ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
служит главным механизмом порождения нового знания, отводя формальной логике довольно скромную роль. Поэтому проблема развития творческого воображения сегодня является сверхакту-альной.
Первые попытки создания технологии саморазвития творческого воображения студентов были осуществлены в совместной работе кафедры педагогики Казанского госуниверситета и кафедры психологии Мордовского госуниверситета в 1996 г.9 Именно развитие творческого воображения студентов, на наш взгляд, открывает новые горизонты повышения эффективности научно-исследовательской деятельности, так как личность ученого формируется в студенческом возрасте. Тогда же проявляется способность к рефлексии — знанию о границе собственных знаний и умению выходить за эти границы.
Выявление психологических особенностей творческого воображения студентов, занимающихся научно-исследова-
тельской деятельностью, а также его развитие, направленное на раскрепощение, освобождение человека от скованности формальной логикой и другими стереотипами, выступает темой дальнейшего исследования ученых двух вузов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В. С. Степин // Вопр. философии. 1989. № 18. С. 4.
2 Аристотель. О душе / Аристотель. М., 1937. С. 89.
3 Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Тит Лукреций Кар ; пер. с лат. М., 1983. С. 144.
4 Платон. Пир / Платон // Собр. соч. М., 1993. С. 100.
5 Там же. С. 119—120.
6 Цит. по: Аллахвердян А. Г. Психология науки : учеб. пособие / А. Г. Аллахвердян,
Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. М., 1998. С. 30.
7 Там же. С. 31.
8 Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. М., 1979. С. 81.
9 Гордеева Н. А. Саморазвитие творческого воображения студентов (психолого-педагогическая теория и практика) / Н. А. Гордеева. Саранск, 2006.
Поступила 16.12.05.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТАЭФФЕКТ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Е. А. Маралова, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Новгородского регионального центра развития образования
Современное постдипломное образование педагогов интерпретируется с позиций таких ожидаемых эффектов, как методологическое самоопределение, опыт рефлексии на основе развивающейся системы критериев, развитие интерпретационных способностей. Интеграция множества эффектов постдипломного образования педагога часто приводит к психологически позитивным преобразованиям его отношений и самочувствия в профессиональной и жизненной сферах — психотерапевтическому метаэффекту. По мнению автора, внесение понятия психотерапевтического эффекта в профессиональную рефлексию андрагога, работающего в сфере повышения квалификации педагогов, может сделать устойчивым этот результат постдипломного образования.
Постдипломное образование педагогов, развиваясь в современном контексте образования взрослых, заняло свое место среди рефлексивных наук. Методологически рефлексивная установка осуществляется в пространстве коммуникации и межсубъектного взаимодействия педагогов и андрагогов, обуслов-
ливая становление и развитие профессионального сознания. Критериальные основания профессиональной и личностной рефлексии педагогов и андрагогов постоянно пересматриваются, приводятся в соответствие с кардинальными стратегиями развития образования и в этом смысле являются проблемой. Проблема© Е. А. Маралова, 2006
№ 1, 2006
тизируется преимущественно гуманитарное содержание оснований рефлексии — поиск путей новых интерпретаций, версий ценностных ориентаций и возможных андрагогических практик организации опыта постдипломного образования педагогов.
Наибольшее количество публикаций по практическим, научно-методическим вопросам постдипломного образования педагогов обнаруживает озабоченность его качеством преимущественно в нормативном (стандарты), инструментальном (технология) понимании этого кардинального показателя образования. Работы научно-теоретического плана в основном сосредоточены на проблемах личности, рефлексии ее преобразований в процессе и результате образования, методологическом осмыслении эволюционной роли образования и его социокультурных значений для развития личности и общества. Преимущественное количество публикаций по проблемам образования взрослых, андрагогики, постдипломного образования педагогов направлено на выявление мотивов и способностей к образованию в связи с возрастом, полом, профессией, социальным статусом и на определение адекватных им форм, методов и особенностей организации процесса образования. Значительно меньше внимания уделяется вопросам личностных, психологических изменений, происходящих со взрослым человеком, вовлеченным в образование и погруженным в эту деятельность.
Теория образования опирается на разные методологические подходы, которые предопределяют способы аргументации, доказательства, характер ориентации постдипломного образования педагогов на конкретно-практическое профессиональное знание, «интеллектуальные инструменты» практической деятельности или на интерпретацию «внепредметных» знаний, достижение большей духовной зрелости, экзистенциальной устойчивости. С этим связано возникновение основных планируемых эффектов, соответ-
ствующих главным целям метода, и сопутствующих эффектов, опосредованного результата, когда помимо расширяющейся компетентности в области преподавания определенного предмета развивается способность к самостоятельной смысловой переработке профессиональных проблем. Так, изменение подхода к современному постдипломному образованию, т. е. изменение его ведущей парадигмы, привело к осознанию ряда эффектов, ранее ускользающих от исследовательского внимания. Произошло профессиональное осмысление этих эффектов как потенций, резервов совершенствования андрагогической и педагогической деятельности.
В соответствии с методологической ориентацией образования меняется интерпретация ожидаемого уровня результатов и качества (характера) эффектов, а следовательно, и профессиональная обусловленность их появления. Методологический подход изменяет содержание дискурса (естественно-научный, гуманитарный, социокультурный, философский, методологический) как определенного способа познания, понимания, описания процесса и эффектов образования. Концепция предопределяет объяснение педагогической реальности в рамках определенного дискурса, способа интерпретации профессионально осознанных, осмысленных и предуготовленных эффектов.
