Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / АКТИВНОСТЬ / ФОНД МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / SOCIAL DESIGN / LOCAL COMMUNITY / ACTIVITY / LOCAL COMMUNITY FOUNDATION / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попкова Алена Анатольевна

В данной статье представлен анализ практики реализации деятельности по социокультурному развитию территории Голышмановского района, в рамках которой происходит институализация проектных инициатив населения в фонд местного сообщества. Проведенные социологические исследования позволили выделить ряд количественных и качественных результатов, достижению которых способствовало развитие проектной деятельности на территории района. Обоснована необходимость создания института поддержки местных инициатив в форме фонда местного сообщества, функционирование которого обеспечивается только при условии наличия успешных практик реализации проектной деятельности, инициативная команда которой готова взять на себя функции по поддержке местных инициатив в разрезе информационно-методической помощи и сопровождения разработки и реализации проекта на территории. В статье выявляются и систематизируются условия внутренней и внешней среды, способствующие становлению и развитию данной институциональной формы поддержки инициатив. Представленный опыт может быть тиражирован и реализован в сельских территориях, имеющих проектные инициативы, направленные на социокультурное развитие территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF TERRITORIES: EXPERIENCE OF INSTITUTIONALIZATION OF POPULATION ACTIVITY

This article presents an analysis of the practice of implementation of activities for socio-cultural development of the Golyshmanovsky district, in which the institutionalization of project initiatives of the population in the Fund of the local community. The conducted sociological researches allowed to allocate a number of quantitative and qualitative results which achievement was promoted by development of project activity in the territory of the area. The necessity of creation of Institute of support of local initiatives in the form of Fund of local community which functioning is provided only on condition of existence of successful practices of implementation of project activity which initiative team is ready to assume functions on support of local initiatives in the context of information and methodical help and support of development and implementation of the project in the territory is proved. The article identifies and systematizes the conditions of internal and external environment that contribute to the formation and development of this institutional form of support for initiatives. The presented experience can be replicated and implemented in rural areas with project initiatives aimed at socio-cultural development of the territory.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 316.7+352.93

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Алена Анатольевна Попкова1

1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье представлен анализ практики реализации деятельности по социокультурному развитию территории Голышмановского района, в рамках которой происходит институализация проектных инициатив населения в фонд местного сообщества. Проведенные социологические исследования позволили выделить ряд количественных и качественных результатов, достижению которых способствовало развитие проектной деятельности на территории района. Обоснована необходимость создания института поддержки местных инициатив в форме фонда местного сообщества, функционирование которого обеспечивается только при условии наличия успешных практик реализации проектной деятельности, инициативная команда которой готова взять на себя функции по поддержке местных инициатив в разрезе информационно-методической помощи и сопровождения разработки и реализации проекта на территории. В статье выявляются и систематизируются условия внутренней и внешней среды, способствующие становлению и развитию данной институциональной формы поддержки инициатив. Представленный опыт может быть тиражирован и реализован в сельских территориях, имеющих проектные инициативы, направленные на социокультурное развитие территории.

Ключевые слова: социальное проектирование, местное сообщество, активность, фонд местного сообщества, социокультурное развитие территории.

Socio-Cultural Development of Territories: Experience of Institutionalization of Population Activity

Alena A. Popkova1

department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Abstract. This article presents an analysis of the practice of implementation of activities for socio-cultural development of the Golyshmanovsky district, in which the institutionalization of project initiatives of the population in the Fund of the local community. The conducted sociological researches allowed to allocate a number of quantitative and qualitative results which achievement was promoted by development of project activity in the territory of the area. The necessity of creation of Institute of support of local initiatives in the form of Fund of local community which functioning is provided only on condition of existence of successful practices of implementation of project activity which initiative team is ready to assume functions on support of local initiatives in the context of information and methodical help and support of development and implementation of the project in the territory is proved. The article identifies and systematizes the conditions of internal and external environment that contribute to the formation and development of this institutional form of support for initiatives. The presented experience can be replicated and implemented in rural areas with project initiatives aimed at socio-cultural development of the territory.

Keywords: social design, local community, activity, local community Foundation, socio-cultural development of the territory.

