Научная статья на тему 'Современное состояние расселения населения Южной Якутии'

Современное состояние расселения населения Южной Якутии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
793
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / СЕТЬ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ / ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКИЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Федорова Е.Н., Пономарева Г.А.

В статье дана краткая характеристика развития системы расселения населения Южно-Якутского региона, а также проанализировано ее современное состояние во взаимосвязи с природно-географическими и социально-экономическими условиями. Отмечено, что в ходе короткого (по историческим меркам) периода хозяйственного освоения и заселения малолюдной территории Южная Якутия превратилась в индустриально развитый промышленный район Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние расселения населения Южной Якутии»

УДК 314.93(571.56-13)

современное состояние расселения

населения южной якутии

е. н. Федорова,

доктор географических наук, профессор, заведующая отделом E-mail: ene01@yandex. ru

г. а. Пономарева,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: ene01@yandex. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики севера северо-Восточного федерального университета им. м. К. Аммосова

В статье дана краткая характеристика развития системы расселения населения Южно-Якутского региона, а также проанализировано ее современное состояние во взаимосвязи с природно-географи-ческими и социально-экономическими условиями. Отмечено, что в ходе короткого (по историческим меркам) периода хозяйственного освоения и заселения малолюдной территории Южная Якутия превратилась в индустриально развитый промышленный район Якутии.

Ключевые слова: система расселения, сеть населенных мест, городское поселение, сельский населенный пункт.

Размещение населения на определенной территории зависит от многих факторов, основными из которых являются природно-географические и социально-экономические. Южная Якутия характеризуется горной территорией, неблагоприятными природно-климатическими условиями для проживания людей и развития сельского хозяйства. Южная Якутия — это Южно-Якутский социально-экономический район республики, в составе которого два административных района — Алданский и Нерюнгринский. Их площадь составляет 250 тыс. км2, что равно примерно половине территории Испании. Здесь прожи-

вает 125,4 тыс. чел., средняя плотность населения — 0,5 чел. на км2. Главная специализация региона — горнодобывающая промышленность, которая предопределила развитие сети населенных пунктов и размещение населения.

Первые сведения об этой территории были получены в середине XVII в. после экспедиций русских землепроходцев В. Пояркова (1643 г.) и Е. Хабарова (1667 г.). С начала XIX в. начинается исследование Южной Якутии экспедициями, организованными Российской академией наук, Географическим обществом и Министерством путей сообщения России.

На ранних этапах шло незначительное промысловое и сельскохозяйственное освоение (кочевое животноводство) территории Южной Якутии. Она была заселена эвенками-кочевниками, которые не имели постоянного места жительства и занимались охотой и оленеводством. По долинам рек Алдан и Амга полуоседло жили якуты и эвенки, основными отраслями хозяйства которых были охота и скотоводство. Значительные сгустки населения отсутствовали, наоборот, наблюдалась распыленность населения, потому сети постоянных поселений не было. В Южной Якутии в конце XIX в. насчитывалось около 2 тыс. жителей [2, с. 42].

-29

Бурное индустриальное освоение Южной Якутии началось в первой четверти ХХ в., когда на всю страну разнеслась весть об открытии в 1923 г. необычайно богатого месторождения золота на ручье Незаметный. В район нового хозяйственного освоения с началом «золотой лихорадки» быстро стекался народ со всей России. Люди прибывали со стороны Амура пешком через реки и болота по безлюдной тайге, поскольку никаких дорог практически не было. Со всех сторон к золотому Алдану устремились сначала сотни, а затем тысячи людей. Наплыв их был настолько велик, что в 1924 г. правительство Якутской АССР из-за недостатка продуктов питания временно установило запрет на въезд. Несмотря на это, население золотых приисков продолжало расти с небывалой быстротой. Если в 1923 г. на них работало 3,3 тыс. чел., то к 1929 г. численность населения выросла до 14,7 тыс. чел. [3, с. 331—340].

Именно открытие богатейшего месторождения золота создало предпосылки для дальнейших геологических поисков ископаемых и создания сети постоянных поселений на открываемых месторождениях и развития разных отраслей народного хозяйства. Открытие золотоносных месторождений стало решающим фактором в освоении и заселении территории Южной Якутии.

