V.I. Kondartyeva I.V. Rusinova V.A. Uvarov
The potential of the "The complex development of the Southern Yakutia"
large-scale investment project
The article reveals the potential of "The complex development of the Southern Yakutia" investment project and the prospectives that the project contributes to the regional development.
Keywords: the Asia-Pacific Region (APR), the fuel-energy balance (FEB), "Surgutneftegas", El'kon Ore Mining Plant, the diversified industrial region, the South-Eastern Asia, the Fuel and energy complex (FEC).
Кондратьева Валентина Ильинична - первый зам. министра экономического развития Республики Саха (Якутия) (г. Якутск). Е-mail: [email protected]
Русинова Инна Владимировна - начальник планово-экономического отдела, ООО «НерюнгриТеплоНаладка» (г. Нерюнгри). E-mail: [email protected]
Уваров Виктор Алексеевич - д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск). Е-mail: [email protected]
Потенциальные возможности крупного инвестиционного Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»
В данной статье раскрываются значительные потенциальные возможности, в связи с реализацией инвестиционного Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), топливно-энергетический баланс (ТЭБ), корпорация, Сургутнефтегаз, Эльконский комбинат, многоотраслевой промышленный район, Юго-Восточная Азия, Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
Некоторые результаты становления рыночной экономики в России вызвали широкий интерес к крупным инвестиционным проектам, широко адаптированным за рубежом, внедрение которых открывает долгосрочную перспективу экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов.
В настоящее время активно разрабатываются стратегии развития субъектов Российской Федерации - регионов, - которые по оценкам дают импульс будущего устойчивого развития экономики государства.
В современных условиях объективная потребность в принятии на федеральном уровне сбалансированных практических мер, имеющих стратегическое значение для структурной перестройки экономики, а также модернизации и адаптации всей системы региональных взаимосвязей к условиям рыночных требований, диктует необходимость оценки инвестиционного потенциала комплексного развития каждого субъекта Федерации Дальнего Востока.
Подобные исследования особенно необходимы в современных условиях, когда выстраивается новый механизм государственной политики в таких крупных регионах страны, как российский Дальний Восток и северные территории.
Сегодня вектор геополитических интересов России перемещается на Дальний Восток, а Республика Саха (Якутия) со своей стремительно развивающейся производственной базой становится одним из ключевых Дальневосточных регионов, о чем заявляют на самом высоком уровне руководители государства.
От стабильного и эффективного развития экономики этих территорий в немалой степени зависит в настоящее время и в еще большей степени будет зависеть в ближайшей перспективе уровень жизни, решение экономических и социальных проблем всего населения российского государства, ибо на восточных окраинах сосредоточено две трети ресурсного потенциала страны, гидроресурсов, добывается свыше 90% меди и никеля, почти все алмазы, кобальт, платиноиды, апатитовый концентрат, имеются значительные запасы углеводородов. Никакой альтернативы этим природным ресурсам нет ни сейчас, ни в обозримом будущем [9].
В настоящее время только на балансе Республики Саха (Якутия) находится 1500 месторождений общей стоимостью 1,3 трилл. долларов. По оценкам специалистов, здесь свыше ста наименований минерального сырья, сосредоточенного в тысячах месторождений, среди которых немало крупнейших на планете. Потенциальные запасы Якутских недр оцениваются в 5 трилл. долларов США [1].
Один из первых реформаторов России - Петр Столыпин - сто лет назад сказал: «... оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности., если мы не воспользуемся нашими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, другие» [2].
Для успешной реализации ресурсного потенциала и имеющейся производственной базы важное значение имеет стратегия ускоренного экономического развития Республики Саха (Якутия), которая осуществляется на основе Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года. Документ разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина, который,
выступая на совещании, состоявшемся 6 января 2006 года в г. Якутске по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), подчеркнул, что это самый крупный в России субъект Российской Федерации и одна из её богатейших «природных кладовых». «Излишне говорить, что стабильное и динамичное развитие Якутии имеет ключевое значение как для Дальневосточного округа, так и для всей России...» [4].
В современных условиях, когда конкуренция в мировой экономике выдвигает жесткие условия к товарному обмену, для нашей страны, окруженной государствами с высокоразвитой экономикой, является жизненно важным вовлечение в хозяйственный оборот «новой» территории со всеми её природными ресурсами, включая и собственно «территориальный» ресурс, т. е. площадь, на которой могут быть размещены те или иные объекты, связанные либо с производством, либо с обеспечением проживания людей в экстремальных условиях, для которых важное значение могут иметь: сохранение выборного характера хозяйственного освоения, эффективное развитие производственной и социальной инфраструктуры, особенно транспорта, сельского хозяйства и энергетики, в том числе возобновляемых нетрадиционных источников энергии, электроснабжения. По сути, это остается одним из главных направлений освоения природных ресурсов территории республики, включая комплексное развитие Южной Якутии.
Исследования показывают, что в качестве основных направлений реформирования экономики республики избраны: развитие отраслей топливно-энергетического комплекса, прежде всего, нефтегазовой и угольной; опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры; сохранение базовых отраслей (добычи алмазов, золота, лесопромышленный и агропромышленный комплексы). Основой является комплекс крупных инвестиционных проектов, имеющий межрегиональное значение, ибо будущее экономики зависит от крупных производств с высоким потенциалом развития.
