Научная статья на тему 'Управление ресурсами генерации знаний для моделирования инновационного процесса в организации: ключевые понятия, их содержание и состав'

Управление ресурсами генерации знаний для моделирования инновационного процесса в организации: ключевые понятия, их содержание и состав Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / РЕСУРСЫ / ЗНАНИЯ / INNOVATIONS / INNOVATION PROCESS / MANAGEMENT / RESOURCES / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходыревская Валентина Николаевна, Быстрякова Анна Александровна

В современных условиях происходит изменение системы взглядов и представлений об управлении. В статье показаны ключевые понятия, послужившие основанием для нового понимания роли и сущности управления ресурсами генерации знаний в инновации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ходыревская Валентина Николаевна, Быстрякова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE MANAGEMENT OF KNOWLEDGE GENERATION FOR MODELING INNOVATION PROCESS IN THE ORGANIZATION: KEY NOTIONS, THEIR CONTENT AND COMPOSITION

In modern conditions there is a change in the system of views and ideas about management. The article shows the key concepts that served as the basis for a new understanding of the role and essence of resource management, knowledge generation in innovation

Текст научной работы на тему «Управление ресурсами генерации знаний для моделирования инновационного процесса в организации: ключевые понятия, их содержание и состав»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 УДК 65.015.11

Ходыревская Валентина Николаевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Курского государственного университета,

e-mail: [email protected]

Быстрякова Анна Александровна, студентка 4 курса направление подготовки 38.03.02 Менеджмент института экономики и управления Курского государственного университета

e-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ

Аннотация. В современных условиях происходит изменение системы взглядов и представлений об управлении. В статье показаны ключевые понятия, послужившие основанием для нового понимания роли и сущности управления ресурсами генерации знаний в инновации.

Ключевые слова: новации, инновации, инновационный процесс, управление, ресурсы, знания

Khodyrevskaya Valentina Nikolaevna, Kursk state University, Head of the Department of Management, Ph.D. in Economics, Professor e-mail: [email protected]

Bystryakova Anna Alexandrovna, 4th year student, direction of training 38.03.02 Management of the Institute of Economics and Management, Kursk State University

e-mail: [email protected]

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019

RESOURCE MANAGEMENT OF KNOWLEDGE GENERATION FOR MODELING INNOVATION PROCESS IN THE ORGANIZATION: KEY NOTIONS, THEIR CONTENT AND COMPOSITION

Annotation. In modern conditions there is a change in the system of views and ideas about management. The article shows the key concepts that served as the basis for a new understanding of the role and essence of resource management, knowledge generation in innovation.

Key words: innovations, innovations, innovation process, management, resources, knowledge

Моделирование инновационного процесса представляет разработку бизнес-процессов, основанных на стандартах моделирования. Поэтому компании определяют инновационные процессы как ключевую корпоративную инициативу [5, с. 54]. Основным ресурсом для проведения любого рода инновационных действий выступают знания. Реализация технологии знаниевого моделирования «заключается в построении и анализе когнитивной карты, состоящей из множества элементов (концепт) и совокупности причинно-следственных связей между ними» [8, с. 58]. Такой подход позволяет руководителям делать свои предприятия «неуязвимыми» по отношению к конкурентам, у компаний появляются совершенно новые способы реализовывать свою деятельность, экономнее используя ресурсы, выходя на совершенно новый высокотехнологический уровень производства.

Целью исследования является изучение категориального аппарата, в частности выявление сущностных отличий таких понятий, как «инновационный процесс», «инновации», «новации» и др.

В значительной части исследований были установлены связи инновационного процесса с такими понятиями, как «управление», «ресурсы», «знания», что свидетельствует о возможности выработать комплексный подход

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 к их преобразованию в ресурсы, обеспечивающие инновационное развитие организации.

С.А. Рахимова отмечает, что «под инновационным процессом понимается взаимоувязанный, системный, бесконечный процесс получения инновации, состоящий из следующих подпроцессов: процесс получения новшества ..., процесс освоения новшества в производстве ..., процесс нахождения своего потребителя ..., процесс потребления ..., процесс замены и/или усовершенствования.» [7, с. 62].

Вместе с тем Ю.А. Буленко считает, что инновационный процесс - это «комплексная творческая деятельность по созданию и преобразованию научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями» [1, с. 16].

И.И. Ишмурадова рассматривает инновационный процесс как «новый и хороший подход к трансформации организаций и повышению их эффективности» [5, с. 53].