В результате золотопромышленного освоения на многочисленных россыпях возникали небольшие временные поселения, а на местах выявления месторождений рудного золота—постоянные. Так, на ключе Незаметный в 1923 г. начал строиться первый одноименный поселок, который в 1939 г. переименован в г. Алдан, почти одновременно появился г. Томмот, затем и другие населенные пункты — Орочен 1-й, Орочен 2-й и т. д.

В связи с появлением поселений и увеличением численности населения встал вопрос о регулярном сообщении между поселениями и поступлении в них продуктов питания и грузов технического назначения, а также о строительстве постоянно действующей дороги, которая бы связывала золотой Алдан с Амурской железной дорогой и г. Якутском.

Амуро-Якутская магистраль (АЯМ), протяженностью 1 180 км была построена в максимально короткие сроки. Эта автотрасса стала впоследствии опорной осью хозяйственного освоения и расселения населения. Сейчас это федеральная автодорога М-56 «Лена».

В ходе хозяйственного освоения территории Южной Якутии была создана локальная система расселения с соответствующей производственной инфраструктурой (системой коммуникаций и социальными объектами сферы обслуживания). Хотя территориальная структура расселения является наиболее инертной к изменениям, но и она со временем претерпела значительные перемены, что связано с горнопромышленным освоением территории. Многие небольшие населенные пункты, возникшие на россыпных месторождениях золота, с истощением запасов теряли привлекательность для проживающего в них населения, хирели и забрасывались. Это положение касается не только поселений добытчиков золота, но и других поселений региона, где добывались другие виды полезных ископаемых. Преобладали мелкоселенные поселения, в среднем не более 400 чел.

По переписи 1939 г. было учтено 223 населенных пункта. Наиболее полнокровно система расселения Южной Якутии (с точки зрения площади освоенной территории) выглядела до середины 1960-х гг., когда сеть поселений насчитывала 72 населенных пункта, а после административной реформы 1963 г. пошел активный процесс упорядочения и оптимизации населенных пунктов Республики Якутия в связи с уточнением понятия «постоянный населенный пункт». Вследствие этого к концу советского периода освоения территории в Южной Якутии осталось 47 населенных пунктов: 3 города, 14 поселков городского типа и 30 сельских населенных пунктов. До 1975 г. в Южной Якутии был один район — Алданский, а затем был образован Нерюнгринский горсовет с территорией в 93 тыс. км2 в связи с разработкой Нерюнгринского угольного месторождения. С этого периода началась раздельная история существования двух административных единиц Южной Якутии.

Общая численность населения региона постоянно росла до конца советского этапа освоения. Особенно быстро — после начала освоения Нерюн-гринского каменноугольного месторождения, когда достигла максимума к переписи 1989 г. (184,1 тыс. чел.). Особенностью демографических процессов региона было то, что преобладали и механический приток населения, и городское население.

Доля городского населения в общей численности всегда была больше сельского и непрерывно возрастала. Однако в перестроечный период пошел обратный процесс. Южная Якутия в период реформ

Таблица 1

Динамика численности населения Южной Якутии, тыс. чел.

Район Количество населенных пунктов Все население, чел. Население Средняя людность поселений, чел.

городское сельское

Перепись 1939г.

Алданский 122 46 130 36 720 9 410 378

Нерюнгринский 101 7 152 5 028 2 124 71

Всего... 223 53 282 41 748 11 534 239

Перепись 1959г.

Алданский 61 40 227 37 659 2 568 659

Нерюнгринский 42 8 989 6 736 2 253 214

Всего... 103 49 216 44 395 4 821 478

Перепись 1970г.

Алданский 42 50 308 48 140 2 168 1 198

Нерюнгринский 10 9 625 6 712 2 913 963

Всего... 52 59 933 54 852 5 081 1 153

Перепись 1979г.

Алданский 32 54 586 45 492 9 094 1 706

Нерюнгринский 16 57 445 54 267 3 178 3 590

Всего... 48 112 031 99 759 12 272 2 334

Перепись 1989г.

Алданский 32 63 928 54 807 9 121 1 998

Нерюнгринский 12 120 157 117 300 2 857 10 013

Всего... 44 184 085 172 107 11 978 4 184

Перепись 2002 г.