Введение

Различные аспекты социокультурного развития территорий в последнее время стали актуализироваться в исследованиях зарубежных и российских ученых, практиков [1-4]. Поиск новых векторов развития территорий городов и сел, где качество жизни населения

81

существенно снижено, привел к необходимости вовлечения различных ресурсов, базовым из которых являются само население, его социокультурные компетенции, которые становятся в настоящее время и базисом предпринимательской активности, и основой формирования новых социальных коммуникаций внутри территории, приводящих к формированию и развитию местных сообществ, и ресурсом продвижения территории для привлечения финансовых, инфраструктурных, инвестиционных, экономических средств и инструментов развития. Назревшая необходимость работы с местным сообществом, его потенциалом потребовала формирования технологии, способствующей конструированию этого потенциала, часто заключенного в идеях и образах, в конкретную деятельность по развитию территорий. Данной технологией стала проектная деятельность. Именно проектирование способствовало трансформации идей и образов деятельности в конкретные механизмы ее реализации, ориентированность на результат.

Существенным толчком к развитию данной технологии стала система грантовой поддержки активно развивающейся в Российской Федерации в последние годы. Грантовые программы Фонда президентских грантов, «Эффективная филантропия», «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина, «Культурная мозаика малых городов и сел» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко направлены на поддержание инициатив населения по развитию территории по различным направлениям, но больше всего по направлению социокультурного развития [5-8]. Социокультурное развитие территории — это тот базис, который позволяет формировать среду для качественного развития местного сообщества, вовлечение его ресурсов для сохранения и развития культуры, и не столько в ее традиционном понимании, сколько культуры места, культуры быта, культуры совместного проживания, культуры событий территории.

Опыт проектной деятельности, реализуемый на территориях городов и сел, показал, что успешно реализованный социокультурный проект формирует успешную практику, образец деятельности в сознании населения и влечет за собой возникновение социокультурных инициатив, их разрастание, трансформацию в кластер социокультурной активности. Многоочаговость социокультурных инициатив на территориях успешной реализации проекта требует информационно-методического обеспечения, выполнение чаще всего берет на себя команда реализованного проекта, становясь центром притяжения, центром социокультурного развития. Таким образом, современная практика социокультурного развития территории требует осознания институализации центров социокультурного развития территорий в условиях активизации проектной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, целью статьи является анализ процесса институализации практики проектной деятельности в центры социокультурного развития территории.

Материалы и методы

Материалами к исследованию выступили экспертные материалы Фонда Елены и Геннадия Тимченко по программе «Культурная мозаика малых городов и сел», проекты Голышмановского района «Центр поддержки гражданских инициатив «Со-Дружество», «Сибирская карусель», отчеты мониторингов реализации проекта, отчетные материалы стратегических сессий.

Для достижения цели исследования были использованы методы системного анализа, формально-логический, социологические методы — интервью и фокус-группа в рамках проводимых стратегических сессий по проекту, SWOT-анализ. В социологических исследованиях приняли участие представители органов местного самоуправления Голышмановского района, главы сельских поселений Голышмановского района, представители учреждений культуры и искусства, молодежной политики, образования, активные граждане (всего 41 человек). Исследование проводилось в период 2017-2019 годов.

Результаты и обсуждение

Исследование практики проектной деятельности на территории Голышмановского района начало развиваться в 2011 году, но большинство проектов носили эпизодический характер, реализовывались образовательными учреждениями и учреждениями молодежной политики. Переломным моментом в активизации проектной деятельности, направленной на социокультурное развитие территории, стал проект «Центр поддержки гражданских инициатив «Со-Дружество», поддержанный в рамках конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел в Уральском федеральном округе» в 2015 году (таблица 1).

Таблица 1. Анализ результатов реализации проекта «Центр поддержки гражданских инициатив «Со-Дружество» в Голышмановскомрайоне в 2015 году

Было Стало

Люди села разобщены В 15 поселениях люди объединились, и активно действует 29 проектных команд. Жители сел участвуют в проведении мероприятий, подготовленных в рамках проектов на своих территориях и соседских территориях: «Праздник пирога», «Земляновская ярмарка», «Широкая масленица», «День варенья», «Праздник Рождества Иоанна Предтечи», «Не забывай свою малую родину, береги ее» и другие

Слаба активность граждан при проведении общественных мероприятий и решении проблем местного значения Лидеры 29 проектных команд объединили вокруг общего дела 377 человек, в том числе молодежь — 287 человек. Их совместными стараниями уже реализованы 24 проекта с участием 8 927 жителей и гостей Голышмановского района

В малых селах отсутствует занятость граждан, в том числе и молодежи На участие в фестивале заявилось 70 мастеров народного творчества по 9 направлениям с изделиями декоративно-прикладного творчества