Гуманитарная методология обозначила современные базовые онтологические категории, позволившие представить педагога в системе постдипломного образования как субъекта, психологически погруженного в переживание реальности во всех противоречиях различных ее обстоятельств, пытающегося понять и объяснить несогласующиеся явления собственного мира и окружающей действительности, страдающего при невозможности их принять без разрушения своих мировоззренческих профессиональных устоев. Гуманитарный дискурс предполагает понимание другого челове-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ка и объяснение его переживаний относительно культурных, духовных явлений, для которых характерны не только другие по сравнению с естественно-научным дискурсом закономерности, но и другие — рефлексивныге — отношения.
Гуманитарный подход обусловил принятие категорий «переживание» и «понимание» в качестве ведущих исследовательских ориентиров, позволяющих увидеть и осмыслить совокупныге эффекты образования. Главным методологическим гуманитарным принципом работы с человеком в образовании, как и в практической психологии или психотерапии, является недопустимость проектирования психологического, «личностного» результата: знание о человеке в свете гуманитарной гносеологической парадигмы приобретает право оставаться гипотезой; реализация рефлексивных отношений и интерпретация возникающих эффектов не обязательно должны экспериментально подтверждаться, так как основным детерминантом выступает их личностная и ситуативная, субъективная, обусловленность. Эта мысль разворачивает новый контекст развития системы критериев профессиональной рефлексии, осмысления содержания и значимости ожидаемых эффектов для личностного развития человека в образовании: внимание андрагога направляется на недоказанные и, иногда, недоказуемые изменения в психологическом состоянии, переживаниях субъектов в результате их погруженности в процесс образования. В их числе правомерно обозначить эффекты, психотерапевтическая суть которых очевидна, — самоконструирование, са-мостроительство человека, развитие его способностей к самостоятельному движению в образовательном пространстве, самопонимание и, в связи с этим, изменение социального самочувствия, жизненных установок и отношения к себе в результате образования.
Сложность составляют выявление и фиксация происходящих изменений личностных установок и психологических
состояний в результате образования, т. е. совокупных эффектов образования, его психотерапевтического метаэффекта. В отличие от ожидаемых, планируемых эффектов, для выявления которых разработаны объективные способы фиксации и оценки, психотерапевтические эффекты образования могут быть описаны монографически, по изменениям жизненной стратегии, установочных позиций мировоззрения, а также в виде са-моотчетов, по биографическому материалу. Для работы с такими материалами, полученными автором в процессе постдипломного образования педагогов, специально подбирались качественные исследовательские психолингвистические методики. Использование этих методик позволило высветить определенные (психотерапевтические) грани совокупного эффекта андрагогического или педагогического взаимодействия, которые скрыты в глубине внутренней жизни личности. Работа с такими текстами (нарративами) в процессе постдипломного образования способствовала определению новых возможностей реализации важнейших ценностей образования.
Для включения понятия «психотерапевтические эффекты образования» в основание профессиональной рефлексии андрагога необходима веская аргументация значимости этих эффектов в системе ценностей современного образования. Гуманитарная парадигма позволяет соотнести психотерапевтические эффекты образования с ценностными критериями современного постдипломного образования педагогов и придать им смысл ориентиров развития, совершенствования этой подсистемы профессионального образования.
Постдипломное образование педагогов в контексте культуры, социологии, психологии личности может быть рассмотрено сквозь призму ключевого понятия «понимание» — как пространство функционирования понимания. Категория «понимание», позволяющая контекстуально осмыслить взаимодействия субъ-
ІІІІ1ІІІІИІІШ № 1,
екта с людьми и миром, в равной мере значима и для успешного протекания процесса постдипломного образования, его фактической осуществленности, и для культуросообразного взаимоотношения, взаимопонимания субъектов образования. Эффект «понимание» лежит в основе условий возникновения совокупных эффектов образования, в том числе психотерапевтического метаэффекта. Своим возникновением понимание определяет смысл, цель и эффекты образования.
Совокупность эффектов постдипломного образования педагогов, процесс образования и взаимоотношения, реализованные андрагогом на основе его представлений о возможных изменениях психологического самочувствия (в терминах «переживаний») и системы отношений педагогов (в терминах «понимания»), приводят к появлению метаэффекта, имеющего психотерапевтическую суть. Интеграция ряда эффектов постдипломного образования актуализирует, инициирует, обусловливает появление определенных состояний в сфере переживаний и понимания — профессиональной и
личностной уверенности в целесообразности своей деятельности, позитивной оценки своего опыгта, принятия инноваций как тактики достижения стратегически значимыгх ценностей. Психотерапевтические эффекты образования очевидны в реальной образовательной практике — это «цена», которую «платит» субъект за приобретаемые знания и установки, «укорененность» в профессии и жизни, складывающаяся как феномен образованности.
Согласованность психотерапевтических эффектов, полученных в результате и средствами образования, с современными ценностями образования и специфической миссией образования взрослых, в том числе постдипломного образования педагогов, очевидна, что позволяет формулировать соответствующие андрагогические задачи1.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Маралова Е. А. Методологический потенциал праксиологического подхода к постдипломному образованию педагогогов : моногр. / Е. А. Маралова. Великий Новгород, 2004.
Поступила 03.02.06.