Алданский 19 49 346 45 230 4 116 2 597

Нерюнгринский 9 89 796 88 074 1 722 9 977

Всего... 28 139 142 133 304 5 838 4 969

Перепись 2010 г.

Алданский 18 42 624 38 150 4 474 2 368

Нерюнгринский 9 82 766 81 351 1 415 9 196

Всего... 27 125 390 119 501 5 889 4 644

Источник: [3, с. 336; 6].

за счет вымывания людских ресурсов в западном направлении потеряла более 32 % своего населения, в том числе городского — 31 %, сельского — 51 %. При этом этот процесс более рельефно проявился в Нерюнгринском районе, ведь численность его населения была в два раза выше, чем в Алданском (табл. 1). Все это не могло не сказаться на сети населенных мест региона. За перестроечный период Южная Якутия потеряла 17 населенных пунктов, и этот процесс продолжается.

В настоящее время сеть населенных мест Южной Якутии насчитывает 27 населенных пунктов: 3 города, 9 поселков городского типа и 15 сельских поселений. Основные характеристики современной поселенческой структуры показаны в табл. 2.

Населенные пункты с постоянно проживающим населением образуют систему расселения Южной Якутии и соединены между собой сетью коммуникационных линий (федеральной и местными автодорогами, железной дорогой, линиями электропередач, почтовой связью и т. д.).

В Алданском районе расположены 18 населенных пунктов локальной системы расселения: 2 города, 3 поселка городского типа, 13 сельских населенных пунктов и 9 поселений.

В Нерюнгринском районе: 1 город, 6 поселков городского типа, 2 сельских населенных пункта. В городских поселениях сконцентрировано: в Алданской системе расселения — 89,5 %, в Не-рюнгринской — 98,3 % населения. В райцентрах: г. Алдан — 50 % всего населения района, в г. Не-рюнгри — 74,6 % (табл. 3).

Ввиду большой концентрации населения в райцентрах они являются полюсами роста в своих локальных системах расселения, стягивают все экономические ресурсы подчиненной территории (население, производство, коммуникации, информацию, финансы и т. д.). В среднем на одно поселение в Южной Якутии приходится 9,2 тыс. км2, т. е. очень значительная территория, а большая концентрация населения и производства в немногочисленных поселениях ведет к сжатию экономического пространства

- 31

Таблица 2

Поселенческая структура Южной Якутии на начало 2010 г.

■ е л е с Л (для - год пуса) я « ол не с ■ т н £ 1 ■ е., Ч ± ^ о о -н (для год туса) в е ол не с ■ т н £ 1

Районы и населенные пункты гнность на ния, чел. Год образована городов и пгт -присвоения ста о р и к «У! э § я м Л е н нй яон ра Районы и населенные пункты нность на ю ВПН, 2( чел. Год образовани городов и пгт -присвоения ста о р и к «У! э § я м Л е н нй яон ра

л с и V О и С 1 та ср асср Р ч £ ся ии гг я О и С 1 та ср асср Р

Алданский район 42 624 1930 156,8 — с. Хатыстыр 1 385 1937 2,78 59

с. Угоян 375 1936 0,52 100

г. Алдан (райцентр) 21 277 1939 32,67 0 с. Улу 139 1958 0,5 263

г. Томмот 8 054 1920 25,81 77 с. Чагда 218 1931 2,61 480

с. Большой Нимныр 236 1973 4,74 125 с. Якокут 111 1933 5,05 28

пгт. Лебединый 1 058 1969 4,18 24 Нерюнгринский район 82 766 1975 93,0

пгт. Ленинский 1 866 1932 3,32 6 г Нерюнгри 61 746 1975 37,61 0

пгт. Нижний Куранах 5 895 1950 10,57 26 пгт Беркакит 4 291 1977 7,19 10,5

с. Ыллымах 472 1976 1,89 132 пгт Золотинка 552 1977 0,92 76

с. Срочен 2-й 18 1927 1,15 8 пгт Нагорный 68 1941 0,55 111

с. Верхняя Амга 27 1938 0,36 181 пгт Серебряный Бор 4 163 1978 6,61 17

с. Срочен 1-й 16 1927 1,27 19 пгт Хани 764 1981 2 405

с. Верхний Куранах 576 1942 0,88 18- пгт Чульман 9 767 1941 13,21 56

с. Якокит 328 1931 0,38 47 с. Большой Хатыми 311 1923 120

с. Кутана 573 1938 0,84 580 с. Иенгра 1 104 1926 1,86 73

Источник: [1; 6].

