Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ИНИЦИАТИВЫ ЖИТЕЛЕЙ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попкова Алена Анатольевна, Конев Юрий Михайлович

В данной статье рассматриваются современные вызовы и возможности управления комплексным устойчивым развитием сельских территорий. Анализируются ключевые направления развития сельских территорий через трансформацию системы местного самоуправления, а также выстроенных федеральных ориентиров развития села. На основе проведенного анализа определено, что инициативы жителей и их включенность в процесс управления стали одним из главных ориентиров системы управления территорией. Обосновывается, что, несмотря на формируемые возможности, жители неактивно включаются в разработку инициатив по развитию территории, в том числе в Тюменской области. В статье обоснованы и систематизированы положения о необходимости активизации вовлечения ресурсов населения в систему развития сельских территорий, обеспечивающих выстраивания партнерских отношений между органами местного самоуправления, жителями и бизнес-сообществом, как базового условия комплексного устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL DEVELOPMENT MANAGEMENT: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

This article examines the current challenges and opportunities for managing the integrated sustainable development of rural areas. The key directions of the development of rural areas through the transformation of the system of local self-government, as well as the built federal guidelines for the development of the countryside are analyzed. On the basis of the analysis, it was determined that the initiatives of residents and their involvement in the management process have become one of the main guidelines of the territory management system. It is substantiated that, despite the opportunities being formed, residents are inactively involved in the development of initiatives for the development of the territory, including in the Tyumen region. The article substantiates and systematizes the provisions on the need to activate the involvement of the population's resources in the development of rural areas, ensuring the building of partnerships between local authorities, residents and the business community, as a basic condition for integrated sustainable development.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

УДК 342.25.(1-22)

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Алена Анатольевна Попкова1, Юрий Михайлович Конев2

1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

2Тюменская областная Дума, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные вызовы и возможности управления комплексным устойчивым развитием сельских территорий. Анализируются ключевые направления развития сельских территорий через трансформацию системы местного самоуправления, а также выстроенных федеральных ориентиров развития села. На основе проведенного анализа определено, что инициативы жителей и их включенность в процесс управления стали одним из главных ориентиров системы управления территорией. Обосновывается, что, несмотря на формируемые возможности, жители неактивно включаются в разработку инициатив по развитию территории, в том числе в Тюменской области. В статье обоснованы и систематизированы положения о необходимости активизации вовлечения ресурсов населения в систему развития сельских территорий, обеспечивающих выстраивания партнерских отношений между органами местного самоуправления, жителями и бизнес-сообществом, как базового условия комплексного устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельская территория, инициативы жителей, местное самоуправление.

Rural Development Management: Challenges and Opportunities

Alena A. Popkova1, Yury M. Konev2

department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

2Tyumen Region Duma, Tyumen, Russian Federation

Abstract. This article examines the current challenges and opportunities for managing the integrated sustainable development of rural areas. The key directions of the development of rural areas through the transformation of the system of local self-government, as well as the built federal guidelines for the development of the countryside are analyzed. On the basis of the analysis, it was determined that the initiatives of residents and their involvement in the management process have become one of the main guidelines of the territory management system. It is substantiated that, despite the opportunities being formed, residents are inactively involved in the development of initiatives for the development of the territory, including in the Tyumen region. The article substantiates and systematizes the provisions on the need to activate the involvement of the population's resources in the development of rural areas, ensuring the building of partnerships between local authorities, residents and the business community, as a basic condition for integrated sustainable development.

Keywords: sustainable development, rural areas, residents' initiatives, local government. Введение

Современные тенденции общественного развития запустили процесс масштабных перемен в сельских территориях в нашей стране. По заявлению главы Минсельхоза В. Н. Патрушева, «в сложившихся сегодня условиях начинают формироваться новые тенденции, влияющие на экономику сельских территорий» [1]. Обстановка, связанная с пандемией, привела к массовому переходу на дистанционный режим работы городского населения, которое стало задумываться о возможностях переезда в сельскую местность.

