Научная статья на тему 'Анализ влияния крупномасштабных проектов в сфере природопользования: экологические и социальные аспекты'

Анализ влияния крупномасштабных проектов в сфере природопользования: экологические и социальные аспекты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
188
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ЕVALUATION OF THE ENVIRONMENTAL IMPACT / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / КРУПНОМАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ / LARGE-SCALE PROJECTS / ENVIRONMENTAL AND SOCIAL ASPECTS OF THE LIVING CONDITIONS OF THE POPULATION / COMPENSATORY MEASURES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Потравный И.М., Калаврий Т.Ю., Ларин А.С.

Анализируется воздействие проектирования и строительства Канкунской ГЭС на юге Якутии на окружающую среду, социальные аспекты жизни населения. Рассматриваются вопросы влияния крупномасштабных проектов на социально-экономическое развитие территории и условия жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Influence of Large Projects in the Field of Nature on the Environment and Population: Environmental and Social Aspects

The article deals with economic and social aspects of evaluation of environmental impact during the feasibility study of large-scale projects. It analyses the environmental and social impact of design and construction of Kankun hydropower plant in the South of Yakutiya. It also studies the subject of the influence of large-scale projects on social and economic development of a territory and its inhabitants living conditions.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния крупномасштабных проектов в сфере природопользования: экологические и социальные аспекты»

Анализ влияния крупномасштабных проектов в сфере природопользования: экологические и социальные аспекты*

И.М. ПОТРАВНЫЙ, доктор экономических наук, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва. E-mail: ecoaudit@bk.ru

Т.Ю. КАЛАВРИЙ, филиал ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», Якутск. E-mail: kalavry@mail.ru А.С. ЛАРИН, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва. E-mail: e.anohina@nenergy.ru

Анализируется воздействие проектирования и строительства Канкунской ГЭС на юге Якутии на окружающую среду, социальные аспекты жизни населения. Рассматриваются вопросы влияния крупномасштабных проектов на социально-экономическое развитие территории и условия жизни населения. Ключевые слова: оценка воздействия, окружающая среда, крупномасштабные проекты, экологические и социальные аспекты жизни населения

О проекте

Проектирование и строительство Канкунской гидроэлектростанции планируется в рамках мегапроекта «Комплексное развитие Южной Якутии» и даёт возможность обеспечить энергетическими мощностями вновь создаваемые промышленные предприятия: Эльконский урановый горно-металлургический комбинат, Селигдарский апатитовый горно-химический комплекс, Южно-Якутское железорудное горно-металлургическое объединение, включающее Таёжный и Тарыннахский горно-обогатительные комбинаты, Инаглинский угольный комплекс, Якутский газоперерабатывающий и газохимический комплекс и Алданский завод синтетических моторных топ-лив. Строительство Канкунской ГЭС предусмотрено Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект №12-02-00178а.

ЭКО. - 2013. - №11

ПОТРАВНЫЙ И.М., КАЛАВРИЙ Т.О., ЛАРИН A.C.

(одобрена распоряжением Правительства РФ 22.02.2008 № 215р) и Стратегией развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) до 2030 г. (утверждена постановлением правительства Республики Саха (Якутия) №223 от 11.06.2008).

По оценкам, сооружение Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, в состав которого входит Канкунская ГЭС, и сопутствующее развитие электросетевой инфраструктуры позволят осуществить электроснабжение ГОКов и приступить к масштабному промышленному освоению природных ресурсов Республики Саха. Канкунская ГЭС будет размещаться на территории Алданского, Нерюнгринского и Олекминского административных районов Южной Якутии. Площадь рассматриваемой территории - 416,5 тыс. км2, численность населения - 157,3 тыс. чел., плотность населения - 0,38 чел./км2.

В настоящее время на территории Южной Якутии выделяются два больших узла горнодобывающей промышленности: Алданский золотопромышленный и Нерюнгринский угледобывающий, а также лесопромышленный - Олекминский. Алданский узел - старейший горнопромышленный район, где добывается золото, развиты лесная и лесоперерабатывающая отрасли, транспортная сеть. Нерюнгринский узел получил основное развитие в последние три десятилетия. К настоящему времени на базе уникальных угольных месторождений здесь сложился промышленный комплекс с развитой инфраструктурой, образовался город Нерюнгри. Кроме того, на этой территории сейчас развертываются интенсивные поиски россыпей золота и разрабатываются уже разведанные месторождения, оценены запасы железной руды, апатитов, мрамора, горного хрусталя. Только в Нерюнгринском районе имеется единственное в мире месторождение чароита.

