раздел первый. практика управления социальными системами
SECTION ONE.
PRACTICE OF GOVERNANCE
управление регионом в условиях экономического кризиса
в.м. кресс
Губернатор Томской области
Обсуждаются меры, предпринимаемые администрацией Томской области в связи с развитием экономического кризиса.
Сегодня ведущие мировые державы, и Россия в их числе, пытаются найти лекарство от экономического кризиса, поразившего планету во второй половине прошлого года. Попытки эти пока не привели к желаемым результатам, и эксперты спорят: достиг кризис своего дна или нет? Появилась даже шутка на этот счет: «Если мы уже достигли дна, то возникает новый вопрос: сколько же лет мы будем по нему ползать?» А если серьезно, то ни один ведущий экономист мирового уровня не претендует на знание правильного ответа на этот вопрос.
Ясно одно: кризис - это очень и очень серьезно. Если кто-то считает, что его можно переждать, пересидеть, закрыв глаза и сложив руки, тот глубоко ошибается. Это не тряский участок дороги, за которым обязательно гладкий асфальт - сбавил скорость, потерпел и потом снова жмешь на газ. Но ошибаются и те, кто в условиях кризиса предается панике, ждет конца света.
Любой кризис - это всегда новый интеллектуальный вызов. В начале 90-х годов мы искали пути «превращения социализма в капитализм», не описанные ни в одном учебнике. Как образно описал эту ситуацию один из реформаторов того времени: «сначала мы взяли аквариум с золотыми рыбками и сварили из них уху. А затем попытались из ухи сделать аквариум». Сегодня кризис заставляет нас искать новые пути модернизации России, которые помогут нам встать в один ряд со странами развитого мира. А вот рецептов того, как это сделать, пока маловато.
А ведь совсем недавно казалось, что страна, и в том числе Томская область, прочно встали на путь развития. После трудного, болезненного перехода к рыночной экономике практически все регионы России, и наша
область не исключение, стали набирать обороты. Мы почти забыли о том, что такое бюджет выживания, доходы казны росли год от года, и почти каждый месяц Государственная дума Томской области корректировала параметры областного бюджета в сторону увеличения как доходной, так и расходной части. Наряду с традиционными производствами машиностроительного комплекса, перерабатывающей индустрии, которые пережили сложные времена и смогли найти себя в рынке, у нас стал формироваться инновационный сектор экономики. Томский научно-образовательный комплекс превратился в мощный интеллектуальный центр притяжения молодых умов - дерзких, требовательных, амбициозных.
Экономический подъём, который начался в начале нового века, подтвердил, что мы на верном пути, делая ставку на два основных ресурса -природные ископаемые и интеллект. В то время даже такой девиз сформулировали: «Остров интеллекта в океане ресурсов». Начал реализовываться синергетический эффект развития Томского научно-образовательного комплекса, который стал обретать новые горизонты и формы. Три наших университета получили статус инновационных. Именно в Томске была создана Особая экономическая зона технико-внедренческого типа. В числе её резидентов сегодня более сорока фирм.
Все эти годы большое внимание мы уделяли развитию экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Целью этого сотрудничества было привлечение зарубежных инвесторов и выход томских фирм на международные рынки. Знаковым событием в этой сфере были для нас проведенные именно в Томске российско-германские консультации на высшем уровне с участием президента России В.В. Путина и канцлера Германии А. Меркель в апреле 2006 г.
К перечню успехов того периода, конечно же, можно добавить укрепление в Томске малого и среднего предпринимательства, рост занятости на селе, рост благосостояния основной части общества, вливание больших средств из федерального и областного бюджетов, а также средств бизнеса в обустройство Томска, в реставрацию исторической застройки. Далеко не без потерь, но хотя бы частично нам это удалось. Строили и ремонтировали дороги, занимались благоустройством. Целью всего этого были не цифры в экономических отчётах, а повышение качества жизни людей, обретение уверенности в завтрашнем дне. Мы взяли хорошую высоту и строили ещё более амбициозные планы.
