Научная статья на тему 'Управление развитием моногорода: на примере Нерюнгринской агломерации Республики Саха (Якутия)'

Управление развитием моногорода: на примере Нерюнгринской агломерации Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / КОМПЛЕКСНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева И. В., Местников Н. А., Павлова С. Н.

В статье представлены основные положения комплексного инвестиционного плана (КИП) моноцентричной агломерации Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия). Определены цели и задачи КИП, система мероприятий и основные ожидаемые результаты. Предложена система управления и контроля за реализацией мероприятий. Отмечено, что в долгосрочной перспективе город Нерюнгри может стать крупнейшим центром промышленного производства, «точкой роста» не только в пределах Якутии, но и всего Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием моногорода: на примере Нерюнгринской агломерации Республики Саха (Якутия)»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 332.012.2 (571.56)

УПРАВЛЕНИЕ РАЗБИТИЕМ МОНОГОРОДА: НА ПРИМЕРЕ НЕРЮНГРИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

И. Б. НИКОЛАЕВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель E-mail: umu_niv@mail. ru Н. А. МЕСТНИКОБ, соискатель кафедры менеджмента горно-геологической отрасли E-mail: mestnikovna@rambler. ru Северо-Восточный федеральный университет С. Н. ПАВЛОВА, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: snikandrovna@yandex. ru Институт региональной экономики Севера

В статье представлены основные положения комплексного инвестиционного плана (КИП) моно-центричной агломерации Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия). Определены цели и задачи КИП, система мероприятий и основные ожидаемые результаты. Предложена система управления и контроля за реализацией мероприятий. Отмечено, что в долгосрочной перспективе город Нерюнгри может стать крупнейшим центром промышленного производства, «точкой роста» не только в пределах Якутии, но и всего Дальнего Востока.

Ключевые слова: моногород, комплексный инвестиционный план, Республика Саха (Якутия).

Как известно, в российской экономической литературе до сих пор нет четкого определения термина «моногород» или «монопоселение». Как правило, чаще всего встречаются такие понятия, как «город-спутник», «наукоград» или «градообразующее предприятие» [6].

Тем не менее, современные экономисты выделяют следующие признаки монопрофильного города (населенного пункта):

1) наличие одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, при том, что остальные предприятия обслуживают только внутренние нужды поселения;

2) существование технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды населенного пункта;

3) значительная зависимость доходной части бюджета муниципального образования от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;

4) характерный, практически однородный профессиональный состав сферы занятости населения города.

При этом в мировой практике выделяют несколько основных типов монопрофильных городов (населенных пунктов), таких как:

• промышленные города;

• наукограды;

• агрогорода;

• города-курорты;

• города-гарнизоны;

• портовые города и т. д.

В нашей стране на рубеже ХХ—XXI вв. на базе градообразующих предприятий моногородов стали формироваться вертикально интегрированные структуры крупных корпораций. Это способствовало передаче ответственности за развитие социальной инфраструктуры и поддержку приоритетных направлений социальной политики, закрепленных ранее за органами местного самоуправления, в зону корпоративной ответственности [6]. Именно поэтому рыночные преобразования постсоветского периода, как и мировой финансовый кризис 2008 г., наиболее сильно отразились именно на экономике подобных муниципальных образований.

До 2008 г. в нашей стране не существовало официально утвержденного списка моногородов. Однако уже в начале 2000-х гг. многие экспертные оценки показывали, что городские монопоселения являются одним из ключевых элементов городской сети. К середине 2009 г. Министерство регионального развития РФ по поручению Председателя Правительства РФ составило список градообразующих городов, в который вошли 252 города (10 из них расположены на закрытых административно-территориальных образованиях), 95 поселков городского типа и 11 сельских населенных пунктов, в которых проживают 16,2 млн чел., или 15,7 % городского населения страны (11,5 % населения России) [7].