Таблица 3

Концентрация населения по данным ВПН 2010 г.

Районы и населенные пункты Концентрация населения по населенным пунктам, % Районы и населенные пункты Концентрация населения по населенным пунктам, °%

Алданский район 100 с. Угоян 0,88

г. Алдан (райцентр) 49,92 с. Улу 0,33

г. Томмот 18,90 с. Чагда 0,51

пгт Лебединый 2,48 с. Якокут 0,26

пгт Ленинский 4,38

пгт Нижний Куранах 13,83 Нерюнгринский район 100

с. Большой Нимныр 0,55 г. Нерюнгри 74,60

с. Ыллымах 1,11 пгт Беркакит 5,18

с. Срочен 2-й 0,04 пгт Золотинка 0,67

с. Верхняя Амга 0,06 пгт Нагорный 0,08

с. Срочен 1-й 0,04 пгт Серебряный Бор 5,03

с. Верхний Куранах 1,35 пгт Хани 0,92

с. Якокит 0,77 пгт Чульман 11,80

с Кутана 1,34 с. Большой Хатыми 0,38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с. Хатыстыр 3,25 с. Иенгра 1,33

Источник: [6].

с уменьшением периферии, опустыниванию ранее освоенных территорий, а с другой стороны, способствует образованию промышленных узлов.

Важнейшими, скрепляющими каркас расселения региона линейными объектами являются: АЯМ, пересекающая оба района с юга на север и идущая к столице Республики Саха (Якутия) с раз-

32-

ветвленной сетью местных автодорог, кроме трех поселений в Алданском районе: с. Кутана (580 км к востоку от райцентра), с. Чагда (480 км к востоку от райцентра) и с. Угоян (100 км к северу от райцентра). Все они имеют статус труднодоступных и отдаленных местностей, добраться до них можно летом по р. Алдан, зимой — по автозимнику, а

самый главный вид пассажирского транспорта — авиация. Из-за транспортной недоступности все три поселения имеют свои автономные энергоисточники (ДЭС). Все три отдаленных села по выполняемым функциям — сельскохозяйственные поселения, население которых занято оленеводством и охотничьим промыслом.

По территории обоих районов проложена железная дорога, которая практически уже дошла до п. Нижний Бестях (напротив г. Якутска через р. Лена) и тянется параллельно АЯМу. ОАО АК «Железные дороги Якутии» имеет на территории Южной Якутии железнодорожные станции в Нерюнгринском районе: Хани, Нагорная-Якутская, Золотинка, Беркакит, Нерюнгри, Чульман и в Алданском районе: Таежная, Большой Нимныр, Алдан, Куранах, Томмот, Амга. Поселок Хани на юго-западе Нерюнгринского района является участком Дальневосточной железной дороги (частью БАМа, примыкающей к станции Хани), население которого занято обслуживанием этого участка железнодорожного пути и станции. Поселок Хани первоначально был расположен на территории Олёкминского района Якутии. Центр этого района находится в 375 км к северу, и никаких путей сообщения до него не было. Поэтому было принято решение в порядке исключения подчинить Хани с прилегающей территорией Нерюнгринскому горсовету, поскольку он был доступнее благодаря железной дороге (через Тынду). Жители поселка обслуживают железнодорожные километры трех регионов сразу. Здесь стыкуются три субъекта РФ: Якутия, Амурская и Читинская области. Для многих перечисленных населенных пунктов работа по обслуживанию автотрассы и железной дороги для их жителей является единственной возможностью заработка.

Кроме этих линейных объектов через территорию Южной Якутии проложен магистральный нефтепровод федерального значения: Восточная Сибирь — Тихий океан (ВС—ТО), который пока не дает никаких экономических выгод обоим районам, к тому же на трассе ВС—ТО нет населенных пунктов.

Южноякутская система расселения по типологии относится к линейному типу расселения (21 населенный пункт из 27 привязан к АЯМу), а по форме — к групповому. Лишь шесть населенных мест находятся за пределами автомагистрали. Это сельские населенные пункты Хатыстыр, Угоян, Ыллымах, Якокут, Кутана и Чагда.

