ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 331.86
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© Е.Б. Тесля
Статья посвящена феномену профессионального интереса. В ней представлен механизм управления развитием данного явления. Автором раскрыты принципы управления, его функции, роль и значение создания благоприятной педагогической среды для развития профессионального интереса будущего учителя.
Ключевые слова: профессиональный интерес, управление, педагогическая среда, профессиональная деятельность, принципы управления.
Развитие профессионального интереса представляет собой сложную, динамическую систему, для эффективного функционирования которой необходима разработка основ управления. Управление как научная категория трактуется с различных позиций. Одна из них, авторы которой В.С. Лазарев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник, А. Файоль и др. [1] представляют управление как деятельность, направленную на получение конкретного предметного результата. Сторонники такого подхода, разрабатывая содержание управления как деятельности, не акцентируют внимания на изменениях, происходящих в субъектном опыте участников образовательного процесса в ходе этой деятельности.
Представители другого подхода, В.Г. Афанасьев, Л.Б. Ительсон, А.А. Орлов,
Н.С. Сунцов, Н.Д. Хмель и др., рассматривают управление в качестве воздействия одной системы на другую, одного человека на другого или на группу. В этом подходе, в отличие от предыдущего, учитываются изменения, которые возможны в субъекте. Само управление предстает как целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия на другой объект, также приводящий к изменению последнего. Однако в этом подходе не учитывается субъект-субъектный характер межличностных отношений, осуществляющихся в процессе управления. Объект управления является пассивным исполнителем, строго следующим навязанной норме.
Третий подход представляет управление как субъектно-субъектное взаимодействие. Его авторы, В.И. Зверева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др. [2], стоят на позиции неразрывной взаимосвязи прямого и обратного воздействия управления и органического сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов. Такой подход предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых.
Мы при разработке основ управления развития профессионального интереса придерживаемся третьей позиции и рассматриваем взаимоизменения, происходящие в управляемой системе.
Основываясь на научных исследованиях В.Г. Афанасьева, Ю.А. Конаржевского, Б.Ф. Ломова, В.А. Якунина и др. [3], посвященных изучению состава и структуры управленческой деятельности, мы в управлении развитием профессионального интереса выделяем следующие виды управленческой деятельности: постановку цели, выявление исходного состояния управляемого процесса, определение последовательности действий, способствующих переходу управляемого процесса из одного состояния в другое, наличие информации о результатах, анализ и корректировку дальнейших путей управления. В ходе данного процесса осуществляется планомерное воздействие управляющей среды на эмоции, чувства, потребности и мотивы ее субъектов. Характер этого воздействия определяет эффективность развития
профессионального интереса, который, в свою очередь, влияет на отношение к профессиональной деятельности, ее качественному выполнению, готовность к творческой самореализации.
Управление оказывает непосредственное воздействие на организацию совместной деятельности субъектов образовательного процесса с целью развития профессионального интереса. Педагог и студент, осмысливая и воспринимая поставленные в учебном процессе цели и задачи, реализуют их в практической деятельности. Через осуществляемое взаимодействие идет погружение субъектов в смысловое постижение сущности педагогической профессии. Ее познание формирует профессиональное бытие будущего учителя, его педагогическую картину мира.
Главными функциями педагога в управлении процессом развития профессионального интереса являются координация, организация, стимулирование и регулирование отношений между участниками образовательного процесса.
Управление, являющееся исходным действием педагога при воздействии на личность обучающегося, должно оказывать на него всестороннее воздействие, которое осуществляется через активное взаимодействие участников учебного процесса. Оно предполагает активность обеих сторон и может быть многообразной: преобразующей, сохраняющей, созидающей, разрушающей. Организуя управление развитием профессионального интереса, педагог должен определить его направленность. Для этого создается программа развития профессионального интереса от курса к курсу. При ее создании за исходную точку берется степень его развития и этапы формирования. Это может быть как пробуждение интереса к профессии, так и его сохранение и дальнейшее укрепление. При этом необходимо учитывать пот-ребностно-мотивационное, ценностно-смысловое влияние дисциплин психолого-педаго-гического блока на формирование профессионального интереса.
При управлении данным процессом необходимо соблюдать определенную систему и целостность. Основными структурными компонентами такой системы выступают:
- цели и задачи управления процессом развития профессионального интереса сту-
дентов. Здесь идет накопление информации о его исходном уровне и о мотивах выбора профессии. На основе полученной информации педагог разрабатывает программу действий;
- разработка плана совместных действий преподавателей психолого-педагоги-ческих дисциплин по развитию у студентов профессионального интереса. Для этого анализируются рабочие планы и программы, определяются интегративные курсы, разрабатываются темы для совместного комплексного изучения на занятиях по психологии, педагогике, методике преподавания, объем занятий, проводимых в условиях школы;
- определение путей, методов, средств и форм управления процессом становления профессионального интереса. С этой целью оцениваются материально-технические возможности факультета, имеющийся в арсенале педагога психолого-дидактический комплекс, степень взаимосвязи с органами народного образования;
- реализация намеченного плана, программы действий по формированию профессионального интереса и его корректировка.