Низкий уровень трудоустройства в селе, в том числе и молодежи В рамках конкурса появились 7 агроусадеб по следующим направлениям: с приусадебным участком, с личным подворьем, этническая агроусадьба

Утрачены народные традиции и культурные связи Появился летний календарь событийных мероприятий: «Праздник пирога», «Праздник Рождества Иоанна Предтечи», «Кузьминки», «Ильинская мозаика», «День варенья», «Праздник меда», «Земляновская ярмарка» и общерайонный Шарохинский фестиваль, на котором были представлены 22 обряда на площадках «Сибирское поселение», «Малая площадь», «Большая площадь»; 6 игрищ — «Капканы», «Ручеек», «Тесто», «Капуста», «Шапки», «Валенок»; 12 игр — испытание на силу; хороводы

В ходе реализации проекта в 2015 году сформировалась проектная активность населения в Голышмановском районе, сформировались социокультурные результаты, которые повлекли за собой формирование комплексного проекта «Сибирская карусель», задачей которого являлась активизация и консолидация жителей Голышмановского района с целью развития территории средствами культуры. Данный проект также был поддержан в рамках программы «Культурная мозаика: партнерская сеть» [9].

В результате реализации проекта «Сибирская карусель» сформировались потребности в методической помощи для инициативных групп граждан Голышмановского района. Для оказания информационно-методической помощи и продвижения проектов началась работа по трансформации Центра поддержки гражданских инициатив «Со-Дружество» в Фонд местного сообщества «Наше время» (рисунок 1). Реализация данного проекта создала условия для аккумуляции гражданской активности в районе, формирования ее организационных оснований, и, как следствие, регистрации организации как юридического лица, имеющего гражданские права, цели деятельности и обязанности.

Нншшатнвы жителей

Центр поддержки гражданских инициатив «Со-Дружество»

2016 го;

Благотворительный фонд «Наше время»

Рисунок 1. Институализация проектных инициатив жителей Голышмановского района в фонд

местного сообщества

В ходе исследования, проведенного в рамках стратегической сессии «От проектов к Фонду: объединение и развитие ресурсов», проведенной в начале 2018 года, были определены следующие базисные характеристики создания и функционирования Фонда:

• Фонд «Наше время» формирует портфель проектов территории: возникшая в 2011 году проектная деятельность активизировала местное сообщество, и с 2014 года начала формироваться сеть проектов, акций, событий, которые объединили идеи активных жителей всего района. Это потребовало систематизации проектной деятельности, методической помощи активным гражданам по написанию проектов, продвижению проектов инициативных команд на новый уровень, позволяющий привлекать всевозможные ресурсы для развития территории;

• Фонд «Наше время» — это команда: активные жители, руководители проектов за время активной проектной деятельности привлекались к взаимодействию, сотрудничеству, обмену опытом между собой через участие в методических обучающих семинарах, подготовке и проведению мероприятий, работе с населением. В результате этого в процессе создания перед Фондом не встала задача набрать и вырастить команду, имеющаяся команда трансформировала свою неформальную деятельность в формализованную структуру Фонда, наполняя ее опытом, идеями, жизнью и перспективами развития;

• Фонд «Наше время» — это основа социокультурного развития Голышмановского района: Фонд стал реальным фондом местного сообщества, он появился не как чужеродное явление, навязанное отдельными гражданами или заинтересованными должностными лицами, а как плод совместной деятельности всех жителей района. Фонд воспринимаем, принимаем и поддерживается жителями, органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями, бизнесом как площадка, которая аккумулирует творческие, молодежные, социальные, властно-политические ресурсы, которые направлены на территориальное и социально-экономическое развитие района [9; 10].

В рамках стратегической сессии была проведена фокус-группа, на которой определились угрозы, возможности, сильные и слабые стороны функционирования фонда «Наше время», сформировалась матрица SWOT-анализа (таблица 2), были проранжированы результаты по значимости для деятельности Фонда [11].