Южный энергорайон обеспечивает электроэнергией Южно-Якутский территориально-промышленный комплекс, Не-рюнгринский и Алданский промышленные и сельскохозяйственные узлы. Данный энергорайон посредством линии электропередачи 220 кВ имеет связь с единой энергетической системой Дальнего Востока. Однако указанных мощностей недостаточно для покрытия растущих нагрузок республики. При отсутствии вводов новых генерирующих мощностей уже

в 2012 г. ожидался дефицит мощности в южном энергорайоне, в 2015 г. - в западном. Из-за дефицита электроэнергии становится невозможна реализация инвестиционных проектов горнорудной, металлургической, газовой, топливной, химической отраслей, следствием чего станет ограничение развития социальной и инженерной инфраструктуры региона (в части создания новых рабочих мест и отчислений в бюджет от реализации проектов строительства ГЭС и других объектов, создание которых лимитируется дефицитом электроэнергии).

Установленная мощность Канкунской ГЭС - 1000 МВт. Створ Канкунской ГЭС определен на расстоянии 200,7 км от устья р. Тимптон. Заказчик - ОАО «Южно-Якутский ГЭК».

Влияние проекта на экологию территории

С конца 1950-х и в последующие годы, в связи с планированием строительства БАМ на территории Якутии и Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса, проводились исследования почв, земельных ресурсов этого ранее не изученного региона. В 2007-2008 гг. ООО «Строй-резерв» проводил комплекс инженерно-экологических изысканий для проекта по строительству каскада ГЭС на р. Тимптон, включая Канкунскую ГЭС. Анализ имеющихся материалов по данному проекту показывает возможность следующих неблагоприятных изменений природной и техногенной среды при строительстве и эксплуатации объекта.

Наиболее существенное отрицательное воздействие на почвенный покров и земельные ресурсы ожидается, прежде всего, в результате изъятия из обращения земельных ресурсов1. Район строительства объектов Канкунской ГЭС расположен в относительно суровых гидротермических условиях. Строительство ГЭС связано с определенным воздействием на природные системы (изъятие земель в результате затопления площадей водами водохранилища, кардинальная перестройка экосистемы реки, ущерб растительному покрову, животному миру на значительных площадях, изменение традиционного способа ведения хозяйства). В соответствии с предполагаемыми

1 Буцева Е.И. Геоэкологические аспекты развития Якутии. - Новосибирск: Наука, 2006. - С. 270. Шац М.М. Природа Якутии и мгапроекты // Наука и техника в Якутии. - 2009. - № 2 (17). - С. 42-46.

проектными решениями предусматривается изъять из обращения значительную площадь земель лесного фонда, в том числе особо охраняемых территорий природных резерватов «Нимныр» и «Хатыми». Общая площадь водохранилища Кан-кунской ГЭС - около 24456,6 га.

При оценке воздействия на земельные ресурсы и почвы при строительстве и эксплуатации объектов Канкунской ГЭС можно выделить такие виды воздействия, как изменение целевого назначения использования земель, которое уничтожит продуктивные угодья, и производство земляных и строительных работ, что ведет к уничтожению почвенного покрова на всей территории строительства. Они действуют весь период строительства, а также в течение возврата земель в земли лесного фонда, восстановления продуктивных нелесных угодий и рекультивации почвенного покрова после завершения строительства. Формирование техногенного ландшафта и изменение мезорельефа территории (водного режима почв, прилегающих к водохранилищу), захламление поверхности отходами оказывают незначительное воздействие в течение всего периода строительства и эксплуатации, а вот усиление эрозионных процессов - существенное. При создании водохранилища будут отчуждены и сокращены площади, занятые растительностью, а также изменены условия ее произрастания.