Согласно оценкам экспертов, «по результатам анализа отраслевой принадлежности градообразующих предприятий моногородов зафиксировано, что в своем большинстве моногорода в значительной мере определяют структуру российской экономики и ее конкурентоспособность. До финансово-экономического кризиса 2008 г. в моногородах производилось до 40 % российского ВВП...» [1]. Одновременно Правите ль-ство РФ начало разрабатывать программу содействия развитию моногородов, соответствующие задачи поставлены перед правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции. В рабочую группу, созданную при этой комиссии, вошли представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных ведомств, государственных корпораций, банков с государственным участием, независимых профсоюзов, предпринимательского сообщества. Основным условием получения государственной поддержки для монопрофильного муниципального образования является наличие обоснованного комплексного инвестиционного плана (КИП).

Комплексный инвестиционный план — это формализованный инструмент мониторинга ситуации и управления рисками в социально-экономических системах (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, агломерация) [2].

Комплексный инвестиционный план агломерации города Нерюнгри, поселков Чульман, Серебряный Бор, Беркакит Республики Саха (Якутия). С началом промышленного освоения природных богатств Якутии в регионе сформировались несколько монопрофильных городов и рабочих поселков (официально из них признаны 16), основным видом экономической деятельности которых является добыча полезных ископаемых [4]. Наиболее привлекательным регионом республики является Южная Якутия, обладатель крупных месторождений полезных ископаемых и значительных гидроэнергетических ресурсов.

Город Нерюнгри является самым крупным в Южной Якутии и одним из крупнейших городов республики. Начало строительства города в 1975 г. было обусловлено разведкой крупных залежей углей. В настоящее время численность населения города составляет 63 тыс. чел. Как и прежде, основной отраслью специализации является добыча угля. В непосредственной близости и с глубокими производственными, культурными и рекреационными связями с городом расположены городские поселения «Поселок Беркакит», «Поселок Серебряный Бор» и «Поселок Чульман». Совокупность трех поселков и города Нерюнгри составляет Нерюнгринскую моноцентричную городскую агломерацию с центром в г. Нерюнгри.

Для участия в федеральном конкурсе в этом году разработан КИП развития моноцентричной агломерации Нерюнгринского района (города Нерюнгри и поселков Чульман, Беркакит и Серебряный Бор), который обеспечивает преемственность с основополагающими прогнозными документами:

• Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411 и одобренной Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 07.02.2007 № 5;

• Комплексным инвестиционным проектом «Комплексное развитие Южной Якутии», паспорт которого утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 302-р.

Таблица 1

Динамика численности населения г. Нерюнгри в 2005—2010 гг., чел.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Численность населения на начало года 65 412 64 913 64 428 63 223 62 333 61 608

Численность детей 14 530 15 286 14 695 15 046 14 482 14 226

Число родившихся 847 716 751 712 727 781

Число умерших 512 533 485 521 491 538

Число прибывших 1 862 1 546 1 713 1 420 1 269 1 185

Число выбывших 2 350 2 257 2 448 2 804 2 415 2 165

Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте н/д 44 803 44 413 40 582 39 347 н/д

Численность занятого населения 42 362 41 300 39 555 38 600 38 100 35 640

Численность официально зарегистрированных безработных 307 451 462 640 490 380

Численность населения старше трудоспособного возраста Н/д 5 784 6 343 6 781 7 144 Н/д

Численность инвалидов 1 560 2 205 2 085 2 131 2 253 2 655

В том числе работающие 452 492 596 325 601 565

Одним из основополагающих факторов долгосрочного успешного социально-экономического развития города является демографический фактор. Однако как во всей стране, так и в городе Нерюнгри на протяжении последнего десятилетия наблюдается обратная тенденция — население города непрерывно сокращается. Данные о динамике численности населения представлены в табл. 1.

За период 2005—2010 гг. естественная депопуляция населения города составила почти 4 тыс. чел. Убыль населения обусловлена отрицательным сальдо миграции: количество уезжающих из города жителей устойчиво превышает количество въезжающих.