Кроме того, реализация государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» позволила создать условия для активизации региональных органов власти, органов местного самоуправления и населения сельских территорий в различных регионах страны по разработке и реализации проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, комплексное благоустройство, создание комфортной среды проживания. Так, несмотря на сложную социально-экономическую обстановку, в 2020 году в рамках реализации государственной программы осуществляется реализация 132 проектов, направленных на строительство, ремонт и реконструкцию социальных объектов и инфраструктуры, благоустройство территорий, закупку транспорта для села и многое другое. Это свидетельствует об актуализации вопроса управления развитием сельских территорий как для федеральных органов, так и для муниципалитетов. Ключевой задачей в управлении развитием сельских муниципалитетов, определенной на федеральном уровне, являются создание условий, способствующих прекращению оттока жителей из сельской местности, посредством комплексного мониторинга и выявление наиболее остро стоящих проблем для российских сел, таких как оценка качества их среды, включение населения в процесс развития территории, развитие жилищного строительства и повышение уровня благоустройства частных домовладений, содействие занятости сельского населения, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства села, формирование современного облика данных территорий [2].

Исходя из вышеизложенного, цель статьи — анализ управления развитием сельских территорий в современных условиях, а также разработка научных выводов о вызовах и возможностях устойчивого развития данных территорий.

В ходе исследования были использованы нормативно-правовые акты, научные статьи, монографии, публикации отечественных ученых в исследуемой сфере.

Материалы и методы

Материалами к исследованию выступили тексты выступлений министра сельского хозяйства В.Н. Патрушева, государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий», аналитические материалы о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации, отчетные материалы о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области за 2019 год, информационные материалы о ходе выполнения в 2018 году мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2025 гг.», государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2025 гг., а также материалы интернет-конференции «Актуальные вопросы финансового участия граждан и организаций в реализации проектов, имеющих приоритетное значение для населения муниципального образования или его части» и другие. Для достижения цели и задач исследования были использованы методы системного анализа, анализа правовых документов, формально-логический, статистический анализ.

Основу материала для статьи составляет статистическая и социологическая информация, полученная в ходе анализа официальных источников, на базе результатов которого проведено эмпирическое исследование проектной деятельности инициативных жителей сельских территорий, позволившее систематизировать современные вызовы, стоящие перед системой управления развитием муниципальных образований, и обосновать расширение возможностей проектной деятельности в системе социально-экономического развития села.

Результаты и обсуждение

Исследование дефиниции «развитие сельских территорий» показало неоднозначность его трактовки. В целом под таким развитием в самом общем смысле определяют «взаимосвязанные процессы поступательного улучшения социальной и хозяйственной сферы в сельских территориях» [1]. Понятие «устойчивое развитие сельских территорий»

рассматривается скорее как заданное и спланированное направление деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и всего общества, включающее в себя решение организационными и правовыми методами взятых в комплексе проблем аграрной экономики, социальной жизни и охраны окружающей среды.

Управление развитием сельских территорий — это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на формирование условий, обеспечивающих социально-экономические, политические и экологические изменения, способствующие повышению уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности. В силу специфики территории Российской Федерации сельские муниципалитеты разнообразны по численности населения, площади, ресурсам развития. Рассматривая организационные условия управления развитием сельских территорий, можно утверждать, что первично они определяются особенностями реализации местного самоуправления в данных типах муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сельской местности преимущественно местное самоуправления территориально осуществляется в границах сельских поселений и муниципальных районов. По данным Министерства юстиции РФ, по состоянию на 1 марта 2019 г. в России образовано 17 304 сельских поселения и 1 728 муниципальных районов из 21 408 муниципальных образований, то есть около 90 % муниципалитетов сформированы в сельской местности и охватывают около четверти населения нашей страны. В условиях территориального рассредоточения, разных возможностей развития перед органами местного самоуправления стоит задача реализовать векторы устойчивого развития территорий, определенных федеральными органами власти.