Таблица 2. SWOT-анализ деятельности Фонда «Наше время»

Угрозы Возможности

Отсутствие механизма передачи средств (бюджетных) Низкая благотворительная активность бизнеса Люди устанут от праздников Низкая инвестиционная привлекательность Недостаточность мест для развития туризма Однообразность декоративно-прикладного творчества Недостаточно проработана нормативно-правовая база по общественно полезным услугам Нет места фонда в стратегии развития территории Не будет развиваться туристическая привлекательность, появление новых объектов Смена власти Бизнес занимается поддержкой проектов (подарки и услуги) на местном уровне Поддержка благотворительного фонда развития города Тюмени и консультации научного руководителя Конкурсы грантов (проведение, участие на районном, региональном, российском уровнях) Территория многонациональная Активные жители Структурированное сообщество Развитие предпринимательства Усть-Ламенский форпост Развитие инфраструктуры Сайт, портал, СМИ Рост мастеров, возможность для профессионального роста Программа поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) Поддержка со стороны органов местного самоуправления Вход в реестр поставщиков общественно полезных услуг

Слабые стороны Сильные стороны

Нет работы с бизнесом Нет грантовой истории фонда Нет устойчивого финансового потока Не расширяется, не структурируется целевая аудитория Не определены конкретная роль и место фонда в стратегии развития территории Осуществление администрирования большого количества мероприятий Нет системы повышения квалификации передачи знаний, опыта команды через выезды на другие территории Слабая функциональная структура Нет системы управления фондом Нет франдрайзинга, стратегии развития, программ деятельности Неполное использование «портфеля» ресурсов Сильная ориентировка на личностный фактор Члены попечительского совета не привлекают ресурсы; не работают над имиджем фонда Нет паспорта развития фонда Есть районная программа поддержки СОНКО, но без финансовой поддержки Обучение населения Хороший опыт работы с инициативными группами Уникальность Имеется опыт проведения конкурсов Составлен паспорт развития территории, определены потенциалы сельских поселений Идет укрепление и расширение имиджа фонда Доверие населения Взаимодействие и поддержка власти Опыт работы с бизнесом Фонд — это единственный действующий муниципальный ресурсный центр Успешный опыт администрирования проектов и программ Знание и удовлетворение потребностей населения Работа в социальных сетях Квалифицированная команда (заинтересованная, способная действовать) Имеются ресурсы, инициативы, идеи Фонд как юридическое лицо Есть понимание целевых ориентиров Портфель проектов Реальное объединение всех активов Сильная ориентировка на личность Обучение, участие в семинарах приносят положительный результат Создан реальный фонд местного сообщества, то есть общество + власть + некоммерческая организация Развитие волонтерства Уникальность, так как в сельских территориях мало таких фондов Узнаваемость за пределами своего района Фонд предлагает продукт, соответствующий запросам населения Есть программа развития туризма в районе Уникальный по событиям район Есть районная программа поддержки СОНКО

После выделения угроз и возможностей, слабых и сильных сторон участники стратегической сессии в рамках фокус-группы проранжировали представленные результаты SWOT-анализа и выделили пять наиболее существенных характеристик в каждой группе для определения стратегических приоритетов деятельности Фонда (таблица 3).

Таблица 3. Соотношение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз [12]

О 1. Активные жители, объединившиеся в инициативные группы 2. Программа поддержки СОНКО (в том числе участие в президентском гранте) 3. «Сайт» — интернет-портал района 4. Развитие предпринимательства, в том числе туризма 5. Бизнес занимается благотворительностью T 1. Активность снизится, люди устанут от праздников (однообразие) 2. Ограниченность ресурсов местного бизнеса 3. Нет механизма передачи средств бюджета Фонду 4. Декоративно-прикладное творчество не развивается как условная предпринимательская деятельность 5. Смена руководства района

S 1. Доверие населению 2. Поддержка органами местного самоуправления 3. Портфель проекта 4. Конкурсы поддержки гражданских инициатив 5. Команда (численность, вовлеченность, деятельность, развитие ответственности) 02 + 83 — расширение, систематизация портфеля проектов с использованием ресурсов программ О1 + (84 + 81) — поддержка активности структурированного сообщества в конкурсах О5 + 85 — использование командного потенциала в работе с бизнес-сообществом 03 + 81, 5, 4 — использование интернет-портала для продвижения Фонда Т3, 5 + 82, 4, 5 — продолжать развивать систему взаимодействия муниципальных программ Фонда и органов местного самоуправления Т1 + 81, 3, 4 — расширение портфеля проектов: диверсифицировать по целевым группам, по направлениям, услугам Т4 + 85 — (обучение населения) общественная активность как условие бизнеса