Для г. Нерюнгри характерна высокая доля пенсионеров в структуре населения, что объясняется ранним сроком выхода на пенсию. В районах Крайнего Севера мужчины выходят на пенсию в 55

лет, а с шахтерским стажем в 45 лет, женщины в 50 лет (21,8 % в 2005 г., 26,7 % в 2010 г.).

В структуре занятого населения наибольшую долю составляют занятые в угольной промышленности — 31 %, значительное количество занятых также сосредоточено в транспортном комплексе и электроэнергетике (соответственно, 15 и 14 %). В сфере государственного управления сосредоточено до 14 % занятого населения. Более половины занятого населения города работают в сфере малого бизнеса, причем доля малого бизнеса в структуре занятости значительно возросла в последние годы, что связано со значительным высвобождением работников на крупных и средних предприятиях города.

Уровень официально зарегистрированной безработицы находится на сравнительно невысоком уровне (1 % в 2010 г.). До 2008 г. количество заре-

Таблица 2

Сравнительный анализ основных показателей экономического положения Республики Саха (Якутия) и г. Нерюнгри за 2009 г.

№ п/п Показатель Единица измерения Город Нерюнгри Республика Саха (Якутия) Доля, %

1 Численность населения чел. 62 333 949 753 6,6

2 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по трем основным видам экономической деятельности тыс. руб. 18 064 103,0 242 959 267,7 7,4

3 Сумма прибыли организаций по основным видам экономической деятельности тыс. руб. 3 098 815,0 17 823 793,0 17,4

4 Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство» тыс. руб. 3 180 484,6 38 061 821,4 8,4

5 Оборот розничной торговли тыс. руб. 189 701,7 100 238 794,8 0,2

Таблица 3

Основные показатели социально-экономического развития г. Нерюнгри за 2005—2010 гг.

Показатель Единица измерения 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Темп роста отгруженных товаров собс- % 141,1 106,2 119,6 181,3 55,1 154,5

твенного производства, выполненных

работ и услуг собственными силами

Доля прибыльных организаций % 43,6 50,7 52,3 54,4 50,9 58,3

Доля убыточных организаций % 56,4 49,3 38,9 45,6 49,1 41,7

Финансовые результаты деятельности тыс. руб. 4 858 902 3 075 048 2 827 936 2 303 037 3 133 891 9 417 752

крупных и средних организаций

Объем кредиторской задолженности млн руб. 5 605,7 5 699,3 10 501,7 16 153,1 8 405,5 13 614,2

предприятий и организаций

Объем дебиторской задолженности млн руб. 5 035 4 848,2 16 883,3 20 403,2 16 892,5 21 100,4

предприятий и организаций

Среднесписочная численность работни- чел. 3 517 2 861 4 097 3 729 4 251 4 500

ков на предприятиях малого и среднего бизнеса

Региональный уровень минимального руб. 4 696 5 305 6 611 7 395 8 497 9 110

прожиточного минимума

Объем задолженности населения тыс. руб. — — — 239 590 294 779 313 301

за ЖКУ

Расходы на капремонт многоэтажных тыс. руб. — — — 105 888,0 151 415,9 107 806,9

жилых зданий по Адресной программе

реформирования ЖКХ (Федеральный

закон от 21.07.2007 № 185)

гистрированных безработных составляло менее 1 %, впоследствии этот показатель увеличился до 1,3 %.

Город Нерюнгри играет значительную роль в экономике Республики Саха (Якутия) (табл. 2).

Основные показатели социально-экономического развития города Нерюнгри в динамике за ряд лет представлены в табл. 3.

Экономическая деятельность города представлена крупными, средними и малыми предприятиями. На территории города осуществляют деятельность в различных сферах производства более 60 крупных и средних предприятий.

