентабельность продаж (оборота) - отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки [13]. При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если услуги рентабельны, и обратно пропорционально - если убыточна [7].

Уровень рентабельности производственной деятельности в целом по предприятию зависит от трех факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Следовательно, для управления прибылью логично

использовать следующую модель

Прп = х (к * ц - а)),

где Прп - сумма прибыли;

К - объем услуг (1-х блюд, 1-х напитков) в физических единицах;

Ц- цена реализации 1-х блюд, 1-х напитков;

С - себестоимость единицы продукции и услуги (1-х блюд, 1-х напитков).

Из формулы (2) следует, что финансовое управление осуществляется

увеличением объема реализации рентабельных услуг, уменьшением объема реализации низкорентабельных и удалением из ассортимента убыточных услуг, а также увеличением разности (Ц1 - С ). Она возрастает при увеличении средней цены реализации и снижении себестоимости.

Предлагается применение информационных технологий [10] для управления результативностью предприятия общественного питания. Цена на рынке указанных технологий - от 17,0 до 50,0 тыс. руб. Они позволят контролировать массу ингредиентов блюд, отпускаемых напитков, так как при ручном способе контроля ошибка - не менее 5%, то есть 50 г. находится в пределах погрешности блюда (ингредиента) массой в один килограмм.

Информационные технологии анализа и контроля затрат, физического объема реализованных блюд оказывают существенное влияние на снижение их себестоимости и соответственно увеличение (Щ - С1), а привлечение дополнительных клиентов инновационными технологиями, дивайсами, гаджетами увеличивает объем реализации 1-х блюд, 1-х напитков.

Обратимся к показателям ООП. К примеру, динамика себестоимости, прибыли и выручки услуг общественного питания за период 2009-2014 гг. имеет тенденцию роста (рис).

Рисунок 2.3 - Себестоимость и выручка ООП за 2009-2014 гг.

Предположим, что в результате реализации мероприятий по управлению результативностью ООП с применением информационных технологий удалось снизить себестоимость за счет контроля и анализа блюд на 5 %, увеличить выручку за дополнительного привлечения клиентов на 5%, тогда синхронизированный рост выручки и снижение себестоимости даст синергетический эффект влияния двух факторов одновременно на рост прибыли (2) и связанных с ней показателями рентабельности (1) даст рост прибыли в среднем на 12,70 % г., в стоимостном выражении - в среднем 870 тыс. руб. за год, то есть информационные технологии окупятся за срок менее года. Следовательно, IT- технологии позволяют решить такие вопросы повышения результативности, как увеличение прибыли (что обеспечивает рост рентабельности), снижение издержек (за счет системы управления).

В результате исследований выявлены резервы и направления улучшения управления результативностью коммерческих организаций.

Использованные источники:

1. Курочкин В.Н. и др. Теоретические аспекты сервисной деятельности: информационные и коммуникационные технологии, образовательные услуги: монография / В.Н. Курочкин, А.В. Щербина, Л.П. Грищенко. -Ростов-на-Дону: Дониздат, 2015. - 196 с.

2. Курочкин В.Н. Финансовый менеджмент в отрасли образования / В.Н. Курочкин. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 468 с.

3. Курочкин В.Н. Экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. - Ростов-на-Дону: Дониздат, 2014. - 170 с.

4. Курочкин В.Н. Анализ и оценка финансового положения коммерческой организации по данным бухгалтерской отчетности / В.Н. Курочкин. -Экономика и социум. - 2014. - № 2- 5 (11). С. 1262- 1273.

5. Курочкин В.Н. Анализ и оценка ликвидности бухгалтерского баланса коммерческой организации / В.Н. Курочкин. - Экономика и социум. - 2015. - № 4- 3 (13). С. 744- 750.

6. Курочкин В.Н., Филимонова Е.В.Совершенствование методики анализа и оценки финансового положения коммерческой организации. - Экономика и социум. - 2014. - № 4- 6 (13). С. 824- 834.

7. Курочкин В.Н. и др. Анализ результативности хозяйственной деятельности торговой фирмы / В.Н. Курочкин, И.В. Украинцева, Т.В. Пономаренко. - Экономика и социум. - 2014. - № 4- 6 (13). С. 834- 844.

8. Волохов Н. Н. и др. К методике анализа финансового состояния коммерческой организации / В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев.-Экономика и социум. - 2015. - № 3 (16) - С. 384-391.

9. Курочкин В.Н. и др. Анализ финансового состояния сервисной фирмы / В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев. - Экономика и социум. -2015. - № 4 (17) - С. 502-512.

10. Информационные технологии в управлении сельскохозяйственными

коммерческими организациями / В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев. - В сб. материал. межд. науч. конф. "Информационные технологии в управлении сельскохозяйственными коммерческими организациями". - Москва: Институт Управления, 2015. - С. 74-77.

11. Курочкин В.Н. и др. Факторный анализ прибыли коммерческой организации сервиса/ В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев. -Экономика и социум.. - 2015. - № 4 (17). - С. 986-993.

12. Курочкин В.Н. Управление показателями рентабельности коммерческой организации. - Экономика и социум. - 2013. - №4. - С. 443-450.

13. Курочкин В.Н. Управление финансовой устойчивостью коммерческой организации / В.Н. Курочкин, А.М . Роот. - Экономика и социум. - 2013. -№ 3 (9). - С. 434-443.

Курочкин В.Н., д.тн. старший научный сотрудник, профессор кафедра экономики и управления в образовании

Шарифов А.М. студент 4 курса Высшая школа бизнеса Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА НА БАЗЕ 1Т-ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: управление, финансы, экономический анализ, прибыль, технический сервис, информационные технологии.

Аннотация

С целью выявление проблем управления формированием прибыли предприятия и поиска путей их решения [2, с. 132] выдвинута и обоснована гипотеза о возможности использования с этой целью информационных технологий. Исследованы закономерности применения информационных технологий и функционирования финансового механизма коммерческой организации транспортного сервиса и рассмотрены возможности управления формированием прибыли коммерческой организации, сферой действия которого является производство и реализация сервисных услуг в отрасли транспорта. Предлагается для целей совершенствования формирования прибыли осуществить мероприятия по реализации IT-технологий.

Управление формированием прибыли предприятия - коммерческой организации - невозможно без финансового анализа, который является отправной точкой управленческого процесса [1, с. 8] Цели анализа можно достигнуть посредством определения определенного числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину получаемых прибылей (убытков), изменений в составе активов и пассивов в расчетах с дебиторами и кредиторами, и позволяющими обоснованно принимать финансовые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.