В настоящее время территории, попадающие в зону влияния Канкунской ГЭС, - это земли лесного фонда. Леса относятся к резервным или лесам, возможным для эксплуатации (96,0%), а также к защитным (водоохранным и т.д.) (4,0%). На этих территориях родовые общины коренных народов эвенков, эвенов и др. ведут свою традиционную хозяйственную деятельность - занимаются оленеводством, охотой и сбором дикоросов.

Для снижения негативного воздействия проекта на окружающую среду предусмотрена система компенсационных мер: рыбохозяйственные, по животному миру и охотничье-промысловому хозяйству. Для компенсации ущерба биоразнообразию видов данной территории вследствие затопления долинных экосистем планируются переселение и искусственное разведение особо охраняемых видов флоры и фауны. Проектом предполагается проведение посадок наиболее ценных

хвойных пород (ели аянской и кедра сибирского) взамен уничтоженных насаждений при затоплении водохранилища и строительстве ГЭС. Ориентировочная стоимость рекульти-вационных работ с учетом климатической зоны составит 261 969 руб./га.

Возможен ущерб и особо охраняемым природным территориям, видам флоры и фауны, объектам культурного и исторического наследия, а также водоохранным зонам. В зону строительства каскада ГЭС на р. Тимптон попадает юго-восточная территория особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Хатыми». Данный ресурсный резерват учрежден для сохранения естественной среды обитания коренных жителей и создания оптимальных условий для развития их культуры, сохранения традиционных форм деятельности и уклада жизни, а также сохранения и восстановления численности промысловых животных и птиц, ценных в хозяйственном отношении.

В зону строительства попадает и юго-восточная территория ООПТ «Нимныр», отнесенная к зоне традиционного природопользования. Этот резерват площадью 492 635 га создан для сохранения, восстановления и воспроизводства ценных и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, птиц и растений, а также мест нагула и нереста ценных видов рыб. На его территории выделена новая зона промышленного освоения, что обусловлено производством горных работ по добыче драгоценных металлов и геологической разведке по бассейнам рек Нимгеркан и Большой Горкит. В 2006 г. в связи со строительством нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» границы ООПТ «Нимныр» были изменены, эта процедура инициирована ОАО «Южно-Якутский ГЭК». В соответствии с решением Алданского районного Совета Республики Саха (2008 г. и 2011 г.) были изменены границы ООПТ «Нимныр», «Хатыми» и памятника природы «Тимптонский каскад» с выводом территории под объекты Канкунской ГЭС.

Резервная территория под памятник природы «Тимптон-ский каскад» является уникальным природным объектом -это место выхода на поверхность земли пресных подземных вод с весьма значительными объемами (дебитами). Но из-за намечаемого строительства здесь произойдет затопление.

В связи с этим в проекте предлагаются специальные меры по охране ресурсного потенциала подземных вод «Тимптонс-кого каскада» от истощения и загрязнения.

Создание водохранилища Канкунской ГЭС может привести к изменению климата - повышению средней зимней температуры воздуха, увеличению влажности и повторяемости туманов. В зону затопления Канкунской ГЭС подпадают объекты полезных ископаемых. К числу негативных последствий реализации проекта можно отнести увеличение рекреационной нагрузки на почвы, обусловленное ростом населения. На рисунке 1 показано возможное влияние проектируемой Канкунской ГЭС на компоненты природной среды.

ГЭС и социально-экономическое

развитие территории

На рисунке 2 показаны направления влияния проектируемой Канкунской ГЭС на хозяйственную деятельность и социальную среду.

Влияние на компоненты природной среды

Рис. 1. Влияние Канкунской ГЭС на компоненты природной среды

Намечаемое строительство Канкунской ГЭС на р. Тимп-тон затрагивает и территории коренных и малочисленных районов Севера, проживающих в селах Хатыстыр Алданского улуса и Иенгра Нерюнгринского улуса.