Выделенные компоненты системы позволяют нам, соблюдая принцип системности и целостности, представить программу по его управлению с учетом основных компонентов [4].
I курс - профессиональный интерес характеризуется узостью, неустойчивостью, носит пассивный характер.
Цель управления - вызвать первичный профессиональный интерес посредством чтения яркого лекционного материала, активизации познавательной деятельности. Эти факторы стимулируют открытый, непосредственный интерес, который, однако, является ситуативным и неустойчивым.
Содержание и задачи - используя активные методы обучения организовать деятельность студентов, которая вызывала бы интерес и тем самым способствовала его направленности на процесс деятельности.
II курс - профессиональный интерес характеризуется широтой, относительной устойчивостью, стремлением к познанию существенных свойств предметов, явлений.
Цель управления - закрепить первичный интерес посредством активизации деятельности студентов через использование мето-
дов моделирования, подбор заданий, дающих стимулирующий эффект деятельности.
Содержание и задачи - корректировка мотивов овладения профессией. Происходит воздействие на потребностно-мотивацион-ную сферу. К концу обучения на втором курсе интерес носит прикладной и относительно устойчивый характер.
III курс - профессиональный интерес устойчив, выполняет побуждающую роль к систематической, целеустремленной деятельности по совершенствованию профессионального мастерства, носит действенный характер.
Цель управления - формирование интереса к познанию, развитие потребностей в совершенствовании и расширении имеющихся знаний, умений, навыков, составление программ по самосовершенствованию.
Содержание и задачи - продолжить использование активных методов и форм организации учебного процесса: осуществлять погружение студентов в педагогическую профессию, проводить систематический рефлексивный анализ результатов их деятельности и корректировать полученные результаты.
IV курс - профессиональный интерес носит прикладной, действенный характер, устойчив, студентов привлекает как сам процесс деятельности, так и ее результат.
Цель управления - дальнейшее укрепление профессионального интереса, создание условий для апробации имеющихся знаний, умений и навыков.
Содержание и задачи - проведение педагогической практики и подбор заданий, направленных на укрепление профессионального интереса, создание ситуаций успеха при проведении уроков. Написание рефератов и курсовых работ является показателем степени сформированности профессионального интереса, его уровня.
V курс - профессиональный интерес устойчив, характеризуется глубиной и широтой, будущий педагог становится готовым к созиданию самого себя.
Цель управления - добиться формирования высшего уровня профессионального интереса.
Содержание и задачи - включение студентов в относительно самостоятельную педагогическую деятельность. Такой деятель-
ностью является преддипломная практика на выпускном курсе.
При соблюдении программы управления развитием профессионального интереса создается благоприятная социально-педагогическая среда (педагогический оазис), позволяющая наиболее эффективно осуществлять развитие творческого потенциала личности будущего учителя, его погружение в ценностно-смысловые основы будущей профессиональной деятельности, своего бытия на основе самопознания, самоосознания, рефлексии.
Создавая благоприятную педагогическую среду, необходимо исходить из следующего. Профессиональный интерес - внутрилично-стное явление, которое затрагивает все сферы личности будущего учителя и влияет на его жизненный путь. Кроме того, его развитие возможно в ситуациях личностно ориентированного образования, в котором первостепенная роль отводится человеческому фактору, что обусловливает постановку на первое место саму личность будущего учителя и развитие его потенциала. Это требует субъектносубъектного взаимодействия между участниками образовательного процесса [5], в которых определяющими были: объединение самих субъектов вокруг достижения единой цели; создание обучающей и воспитывающей среды (учебно-педагогической ситуации), обеспечивающей комфортное вхождение в профессию, быстрейшую адаптацию к вузовской системе обучения, внутреннее принятие избранного вида деятельности; построение атмосферы доверия и отношений «защищенности», где личностное «Я» выступает ведущим фактором для саморазвития. В такой среде находит свое проявление как феномен будущего учителя, так и уникальность самого преподавателя.
Создание благоприятной среды, на наш взгляд, проходит несколько уровней.
Первый уровень - теоретический. Он характеризуется овладением субъектами управления теоретическими знаниями о сущности профессионального интереса, закономерностях, принципах и тенденциях его развития. На этом уровне субъекты управления получают целостное представление о самом феномене, определяют цели и направления своей деятельности в учебном процессе.
Второй уровень - организационно-проектировочный. На этом уровне идет анализ содержания ГОС ВПО, в нем определяются модули, позволяющие осуществить работу по развитию профессионального интереса, проектируется учебный план факультетов с опорой на идеи фундаментализации. На этом уровне ведущими субъектами управления выступают руководители образовательной среды, задача которых - организовать условия, обеспечивающие создание благоприятного педагогического оазиса.
Третий уровень - личностно-проектировочный. На этом уровне сущность управления реализуется через создание преподавателями структурных подразделений факультетов проекта образовательной деятельности через определение блочно-модульного содержания интегративных рабочих программ по преподаваемым дисциплинам. На этом уровне определяются конкретные технологии взаимодействия всех субъектов управления.