Село Хатыстыр — самый крупный сельский населенный пункт региона. В селе сосредоточен ряд центров родовых общин, ведущих традиционные отрасли хозяйства — оленеводство и промыслы (рыбный и пушной).

В Угояне, который административно подчинен Хатыстыру и расположен севернее от него, население также занято традиционными видами деятельности — оленеводством и охотничьим промыслом.

Села Ыллымах и Якокут раньше были рабочими поселками, первый из них возник в связи с добычей слюды-флогопита, а второй — добычей золота. В связи с истощением запасов прииски были закрыты, численность населения сократилась, а поселения были переведены в разряд сельских населенных пунктов. В настоящее время население занято несельскохозяйственной деятельностью, в основном в сфере обслуживания. В селе Ыллымах для обеспечения занятости оставшихся жителей был открыт интернат для девиантной группы населения на 100 мест республиканского значения. В целом следует отметить, что, несмотря на преобладание сельских поселений, чисто сельскохозяйственным производством занято население Хатыстыра, Уго-яна, Чагды, Кутаны и Иенгры, расположенной на крайнем юге региона. Иенгра — единственный населенный пункт сельскохозяйственного профиля Нерюнгринского района, где население занято не только охотой и оленеводством, но и клеточным звероводством.

Практически в каждом из поселений преобладает коренное население (эвенки и якуты), которое занято традиционными видами деятельности. Дело в том, что земель, пригодных для земледелия и занятия животноводством (сенокосных и пастбищных угодий для скотоводства), слишком мало в узких горных долинах. Поэтому преобладают традиционные виды ведения сельского хозяйства для коренного населения — оленеводство и охотничий промысел. Сельскохозяйственное производство (животноводство, земледелие) развито в личных подсобных хозяйствах жителей и сельскохозяйственных кооперативах городских поселений. Основную отгруженную продукцию собственного производства сельского хозяйства производят все три города и рабочие поселки: Нижний Куранах, Ленинский, Лебединый, Чульман и Беркакит.

В городских поселениях Алданского района горожане занимаются скотоводством, свиноводством,

картофелеводством и овощеводством, а в Нерюнг-ринском — преобладает занятие картофелеводством и овощеводством. В городе Нерюнгри находится крупная птицеводческая фабрика, обеспечивающая мясной и яичной продукцией не только свой регион, но и Якутск.

Главные центры районных систем расселения — города Алдан и Нерюнгри. В них сосредоточено соответственно 50 и 75 % населения районов. Это районные центры, выполняющие административно-управленческие, производственные и социокультурные функции. Три города региона образуют промышленные узлы: Нерюнгринский узел угольной промышленности в составе поселков Беркакит, Серебряный Бор и Чульман; Алданский узел золотодобывающей промышленности в составе поселков Нижний Куранах, Ленинский и Лебединый, а также Томмотский транспортный узел.

Нерюнгри, районный центр, является вторым по величине городом Якутии, он был основан в 1940-е гг. как место дислокации геологоразведочной партии, в 1975 г. преобразован в город и в настоящее время является многофункциональным городом с развитыми промышленными, административно-культурными, транспортными и обслуживающими функциями. Население занято добычей и переработкой коксующихся углей (угольный разрез, обогатительная фабрика) и на вспомогательных производствах (завод по ремонту горного оборудования и дорожной техники, электромеханический завод, железнодорожные станции). Имеется полный спектр организаций и предприятий обслуживающей сферы, вплоть до вузов.

Беркакит — транспортные ворота Нерюнгри строился для подхода железной дороги к угольному разрезу. Имеет сложное путевое хозяйство для обслуживания перевозок каменного угля.

Серебряный Бор — энергетический центр Южной Якутии. Основан в связи со строительством Нерюнгринской ГРЭС для обеспечения электроэнергией Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, сейчас обеспечивает энергией весь регион.

Чульман—один из старых населенных пунктов Южной Якутии. Возник в 1929 г. в связи со строительством Амуро-Якутской автомагистрали как дорожный пункт, получил статус рабочего поселка в 1941 г. Относится к типу поселений со смешанными функциями, сочетает административно-культурные, промышленные, транспортные, заготовительно-

распределительные и обслуживающие функции. Выполняет роль энергетического центра (ГРЭС). В поселке находится крупный современный аэропорт, обслуживающий весь район дальними перевозками пассажиров.

