На современном этапе разрабатываемая долговременная стратегия развития хозяйства Кабардино-Балкарской Республики направлена на восстановление и наращивание, в первую очередь, налогового потенциала, создание необходимых экономических предпосылок для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Поэтому в основу прогноза перспективных возможностей развития инвестиционного сектора экономики Кабардино-Балкарии должна быть заложена концепция последовательного выхода из кризисного состояния.
Маржохова М.А.
канд. экон. наук доцент
Хамтуев А.К.
канд. экон. наук, филиал Белгородского университета потребительской кооперации
обременение района
управление развитием
налогового потенциала субъекта РФ
ля увеличения налогового потенциала Кабардино-Балкарской республики (КБР) необходимо в 2007 г общий объем инвестиций в основной капитал повысить по сравнению с уровнем 2005 г на 970 млн. руб., что в сопоставимых ценах составит 3,5% роста. Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал должны составить вложения в энергетику, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение и др. В структуре источников финансирования сохраняется степень
участия средств федерального и республиканского бюджетов, которые направляются на реализацию государственных целевых программ.
Улучшение финансового состояния предприятий создает ресурсную основу для роста инвестиций в производство. Снижение налоговой нагрузки на производителей сможет повысить инвестиционный и налоговый потенциалы предприятий. Дополнительные ресурсы могут быть использованы на пополнение оборотных средств и прирост основных производственных фондов предприятий. Прогнозные вариации роста налогового потенциала региона
^российское предпринимательство, 2007, № 5 (2)
в 2007 году опираются на утвержденные Правительством РФ и Центральным банком РФ условия экономической политики, важнейшими из которых являются:
- уровень инфляции 9%;
- реальный курс рубля (27-28 руб./долл.);
- тарифная политика в отношении продукции и услуг естественных монополий (рост тарифов по КБР на электроэнергию - 7,3%; на газ, реализуемый населению - 14%; на газ для промышленных и прочих потребителей - 10%);
- ставки налогов, механизм их расщепления между федеральным и региональными бюджетами;
- размер экспортных пошлин и импортных тарифов.
Рост основных макроэкономических показателей в Кабардино-Балкарии должен обеспечиваться за счет наиболее полного использования благоприятных факторов и проведения в жизнь комплекса решений, принятых в области инвестиционной, налоговой, бюджетной и социальной политики.
При реализации мер, направленных на рост налогового потен-
улучшение финансового состояния предприятий создает ресурсную основу для роста инвестиций в производство
поступление налогов в бюджетную систему
РФ по территории Кабардино-Балкарской
Республики в 2005 г составило 7479,3 млн. руб., что в 1,8 раза выше уровня 2004 г.
циала, в 2007 г. темп увеличения уровня валового регионального продукта (ВРП) должен составить 105,1%, а его объем достигнет 36740 млн. руб. При этом основные отрасли, составляющие налоговый потенциал, к уровню 2005 г. должны достигнуть:
- индекс промышленного производства - 104%;
- объем продукции сельского хозяйства - 102,5%;
- объем строительных работ -107%;
- оборот розничной торговли
- 108%;
- объем платных услуг населению
- 107%.
По проведенным прогнозным расчетам прибыль по всем видам деятельности на 2007 год составит 1190,8 млн. руб. и возрастет на 7,2% по сравнению с оценочным показателем 2005 г. Тем не менее, отношение налогооблагаемой прибыли к объему ВРП не измениться и составит всего 2% (в целом по РФ - 20,1%). Значительное влияние на формирование налогового потенциала
региональная экономика
в Кабардино-Балкарии оказывают крупные и средние предприятия промышленности, строительства и связи. Их доля составляет более половины прогнозируемой прибыли.
При проведении расчетов прогнозных объемов налогооблагаемой прибыли учтена прибыль кредитных учреждений республики, а также филиалов обособленных подразделений и части малых предприятий, осуществляющих деятельность с применением общей системы налогообложения.
Разрабатывая направления управления развитием налогового потенциала региона, следует учитывать состояние дел по уровню собираемости налогов, по формированию доходной базы республиканского бюджета. Поступление налогов в бюджетную систему РФ по территории Кабардино-Балкарской Республики (с учетом единого социального налога) в 2005 г. составило 7479,3 млн. руб., что в 1,8 раза выше уровня 2004 г.
значительное влияние
на формирование налогового потенциала в Кабардино-Балкарии
оказывают крупные и средние предприятия
промышленности, строительства и связи
В структуре доходов наиболее важными доходными источниками являются: акцизы на алкогольную продукцию, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Их доля составляет более половины поступлений в бюджеты республики. Уровень налогового изъятия по прогнозным расчетам в 2007г. должен составить 22,4% к объему ВРП и увеличиться по сравнению с 2005 г. на 9,3%. Уровень налогового потенциала должен возрасти за счет увеличения объема инвестиций на 103,5% в сопоставимых ценах 2005 г. Из общего объема инвестиций по крупным и средним предприятиям республики 37,7% приходится на города: Нальчик - 1250,0 млн. руб., Прохладный - 123,0 млн. руб., Баксан - 38,5 млн. руб.. Наибольший вес в общем объеме инвестиций составляют вложения в строительство и энергетику (36,4% и 9,3% соответственно). В непроизводственном комплексе максимальный удельный вес должны составить инвестиции в транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство (8,0% и 6,6%, соответственно).
Для повышения эффективности управления развитием налогового потенциала республики предстоит в ближайшей перспективе решить ряд крупных макроэкономических, структурно-инвестиционных и институциональных задач, главными из которых являются: - формирование условий функционирования экономики, стимулирующих вовлечение в воспроизводственный процесс всего имеющегося потенциала природных, производственных и иных ресур-
российское предпринимательство, 2007, № 5 (2)
84
сов с наибольшей эффективностью использования;
- проведение режима жесткой экономии, снижение энергоемкости производства и повышение эффективности использования энергоресурсов во всех секторах экономики;
- привлечение внешних инвестиций, расширение внутренних финансовых источников инвестиций, содействие хозяйствующим субъектам в реализации режима интенсивного обновления производственного потенциала (основных фондов);
- превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической политики, что предполагает, в первую очередь, рост эффективности расходования бюджетных средств и ликвидацию избыточных государственных обязательств;
- повышение экономической самостоятельности и ответственности администраций городов и районов на основе разграничения функций и полномочий, а также источников формирования финансовых ресурсов между республиканским и местными бюджетами;
- снижение социальной напряженности и смягчение последствий безработицы.
Таким образом, специфика генезиса и управления развитием
уровень налогового изъятия по прогнозным расчетам в 2007г. должен составить 22,4% к объему ВРП и увеличиться по сравнению с 2005 г на 9,3%
налогового потенциала региона отличается комплексностью решаемых задач. Объектом управленческих решений здесь является региональная экономика в целом. В силу этого систему управления необходимо разрабатывать и реализовывать как на ведомственном, так и на территориальном уровнях. Системы управления развитием потенциалов, решая задачу макроэкономического равновесия, постоянно нарушаемого несовершенством рыночных механизмов, направлены, в том числе, и на сглаживание территориальных диспропорций.
региональная экономика
со