W 1. Нет стабильного финансового потока 2. Нет системы управления 3. Работа с бизнесом слабая 4. Грантовая история слабая 5. Роль и место Фонда в развитии территории не всем ясна, малоузнаваемость 02, 5 + W1, 4, 3 — вовлекая бизнес, участвуя в конкурсах, работать на увеличение и устойчивость финансового потока О2 + W2, 4 — в рамках программ поддержки СОНКО укрепляем профессионализм команды фонда 03, 4 + W5 — создание рабочих мест для развития туристической индустрии Т2 + W3 — не работать со всем бизнесом, работать точечно

Таким образом, в результате проведенного исследования были выделены следующие стратегические направления совершенствования деятельности Фонда как центра социокультурного развития:

• необходимо расширять портфель проектов Фонда за счет участия в конкурсах и программах регионального и федерального уровней;

• активнее развивать взаимодействие с бизнес-сообществом, в том числе за счет личных и профессиональных контактов членов команды Фонда;

• осуществлять поиск и развитие механизмов обеспечения устойчивости финансового потока в Фонд (через программы поддержки СОНКО, привлечение бизнеса, проекты для участия в различных конкурсах, в том числе конкурс на президентский грант);

• развивать имидж Фонда как площадки, аккумулирующей все ресурсы местного сообщества для развития территории Голышмановского района, используя ресурсы сети Интернет;

• повышать профессионализм команды, развивать компетенции населения, с целью коммерциализации результатов их деятельности (товаров, услуг, сувенирной продукции).

Соответственно, обобщая результаты исследования, можно отметить, что на сегодняшний день стратегической целю деятельности Фонда является формирование условий для развития социальной и экономической активности населения.

Для реализации деятельности Фонда как центра социокультурного развития на территории Голышмановского района необходимо обеспечивать решение следующих задач:

• поддержка действующих и создание новых групп развития креативных индустрий (творчество, услуги, продукты);

• формирование условий для развития предпринимательской деятельности для обеспечения занятости населения, в том числе в туристической индустрии;

• развитие системы интегрированных площадок для продвижения/развития форм социальной активности.

Данные цели реализуются на территории через ряд мероприятий, инициирование и реализацию которых обеспечивает Фонд развития местного сообщества:

• конкурсы проектов, заседания экспертного совета, открытые защиты проектов;

• семинары, консультации, стажировки, обмен опытом;

• работа муниципального ресурсного центра;

• мониторинги, опросы (для выявления новых номинаций районных конкурсов);

• наставничество (опытные инициативные группы берут шефство над новыми);

• клуб мастеров народного творчества;

• продвижение товаров, работ и услуг местных мастеров;

• фестиваль, календарь событий;

• формирование имиджа Фонда через СМИ и интернет-ресурсы;

• продвижение фонда, территории, разработка брендбука.

Для полноценной реализации роли Фонда как центра социокультурного развития необходимо разработать комплексную стратегию развития, включающую в себя маркетинговую стратегию, стратегию фанлрайзинга и так далее.

Выводы

В результате проведенного исследования определено следующее:

• наличие социокультурных инициатив населения является потенциалом, но не ресурсом социокультурного развития территории;

• трансформация потенциала в ресурс происходит в основном в ходе осуществления проектной деятельности, которая способствует развитию местного сообщества;

• результативная проектная деятельность по реализации инициатив местного сообщества способствует развитию очагов социокультурной активности на территории;

• очаговая социокультурная активность преобразуется в деятельность при условии информационно-методической поддержки, оказание которой обеспечивается в условиях развития институциональных форм работы команды, имеющей успешный опыт реализации проекта и проявляющих активность в решении вопросов развития территории;

• одной из форм институализации работы команды является создание фонда местного сообщества, который, с одной стороны, аккумулирует ресурсы местной власти, бизнеса и активных граждан, а с другой — обеспечивает поддержку местных инициатив;

• на сегодняшний день сформирован хороший функциональный задел проектной деятельности в Голышмановском районе в ходе работы Фонда, который должен и будет развиваться, для этого есть и ресурсы, и потенциал на территориях сельских поселений;

• команда Фонда очень сильная, члены команды выстроили партнерские отношения, имеют авторитет и влияние среди жителей, постепенно развивают свои навыки;

• Фонд стремится стать площадкой развития форм активности местного сообщества;

• одной из ключевых задач работы Фонда является создание условий как для социальной

активности жителей, так и для их занятости, в том числе через развитие туристической

отрасли, прикладного творчества, креативных индустрий, коммерциализации, производимых

товаров и услуг.