Но уже летом 2008 г., следя за мировой конъюнктурой, за ценами на нефть, мы почувствовали неладное. В октябре одним из первых в России в Томской области был создан антикризисный штаб. Были предприняты определенные управленческие шаги по смягчению кризисных проявлений. Выработан ряд организационных и финансовых мер, направленных
на поддержку предприятий регионального значения, малого и среднего бизнеса, реализацию программы по снижению напряженности на рынке труда, стимулированию спроса на покупку жилья, сохранение социальных обязательств.
Мы вынуждены были пойти на корректировку областного бюджета, значительно урезав капитальные расходы, предприняли все действия для погашения своих обязательств по госдолгу.
Кризис в настоящее время уже достаточно серьезно затронул многие отрасли экономики Томской области. Есть и отрасли, которые пока не ощутили этого на себе. Но их черед тоже придет. Вот только несколько негативных тенденций, которые уже очевидны для нашего региона. Это:
• спад промышленного производства;
• снижение объема строительства;
• снижение доходов населения и падение потребительского спроса;
• снижение инвестиций в основной капитал;
• рост безработицы;
• появление задержек по выплате заработной платы.
С самого начала мы в администрации Томской области относились к кризису не только как к беде, но и как к вызову, понимая, что он сулит не только потери, но и новые возможности. Но понимание цены вопроса приходит по мере усложнения ситуации.
Выбирая приоритеты своей антикризисной программы, мы исходили из значимости их с социальной, прежде всего, точки зрения:
• были сохранены меры социальной поддержки - субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, оплату транспортных расходов пенсионеров, пособия малообеспеченным семьям с детьми, беременным и кормящим матерям, ввели разовую материальную помощь;
• в сфере занятости сделана ставка на опережающее переобучение тех, кому грозит увольнение, общественные работы, содействие самозанятости, адресную помощь для поддержки трудовой мобильности. Пособие по безработице составляет от 850 до 4900 рублей;
• в сфере поддержки малого бизнеса проводятся конкурсы предпринимательских проектов «Первый шаг» и «Бизнес-старт», осуществляется кредитование малых и средних предприятий через механизмы поручительств регионального гарантийного фонда, субсидируются ставки по кредитам. В 19 муниципальных образованиях работают центры поддержки предпринимательства. За полгода более 80 начинающих предпринимателей из Томска и районов области получили поддержку на общую сумму более 24 млн рублей.
До конца 2009 г. на эти же цели будет использовано еще 50 млн, что позволит создать условия для занятия бизнесом ещё 180-200 предпринимателям. 15 млн рублей для программы «Первый шаг» выделил областной бюджет и 60 млн - федеральный. Поддержка предпринимательских проектов в Томской области обходится бюджетам всех уровней в 120 млн рублей. На эти деньги будет создано
5 тыс. новых рабочих мест;
• тарифы для населения по водоснабжению, водоотведению и очистке стоков были заморожены на уровне 2008 г. Повышение тарифов на тепло и газ решено было сделать не одномоментным, а в два этапа: на тепло с 1 января - на 14,8%, с 1 июля - на 6%; на природный газ с 1 января - на 11% и с 1 июня - на 12,5%. Предприятиям торговли рекомендовано установить минимальную торговую надбавку на 15 продовольственных товаров первой необходимости. Предприниматели нас поняли и держат цены;
• в сфере ипотечного кредитования сделана попытка поддержать спрос работников бюджетной сферы на жилье с помощью оплаты первоначального взноса при получении кредита в размере 50% или ежемесячных платежей в размере 7 % годовых по кредиту в течение трёх лет. Возможны социальные выплаты в размере 7 % годовых и всем остальным получателям ипотечного кредита. К сожалению, ипотека пока идет туго. Хотя деньги у людей есть. На счетах физических лиц в томских банках находится почти 28 млрд рублей. Однако эти деньги томичи предпочитают держать на депозитах. Сумма жилищных кредитов, выделяемых банками, снизилась за первый квартал текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого более чем в 5 раз.