Как показывает анализ, понятие «инновационный процесс» оказалось продуктивным для понимания процесса получения инноваций. В то же время отдельные авторы акцентируют внимание на том, что инновационный процесс имеет свою структуру, включающую подпроцессы: новационный, нововведенческий, диффузионный и потребительский [7, с. 62]. Обращает на себя внимание точка зрения, что инновационный процесс является инструментом трансформации организации. Разумеется, это свидетельствует о трансформации системы взглядов на преобразование научных знаний в новую продукцию.

Следующим понятием, требующим осмысления, является «инновация». Так, в работе Ю.В. Вертаковой и Е.С. Симоненко, в частности, отмечено, что «в соответствии с международными стандартами («Руководством ОСЛО») инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [2, с. 8].

С.А. Рахимова предлагает трактовать инновацию как «результат ИиР (исследований и разработок. - Уточнение авт.), который готов войти в следующий нововведенческий процесс для его преобразования в конкретный продукт» [7, с. 63].

Надо полагать, что, используя различные способы и средства управляющего воздействия на инновации, возможно влиять на ход инновационного процесса, что обеспечит приобретение нового качества в жизненном цикле инновации в условиях изменяющейся среды и обеспечит рост ее эффективности. Вопрос стоит в отборе той совокупности управленческих воздействий, которые обеспечат достижение определенных целей путем преобразования ресурсов. Кроме того, обращается внимание на генерацию идей посредством различных креативных технологий, обеспечивающих решение инновационных задач.

Изучение понятий «новация» и «инновация» показывает, что новация -это результат, который через нововведенческий процесс преобразуется в конкретный продукт, а инновация связана с инвестированием в эти новации. Безусловно, «привлечение инвестиционных ресурсов позитивно сказывается на развитии предприятия. К числу положительных моментов можно отнести ... разработку и внедрение новых технологий, повышение качества и конкурентоспособности продукции» [10, с. 41]. При этом в отношении качества продукции «следует говорить об оценке качества продукта в разрезе значимых характеристик товарной категории, к которой принадлежит бренд» [11, с. 15].

Сравнение понятий «инновация» и «инновационный процесс» позволило выявить, что для их характеристики часто встречаются такие термины, как «управление», «знания», «ресурсы», «новация». Этот вывод подтверждается результатами контент-анализа (табл.).

Представляется, однако, что для более глубокого понимания инновационного процесса с точки зрения управления ресурсами генерации

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019

знаний для его моделирования необходимо более подробно исследовать содержательную сущность рассматриваемых терминов.

Контент-анализ терминов «управление», «знания», «ресурсы», «новация»,

«инновация», «инновационный процесс»

Управление Ресурсы Знание Новация Инновация,

Понятие инновационный

Автор, процесс

источник

Рахимова С.А. [7] + + + + +

Грасмик К., Верховец О. [3] + + + + +

Буленко Ю.А. [1] + - - + +

Ишмурадова И.И. [5] + + - + +

Кудина М. [6] + + - - +

Сомина И.В. [8] - - + - +

Туманова О. Исабеков + + + + +

М. [9]

*Источник: собственная разработка авторов

Согласно философскому подходу управление - это деятельность субъекта, направленная на другой субъект (объект) с целью достижения определённых целей. Такое понимание управления отражает направленность действий между субъектами, целью которых становится определённая выгода.

Управление инновациями внутри предприятия является самостоятельным бизнес-процессом и может управляться с использованием реинжиниринга бизнес-процессов, основанного на знании и используемого для организации инновационного процесса, таким образом обеспечивая наилучшие результаты для организации [5, с. 54].

Кроме того, например, К. Грасмик, О. Верховец предлагают инновационный процесс связывать с инновационной устойчивостью, когда постоянство в инновационной деятельности «зависит не от первоначальных условий, а от факторов, которые оказали влияние на процесс в течение нескольких периодов» [3, с. 85]. При этом они утверждают, что «существует тесная связь между инновационной устойчивостью фирмы и устойчивостью получения прибыли на уровне выше среднерыночного» [3, с. 85]. Следует заметить, что прибыль является источником средств, из которого финансируется создание инноваций в будущих периодах.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 Ю.А. Буленко систему подходов к управлению инновационным процессом связывает с одномоментной реализацией смешанной модели инновационного процесса, включающей модель «научного толчка», «интегрированную модель» и модель «открытых инноваций» [1, с. 16].

Н.А. Жданкин, М.А. Леонова рассматривают инновации как одно из ключевых условий повышения эффективности проектного управления, связанного с поиском оптимального соотношения между содержанием проекта, временем и затратами на его реализацию [4, с. 83].