Показатели объемов отгруженной продукции, работ и услуг собственного производства крупных и средних предприятий города представлены в табл. 4.

Поселок Чульман расположен в 24 км от г. Нерюнгри, численность его населения составляет около 9,5 тыс. чел. Развитие поселка началось со строительства и ввода в эксплуатацию автодороги от Амура через р. Алдан на Якутск. В 1970—1980-е гг. поселок принял на своей территории завод стройматериалов и конструкций, сразу несколько мощных автобаз, мехколонны

БАМ, мостостроительный отряд, множество вспомогательных объектов и участков.

На сегодняшний день промышленность поселка представлена в основном энергетической и транспортной отраслями, является базовой площадкой для производственных баз угледобывающих предприятий и нефтяников, на территории поселка находится аэропорт Нерюнгри.

Поселок Серебряный Бор расположен в 6 км от г. Нерюнгри. Образован в связи со строительством Нерюнгринской ГРЭС, которая в настоящее время является главным промышленным объектом поселка, в котором проживают около 5 тыс. чел. Городское поселение «Поселок Серебряный Бор» является поселком городского типа, на территории которого расположены предприятия электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, торговли и бюджетные организации.

Городское поселение «Поселок Беркакит» находится в 11 км от г. Нерюнгри, расположен на трассе северной ветки Малого БАМа в 362 км от ст. Большой Невер. В двух км юго-восточнее поселка проходит Амуро-Якутская автодорога. Поселок возник в связи со строительством железнодорожной магис-

Таблица 4

Структура отгруженной продукции по видам экономической деятельности

за 2009—2010 гг., тыс. руб.

Вид экономической деятельности 2009 2010 Прирост, °%

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 235 745,9 396 893,6 68,4

Добыча и обогащение каменного угля 10 310 861,56 24 871 953,16 141,2

Добыча золота 1 116 941,67 1 489 743,49 33,4

Производство машин и оборудования 2 700,00 384 207,27 14 129,9

Производство и распределение электроэнергии 53 988,87 348 065,35 544,7

Сбор, очистка и распределение воды 4 230 200,40 515 739,96 —87,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство 32 085,82 41 719,64 30,0

Оптовая и розничная торговля 24 826,91 27 789,82 11,9

Гостиницы и рестораны 778 417,42 817 899,49 5,1

Транспорт 627 545,45 761 960,40 21,4

Связь 470 872,36 560 466,22 19,0

Прочие 17 884 186,36 30 216 438,40 69,0

Итого... 235745,9 396 893,6 68,4

трали БАМ-Тында-Беркакит на Байкало-Амурской магистрали и выполняет функции транспортного центра. Население занято в основных и вспомогательных производствах железнодорожной станции Беркакит. Беркакитская железнодорожная станция была создана в 1978 г. и по праву считается одной из лучших на всей Дальневосточной железной дороге. Население поселка — примерно 4,7 тыс. чел. на начало 2011 г.

Представленный социально-экономический анализ, и прежде всего анализ демографической ситуации, сложившейся в Нерюнгринской агломерации, не позволяет строить оптимистических прогнозов. В этом город не отличается от ситуации, сложившейся в Республики Саха (Якутия) и в Российской Федерации в целом.

Основными «узкими» местами для расширенного воспроизводства моногорода Нерюнгри являются:

1) по элементу «Население»:

• наличие оттока населения за пределы Не-рюнгринского района;

• увеличение уровня безработицы граждан;

• наличие недостаточных условий для стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения;

2) по элементу «Местная промышленность и малый бизнес»:

• обострение конкурентной борьбы;

• ограничение мощностей инфраструктуры;

3) по элементу «Инфраструктура»:

• значительный физический и моральный износ объектов инфраструктуры;

• значительный удельный вес аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу;

• острая необходимость проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов (модернизация лифтового хозяйства, модернизация системы теплоснабжения и прочее).

