УДК 316.334.55
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: РЕСУРСЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Алена Анатольевна Попкова1
:Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация
Аннотация. В данной статье рассматриваются современные ресурсы и инструменты социокультурного развития, как одного из ключевых направлений комплексного устойчивого развития сельских территорий. Обосновывается, что в качестве ключевого ресурса социокультурного развития сельских территорий выступает сам житель, его качества, характеристики. Выстраивается система аргументов, определяющих необходимость вовлечения данного ресурса как базового в системе социокультурного развития территорий. На основе исследований, проведенных автором, систематизируются ресурсы местного сообщества, которые могут быть вовлечены в систему социокультурного развития, а также условия их активизации. Проведенный в статье анализ практики социокультурного проектирования Голышмановского района Тюменской области, реализуемой в период 2014-2019 годах в рамках программы Фонда Елены и Геннадия Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сел», показывает реальные эффекты социокультурного развития для сельской территории. В статье обоснованы и систематизированы научные положения о необходимости внедрения социокультурного проектирования в качестве инструмента вовлечения ресурсов населения, способствующего активизации местного сообщества, формированию социокультурных эффектов развития, а также выстраиванию партнерских отношений между жителями и органами местного самоуправления для совместного определения векторов развития сельской территории.
Ключевые слова: социальное проектирование, местное сообщество, активность.
Socio-Cultural Development of Rural Areas: Resources and Tools
Alena A. Popkova1
department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation
Abstract. This article discusses the modern resources and tools of socio-cultural development as one of the key areas of integrated sustainable development of rural areas. There is a substantiation that the key resource of socio-cultural development of rural areas is the resident himself, his qualities, characteristics. A system of arguments defining the need to involve this resource as a base in the system of socio-cultural development of territories has been formed. On the basis of the surveys conducted by the author, the resources of the local community, which can be involved in the system of socio-cultural development, as well as the conditions for their activation, are systematized. The analysis of the practice of socio-cultural design of Golyshmanovsky district of the Tyumen region, implemented in the period 2014-2019 in the framework of the Fund Elena and Gennady Timchenko "Cultural mosaic of small towns and villages", presented in the article shows the real effects of socio-cultural development for rural areas. The article substantiates and systematizes the scientific provisions on the need for the introduction of socio-cultural design as a tool for involving the resources of the population, contributing to the activation of the local community, the formation of socio-cultural effects of development, as well as making partnerships between residents and local governments to jointly determine the vectors of rural development.
Keywords: social design, local community, activity.
Введение
Тенденции ухудшения уровня и качества жизни в сельских территориях, наблюдаемый отток населения, недоступность и низкое качество предоставления услуг учреждениями социальной сферы, неразвитость инженерной инфраструктуры, ветхость и аварийность жилья на селе привели к необходимости трансформации управленческих подходов к развитию сельских территорий. Сформированный в государственной политике подход, ориентированный на развитие сельской местности через поддержку развития агропромышленного комплекса, реализуемый в последние десятилетия, не дал существенных результатов. А ведь сельские территории — это почти 90 % площади территорий Российской Федерации, жизненное пространство для 38 миллионов граждан России.
В связи данными тенденциями в Послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил, что «...ключевым, долгосрочным фактором устойчивого роста сельского хозяйства, конечно же, должно стать повышение качества жизни людей, тех, кто трудится на селе» [1]. В ходе реализации данного поручения Правительством РФ утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2025 годы. В ключевые цели которой вошли: сохранение доли населения, проживающего в сельской местности на уровне 25,3 % от общей численности населения России, достижение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских домохозяйств до 80 % по отношению к городским и повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 % к 2025 году с 32,6 в 2017 году [2]. Таким образом, вектор государственной политики по развитию села трансформировался с развития сельскохозяйственного производства на комплексное устойчивое развитие сельских территорий через развитие сельской экономики, формирование благоприятных условий проживания.