Город Алдан — районный центр Алданского района. Второй по величине город Южной Якутии возглавляет Алданский промышленный узел. Это город — пионер в освоении богатств недр региона и заселения территории Южной Якутии. Здесь концентрируются практически все управленческие и снабженческие структуры крупных и средних золотодобывающих предприятий района, хотя добычные участки разбросаны по территории всего района.

Алдан — многофункциональный город с развитыми промышленными, административно-культурными, транспортными и обслуживающими функциями. Формирование промышленных центров и узлов региона начиналось именно отсюда: строились горнодобывающие предприятия, другие промышленные объекты, транспортные магистрали в направлении освоения разведанных запасов золота, слюды-флогопита, каменного угля и других полезных ископаемых. Центрами золотодобычи являются также три рабочих поселка, в них — горнообогатительный комбинат, ювелирная фабрика (Нижний Куранах), рудник (Лебединый) и прииск (Ленинский).

Томмотский транспортный узел состоит из г. Томмота. Это город, где стыкуются автомобильная, железная дороги и водный путь по р. Алдан. Возник в 1923 г. на правом берегу р. Алдан как пристань Укулан, которая принимала грузы, прибывающие по реке из Центральной Якутии для г. Алдана, а также в связи со строительством АЯМа до Якутска. Основные функции города — обслуживание транспортных путей (автомобильных, водных и железной дороги), их строительство и ремонт, автотранспортные услуги. Это многофункциональный город с развитыми промышленными, административно-культурными, образовательными и другими обслуживающими функциями. Томмот — город с перспективами развития крупной лесной промышленности по переработке леса, поскольку только здесь концентрируются значительные лесосырье-вые запасы всего региона [4, с. 52].

Эти три города, являясь многофункциональными по своим функциям, концентрируют 73 % населения региона, производят 76 % промышленной продукции региона. Городские населенные места

(12 поселений региона) вкупе производят 86 % продукции и услуг собственного производства по всем отраслям хозяйства, т. е. регион имеет полностью индустриальный облик. При средней людности сельских поселений в 391 чел., 3 сельских поселения имеют численность населения менее 50 чел., 2 сельских поселения — от 50 до 200, 6 сел — от 200 до 500, 2 села — от 500 до 1 000 чел., 2 села аккумулируют в себе более 1 000 чел. Часть сельских населенных пунктов не имеет четких производственных функций, и потому этим селам грозят запустение и закрытие. Преимущественно это бывшие рабочие поселки, где были закрыты поселкообразующие предприятия, а оставшееся население поддерживает сложившуюся в них социальную инфраструктуру и постепенно выезжает в другие населенные пункты региона и России в поисках лучших мест приложения труда и улучшения своей жизни.

Из сельских поселений наиболее устойчивыми ко всем переменам выглядят села с четкой производственной специализацией в сельскохозяйственном производстве и преобладанием коренного населения, привыкшего к сельскому образу жизни и складу быта.

Таким образом, можно отметить, что в целом размещение населенных мест и населения Южной Якутии соответствует природно-ресурсному потенциалу. Люди появились на этой территории для добычи промышленных природных ресурсов. Осваивая природные ресурсы, люди создали населенные пункты, причем преимущественно городского типа. Судя по динамике численности населения и поселений, можно сделать вывод, что в дальнейшем развитии экономики региона главную роль будут играть численность населения городов, их трудовые ресурсы. Именно наличие квалифицированной рабочей силы будет определять размещение новых промышленных производств вторичного сектора экономики.

По схеме развития производительных сил Южной Якутии до 2020 г. здесь планируется строи-

Структура занятых в основы!

тельство металлургического, вагоностроительного заводов, завода по переработке крупногабаритных шин в Нерюнгри и завода синтетических моторных топлив в Алдане. В плане развития территории не забыта и главная специализация региона — добыча полезных ископаемых и наличие улучшенной транспортной инфраструктуры по сравнению с остальной территорией Якутии. Планируются крупные инвестиционные проекты по строительству новые угольных и золотодобычных шахт и рудников, Эльгинского угольного комплекса, новых горно-обогатительных комбинатов на базе имеющихся в регионе апатитов, железных, урановых руд и других полезных ископаемых.