Таким образом, проведенный анализ позволил сформулировать основные выводы и выявить критические риски развития территории, которые представлены в виде SWOT-анализа (см. рисунок).

Таким образом, возможности развития Нерюнг-ринской агломерации заключаются в ее превращении в ресурсно-перерабатывающий и сервисный центр Южной Якутии, выполняющий функции опорной базы для предприятий, ведущих на данной территории разработку и переработку ресурсов; развитие предприятий, специализированных на предоставлении услуг промышленного сервиса, предприятий, ориентированных на производство продукции, потребляемой горнодобывающими предприятиями Южной Якутии, а также обслуживающих инфраструктуру региона; расширение рынка социальных, бытовых и культурно-развлекательных услуг для обслуживания вахтовых работников, находящихся на отдыхе; развитие грузовой и пассажирской транспортной инфраструктуры.

Отсюда вытекает долгосрочная цель Комплексного инвестиционного плана развития Нерюнгринской

Внутренние сильные стороны Внутренние слабые стороны

1. Наличие сырьевого потенциала. 2. Хорошо развитая социальная инфраструктура. 3. Удобное географическое положение. 4. Наличие транспортной инфраструктуры. 5. Высокий уровень среднемесячной заработной платы 1. Отток населения. 2. Выбывание запасов угля. 3. Небольшой удельный вес малого бизнеса. 4. Моноотраслевая структура производства. 5. Неудовлетворительное состояние ЖКХ

Внешние угрозы Внешние возможности

1. Развитие малого бизнеса. 2. Внедрение новых технологий. 3. Создание неотраслевых производств. 4. Использование сельскохозяйственного потенциала. 5. Создание новых рабочих мест. 6. Рост благосостояния населения. 7. Приток населения 1. Изменение конъюнктуры рынков сбыта угля. 2. Снижение мировых цен на уголь. 3. Снижение доходов местного бюджета. 4. Недостаток оборотных средств предприятий малого бизнеса. 5. Загрязнение окружающей среды. 6. Сокращение численности работников предприятия

SWOT-анализ рисков развития города Нерюнгри, поселков Чульман, Серебряный Бор и Беркакит

агломерации—повышение уровня и качества жизни населения агломерации на основе устойчивого экономического роста, развития инфраструктуры и углубления агломерационных связей.

Достижение поставленной цели будет обеспечено решением комплекса задач, определяемых возможностями развития экономики Нерюнгринского района. Таким образом, в долгосрочном периоде (до 2020 г.) должны быть решены четыре основные задачи.

Первая задача КИП предполагает развитие угледобывающих предприятий, расположенных в пределах Нерюнгринской агломерации, что будет способствовать развитию существующих отраслей промышленности населенных пунктов Нерюнгрин-ской агломерации.

Вторая задача КИП включает необходимость обеспечения устойчивого развития экономики. Этому будет способствовать реализация мероприятий по таким направлениям, как диверсификация структуры экономики и создание новых производств, создание сервисной экономики и развитие малого бизнеса, обеспечение научно-инновационного развития экономики.

Диверсификация экономической деятельности включает создание новых промышленных предприятий, нацеленных на переработку сырья, добываемого в Южной Якутии и производство продукции для удовлетворения внутреннего спроса, увеличение мощности существующих производств в сфере сельского хозяйства. Научно-инновационное развитие предполагает создание технопарка г. Нерюнгри и внедрение на его базе инновационных производств.

Третья задача КИП включает развитие инженерной и социальной инфраструктуры, нацеленное

на улучшение комфортности проживания населения, повышение привлекательности населенного пункта для жителей и приезжего населения. Решение данной задачи актуально в свете снижения миграционного оттока населения, достижения положительного сальдо миграционного баланса.

Решение четвертой задачи КИП включает совершенствование транспортной инфраструктуры и системы общественного транспорта Нерюнгрин-ской агломерации, скоординированное развитие рынка труда, комплексное решение вопросов пространственного развития населенных пунктов и агломерации в целом.