Экономическая составляющая в устойчивом развитии сельских территорий является немаловажным обстоятельством, обеспечивающим занятость населения, доступность услуг коммунальной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, но практика показывает, что наряду с финансово-экономическими ресурсами, сегодня определяющими становятся ресурсы местного сообщества, ресурсы людей, проживающих в сельских территориях, идентифицирующих себя с местом собственного проживания, стремящихся разрушить «концепцию потребления» собственной территории и ее ресурсов на «концепцию совместного созидания» общего пространства жизни.
Мировой опыт показывает, что формирование благоприятного пространства жизни невозможно, с одной стороны, без создания качественной инфраструктуры, развития социальной сферы (образование, здравоохранение, спорт, культура), обеспечения безопасности жителей, но, с другой стороны, все эти задачи удается решать наиболее эффективно именно в активных сообществах, которые сплочены и ориентированы на совместную продуктивную деятельность [3]. Соответственно на сегодняшний день перед системой управления в сельских территориях стоит задача поиска механизмов консолидации ресурсов государственных и региональных структур, и ресурсов местного сообщества для устойчивого развития территорий, формирования такого социально-экономического пространства, которое обеспечивало бы ее привлекательность как с точки зрения самих жителей, проживающих на ней, так и бизнес-субъектов, способных осуществлять инвестиционную и хозяйственную деятельность.
Наиболее активно население сегодня проявляет себя в социокультурной сфере сельской жизни. Оторванность или приближенность городов формирует запрос на культурное развитие, желание у населения сформировать событийность жизни на селе, обеспечить многозадачность социокультурной жизни, направленной на объединение усилий и интересов жителей, развитие совместного досуга, быта, межпоколенческого взаимодействия.
Поэтому ключевым направлением, обеспечивающим консолидацию ресурсов сельского населения на развитие территории, является социокультурное развитие. Формирование единого коммуникативного социокультурного пространства жизни территории является задачей, обеспечивающей интересы населения, и соответственно способствующей проявлению их активной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, целью статьи является анализ ресурсов, влияющих на социокультурное развитие сельских территорий, а также разработка научных выводов об инструментах вовлечения ресурсов местного сообщества как ключевого фактора устойчивого развития данных территорий.
В ходе исследования были использованы нормативно-правовые акты, научные статьи, монографии, публикации отечественных ученых в исследуемой сфере.
Материалы и методы
Материалами к исследованию выступили тексты обращения Президента РФ к Федеральному собранию РФ, государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», аналитические материалы «О мерах Правительства РФ по устойчивому развитию сельских территорий», экспертные материалы Фонда Елены и Геннадия Тимченко по программе «Культурная мозаика малых городов и сел», проект Голышмановского района «Сибирская карусель» и другое.
Для достижения цели и задач исследования были использованы методы системного анализа, анализа правовых документов, формально-логический, социологические методы — интервью и фокус-группа. В социологических исследованиях приняли участие представители органов местного самоуправления Голышмановского, Армизонского, Бердюжского районов, главы сельских поселений Голышмановского района, представители учреждений культуры и искусства, молодежной политики, образования, активные граждане (всего 73 человека). Исследование проводилось в период 2017-2019 годов. Также использовался метод картографирования для визуализации полученных результатов исследования.
Результаты и обсуждение
В научных исследованиях такая категория, как «развитие сельских территорий» трактуется по-разному. В целом, под таким развитием в самом общем смысле определяют взаимосвязанные процессы поступательного улучшения социальной и хозяйственной сферы в сельских территориях. Такой подход, очевидно, включает в себя большее содержание, чем возникшее еще в ХХ веке понятие «социального развития села», намеренно разграничивающее решение социальных вопросов и аграрное производство.
В последнее время активным стало обращение к относительно новой категории — «устойчивое развитие сельских территорий», производной от сформировавшейся на фоне попыток мирового сообщества решить социальные, экономические и экологические проблемы в их единстве идеи устойчивого развития общества.