Библиографический список

[1] Коновалова Е., Кузьмин А. Влияние инициатив в сфере культуры на развитие местных сообществ: обзор зарубежных публикаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusregions.com/wp-content/uploads/2018/12/Presentation_Kuzmin.pdf (дата обращения: 12.11.2019).

[2] Культура на периферии. Политика децентрализации в культурных проектах Франции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cultmosaic.ru/content-load-/Kultura_na_periferii.pdf (дата обращения: 11.11.2019).

[3] Центры социокультурного развития территорий: модели, практики, технологии работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://amcult.ru/storage/editor/case_UK.pdf (дата обращения: 12.11.2019).

[4] Сельская жизнь по-американски [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cultmosaic.ru/info/selskaya-zhizn-po-amerikanski/ (дата обращения: 08.11.2019).

[5] Искусство созидать: культурные практики как инструмент развития территорий и местных сообществ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cultmosaic.ru/info/iskusstvo-sozidat-sbornik-keysov/ (дата обращения: 07.11.2019).

[6] Социокультурные проекты как двигатель развития малых городов и сёл. Презентация Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://frmsp.ru/wp-content/uploads/2018/02/Prezentatsiya_FT_Monogoroda_s-konkursami.pdf (дата обращения: 11.11.2019).

[7] Культурная мозаика, 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2018/03/culture_mosaic_2015_broshura.pdf (дата обращения: 8.11.2019).

[8] Отчет о деятельности Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко за 2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://timchenkofoundation.org/novosti/godovoj-otchet-2018/ (дата обращения: 11.11.2019).

[9] Ресурсный центр Голышмановского городского округа Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://admtyumen.ru/files/upload/.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

[ 10] Голышмановцы учились создавать бренды, логотипы и сувениры, передающие особенности и колорит территорий округа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://golvestnik.ru/?p=31118 (дата обращения: 19.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] В округе будет воплощаться соцпроект «Современная жизнь народного творчества: опыт территорий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://golvestnik.ru/?p=29883 (дата обращения: 19.09.2019).

[12] Итоги стратегической сессии проекта «Сибирская карусель» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://kimc.ms/detyam/wunderkind/?SH0WALL_1=1&SIZEN_1=20 (дата обращения: 11.11.2019).

References

[1] Konovalova, E., & Kuzmin, A. Influence of cultural initiatives on the development of local communities: review of foreign publications. Retrieved from http://rusregions.com/wp-content/uploads/2018/12/Presentation_Kuzmin.pdf.

[2] Culture on the periphery. The policy of decentralization in cultural projects in France. Retrieved from http://cultmosaic.ru/content-load-/Kultura_na_periferii.pdf.

[3] Centers of socio-cultural development of territories: models, practices, technologies of work Retrieved from http://amcult.ru/storage/editor/case_UK.pdf.

[4] Rural life in the American way. Retrieved from http://cultmosaic.ru/info/selskaya-zhizn-po-amerikanski/.

[5] The Art of creating: cultural practices as a tool for the development of territories and local communities. Retrieved from http://cultmosaic.ru/info/iskusstvo-sozidat-sbornik-keysov/.

[6] Socio-Cultural projects as an engine for the development of small towns and villages. Presentation of the Charitable Foundation of Elena and Gennady Timchenko. Retrieved from https://frmsp.ru/wp-content/uploads/2018/02/Prezentatsiya_FT_Monogoroda_s-konkursami.pdf.

[7] Cultural mosaic. (2015). Retrieved from http://timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2018/03/culture_mosaic_2015_broshura.pdf.

[8] Report on the activities of the Elena and Gennady Timchenko Charitable Foundation for 2018. Retrieved from http://timchenkofoundation.org/novosti/godovoj-otchet-2018/.

[9] Resource center golyshmanovsky urban district of Tyumen region. Retrieved from https://admtyumen.ru/files/upload/.pdf.

[10] Golyshmanovtsy learned to create brands, logos and Souvenirs, transmitting the features and color of the district. Retrieved from https://golvestnik.ru/?p=31118.

[11] The district will implement the social project "Modern life of folk art: the experience of territories". Retrieved from https://golvestnik.ru/?p=29883.

[12] Results of the strategic session of the Siberian carousel project. Retrieved from https://kimc.ms/detyam/wunderkind/? SHOWALL_1=1& SIZEN_1=20.

Получена / Submitted: 29/12/2019 Доработана / Revised: 01/02/2020 Принята к публикации / Accepted: 09/02/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.