Мы очень активно работали с Правительством России, привлекая в область средства федерального бюджета. Свыше 800 млн рублей получено регионом в качестве федеральной помощи только на содействие занятости населения. Продолжается реализация строительных проектов на средства Федерации - дорог в ОЭЗ, строительство перинатального центра, жилья для военнослужащих и т.д.
Важнейшим ресурсом в любой ситуации является отношение людей к возникающим проблемам. В условиях кризиса мы столкнулись с разным отношением к ситуации и предпринимателей, и простых жителей Томска и области. Кто-то из бизнесменов пытался решать проблемы за счет снижения цен на свою продукцию, искал новые сферы деятельности и рынки сбыта и тем самым сохранял рабочие места и заработки, кто-то поступал иначе. Немало оказалось и тех, кто предпочитает не работу искать, не бизнес создавать, не новые специальности осваивать, а просто
получать пособие по безработице. На селе мне давно говорят, что массовыми пособиями по безработице просто развратили многих. Есть известное слово - «халява». На некоторые языки оно, наверное, не переводится, но у нас оно всё ещё весьма популярно.
Таким образом, начиная с осени 2008 г. антикризисные меры реализовывались в основном за счет областного и федерального бюджетов. И свой «жирок» ещё оставался, и федеральный резервный фонд выручал. Поэтому бюджетная сфера кризиса тогда не почувствовала - мы ни на день не задерживали выплату заработной платы бюджетникам, продолжали финансирование социальной сферы во всех её измерениях. Хотя, конечно, уже тогда начали отказываться от программ развития в пользу финансирования первостепенных статей. Но все еще срабатывала некая инерция тех механизмов жизни области, которые были наработаны в относительно благополучные годы.
За первую половину года и федеральные, и областные резервы значительно уменьшились, а прежние схемы перестали быть ключом к решению новых проблем. И потому антикризисная политика администрации Томской области неминуемо вступает в новую фазу.
За минувшие полгода мы дали возможность бизнесу адаптироваться к условиям кризиса. Но в тот же самый период заметно сократились и доходы в бюджет. Напомню, что областная казна наполняется за счет трех налогов - на доходы физических лиц, на прибыль и на имущество. Сейчас даже успешные предприятия вдвое сокращают платы в бюджет. Следовательно, финансирование бюджетной сферы неизбежно будет меняться. В нашей области в ней занято около 100 тыс. человек. Но речь не только о них, но и о тех, кто пользуется услугами бюджетных учреждений - кто учится и лечится, например, ходит в спортивные и зрелищные учреждения. К тому же бюджетные учреждения - это не только зарплата, но и содержание зданий, оборудование и множество других трат. И если мы не будем предпринимать адекватных действий по наполнению бюджета, то в ближайшем будущем кризис очень болезненно отзовется и на бюджетниках, и на потребителях услуг бюджетной сферы.
В то же время понимаю, что и бизнес в сложнейшем положении, нельзя требовать от него невозможного. Вызов момента состоит в том, чтобы заставить бизнес своевременно выплачивать заработную плату, налоги, но в то же время не подорвать, сохранить бизнес. Для решения проблем мы организуем совместную работу власти и бизнеса, банковского сообщества, объясняем сложность момента бюджетникам и населению области в целом. Наша задача - пройти кризисное время с наименьшими потерями и в экономическом, и в моральном отношении.
В качестве конкретного примера - проблема подготовки к зиме. Тепло стоит колоссальных денег. В основном за эти цены рассчитывается бюджет! Вопросов много, ответов никто не даёт. Надо запускать новые схемы работы. Наша задача - использовать все внутренние резервы, разумно распорядиться выделяемыми средствами из федеральных фондов.