Рис. 2. Влияние Канкунской ГЭС на хозяйственную деятельность и социальную среду

Территория Алданского и Нерюнгринского районов Якутии, где планируется строительство Канкунской ГЭС, составляет 255,7 тыс. км2. Плотность населения - 0,29 чел./км2. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в этих районах абсолютное большинство населения - русские, прибывшие в регион в связи с промышленным освоением территорий (в Алданском районе их доля - 78,8%, якутов - 3,9%, в Нерюнгри - 2,1%). Коренные малочисленные народы Севера в Алданском улусе (2011 г.) составили 4,5%, в Нерюнгри -1,2%. Основные представители коренных малочисленных народов Севера, проживающие в Южной Якутии, - эвенки. На территории Алданского улуса (2011 г.) в районах проживания коренных малочисленных народов Севера насчитывалось 1573 эвенка, 29 эвенов, 4 чукчи и 4 долгана. На территории г. Нерюнгри с прилегающими территориями - 858 эвенков, 6 эвенов, 1 чукча, 1 нанаец. По оценкам ОАО «Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт энергетики и транспорта «Энерготранспроект», на конец 2008 г. численность коренного населения в сельской местности Алданского района составила: эвенков - 1707, эвенов - 11, чукчи -2, долган - 2 человека. В сельской местности Нерюнгри с прилегающими территориями проживали 920 эвенков. Коренное эвенкийское население преимущественно сельское. Демографическая ситуация в данном случае, прежде всего, будет зависеть от этнических процессов, которые наряду

с естественным движением и миграцией определяют динамику численности этих народов2.

Малочисленные народы Севера (эвенки, эвены) - особая группа этносов, проживающая в местах своего исконного расселения и сохранившая традиционные отрасли хозяйства Севера. Особенность традиционного хозяйства - его комплексный характер. Исторически сложившаяся система расселения коренных малочисленных народов Севера в республике с середины ХХ столетия претерпела значительные изменения, обусловленные разработкой месторождений недр. В районах проживания коренных малочисленных народов в результате интенсивного сырьевого освоения природно-ресурсного потенциала и заселения в этих целях северных территорий отмечалось значительное положительное сальдо миграции.

Усиление внутриреспубликанской миграции коренных малочисленных народов детерминировано следующими факторами:

о разрушение системы обеспечения и планового развития традиционных промыслов; о ухудшение экологической ситуации при промышленном освоении территорий - заболачивание пастбищных, рыболовных и охотничьих угодий, т.е. искусственное сужение ареала обитания;

о углубление социальной дифференциации между городом и селом в связи с разрушением товарных сельскохозяйственных предприятий, банкротством крестьянских хозяйств; о безработица.

По данным Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, коренное население не адаптировалось к условиям рыночной экономики. В Нерюнгринском районе традиционные отрасли производства - домашнее оленеводство, охотничьи промыслы, клеточное звероводство - находятся в кризисном состоянии. Поголовье оленей в родовых общинах района снизилось с 11996 голов в 1990 г. до 6249 голов в 2012 г. Основное население

2 Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сборник. -Якутск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), 2011. - С. 739.

занято в традиционных отраслях производства - оленеводстве, охотпромыслах; часть - в бюджетной сфере (образование, медицина, культура и коммунальное хозяйство). По результатам соцопросов, оленеводы больше всего обеспокоены состоянием окружающей среды и вытеснением с территорий традиционного природопользования вследствие развития промышленного производства.

Следует отметить, что уже с 1970-х годов заболеваемость и смертность коренных малочисленных народов Севера были выше, чем у остального населения республики. По опросам, более трети эвенков считают, что их здоровье «ухудшилось» (31,2%) или «осталось прежним» (33,2%), улучшение здоровья отмечают только 4,3% опрошенных.

В настоящее время кочевые родовые общины нуждаются в молодых профессиональных кадрах, способных организовать традиционное хозяйствование в условиях рыночной экономики, специалистах по переработке получаемой продукции, знакомых с современными технологиями переработки кожи, мясо- и рыбопродукции, пушнины, маркетингом и сбытом. Понадобятся инженерно-технические кадры, создающие и внедряющие новые технологии переработки и использования традиционных видов продукции, а также специалисты по развитию туризма. В южных районах Республики Саха потребность в трудовых ресурсах резко возросла в связи с новым промышленным освоением территории.

По мнению респондентов-эвенков, для коренного населения Севера необходимо предоставлять льготы на получение образования и профессии (61,7%), для ведения хозяйства (57,0%), на строительство жилья или его приобретение (56,3%), на медицинское обслуживание (49,6%). При этом каждый пятый опрошенный изъявил желание иметь льготы, связанные с предоставлением мест в производственных коллективах Севера.