Таким образом, обширность понятий в совокупности даёт нам понимание управления как системы действий, направленных на достижение того или иного результата, а в организациях, в частности, приводит к получению наибольшей прибыли.

Под ресурсами принято понимать всё то, что используется для достижения целей. Данное понятие многозначно, так как включает в себя как материальные, так и нематериальные блага. В частности, «для предприятия понятие материально-технической базы учитывает наличие и состояние компонентов основного капитала, возраст паркооборудования, соответствие имеющихся материальных ресурсов производственной программе. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости наличия современной технологически-инновационной материальной базы, необходимой для успешного развития предприятий . и поддержания конкурентных преимуществ» [12, с. 24]. В то же время «стоимость материальных и нематериальных товаров зависит не от качества содержащегося в них совокупного общественного труда, а от содержания в них знаний, информации и интеллекта» [13, с. 105].

Знания - результат человеческой познавательной деятельности, а накопление знаний трансформируется в человеческий капитал [6, с. 112].

М. Сажина утверждает, что «понятие знаний охватывает широкий спектр самых разнообразных способностей людей, не измеряемых общей мерой. Это - образованность, обучаемость, рассудительность, интуиция, художественные способности, умение приспособиться к неожиданным ситуациям» [13, с. 105-106]. И с этим трудно не согласиться, однако

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 необходимо отметить, что знания неравноценны, а экономика на настоящем этапе своего развития (этап рыночной экономики) стремится использовать то знание, которое поддаётся капитализации.

Таким образом, в настоящем исследовании под знаниями следует понимать структурированную, обработанную информацию, способную принести компании выгоду или прибыль.

Следующим ключевым понятием является инновационная деятельность. Однако для дальнейшего изучения данных терминов следует разграничить определения новации и новационный процесс. Внутри новационного процесса С.А. Рахимова выделяет «подпроцесс осуществления функциональных исследований (ФИ), прикладных исследований (ПИ), опытно-конструкторских разработок (ОКР)» [7, с. 63].

Таким образом, под моделированием инновационного процесса будем понимать управление последовательностью действий, направленных на преобразование знаний в инновацию с дальнейшим процессом коммерциализации.

Список источников:

1. Буленко Ю.А. Система развития бизнес-процессов компании на основе управления внутренними и внешними инновационными процессами // Модернизация экономических систем: взгляд в будущее. - 2017. - С. 16-17.

2. Вертакова Ю.В. Инновационный менеджмент: учеб. / Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко. - М.: Эксмо, 2015. - 317 с.

3. Грасмик К., Верховец О. Инновационное пространство в деятельности российских компаний // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - № 9. - С.84-90.

4. Жданкин Н.А, Леонова М.А. Повышение эффективности проектного управления с помощью инноваций // Менеджмент сегодня. - 2017. - №2. -С.214-322.

5. Ишмурадова И.И. Формирование инновационной деятельности организации на основе реинжиниринга и моделирования бизнес-процессов // World science: problems and innovations. - 2017. - С. 53-55.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019

6. Кудина М. Экономика знаний как основа инновационного развития // Проблемы теории и практики управления. - 2018. - № 5. - С. 111—119.

7. Рахимова С.А. Подход к формированию инновационного процесса: структура инновационного процесса // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - № 48. - С. 61-74.

8. Сомина И.В. Возможности использования технологии когнитивного моделирования в целях анализа взаимосвязей параметров инновационных процессов в экономических системах // Белгородский экономический вестник. -2015. - № 4 (80). - С. 57-63.

9. Туманова О., Исабеков М. Международный опыт разработки и применения профессиональных стандартов // Проблемы теории и практики управления. - 2018. - № 6. - С.26-38.

10. Ходыревская В.Н., Заикин Е.Н., Сезонова О.Н. Соотнесение ключевой компетенции «инвестиционная привлекательность» с эффективностью профессиональной деятельности организации // Auditorium. - 2014. - Т. 3. - № 3 (3). - С. 41-46.

11. Ходыревская В.Н., Бузюнова И.А., Бузюнова С.А. Капитал бренда -инновационный инструмент в системе стратегического управления основным капиталом // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - № 4. - С. 12-16.

12. Ходыревская В.Н., Бузюнова И.А., Бузюнова С.А. Современные проблемы развития научно-технического потенциала материальной базы регионального рынка // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - № 5. - С. 24-28.

13. Сажина М. Материальные и нематериальные знания в современной инновационной экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2018. - № 5. - С. 104-109.

© Ходыревская Валентина Николаевна, 2019 ©Быстрякова Анна Александровна, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.