Руководители, коллективы бюджетных учреждений должны сегодня понять всю сложность надвигающейся ситуации и находить дополнительные ресурсы. Школы, и не только сельские, могут овощи, картошку для себя, скажем, заготавливать. Не при лучине, конечно, сидеть, но
об энергосбережении, об энергосберегающих лампочках позаботиться, о том, чтобы свет впустую не горел. В общем «мозги включать» и при меньших ресурсах сохранить прежний уровень работы. И это проблема не только экономическая, но и морально-нравственная, если хотите. Особенно это касается некоторых руководителей, которые никак не могут понять, что их зарплата не должна в десятки раз отличаться от зарплаты основной части коллектива.
В условиях кризиса остро встала проблема доверия между властью и бизнесом. Мы начали переговоры с руководителями крупных и средних предприятий, которые, во-первых, являются основными налогоплательщиками, во-вторых, включены в списки тех, кто получает помощь за счёт федеральных программ. Хотите и дальше рассчитывать на поддержку, сказали мы бизнесменам, раскройте карты, покажите финансово-экономическое состояние своих предприятий, чтобы мы видели истинные причины задержек заработной платы и налоговых платежей. На антикризисных штабах анализируем состояние выплат заработной платы, требуем от должников представлять внятные планы по ликвидации долгов. Напоминаем руководителям предприятий о том, что в условиях кризиса их собственные доходы не должны быть в полном отрыве от ситуации на предприятии.
Помогаем строителям реализовывать жилье за счёт федеральных, областных и муниципальных программ. Промышленным предприятиям пытаемся помогать получать долги. Недавно помогли Томскому инструментальному заводу получить долг в 16 млн рублей за поставленную одной госкорпорации продукцию. То же самое с возвратом НДС, за счет чего предприятие может и долги по зарплате ликвидировать, и другие налоги заплатить. Если видим, что сами не справимся, обращаемся за поддержкой в правительство.
Понимаю, что у бизнеса к власти тоже есть свои вопросы - насколько оптимальны расходы на бюджетную сферу, насколько оправданы расходы на саму власть. Доход предпринимателя и зарплата наемного работника в реальном секторе экономики зависят от спроса на продукцию в условиях меняющейся конъюнктуры, от организаторского таланта бизнесме-
на, возможности получения банковских кредитов. Зарплата работника бюджетной сферы значительно меньше зависит от рыночной ситуации. Поэтому бизнес активно реагирует, если мы поднимаем на щит интересы бюджетников и не учитываем проблем бизнеса. И потому если прежде мы формировали свою антикризисную программу за счет бюджетных запасов, то сегодня прямо ставим вопрос о сокращении бюджетных расходов. Резервы в этом отношении есть, и я прямо говорю и руководителям учреждений, и депутатам всех уровней - думайте, экономьте, жертвуйте малым, чтобы сохранить жизнедеятельность и системы образования, и системы здравоохранения в целом.
Ведем переговоры с депутатами, хотим, чтобы и они поняли, что время социального популизма прошло, и теперь речь должна идти не об увеличении социальных программ, а о жесточайшей экономии бюджетных средств и, главное, поиске новых доходов в бюджет. Тем более, что многие областные депутаты являются руководителями крупных фирм.
Конфликт интересов был всегда, но в период кризиса он ощущается особенно остро. Доверие и взаимопонимание власти и бизнеса возможны в условиях взаимной открытости. Поэтому нам тоже нужна определённая «перезагрузка» отношений между властью, бизнесом, работниками бюджетной сферы. По сути дела всё общество должно отказаться от ряда прежних стереотипов, искать и реализовывать новые подходы. В этом процессе как раз и пересекаются все те аспекты, о которых говорилось в начале статьи, - политические, экономические, социальные и моральноэтические. Надеюсь, что на этом сложном пути нас ждут не только потери, но и обретения. Риски огромны, но если выстоим, то окрепнем именно как общество, сумевшее найти нестандартные выходы в трудной ситуации.