На федеральном уровне направления развития сельских территорий определены Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: «улучшение демографической ситуации, обеспечение условий для развития и диверсификации сельской экономики, повышение качества жизни сельского населения, улучшение доступа сельских жителей к ресурсам развития, развитие рационального природопользования и улучшение экологической ситуации в сельской местности, повышение эффективности местного самоуправления, совершенствование системы статистического наблюдения и научно-методического обеспечения развития сельских территорий, организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров» [3].

Конкретизация целей развития российских сел обозначена в государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» до 2025 года:

• сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3 % в 2025 году (в 2017 году (базовый год) — 25,7 %);

• достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 % в 2025 году (в 2017 году (базовый год) — 67 %);

• повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 % в 2025 году (в 2017 году (базовый год) — 32,6 %)» [2].

На реализацию данных целей предусмотрено ассигнований 2 288 млрд рублей. Следовательно, обеспеченность развития села финансовыми ресурсами федерального и регионального уровня управления значительная. Это обстоятельство существенно, так как анализ бюджетной обеспеченности сельских муниципальных образований показал, что финансовые ресурсы данных муниципалитетов достаточно ограничены и более 70 % сельских поселений имеют бюджет до 10 млн рублей (рисунок 1). Поэтому рассматривать собственную финансовую составляющую как ресурс развития данных территорий не приходится.

более 1 млрд от 100 млн до 1 млрд от 10 до 100 млн от 1 до 10 млн менее 1 млн

■ 405 150 1 289

574

12 276

0 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 ■ сельские поселения ■ муниципальные районы

Рисунок 1. Бюджетная обеспеченность сельских муниципалитетов [4]

Кроме того, в результате низкой бюджетной обеспеченности происходит постоянная передача полномочий по решению вопросов местного значения между сельскими поселениями и муниципальными районами на основе договорного механизма. Так, по сведениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 2018 году 787 муниципальных районов передали часть полномочий по решению своих вопросов местного значения 8,3 тыс. сельских поселений, а в 2019 году, соответственно, 760 муниципальных районов 7,8 тыс. сельских поселений. В то же время в 2018 году органы местного самоуправления 14,0 тыс. сельских поселений передали часть своих полномочий 1 331 муниципальному району, а в 2019 году 12,3 тыс. сельских поселений передали свои полномочия 1 215 муниципальным районам. При этом наблюдается даже ситуация полной передачи полномочий сельских поселений муниципальным районам (61 поселение в 2018 году и 43 в 2019 году). Что свидетельствует об ограниченности возможности органов местного самоуправления выступать реальным субъектом развития на сельских территориях.

Анализ содержания государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» определил, что в качестве активного субъекта и ресурса развития рассматривается само сельское население. К 2025 году в соответствии с данной программой 60 % жителей данных территорий должны быть включены в реализацию мероприятий, направленных на развитие села (рисунок 2) [5].

I 55% 60%

50%

2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год

Рисунок 2. Доля сельского населения, вовлеченного в реализацию мероприятий, направленных на

комплексное развитие сельских территорий [2]

Таким образом, проведенный анализ показывает, что на федеральном уровне управление развитием сельских территорий является приоритетным направлением государственной политики, благодаря которой формируются правовые, организационные, финансовые и методические основы развития сельских муниципальных образований, а также предполагается создание организационных механизмов вовлечения населения в процессы управления развитием территории.

В Тюменской области, несмотря на относительно благоприятное социально-экономическое положение, прослеживаются общероссийские тенденции, связанные с оттоком населения из сельской местности. В 20 муниципальных районах и 1 городском округе, относящемся к сельским территориям, включающем 273 сельских поселения, наблюдается стабильная динамика сокращения численности населения в последние годы (рисунок 3). Данная тенденция не свойственна только сельским территориям Тюменского муниципального района, который за счет близости к областной столице использует возможности агломерационного эффекта в своем развитии, что привлекает население.

140 120 100 80 60 40 20 0

I

|||||

2017

2018 2019

ииииииииии

ю

с

С

со си Э

2

о.