Решение задач, поставленных в Комплексном инвестиционном плане развития Нерюнгринской агломерации, в перспективе приведет:

• к диверсификации экономики населенных пунктов Нерюнгринской агломерации с целью снижения ее зависимости от градообразующего предприятия;

• к созданию дополнительного количества новых рабочих мест за счет развития предприятий обрабатывающей промышленности, развития малого и среднего предпринимательства, за счет реализации программ по стабилизации ситуации на рынке труда;

• к повышению финансовой устойчивости бюджетов г. Нерюнгри, его городов-спутников и Нерюнгринского района;

• к обеспечению населения Нерюнгринской агломерации и Нерюнгринского района надежной, качественной инфраструктурой и созданию комфортных условий для проживания населения. Рассмотренная система стратегических целей

и задач социально-экономического развития опре-

деляет образ желаемого будущего г. Нерюнгри. Она учитывает существующие проблемы, определяемые особенностями, внутренними и внешними факторами развития.

Исходя из поставленных целей, в качестве важнейших мероприятий, направленных на развитие агломерации, определены следующие:

• создание технопарка в г. Нерюнгри;

• создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;

• развитие базовых отраслей;

• создание и развитие новых производств;

• реализация муниципальных целевых программ;

• реализация мероприятий, направленных на улучшение ситуации на рынке труда моногорода Нерюнгри, повышение качества и мобильности трудовых ресурсов.

Систему мероприятий КИП предполагается реализовать в три этапа в период 2011 — 2020 гг.

Первый этап — 2011—2012гг. Будут реализованы мероприятия по принятию необходимых правовых актов, доработке проектно-сметной документации и согласованию разных проектов, подготовке кадров для малого и среднего бизнеса, предполагается реализация уже готовых проектов инвестиционного плана «Комплексное развитие Южной Якутии (КРЮЯ)».

Реализация КИП г. Нерюнгри совместно с мероприятиями инвестпроекта КРЮЯ позволит в краткосрочной перспективе снизить социальную напряженность на рынке труда, создать предпосылки для диверсификации экономики моногорода. В городе сохранится сложная экономическая ситуация, но увеличатся занятость и уровень средней заработной платы.

В ходе реализации мероприятий плана за 2011—2012 гг. будут достигнуты следующие результаты:

• создано новых рабочих мест — 2 767 ед.;

• рост количества предприятий малого и среднего бизнеса на 27 %;

• рост среднего уровня заработной платы в 1,2 раза.

Второй этап — 2013—2016гг. Начало активной реализации инвестиционных проектов «Комплексного развития Южной Якутии», часть из которых входит в эксплуатационный период, продолжение подготовки и переквалификации кадров. Ситуация в городе начнет улучшаться.

Реализация проектов плана позволит к 2013 г. обеспечить максимально благоприятные условия для эффективного функционирования предприятий сельского хозяйства и бытового обслуживания, активного развития малого и среднего предпринимательства, устранить напряженность на рынке труда, обеспечить снижение безработицы до естественного уровня. В результате реализации мероприятий плана в 2016 г. (к уровню 2010 г.) планируется достигнуть следующих основных показателей:

• создание новых рабочих мест — не менее 7 791 ед.;

• рост объема производства предприятий малого и среднего бизнеса в общем объеме — на 60 %;

• рост доходов местного бюджета — на 65 %. Третий этап — 2017—2020гг. Реализованные

проекты начнут приносить экономический эффект, появятся новые инновационные проекты, вырастет число занятых и увеличатся доходы населения. Город выйдет на траекторию устойчивого развития.

В долгосрочной перспективе реализация плановых мероприятий позволит диверсифицировать экономику города, создать необходимую инфраструктуру для комфортной жизнедеятельности населения, что будет способствовать закреплению населения в моногороде. В результате реализации КИП:

• доля малого бизнеса местной промышленности в объеме отгруженной продукции (работ, услуг) города возрастет до 60 % в 2020 г.;

• среднесписочная численность занятых в малом бизнесе к 2020 г. увеличится в 2,5 раза;

• дотационность местного бюджета снизится с 70 до 50 %;

• численность постоянного населения города стабилизируется.