Областная антикризисная программа будет развиваться и дальше. Есть меры, которые мы наметили, но не смогли пока реализовать. Например, импортозамещение. Рост цен на продукцию, особенно фармацевтическую, например, связан с изменившимся соотношением рубля к доллару и евро. Рост цен на лекарства в условиях падения доходов населения воспринимается очень болезненно. Поэтому расширение выпуска отечественных фармпрепаратов решило бы целый ряд проблем. А неплохая производственная база для этого в Томске есть.
Важнейшим условием преодоления кризиса является реструктуризация экономики - дальнейшее развитие сектора инновационной экономики. Нельзя сидеть и ждать, когда цены на нефть опять вырастут до небес. На одной ноге сырьевых ресурсов мы до нормальной рыночной экономики никогда не доберёмся, так и будем хромать. Ставку на инновации делали и раньше. Но теперь, в условиях кризиса, руководство страны
отмечает Томскую область среди тех немногих регионов России, где эта проблема реально решается.
И в других отраслях, несмотря на сложности, появляются новые возможности для развития.
Так, в нефтегазовой сфере в 2009 г. произошло два важных события. Во-первых, «Востокгазпром» начал заниматься добычей нефти. Менее чем за полгода «Газпром» вложил в освоение Казанского месторождения 3 млрд рублей. Объем суточной добычи на месторождении сейчас составляет около 1 тыс. т. К концу нынешнего года на нем будет добыто 260 тыс. т нефти, а к 2012, после ввода в эксплуатацию ряда других соседних месторождений Южной группы, компания планирует добывать около 1 млн т нефти с сохранением прежнего уровня добычи газа в 3 млрд м3. А вообще реально через 10 лет удвоить добычу газа и увеличить добычу нефти в Томской области. Во-вторых, на правительственном уровне принято решение о том, что Томская область будет включена в сырьевую базу наполнения газопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Для развития этих проектов в Томской области уже в 2010 г. есть возможность существенно увеличить финансирование из федерального бюджета. А это, в свою очередь, даст возможность для новых тендеров на нефтегазоносные участки. Над этим мы сейчас работаем.
Вторая сфера, где происходят заметные сдвиги в лучшую сторону, это лес. Существенный сдвиг в лесопереработке связан с сотрудничеством Томской области с успешно работающими компаниями «Партнер-Томск», «Томсклесдрев». Наконец, заработал проект китайской компании «Хенда-Сибирь». «Партнер-Томск» реализует в Томской области инвестиционный проект, который включен в правительственный Перечень проектов Российской Федерации. Объем финансовых вложений - 9 млрд. рублей. Китайские партнеры за 8 лет на территории Томской области планируют создать мощное лесопромышленное предприятие-комплекс. Оно будет заниматься лесозаготовкой, производством пиломатериалов, фанеры, плит МДФ и ОСБ, мебели, целлюлозы, химико-термомеханической массы. Это может стать одним из самых крупных проектов по дерево-переработке в России. Общий объем инвестиций оценивается в 1 млрд 620 млн долларов США.
Рост производства отмечается на томских предприятиях пищевой промышленности. Достаточно уверенно чувствуют себя томские фармацевтические предприятия. Не снижает объемы производства сельскохозяйственная отрасль.
Любой кризис не бесконечен, и это дает надежду на новый экономический подъем. Но нелегкий путь в гору будет успешен только тогда, когда он объединит наши интеллектуальные, организационные, финансово-
экономические и морально-этические ресурсы. Не выйдет так, что кто-то в гору камень для фундамента будущего развития катит, а кто-то купоны стрижет. Точка опоры для преодоления кризиса и преобразования мира находится не где-то вовне, в чьей-то власти. Она внутри нас - внутри каждого из нас, внутри общества в целом. Именно опираясь на эту точку, мы можем преодолеть трудности кризиса и изменить ситуацию к лучшему.