Большинство крупных проектов будет реализо-вываться на неосвоенных территориях, в безлюдной тайге, а города региона будут выполнять функции базовых городов для обеспечения проектов строительными материалами, техникой, строителями. Хотя многие из крупных проектов предусматривают строительство временных вахтовых поселков, эксплуатация крупных месторождений будет длиться не одно десятилетие, поэтому и временные новые поселения будут существовать там десятилетиями, и это тоже изменит существующий рисунок сети населенных мест. При всех вариантах развития существующие города будут стягивать к себе не только экономику, но и людские ресурсы. Очевидно, что Южная Якутия еще не прошла индустриальный этап развития, хотя структура занятых в основных секторах экономики говорит об обратном (табл. 5).

Несмотря на преобладающую занятость работающих в третичном секторе экономики, нельзя сказать, что регион перешел в стадию постиндустриального развития. Высокий уровень занятых в сфере обслуживания отражает фактор увеличения мест приложения труда в этой сфере (в образовании, здравоохранении, торговле и т. д.), развития некоторых отраслей сферы обслуживания (системы высшего и среднеспециального образования,

Таблица 5

секторах экономики в 2009 г.

Сектор экономики Алданский район Нерюнгринский район

Численность работников*, чел. Доля, °% Численность работников, чел. Доля, °%

Первичный сектор 3 805 20,2 5 851 18,6

Вторичный сектор 4 710 25,0 7 488 23,8

Третичный сектор Всего... 10 315 18 830 54,8 100 18 139 31 478 57,6 100

Источник: [5].

* Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава).

системы платных услуг и т. д.). Основной вклад в экономику вносят и основную продукцию дают отрасли материального производства: в Алданском районе — 86 %, в Нерюнгринском — 92 %.

В планах развития системы расселения Южной Якутии — программа целенаправленного формирования моноцентричной агломерации во главе с г. Нерюнгри, включая п. Беркакит, п. Серебряный Бор, п. Чульман, которая даст новый импульс социально-экономическому развитию как самой агломерации, так и ее структурным элементам на основе преодоления моноструктурности экономики и устойчивого экономического роста.

Таким образом, в итоге можно сделать следующие выводы:

• в ходе короткого (по историческим меркам) периода хозяйственного освоения и заселения малолюдной территории Южная Якутия превратилась в индустриально развитый промышленный район Якутии;

• сеть расселения из мелкоселенной многочисленной разрозненной сети населенных мест превратилась в малочисленную сеть крупносе-ленных поселений, средняя людность которых в настоящее время составляет более 4,6 тыс. чел.;

• Южная Якутия, ее система расселения с развитой производственной и социальной инфраструктурой притягивают к себе экономические ресурсы в виде инвестиций и людских ресурсов;

• система расселения Южной Якутии не статичная система, она развивается и постепенно переходит на новый качественный этап развития. Глав-

ными факторами развития системы расселения становятся социально-экономические условия, особенно удобство транспортных связей.

Список литературы 1. Географические основания развития отдельных частей Якутии в кратких описаниях улусов, наслегов и населенных мест республики. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003.

2 . Ефимов И. К. Опыт исследования региональной экономики: Южная Якутия: проблемы населения и трудовых ресурсов Якутской АССР / Отв. ред. Г. И. Рац. Якутск: Изд-во СО РАН. Якут. фил., 2002.

3. Пономарева Г. А. Хозяйственное освоение и население Южной Якутии // Южная Якутия — новый этап индустриального развития: материалы межд. научно-практ. конференции. В 2-х т. Т. 2. Нерюнгри: Изд-во Технического института, 2007.

4. Федорова Е. Н. Пути развития малых городов и поселков городского типа в Республике Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 14 (107). С. 52.

5. Численность и заработная плата работников предприятий и организаций по видам экономической деятельности районов Южной Якутии в 2009 г. Стат. сб. № 184/191. Якутск: ТОФС ГС по РС (Я). 2010.

6. Численность постоянного населения по муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия). По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. Якутск: ТО ФС ГС по РС (Я). Якутск, 2011.

7. Якутская АССР. Административно-территориальное деление. Якутск: Якуткнигоиздат. 1986.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы СЭКОНОМИТЬ время» (Генри Форд)

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)

предусмотрены скидки

(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.