В сравнении с первыми двумя категориями, понятие «устойчивое развитие сельских территорий» рассматривается скорее, как заданное и спланированное направление деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и всего общества, включающее в себя решение организационными и правовыми методами взятых в комплексе проблем аграрной экономики, социальной жизни и охраны окружающей среды. Таким образом, дискретный по своему характеру подход в решении проблем аграрного сектора экономики и территорий постепенно уступает место подходу комплексному и ложится в основу взаимосвязанных управленческих и правовых решений [4].
Сельские территории уникальны, своеобразны и проблемны одновременно. Они с одной стороны характеризуются однотипными проблемами развития, связанными с разрушением основ хозяйствования в агропромышленном комплексе, обнищанием и старением села, высоким износом инженерных и коммунальных сетей, ветхим состоянием жилищного фонда, большим процентом населения, страдающим алкоголизмом, живущим за чертой бедности. С другой стороны, разность территориального размещения, климатических условий, способов хозяйственной деятельности, транспортного обеспечения, состояния человеческого потенциала формирует разность ресурсов территории, на которых может быть основано устойчивое развитие.
Исследуя данный вопрос, Д.В. Прохоров и В.М. Цлаф определяют, что ключевым ресурсом территории, определяющим ее комплексное устойчивое развитие, является население, и высокое качество жизни, как цель развития, должно быть обеспечено силами самого населения [5]. Развивая данное утверждение в ходе исследования, отдельное внимание было уделено ресурсам территории, способствующим аккумуляции ресурсов местного сообщества и вовлечению их в социокультурное развитие. В ходе проведения фокус-группы в январе 2017 года с представителями органов местного самоуправления Голышмановского, Армизонского и Бердюжского районов Тюменской области, а также представителями муниципальных учреждений данных районов были выделены ресурсы развития территории. К ним участники фокус-группы отнесли:
• сельскохозяйственные производители (заводы по переработке рыбы, мяса, молока, индивидуальных предпринимателей-фермеров и другие производители);
• объекты социальной инфраструктуры (школы, библиотеки, дома и центры культуры и досуга, центры молодежного развития и другие объекты);
• органы местного самоуправления (главы местных администраций, сельских поселений, работники местных администраций социальной сферы);
• рекреационные ресурсы (озера, памятники природы, памятные места);
• общественные организации и объединения (совет ветеранов, национальные диаспоры, казаки);
• население (мастера народного творчества, проектные команды, волонтеры, долгожители, поэты, художники, герои Советского Союза, герои социалистического труда и другие);
• событийные ресурсы (фестивали, национальные праздники, религиозные праздники, проекты и прочее);
• церковь.
Оценивая ресурсную составляющую развития, участники фокус-группы сконцентрировали внимание на тех ресурсах, которые уже есть в сельских территориях, и которые могут быть вовлечены в процесс развития, максимальная доля которых сконцентрирована в руках самих жителей. Говоря о развитии, большинство участников его видят не в инвестиционной привлекательности территории, развитии коммунальной инфраструктуры и прочих финансово-затратных механизмах, на которые у муниципалитета попросту нет средств, а в создании механизмов, формирующих максимальные эффекты развития от ресурсов, которыми располагает территория, до ресурсов самого населения.
Вопреки традиционной позиции о том, что большинство ресурсов развития сельских территорий сконцентрированы в административных центрах, исследование показало, что ресурсы почти равномерно распределены по территории районов, в каждом населенном пункте существует базис для формирования основ устойчивого развития, соответственно при правильно выбранном векторе развития и механизмах его реализации может быть обеспечено устойчивое развитие всей сельской территории (рисунок 1).
Армизонский район
Бердюжский район
Гол ышмановский район
Т/Г'
Ы.