си ш

т

о

>

П5

с!

со

П5 I-

си

X

^

и X X

I-

>•

Ж О

и и и и

о

.

о

и

■О

о ю о

и и и и

со

о

.

о

.

^

со

о

.

о

I-

□с

.

□с

со

о

X

Рисунок 3. Изменение численности населения в сельских территориях [6]

Проблема сохранения численности сельского населения достаточно остро стоит в муниципальных образованиях Тюменской области, и ключевая задача органов власти регионального и муниципального уровней — создание благоприятных условий жизни на селе. Для обеспечения участия жителей в развитии сельских территорий в Тюменской области принято Постановление Правительства Тюменской области от 22.05.2017 №170-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности».

Мероприятия, направленные на реализацию проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2025 гг., утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 №699-п [7], предполагают выделение грантов местным бюджетам за счет средств областного и федерального бюджетов и предоставление на реализацию мероприятий проектов, направленных на создание детских и спортивных площадок, обустройство зон отдыха, сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников, поддержку национальных культурных традиций [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ практики деятельности по грантовой поддержке инициатив граждан показывает развитие использования данного механизма в системе управления развитием территории. Так, в 2017 году на реализацию мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, направлено 1 344,8 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета в сумме 844,8 тыс. рублей; в 2018 году — 2 372,73 тыс. рублей, в том

числе средства федерального бюджета — 522,0 тыс. рублей, средства областного бюджета — 1 850,73 тыс. рублей; в 2019 году — 1 613,182 тыс. рублей, в том числе областной бюджет — 1 258,282 тыс. рублей, федеральный бюджет — 354,9 тыс. рублей (рисунок 4). Ключевым условием предоставления грантовой поддержки является софинансирование проектной инициативы за счет средств местного бюджета и привлеченных средств юридических и физических лиц.

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1850,73

Средства федерального бюджета, тыс. рублей

Средства бюджета Тюменской области, тыс. рублей

2017

2018 2019

Рисунок 4. Финансирование проектных инициатив граждан, проживающих в сельской местности в

Тюменской области в 2017-2019 гг.

По итогам конкурсного отбора общественно значимых некоммерческих проектов, претендующих на получение грантовой поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности Тюменской области, в 2017-2018 гг. предоставлены гранты на реализацию следующих проектов:

• «Создание и обустройство зоны отдыха сквера "Молодежный" в с. Омутинское» (стоимость проекта — 2 154,8 тыс. рублей);

• «Создание и обустройство детской игровой площадки в с. Викулово» (стоимость проекта — 501,6 тыс. рублей);

• «Благоустройство зоны отдыха с детской игровой и спортивной площадкой в с. Суерка» Упоровского района Тюменской области (стоимость проекта — 3 695,1 тыс. рублей);

• «Создание парка отдыха с детской игровой и спортивной площадками по адресу: пер. Новый 7В с. Масали Упоровского района Тюменской области» (стоимость проекта — 741,73 тыс. рублей).

В 2017 году общая стоимость проектов составила 2 656,4 тыс. рублей, в том числе средства местных бюджетов — 490,0 тыс. рублей (18,4 % от стоимости проектов). На реализацию проектов привлечено внебюджетных средств 821,6 тыс. рублей (31 % от стоимости проектов). А в 2018 году общая стоимость проектов составила 4 436,83 тыс. рублей, в том числе средства местного бюджета — 200,0 тыс. рублей (4,5 % от стоимости проектов). На реализацию проектов привлечено внебюджетных средств 1 864,1 тыс. рублей в (42 % от стоимости проекта) [9].

На территории Уватского района с 2017 года реализуется проект по благоустройству населенных пунктов #СоздайУват (адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://www.uvatregion.ru/СоздайУват/). На указанном ресурсе инициативные граждане могут задавать вопросы, высказывать пожелания, а также идеи по благоустройству населенных пунктов района, а органы местного самоуправления в рамках установленных полномочий по решению вопросов местного значения решают обозначенные вопросы и планируют свою работу с учетом потребностей жителей [10].

