Научная статья на тему 'Управление развитием образовательного учреждения как социально-педагогическая проблема руководителя'

Управление развитием образовательного учреждения как социально-педагогическая проблема руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием образовательного учреждения как социально-педагогическая проблема руководителя»

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА РУКОВОДИТЕЛЯ

Л.Ф. Мачурина

Современная теория организации и управления образованием опирается на разные методологические подходы, которые предопределяют способы аргументации, доказательства принимаемых руководителем решений, продуцируют исследовательские и регулятивные методы достижения эффективности образовательного процесса.

Критериальные основания профессиональной и личностной рефлексии руководителя и педагогов, в этом контексте, постоянно пересматриваются, приводятся в соответствие с кардинальной стратегией развития образования, концепцией развития своего образовательного учреждения, социокультурными вызовами, ситуативными социально-педагогическими обстоятельствами, психолого-педагогическими особенностями субъектов образования и в этом смысле являются проблемой. При этом проблемати-зируется преимущественно гуманитарное содержание оснований рефлексии - это поиск путей новых интерпретаций, версий ценностных ориен-таций и возможных педагогических практик организации образовательного процесса в школьном и дошкольном отделениях учреждения.

Управление развитием образовательного учреждения, осуществляясь в современном контексте гуманитаризации образования, все чаще обращает-

ся к основаниям рефлексивных наук. Установка на рефлексивность субъектов образования реализуется как в психологическом аспекте - самопознание, так и в социально-психологическом - осознание позиции другого. Рефлексивная установка руководителя методологически осуществляется в пространстве коммуникации и межсубъектного взаимодействия в педагогическом коллективе образовательного учреждения. Это обусловливает значимость для стратегии успешной деятельности образовательного учреждения непрерывного развития профессионального сознания как руководителя, так и педагогов.

В зависимости от ориентации руководителя образовательного учреждения на конкретно-практическое профессиональное знание, «интеллектуальные инструменты» практи- 43 ческой деятельности или на интерпретацию «внепредметных» знаний, достижение большей духовной зрелости, психологической устойчивости возникают планируемые эффекты, соответствующие главным целям управления. Однако появляются и сопутствующие эффекты, опосредованный результат, осмысление значимости которого позволяет руководителю выстраивать стратегию оптимального развития учреждения. Так, изменение подхода к современному управлению образовательным учреждением, то есть изменение его ведущей парадигмы, привело к осознанию ряда эффек-

тов, ранее ускользающих от исследовательского внимания руководителя. Произошло профессиональное осмысление этих эффектов как потенций управленческой деятельности, резервов ее совершенствования.

Гуманитарная методология как профессиональная позиция руководителя позволила ему иначе представить педагога в образовательном процессе школы и детского сада - это субъект, психологически погруженный в переживание реальности во всех противоречиях различных ее обстоятельств. Пытаясь понять и объяснить несогласующиеся явления собственного мира и окружающей действительности, страдая при невозможности их принять без разрушения своих мировоззренческих профессиональных устоев, педагог ожидает поддержки руководителя. Гуманитарный дискурс предполагает, что руководитель склонен к пониманию другого человека и объяснению его переживаний относительно культурных, духовных явлений, способен к рефлексивным отношениям.

Гуманитарный подход обусловил 44 принятие категорий «переживание» и «понимание» в качестве ведущих ориентиров деятельности руководителя. Это позволяет ему увидеть и осмыслить совокупные эффекты управления образовательным учреждением в контексте позитивной психологии, рефлексивного управления, личност-но-центрированной позиции профессионального менеджера. Открылась возможность междисциплинарного рассмотрения этих эффектов, что предопределило «запрос» на распространение психотерапевтических представлений о возможностях межсубъектных влияний на все области взаимодействия с человеком - их экспансию

в социологию, менеджмент, образование. Для руководителя образовательным учреждением это означает осознание психотерапевтической сути многих, порожденных управлением, эффектов. Значимо также и то, что реализация руководителем рефлексивных отношений и профессиональная интерпретация им возникающих эффектов не обязательно должны экспериментально подтверждаться, так как основным детерминантом эффектов образования выступает их личностная и ситуативная, субъективная обусловленность.

Главным методологическим гуманитарным принципом работы с человеком в образовании является недопустимость проектирования психологического, «личностного» результата: знание о человеке в свете гуманитарной гносеологической парадигмы приобретает право оставаться гипотезой. Эта мысль разворачивает новый контекст развития системы критериев профессиональной рефлексии руководителя, осмысления содержания и значимости ожидаемых эффектов для личностного развития человека в образовании: внимание руководителя направляется на недоказанные и иногда недоказуемые изменения в психологическом состоянии субъектов в результате их погруженности в процесс образования. Гуманитарная парадигма, по-новому осветив «проблему человека в реальных координатах бытия», позволила и в образовательном процессе выявить целый ряд ранее не осознаваемых феноменов. В их числе правомерно обозначить эффекты, психотерапевтическая суть которых очевидна - самоконструирование, самостроительство человека, развитие его способностей к самостоятельному

движению в образовательном пространстве, самопонимание и в связи с этим изменение социального самочувствия, жизненных установок и отношения к себе в результате образования.