О* »
99'
491
щ
'Жш
.т
Рисунок 1. Картографирование распределения ресурсов развития Армизонского, Бердюжского и
Голышмановского районов Тюменской области
Аккумуляция ресурсов местного сообщества на первый план выдвигает социокультурное развитие территории, так как именно жители выступают его носителями и субъектами (рисунок 2).
АКТИВИСТЫ
Рисунок 2. Ресурсы местного сообщества для социокультурного развития территории
Оценка ресурсов развития территорий, проведенных группами, показал, что в районах есть ядра — площадки для аккумуляции ресурсов социокультурного развития (ими выступают администрации, муниципальные учреждения: школы, музеи, дома культуры, библиотеки, молодежные центры), есть сформированные или формирующиеся активы жителей, субъекты предпринимательства, которые могут выступить партнерами-спонсорами, реализуются проекты, проживают уникальные люди.
Анализ практики реализации социокультурных проектов в Голышмановском районе с 2014 по 2018 годы показал, что именно проектная деятельность является на сегодняшний день механизмом активизации ресурсов местного сообщества и их включенности в процесс развития территории. Проектная заявка Голышмановского района в 2014 году на конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел», организуемый Фондом Елены и Геннадия Тимченко, и победа в нем дала толчок для вовлечения жителей и их инициатив в процесс развития территории. Получив первичные социокультурные эффекты, население осознало
59
возможность реализации собственных инициатив через проектную деятельность, которая начала осуществляться при информационной и методической поддержке районной администрации, муниципальных учреждений. Сформировалась система ежегодно проводимых проектных конкурсов для населения — конкурс молодежных проектов и конкурс «Культурная мозаика Голышмановского района» (рисунки 3, 4).
70 60 50 40 30 20 10 0
46
26 26
34
32
32
44
29 29
30 30
2014 2015 2016 2017
□ Заявлено проектов ШПоддержано проектов ШРеализовано проектов
Рисунок 3. Практика разработки и реализации проектов социокультурной направленности
жителями Голышмановского района
В интервью, проводимых с представителями муниципальных учреждений, курирующих проектную деятельность, подтвердился тезис о том, что проектная деятельность активизировала население. В 2014 году активных жителей, готовых самостоятельно разработать и реализовать проект, были единицы, но после их успешного опыта активистов, предлагаемых свои идеи в формате проекта и готовых их реализовать, стало в разы больше. Как показывает практика, помимо непосредственных инициаторов проекта, в команду вовлекаются неравнодушные активные жители, формируются проектные сообщества, а также жители, которые становятся участниками мероприятий проекта [6].
20000
18547
15000
10000
5000
8424
5041
11544
5156
13340
5596
6766
■ I
2014 2015 2016 2017
■ Количество вовлеченных жителей ■ Молодежь, из них
Рисунок 4. Количество вовлеченных в проектную деятельность жителей Голышмановского района
Активизация проектной деятельности в Голышмановском районе в 2014-2018 гг. способствовала не только активизации местного сообщества, но и достижениям в развитии социокультурной сферы территории:
0
• появились новые формы музейной деятельности (музей под открытым небом, арт-музей, мини-музей);
• сформировались и работают 7 тематических агроусадеб на личных подворьях [7; 8];
• развиваются народные промыслы (АРТель «Светочь», мастерская «Кипрей»);
• развиваются формы культурно-досуговой деятельности (арт-кафе, эстетическая мастерская, уличный театр скоморохов, ансамбль ложкарей);
• сформировалась система культурных событий территории (Фестиваль «На родине Л.И. Шарохи», «Праздник Пирога», «Медовый спас всем медку припас» и другие события) [9-12].
Помимо данных достижений, значительным результатом проектной деятельности на селе является привлечение на территорию ресурсов грантодающих организаций, которые, в условиях постоянного дефицита бюджетных средств муниципалитетов на селе, становятся реальными средствами, направленными на социокультурное развитие (рисунок 5).
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
2014 2015 2016 2017
■ Привлеченные стредства, тыс. руб.