Таким образом, проведенный анализ показал, что использование проектных инициатив в практике развития сельских территорий является реальным механизмом развития села, основанного на включение жителей в процесс управления [11-13]. Практика реализации проектов по формированию комфортной среды проживания формирует новые возможности в решении сельских проблем, а привлечение ресурсов населения, бизнес-сообщества позволяет найти новые векторы развития, удовлетворяющие интересы всех субъектов управления развитием данной территории [14].

Выводы

Сформированные на федеральном уровне программные документы, ориентированные на устойчивое развитие села, предполагают существенные финансовые вливания на инфраструктурное обеспечение сельской местности. Более того, управление развитием сельской территорией ориентировано как на использование внешних ресурсов, так и на активное вовлечение самих жителей в процесс управления территорией.

Программа устойчивого развития сельских территорий федерального уровня ориентирована на активизацию встраивания проектной деятельности в систему управления села, но анализ практики реализации проектов в Тюменской области показал, что сельские территории не спешат использовать данные инструменты.

Несмотря на открывающиеся возможности через проекты создавать и обустраивать зоны отдыха, спортивные и детские игровые площадки, сохранять и восстанавливать природные ландшафты и историко-культурные памятники, поддерживать национальные культурные традиции, народные промыслы и ремесла, вызовы, формируемые трансформацией системы местного самоуправления, постоянным объединением муниципалитетов, отдалением органов местного населения от населения вследствие передачи полномочий муниципальным районам, не позволяют сформироваться действенной системе управления развитием сельских территорий.

Библиографический список

[1] Минсельхоз готовит предложения о продлении госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mcx.gov.ru/press-service/news/minselkhoz-gotovit-predlozheniya-o-prodlenii-gospшgrammy-kompleksnoe-razvitie-selskikh-terтitoriy-d/ (дата обращения: 11.09.2020).

[2] Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 (ред. от 10.07.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/725/725f4b61b8ed39429ca08316f6e7456d.pdf (дата обращения: 11.09.2020).

[3] Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/16757/ (дата обращения: 11.09.2020).

[4] Информационно-аналитические материалы о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2018 г. - начало 2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/977/ (дата обращения: 31.08.2020).

[5] Приказ Минсельхоза России от 10 июня 2020 г. № 313 «Об утверждении Порядка отбора проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://specagro.ru/sites/default/files/2020-09Zdaydzhest_krst_red.pdf (дата обращения: 11.09.2020).

[6] Cводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admin.admtyumen.ru/files/upload/OIV/D_ Economy/.PDF (дата обращения: 31.08.2020).

[7] Государственная программа Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/ programs/program.htm?id=1190@egTargetGrant (дата обращения: 25.08.2020).

[8] Лысенко Е.А., Мечикова М.Н. Влияние результатов промышленного производства на эффективность развития малого бизнеса в сельскохозяйственной деятельности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - №3(19). - С. 53-58.

[9] Информация Тюменской области по теме интернет-конференции «Актуальные вопросы финансового участия граждан и организаций в реализации проектов, имеющих приоритетное значение для населения муниципального образования или его части» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/p9DlW6JLuwzA 0YscABziYuEgz0x8esFN.pdf (дата обращения: 31.08.2020).

[10] Информация о ходе выполнения в 2018 году мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014 - 2025 годы» государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013 - 2025 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.duma72.ru/doc/com_agrar/2019.pdf (дата обращения: 31.08.2020).

[11] В Тюменской области планируют держать курс на развитие сельских территорий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tumentoday.ru/2019/06/07/v-tyumenskoj-oblasti-planiruyut-derzhat-kurs-na-razvitie-selskih-territorij/ (дата обращения: 20.08.2020).

[12] Ярковский район вошел в десятку лидеров всероссийского «Инкубатора сельских инициатив» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tumentoday.ru/2019/03/10/ yarkovskij -rajon-voshel-v-desyatku-liderov-serossij skogo-inkubatora-selskih-iniciativ/ (дата обращения: 20.08.2020).