Сложность составляет выявление и фиксация происходящих изменений личностных установок и психологических состояний в результате образования, определение языка понятий, терминов, адекватно и достоверно описывающих появившиеся эффекты. В отличие от ожидаемых, планируемых эффектов руководящей деятельности, для выявления которых разработаны объективные способы фиксации и оценки, психотерапевтические эффекты управления образовательным процессом могут быть описаны монографически или опосредованно - по изменениям жизненной стратегии педагогов и обучающихся, установочных позиций их мировоззрения, в виде самоотчетов, по биографическому материалу. Сегодня в социальном менеджменте, как и в теории управления образованием, эффекты психотерапевтического плана профессионально не осмысливаются, и поэтому не выработаны установки рефлексивного отношения к ним и способы выявления, означивания. Требуется педагогическое рассмотрение феномена психотерапевтических эффектов управления образованием, выработка универсального языка описания эффектов в контексте межпара-дигмальной рефлексии, адекватной междисциплинарной природе образования. Для включения понятия «психотерапевтические эффекты управления образованием» в основание профессиональной рефлексии руководителя необходима веская аргументация

значимости этих эффектов в системе ценностей современного образования - его развития как встречного движения к социокультурным и личностным вызовам. Гуманитарная парадигма, обозначив общее благополучие человека как важнейшую проблемно-целевую установку, позволяет подвести под психотерапевтические эффекты образования ценностные критерии и придать им смысл ориентиров развития образовательного учреждения и совершенствования управления его развитием. А.Ф. Лосев сказал об этом просто и гениально: «... очеловеченное знание требует от каждого еще и мирного благоденствия, без которого невозможен ни систематический труд, ни творческое напряжение мысли» [1, 62-67].

Уровень «проработки» проблемы эффектов управления образовательным учреждением проявляется в определении совокупности и обоснованности наиболее значимых эффектов для профессионального и личностного развития субъектов образовательного процесса, включая и руководителя. Ряд эффектов рефлексивного уп- 45 равления образованием может быть получен в результате научно обоснованной организации деятельности учреждения, конструирования содержания работы педагогических кадров, подбора методик и приемов управленческой коммуникации, режимов проведения мероприятий и т.п. Однако интеграция ряда эффектов управления образовательным учреждением (появление метаэффекта) актуализирует, инициирует, обусловливает появление определенных состояний в сфере переживаний и понимания субъектов образовательного процесса - профессиональной и личностной

уверенности руководителя и педагогов в целесообразности своей деятельности, позитивной оценки своего опыта, принятия инноваций как тактики достижения стратегически значимых ценностей для эффективного развития школы.

Межличностные, коллективные взаимодействия руководителя и педагогов в процессе совместной образовательной деятельности, приводящие также и к психотерапевтическому метаэффекту, - это признание руководителем права педагогов на негативные реакции в ответ на «развивающую проблематизацию» в деятельности учреждения образования, в связи с чем у педагогов может возникать осознание собственной неадекватности; создание руководителем психологической атмосферы «культивирования» благополучия, уважительности, доверия, взаимопонимания и участия друг к другу всех субъектов образования [2, 168].

Методологической проблемой является выработка интерпретационных ключей, чтобы избежать упроще-4Ц ний при интеграции базовых понятий философии, психологии, психотерапии, лингвистики, информатики и всех тех наук, которые позволяют адекватно осмыслить и поставить вопросы достижения психотерапевтических эффектов при рефлексивном управлении развитием образовательного учреждения [3, 164]. Психотерапевтические эффекты рефлексивного управления образовательным учреждением очевидны в реальной образовательной практике - это «психологически приемлемая цена», которую «платит» субъект за приобретаемые знания и установки, а также «укорененность» в профессии и жизни, скла-

дывающаяся как феномен образованности.

Для оптимального управления развитием образовательного учреждения руководителю необходимо осмыслить теоретическую и профессионально-практическую обусловленность феномена психотерапевтического метаэф-фекта рефлексивного управления развитием образовательного процесса, исследовать эти эффекты с точки зрения условий и факторов их возникновения, подвести соответствующие критерии гуманитарной деятельности субъектов образования, руководителя и педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лосев А.Ф. Как научиться быть учеником // Credo New. - 2006. - №1 (45).

2. Маралова Е.А. Психотерапевтические эффекты постдипломного образования педагогов: праксиологический контекст: Монография. - Великий Новгород, 2004.

3. Маралова Е.А. Методологический потенциал праксиологического подхода к постдипломному образованию педагогов: Монография. - Великий Новгород, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.