Рисунок 5. Привлеченные средства в рамках реализации социокультурных проектов в
Голышмановском районе
Таким образом, проведенный анализ показал, что использование проектной деятельности в практике развития сельских территорий является реальным механизмом социокультурного развития, основанного на вовлечении ресурсов населения. Практика использования социокультурных проектов для развития сел может быть успешно тиражирована, но с учетом ресурсов конкретной территории, ее особенностей и проблем. Условием эффективной реализации проектной деятельности на сельской территории является наличие муниципальных учреждений, которые первоначально должны быть «точками притяжения» жителей, оказывающих информационную, методологическую, организационную поддержку в подготовке и реализации проектов. Немаловажным условием является и готовность органов местного самоуправления поддерживать проектные инициативы граждан, выступать в качестве партнера в реализации проекта, выстраивать диалог с жителями с целью организации совместной работы по определению векторов и мер социокультурного развития территории.
Выводы
Сегодня перед всей страной Президентом РФ поставлена задача обеспечить достойное качество жизни людей, проживающих на селе, для преодоления тенденций потери сельского населения, снижения его уровня и качества жизни. Сформированные на федеральном уровне программные документы, ориентированные на устойчивое развитие сельской местности, предполагают существенные финансовые вливания на инфраструктурное развитие села. Однако использования только внешних ресурсов для комплексного устойчивого развития
территорий недостаточно. В современных условиях главенствующая роль в обеспечении условий повышения качества жизни населения сел и деревень принадлежит самому жителю. Именно его ресурсы обеспечивают социально-культурное развитие территорий, событийность, привлечение финансовых ресурсов из различных источников за счет проявления собственной активности, совместной деятельности и реализации социальных проектов.
На примере опыта Голышмановского района по реализации проекта «Культурная мозаика» было проиллюстрировано, как за счет реализованных социальных проектов развивается идентичность сообщества района, формируется ассоциативность жителей с районом, формируются прочные связи с территорией проживания и стремлением к ее развитию.
Именно социальное проектирование является инструментом, обеспечивающим реализацию идей местного сообщества. «Культурная мозаика» позволила на территории Голышмановского района сформировать внутри местного сообщества понимание механизма реализации своих идей по формуле: ИДЕЯ + ЦЕЛЬ + ПРОЕКТ + РЕАЛИЗАЦИЯ = РЕЗУЛЬТАТ. В практике большинство жителей городов, районов, поселений имеют достаточно много идей, но они остаются только идеями, не доходя не только до результата, но даже до целеполагания и проектирования, жители не видят условий и возможностей их реализации, не видят себя в качестве субъекта развития территории.
Для успешного опыта внедрения социального проектирования необходимо стремиться к развитию организационной площадки, аккумулирующей ресурсы местного сообщества. Изначально такими площадками выступают муниципальные учреждения, общественные организации, которые в дальнейшем дают возможность для институализации инициатив жителей в создание самостоятельных организационных информационно-методических площадок. Создание и развитие в Голышмановском районе Центра поддержки гражданских инициатив «Со-Дружество» и трансформация его в дальнейшем в Благотворительный фонд поддержки и развития местных сообществ «Наше время» сформировало площадку для методической, организационной и финансовой поддержки инициатив жителей.
Результаты системной проектной деятельности по реализации инициатив жителей позволяют сформировать на территории социокультурный кластер как основу социокультурного развития. В Голышмановском районе данный кластер уже сформировался. Это позволяет говорить о развитии его структуры — агротуризма, гастрономического туризма, культурного туризма, креативной экономики. Также социокультурный кластер позволяет формировать бренд территории, в том числе за счет брендинга поселений района.
Реализация проектов жителей обеспечивает их соучастие в развитии территории, вовлечение их ресурсов в процесс развития территории. В Голышмановском районе уже сформировалась система, обеспечивающая включенность населения в решение проблем территории, формирование партнерских отношений между жителями и органами местного самоуправления, инициирование и реализация общих целей, направлений и моделей развития территории.