[13] Древнее село с новыми традициями. Тюменские известия от 23 сентября 2020 года № 167 (7448). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://t-i.ru/articles/34575/ (дата обращения: 23.09.2020).

[14] Попкова А.А. Социокультурное развитие сельских территорий: ресурсы и инструменты // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2019. - № 3. С. 31-40.

References

[1] The Ministry of Agriculture is preparing proposals to extend the state program "Integrated development of rural areas" until 2030. Retrieved from https://mcx.gov.ru/press-service/news/minselkhoz-gotovit-predlozheniya-o-prodlenii-gosprogrammy-kompleksnoe-razvitie-selskikh-territoriy-d/.

[2] Decree of the Government of the Russian Federation of May 31, 2019 No. 696 (as amended on July 10, 2020) "On approval of the state program of the Russian Federation" Integrated development of rural areas "and on amendments to some acts of the Government of the Russian Federation". Retrieved from https://mcx.gov.ru/upload/iblock/725/725f4b61b8ed39429ca08316f6e7456d.pdf.

[3] Strategy for sustainable development of rural areas of the Russian Federation for the period up to 2030 (order of the Government of the Russian Federation dated February 2, 2015 No. 151-r). Retrieved from http://government.ru/docs/16757/.

[4] Information and analytical materials on the state and main directions of development of local self-government in the Russian Federation (data for 2018 - early 2019) From idea to project. Retrieved from https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/977/.

[5] Order of the Ministry of Agriculture of Russia dated June 10, 2020 No. 313 "On approval of the Procedure for the selection of projects for the integrated development of rural areas (rural agglomerations)". Retrieved from https://specagro.ru/sites/default/files/2020-09/daydzhest_ krst_red.pdf.

[6] Consolidated report on the results of monitoring the effectiveness of local self-government bodies in urban districts and municipal districts of the Tyumen region for 2019. Retrieved from https://admin.admtyumen.ru/files/upload/OIV/D_Economy/.PDF.

[7] State program of the Tyumen region "Development of the agro-industrial complex" Retrieved from https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs/program.htm?id=1190@egTargetGrant.

[8] Lysenko, E.A., & Mechikova, M.N. (2016). The influence of industrial production results on the effectiveness of small business development in agricultural activity. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies, 3(19), 53-58.

[9] Information from the Tyumen region on the topic of the Internet conference "Topical issues of financial participation of citizens and organizations in the implementation of projects that are of priority importance for the population of the municipality or its part". Retrieved from http://council.gov.ru/media/files/p9DlW6JLuwzAOYscABziYuEgz0x8esFN.pdf.

[10] Information on the progress in 2018 of the activities of the subprogram "Sustainable development of rural areas" for 2014 - 2025 "of the Tyumen region state program" Development of the agro-industrial complex "for 2013 - 2025 Retrieved from http://www.duma72.ru/doc/com_agrar/2019.pdf.

[11] In the Tyumen region, they plan to pursue a course for the development of rural areas. Retrieved from https://tumentoday.ru/2019/06/07/v-tyumenskoj-oblasti-planiruyut-derzhat-kurs-na-razvitie-selskih-territorij/.

[12] Yarkovsky district entered the top ten leaders of the All-Russian "Incubator of rural initiatives" Retrieved from https://tumentoday.ru/2019/03/10/yarkovskij -rajon-voshel-v-desyatku-liderov-serossijskogo-inkubatora-selskih-iniciativ/.

[13] An ancient village with new traditions. Tyumen News of September 23, 2020 No. 167 (7448). Retrieved from https://t-i.ru/articles/34575.

[14] Popkova, A.A. (2019). Socio-cultural development of rural areas: resources and tools. Proceedings of Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, 3, 31-40.

Получена / Submitted: 12/10/2020 Доработана / Revised: 18/11/2020 Принята к публикации / Accepted: 25/11/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.