В табл. 5 представлен график реализации системы мероприятий КИП.

Инициаторами разработки комплексного инвестиционного плана развития Нерюнгринской агломерации выступают Министерство регионального развития Российской Федерации, Правительство Республики Саха (Якутия), Координационный Совет по развитию Южной Якутии, администрации муниципальных образований Нерюнгринской агломерации.

Для обеспечения взаимодействия субъектов хозяйствования и органов местного самоуправления в процессе реализации мероприятий КИП предполагается:

Таблица 5

График реализации системы мероприятий комплексного инвестиционного плана

Наименование направления 1-й этап 2-й этап 3-й этап

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Задача 1. Развитие базовой отрасли

Направление 1. Развитие угледобывающей отрасли

Строительство шахты «Чульмаканская»

Строительство шахты «Денисовская»

Разработка открытого участка добычи «Право-Кабактинский»

Строительство шахты «Локучакитская»

Освоение Эльгинского месторождения

каменного угля

Задача 2. Диверсификация и создание сервисной экономики

Направление 2. Диверсификация структуры экономики

Строительство Нерюнгринского металлургического комбината

Создание производства грузовых вагонов

Развитие электроэнергетической инфра-

структуры

Завершение строительства аэровокзала аэропорта Нерюнгри

Развитие Нерюнгринской птицефабрики

Направление 3. Развитие малого бизнеса

Переработка групногабаритных шин

Развитие логистического центра со стро-

ительством железнодорожного тупика

Строительство линии по переработке бытовых отходов

Изготовление моторного топлива из твер-

дых горючих ископаемых

Направление 4. Обеспечение научно-инновационного развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство Технологического парка

Задача 3. Развитие инженерной инфраструктуры и социальной сферы

Направление 5. Модернизация инфраструктуры и жилого фонда

Модернизация системы теплоснабжения

Модернизация лифтового оборудования

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда

Направление 6. Развитие рынка труда

Мероприятия, направленные на сниже-

ние напряженности на рынке труда

Задача 4. Развитие Нерюнгринской агломерации

Направление 7. Социально-экономическая интеграция населенных пунктов Нерюнгринской агломерации

Развитие межмуниципальной инфраструктуры и общественного транспорта

Мероприятия по повышению межмуни-

ципального взаимодействия в области

стратегического развития населенных

пунктов агломерации

1) создать координационный совет по реализации КИП развития Нерюнгринской агломерации Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) при Главе Нерюнгринского района из числа глав муниципалитетов, входящих в агломерацию, всех участников и заинтересованных сторон мероприятий в целях координации действий и коммуникаций;

2) инициировать заключение соответствующих соглашений между органами местного самоуправления и инициаторами мероприятий при участии Республики Саха (Якутия) и Министерства регионального развития Российской Федерации.

Оперативное управление реализацией КИП развития Нерюнгринской агломерации Республики Саха (Якутия) предполагается возложить на Главу муниципального образования «Нерюнгринский район».

Для организационного сопровождения конкретных мероприятий возможно создание на принципах проектного управления специальных групп, в состав которых будут входить представители инвестора, администраций муниципалитетов, других участников и заинтересованных сторон по мероприятию.

Достижение целей предполагается контролировать с помощью следующих показателей (групп показателей), отражающих ход процесса реализации мероприятий КИП:

• доля работающих на градообразующих предприятиях от численности экономически активного населения МО;

• доля работающих на малых предприятиях от численности экономически активного МО;

• уровень зарегистрированной безработицы в МО;

• общее количество созданных постоянных рабочих мест в период эксплуатации проектов (накопленным итогом);

• среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий МО;

• объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства;

• объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства градообразующими предприятиями;

• доля градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства;

• доля малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства организаций;

• количество малых предприятий в МО;

• общий объем дополнительных поступлений от проектов в муниципальный бюджет;

• объем привлеченных внебюджетных инвестиций;

• доля собственных доходов бюджета МО в общих доходах МО.