Библиографический список
[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/(дата обращения: 11.05.2019).
[2] Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/aNtAARsD8scrvdiz.pdf (дата обращения: 11.05.2019).
[3] Кузьмин А., Коновалова Е. Влияние инициатив в сфере культуры на развитие местных сообществ: обзор зарубежных публикаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cultmosaic.ru/content-load-/Culture_and_local_communities_article_2018.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
[4] Галиновская Е.А. Организационно-правовые аспекты развития сельских территорий //Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2019. - № 5. - С. 26-28.
[5] Прохоров Д.В., Цлаф В.М. Значение взаимодействия органов государственного и муниципального управления с местными сообществами для социокультурного развития территории // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2015. -Вып. 9-2, № 131. - С. 328-334.
[6] От идеи к проекту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tyumedia.ru/187451.html (дата обращения: 10.03.2019).
[7] Агроусадьба Трофимовы - планета братьев наших меньших [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://golvestnik.ru/?p=16469 (дата обращения: 20.04.2019).
[8] Агроусадьба «Живчик» - часть проекта "Культурная мозаика Голышмановского района" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://golvestnik.ru/?p=1913 (дата обращения: 20.04.2019).
[9] Шарохинский фестиваль сменил статус с районного на региональный [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://golvestnik.ru/?p=15325 (дата обращения: 20.04.2019).
[10] День пирога в селе Голышманово [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://golvestnik.ru/?p=8965 (дата обращения: 19.04.2019).
[11] Народные гуляния в Малышенке: Спас медовый - сладкий праздник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://golvestnik.ru/?p=2421 (дата обращения: 19.04.2019).
[12] «Сибирская карусель» встречала гостей из разных уголков страны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://golvestnik.ru/?p=11833 (дата обращения: 19.04.2019).
References
[1] Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 20.02.2009 "Message of the President to the Federal Assembly". Retrieved from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/.
[2] Decree of the Government of the Russian Federation "On approval of the state program of the Russian Federation "Integrated development of rural areas" and on amendments to some acts of the Government of the Russian Federation". Retrieved from http://static.government.ru/media/files/aNtAARsD8scrvdizD7rZAw0FaFjnA79v.pdf.
[3] Kuzmin, A., & Konovalova, E. Impact of cultural initiatives on the development of local communities: review of foreign publications. Retrieved from http://cultmosaic.ru/content-load-/Culture_and_local_communities_article_2018.pdf.
[4] Galina, E.A. (2019). Organizational and legal aspects of rural development. Analytical Bulletin of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, 5, 26-28.
[5] Prokhorov, D.V., & Tslaf, V.M. (2015). The Importance of interaction of state and municipal authorities with local communities for the socio-cultural development of the territory. Bulletin of the Samara University. Economics and Management, 9-2 (131), 328-334.
[6] From idea to proj ect. Retrieved from https://tyumedia.ru/187451.html.
[7] The Property of Trofimova - the planet of animals. Retrieved from https://golvestnik.ru/?p=16469.
[8] The Property "Daisy" - part of the project "Cultural mosaic of the golyshmanovsky district". Retrieved from https://golvestnik.ru/?p=1913.
[9] Sarakinsky festival changed his status with the district at the regional. Retrieved from https://golvestnik.ru/?p=15325.
[10] The day of the pie in the village Golyshmanovo. Retrieved from https://golvestnik.ru/?p=8965
[11] Festivities in Malyshenko: Saved honey - sweet holiday. Retrieved from https://golvestnik.ru/?p=2421.
[12] Siberian carousel" met guests from different parts of the country. Retrieved from https://golvestnik.ru/?p=11833.
Получена / Submitted: 23/07/2019 Доработана / Revised: 06/08/2019 Принята к публикации / Accepted: 19/08/2019