Традиционная хозяйственная деятельность коренного населения до сих пор носит преимущественно потребительский характер: основной вид жизнедеятельности коренных родовых общин - оленеводство, попутно развиваются охотничий промысел, рыболовство, собирательство, национальное шитье (преимущественно меховая и спецодежда).

Для снижения негативных воздействий на социальные условия проживания населения при реализации данного проекта необходимы следующие меры:

о компенсация убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера в результате изъятия территории родовых общин на основе расчета ущерба, причиненного в результате хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и хозяйствования этих народов;

о заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве с органами местного самоуправления, одним из пунктов которых должно быть участие коренного населения в промышленном освоении территории; о участие в социальном обустройстве национальных поселений коренных и малочисленных народов (строительство объектов энергетической, экологической и социальной инфраструктуры и т. д.); о создание целевых фондов национального развития, предусматривающих стимулирование и оплату обучения в колледжах и вузах детей - выходцев из коренных народов Севера, трудоустройство на объектах ГЭС; о издание научно-методической литературы, практических пособий, научно-популярных изданий по основам ведения предпринимательской деятельности, основам рыночной экономики, ведению бухгалтерского учёта в традиционных отраслях Севера для школьников и молодёжи.

Социально-экологический мониторинг влияния строительства Канкунского гидроузла

В рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду при реализации проекта были рассмотрены мероприятия по подготовке территории к затоплению, которые включали вынос из зоны затопления хозяйственных объектов, а также проведение спасательных археологических раскопок для объектов археологического и историко-культурного наследия. В 2010 г. ГУ Центр арктической археологии и палеоэкологии человека АН Республики Саха (Якутии) в результате археологического обследования участков границ затопления ложа проектируемого водохранилища и строительства

выявил и обследовал семь объектов археологического наследия (Горбыллах, Чульмакан I и II, Кигомок, Усть-Жилинда I и II, Атыр) и один этнографо-археологический объект -Анамдяк, а также в нижнем бьефе - пять объектов археологического наследия (Балаганах, Неакуя, Малый Дёс, Улунчи, Ыллымах). Была выявлена потребность в финансировании мероприятий по сохранению таких объектов, находящихся под угрозой затопления водохранилищем в 2011-2015 гг.

Была выполнена оценка альтернативных вариантов получения электроэнергии в Южно-Якутском регионе, в том числе отказа от намечаемой деятельности, а также использования новых генерирующих мощностей для покрытия дефицита энергии за счет строительства ГЭС и ТЭС на угле. Генерация энергии в крупных объемах возможна на атомной электростанции. Хотя в области экологической и технической безопасности АЭС в России заметен явный прогресс, размещение АЭС требуемой мощности в Южной Якутии сопряжено с преодолением рисков, связанных с повышенной сейсмичностью, с фактором криолитозоны. К тому же в связи с проведением серии подземных ядерных взрывов в бассейне р. Лены в 1970-1980-х гг., в Якутии сформировалось негативное общественное отношение к АЭС.

Самый неблагоприятный вариант - строительство ТЭС (ГРЭС) на угле, так как ее эксплуатация приведет к загрязнению атмосферного воздуха во всем регионе, образованию значительного количества отходов (золы и шлака). Потребление кислорода воздуха составляет около 1000 м3 на одну тонну условного топлива. Современные ТЭС и ТЭЦ мощностью 1,0 млн кВт расходуют более 10000 угля в сутки и выбрасывают в атмосферу 300 т SO2 и SO3, 80 т оксидов азота, 60-120 т золы, пыли, сажи (при эффективности системы пылеулавливания 94-98%). Развитие других альтернативных (нетрадиционных) источников солнечной и ветровой энергетики в рассматриваемом регионе ограничено. Но отказ от создания новых объектов производства электроэнергии будет сдерживать социальное и экономическое развитие территории. Таким образом, Южная Якутия обладает достаточными природными ресурсами для покрытия дефицита электроэнергии в результате строительства ТЭС на угле (месторождения

Южно-Якутского каменноугольного бассейна) и ГЭС на реках Южной Якутии.