Четвертый уровень - практико-ориенти-рованный. Это уровень реального образовательного процесса, на котором находят свое воплощение все предшествующие уровни создания благоприятного педагогического оазиса. Здесь происходит непосредственное взаимодействие управляющих и управляемых субъектов социально-педагогической среды.
Исходя из сущности профессионального интереса в управлении можно выделить ряд компонентов: мотивационно-ценностный,
когнитивно-смысловой и ориентировочно-деятельностый. Каждый из этих компонентов направлен на создание благоприятной среды для развития различных сфер личности будущего учителя. Определение содержания компонентов характеризует сущность сред и направленность самого управления.
Так, в ходе реализации мотивационноценностного компонента управления студенты погружаются в ситуации осмысления своего бытия через осознание ценности профессионального выбора. Происходит воздействие на мотивы, потребности посредством организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса.
Когнитивно-смысловой компонент
управления нацелен на процессы смыслооб-разования, смыслоформирования, смысло-осознания своего бытия посредством обога-
щения и расширения познавательной сферы. В ходе активной интеллектуальной деятельности будущие учителя осуществляют смысловую интерпретацию поступающей информации, выделяя в ней смысловые единицы, которые, влияя на сознание студентов, формируют смысловое видение сущности своей жизнедеятельности.
Ориентировочно-деятельностный компонент управления процессом развития профессионального интереса регулирует и направляет со-деятельность преподавателей и студентов. Через нее идет раскрытие их индивидуальности, самостоятельности, творчества. Этот компонент отражает содержание деятельности студентов, в которую они вовлекаются за весь период обучения в вузе.
Для того чтобы управление процессом развития профессионального интереса было эффективно, мы выделяем следующие принципы управления:
1) перспективность. Этот принцип требует видения конечного результата управления с выделением промежуточных этапов;
2) интегративность. Он предполагает объединение усилий в управлении профессиональным интересом всех субъектов, руководствующихся общей целью;
3) антропологичность. Данный принцип делает актуальным создание положительной развивающей среды для каждой отдельной личности и всего коллектива студентов;
4) индивидуальность. В нем заложено раскрытие индивидуальных особенностей каждой отдельно взятой личности внутри целостного коллектива.
Управление в системе развития профессионального интереса выполняет ряд функций:
1) моделирующая. Она обеспечивает создание развивающей среды на основе таксономии целей, определяемых деятельностью субъектов, и направленной (среды) на развитие профессионального интереса;
2) стимулирующая. Эта функция побуждает субъектов социально-педагогической среды к построению оазиса, обеспечивающего развитие индивидуальности и потребности в осуществлении избранного вида деятельности;
3) созидательно-творческая. В ходе ее выполнения субъекты социально-педагогической среды включаются в активную деятельность по самоизменению, саморазвитию,
самосозиданию на основе рефлексии профессиональной деятельности, видению образа этой деятельности;
4) корректирующая. Она осуществляет отслеживание получаемых результатов в ходе управления и корректирует, направляет ход управленческого процесса.
Соблюдение принципов управления и учет его функций при развитии профессионального интереса обеспечивает превращение системы профессиональной подготовки будущего учителя из знаниево-ориентиро-ванной в личностно-ориентированную среду, непрерывно развивающуюся, открытую и обеспечивающую изменение отношения будущего учителя к своей деятельности и самому себе. Происходит отказ от авторитарного характера воздействия на личность и утверждение партнерской позиции сотрудничества, сотворчества, соуправления в становлении и развитии будущего учителя. В этом случае внутренние стимулы и побуждения заниматься педагогической деятельностью будут идти из благоприятного социально-педагогического оазиса, который создается вокруг будущего педагога. Тогда стремление заниматься профессией, развитие профессионального интереса станет взаимодействовать с искусственно созданной благоприятной средой. В результате произойдет смена установки на организацию профессиональной подготовки будущего учителя, где основу составит развитие профессионального интереса как цели образовательного процесса.
Рассмотрев сущность управления процессом развития профессионального интереса, мы отмечаем, что под данным явлением понимается создание благоприятной социально-педагогической среды, в ходе которой осуществляется воздействие на эмоции, чувства, потребности и мотивы личности, обеспечивающие эффективность развития данного феномена.
1. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. М., 2000.
2. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2001.
3. Якунин В.А. Педагогическая психология / Европ. ин-т экспертов. СПб., 1998.
4. Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. 2000. № 7. С. 58-64.
5. Филиппов А.В., Ильин Г.Л. Проблемы совместной деятельности в психологии управления // Вопр. психологии. 1984. № 6. С. 14-23.
Поступила в редакцию 14.01.2009 г.
Teslya E.B. The management of development of professional interest of the future teacher. The article deals with the phenomenon of professional interest. It describes the ways of control of development of the phenomenon. The author considers the basics of the control, its functions, role and significance in setting up favorable pedagogical environment for the development of professional interest.
Key words: professional interest, control, pedagogical environment, professional, activities, ways of control, principles of management.