В результате реализации КИП модернизации Нерюнгринской агломерации будут достигнуты следующие социально-экономические результаты:

1. сокращение доли градообразующего предприятия в общем объеме отгруженных товаров города с 72,6 до 40,1 %;

2. рост числа малых предприятий на 22 %;

3. увеличение доли собственных доходов местного бюджета на 25 %;

4. создание 12,8 тыс. новых рабочих мест;

5. снижение уровня регистрируемой безработицы с 1,2 до 0,9 %.

Предполагаемый объем финансирования всех мероприятий за период 2011—2020 гг. с учетом действующих механизмов финансирования составляет около 379 313 млн руб., в том числе из средств федерального бюджета 36 384 млн руб. (9,6 %), из средств республиканского бюджета 1 258 млн руб. (0,3 %), местный бюджет — 800 млн руб. (0,2 %). Основная доля финансирования запланирована на частные инвестиции — 340 871 млн руб. (89,9 %). Таким образом, только четкое выполнение запланированных мероприятий со стороны администрации муниципального образования и поддержка республиканских властей могут способствовать укреплению государственно-частного партнерства на рассматриваемой территории.

В условиях экономической нестабильности мировой рыночной конъюнктуры управленческие структуры должны быть готовы к изменениям, поэтому координационному совету, осуществляющему оперативное управление, необходимо уметь выделять основные моменты. На взгляд авторов, наиболее существенное влияние на социально-экономическое положение Нерюнгринской агломерации окажут следующие мероприятия:

• строительство металлургического завода (инвестор ООО «ТИМИР»);

• освоение производства грузовых железнодорожных вагонов (инвестор ОАО «МЕЧЕЛ»);

• расширение производства мяса птицы (ОАО «Нерюнгринская птицефабрика»);

• создание Технологического парка.

Таким образом, реализация комплексного инвестиционного плана развития Нерюнгринской городской агломерации совместно с мероприятиями комплексного развития Южной Якутии в долгосрочной перспективе позволит добиться значительного улучшения уровня жизни населения. Город Нерюнгри может стать крупнейшим центром промышленного производства, «точкой роста» не только в пределах Якутии, но и всего Дальнего Востока.

Список литературы

1. Колноченко Е. Моногорода — «болевая точка» российской экономики [Электронный ресурс] // Бюджет. 29.04.2010. URL: http://bujet. ru/article/76519.php .

2. Комплексный инвестиционный план [Электронный ресурс] // Сайт «Моногорода России». Союз российских городов. 2010. URL: http://monogorod. org/pages/12.html.

3. Комплексный инвестиционный план развития моноцентричной агломерации Нерюнгринского

района (города Нерюнгри, поселков Чульман, Бер-какит и Серебряный Бор). Якутск, 2011.

4 . Мироненко Е. Моногород и село // Якутск вечерний. № 31 (877). 12.08.2011. С. 7.

5. Основные показатели экономики муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) за 2009—2010: стат. сб. / Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Респ. Саха (Якутия); [редкол.: Т. А. Торговкина и др.]. Якутск: ИД «Якутский край», 2010.

6 . Петрикова Е. М. Комплексная инвестиционная программа развития моногородов [Электронный ресурс] // Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт экологии города, 2011. URL: http://www. ecocity. ru/artides/332-2011-04-27.html .

7. Список предприятий регионального значения и градообразующих предприятий [Электронный ресурс] // Сайт Министерства регионального развития РФ. М.: 2009. URL: http://www. minregion. ru/WorkItems/ListNews. aspx?PageID=518.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.