В рамках эколого-экономического обоснования проектных решений в подобных проектах осуществляется оценка сметной стоимости объектов и работ природоохранного назначения, в том числе по объектам природоохранного назначения, рекультивации, платежей за пользование природными ресурсами, за негативное воздействие на окружающую среду и компенсационных платежей (за ущерб охотничьим видам), возмещение затрат по созданию и выращиванию лесных культур, животному миру, компенсации возможных потерь рыбных запасов (строительство рыбзавода), компенсационные выплаты коренным и малочисленным народам Севера (единовременные), а также оценка затрат на археологические спасательные работы, на реализацию программ социального развития, на осуществление программы экологического и социального мониторинга. Кроме того, проводятся отчисления в фонд ликвидации аварий в соответствии с оценкой эколого-экономи-ческих рисков, а также обязательное страхование ответственности археологического и экологического характера.

Предложенные проектные решения при реализации мер производственного и экологического контроля позволяют свести экологический риск до приемлемого уровня.

Анализ показывает, что реализация данного проекта будет иметь комплексное значение (энергетика, водоснабжение, рыбное хозяйство, рекреация, обеспечение условий судоходства) и создаст условия для дальнейшего социально-экономического развития региона. Намечаемая хозяйственная деятельность на рассматриваемой территории целесообразна по социально-экономическим показателям и допустима по экологическим параметрам.

Реализация данного инновационного гидроэнергетического проекта позволит создать крупнейший по энергоотдаче на Дальнем Востоке гидроэнергетический комплекс с выработкой порядка 23,5 млрд кВт^ч электроэнергии в год, что значительно расширит экспортные возможности Якутии. Такой подход обеспечивает реализацию основных положений Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта

и энергетики Республики Саха до 2020 года3 в части создания условий, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие, совершенствование пространственной организации, рост уровня жизни населения, повышение роли Республики Саха (Якутия) в экономике страны и Дальневосточного округа на основе оптимального использования ее природно-экономического потенциала и конкурентных преимуществ.

Согласование интересов сторон при обосновании и реализации проектов

Для согласования интересов сторон каждой родовой общине предлагается сформировать организационную структуру (Фонд) для подготовки и реализации программ содействия устойчивому развитию коренных малочисленных народов, с участием представителей промышленной компании (заказчика проекта), органов государственной власти и местного самоуправления и уполномоченных представителей коренных малочисленных народов (рис. 3).

Предлагается также разработать Программу долгосрочного сотрудничества, которая должна включать следующее.

1. Проведение переговоров и консультаций с заинтересованными сторонами, органами государственной власти (Департамент по делам народов и федеративных отношений правительства Республики Саха (Якутия)), органов местного самоуправления сельских поселений Алданского и Нерюнгринского районов и уполномоченными представителями коренных малочисленных народов, уполномоченных представителей коренного населения Алданского и Нерюнгринского районов для разработки проекта трехстороннего соглашения.

2. Заключение Соглашения о сотрудничестве и финансировании конкретных программ содействия устойчивому развитию и адаптации коренных народов в зоне воздействия проекта между промышленной компанией (заказчиком проекта), органами государственной власти и уполномоченными представителями коренных малочисленных народов.

3 Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утверждена постановлением правительства Республики Саха (Якутии) №411 от 6.09.2006. - Москва-Якутск, 2006. - 280 с.

Рис. 3. Схема взаимодействия заинтересованных сторон при реализации проекта по проектированию и строительству Канкунской ГЭС

3. Разработка программы сотрудничества для смягчения уже возникших негативных последствий, связанных с пред-проектной деятельностью, началом изысканий, а также этно-экологического мониторинга, предотвращения и смягчения возможных негативных воздействий проекта в периоды строительства и эксплуатации ГЭС.

В рамках инвестиционного проектирования могут быть предложены образовательные программы по профессиональной ориентации и адаптации традиционного образа жизни к изменившимся условиям, обеспечение занятости в традиционных промыслах (глубокая переработка продукции, этнические сувениры и т.п.) и строительство объектов инфраструктуры, поддержка экономической деятельности общин на основе грантов и микрокредитования, образовательные программы по правовому и экономическому обучению лидеров общин, содействие обустройству особо охраняемых этнокультурных зон, а также улучшение социальной инфраструктуры поселений и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.