При успешной реализации мероприятий Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года поступательная динамика первого этапа несомненна, а с формированием стратегических приоритетов Республика Саха (Якутия) станет регионом с устойчиво развивающейся экономикой: валовой региональный продукт (далее - ВРП) превысит один триллион рублей, возрастет в сопоставимых целях к уровню 2005 года в 2,8 раза, реальные денежные доходы населения увеличатся в 3,6 раза [4] (рис. 1).
2020 год
Рост ВРП в 2,8 раз к уровню 2005 года
Рост реальных доходов населения в 3,6 раза к уровню 2005 года
Рост уровня изни населени
'Оживление малого и среднего бизнеса, развитие туризма
Проекты по созданию новых отраслей (черная металлургия, отдельные подотрасли цветной металлургии и др.)
Проекты ТЭК, рассчитанные на ускоренный рост '
Проекты для поддержания уровня базовых отраслей (строительство 4 подземных алмазных рудников, 3 ГОК в золотодобывающей промышленности и т. д.)
Инфраструктурные проекты (транспорт, энергетика)
Рис. 1. Стратегические приоритеты Республики Саха (Якутия)
Нам представляется, что в перспективе Республика Саха (Якутия) может стать опорной базой развития Дальневосточного региона, позволит обеспечить национальную безопасность страны на восточных рубежах, достичь более полной интеграции России (как равнозначного партнера) с регионами АТР.
В настоящее время значительные потенциальные возможности открываются в республике, в связи с реализацией инвестиционного Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», базирующегося на глубокой проработке наличия ресурсной базы и опыте, полученном в республике по реализации крупных проектов, обеспечивших экономический рывок в начале 10-летия ХХ! века.
Целью инвестиционного Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» (далее - Южно-Якутский проект) является создание на принципах государственно-частного партнерства нового крупного промышленного района на Дальнем Востоке России на базе имеющихся в регионе гидроэнергетических и минерально-сырьевых ресурсов: природного газа, апатитов, угля, железных, урановых руд и других.
В результате реализации проекта решаются ключевые задачи общегосударственного значения, отраженные в Стратегии социального и экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и Схеме комплексного развития производительных сил,
транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, а также в отраслевых стратегиях федерального уровня: Транспортной стратегии РФ до 2020 года, Энергетической стратегии до 2020 года (в том числе Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики), Федеральной целевой программе «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 года».
Пришло время, как показывает опыт реализации стратегии развития региона, менять в комплексе не только инфраструктуру, но и поднимать уровень освоения базовых отраслей, создавать новые, развивать малый и средний бизнес, а главное - повышать социальные условия жизни людей, определять приоритеты экономики северных территорий.
За последние 5 лет отмечается ежегодный рост основных макроэкономических показателей. В 2010 году ВРП увеличился реально на 16% к 2005 году, промышленность - на 11% к 2005 году.
Республика, как и вся Россия, постепенно выходит из кризисной ситуации. Принятые меры по снижению негативных последствий финансового кризиса позволили восстановить темпы экономического роста. Благодаря принятым мерам темпы сокращения промышленности в республике в 2009 году (91,3%) сложились ниже, чем, в среднем, по России (90,7%). В 2010 году в республике практически по всем основным видам промышленной продукции восстановлен докризисный уровень. Индекс промышленного производства опережает среднероссийский уровень: 17,6% против 8,3% по РФ.
По итогам 2010 года ожидается рост ВРП до 102,6% к 2009 году. Своевременная переориентация экономики на диверсификацию промышленности с направленностью на нефтегазовый сектор позволила в кризисный год снивелировать падение в моноотрасли. В структуре отгруженной продукции в 8 раз увеличилась доля добычи нефти и природного газа. На треть сократился удельный вес добычи алмазов (38,7% в 2010 году). К 2020 году доля добычи алмазов сократится до 28% от всего объема промышленной продукции.
Получены первые реальные результаты реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года. В 2009 году завершено строительство I этапа нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», в промышленных масштабах осваиваются Талаканское, Алинское и Отраднинское месторождения углеводородного сырья.
Для обеспечения функционирования нефтепровода и, в целом, для обеспечения интенсивного развития Западной и Южной Якутии введены линии электропередач Мирный - Сунтар, Сунтар - Олекминск НПС№14, Нерюнгринская ГРЭС - Нижний Куранах. Введено 153,2 км автородог. Продолжается строительство железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск. Уложено серебряное звено на ст. Кердем.
Это создает условия и для реализации других крупных инвестиционных проектов. Так, начаты геологоразведочные работы на
Чаяндинском газовом месторождении. Определены стратегические ориентиры по реализации на территории республики Восточной газовой программы: в 2014 году - начало разработки нефтяной оторочки, в 2016 году - подача первого газа и завершение строительства газопроводной системы «Якутия - Хабаровск - Сахалин». Ведется разработка обоснования инвестиций по объектам Якутского центра газодобычи. Введены первые очереди подземных рудников по добыче алмазов «Мир» и «Айхал», первая очередь шахты «Денисовская».
Строительство железной дороги Улак - Эльга позволит уже в 2011 году начать добычу угля на уникальном Эльгинском месторождении, а к 2020 году увеличить объемы угледобычи в 4 раза.
При участии Инвестиционного фонда Российской Федерации реализуется инвестиционный Проект «Комплексное развитие Южной Якутии», в результате которого будет создано около 30 тыс. рабочих мест, обеспечена минерально-сырьевая база для развития российской атомной энергетики, черной металлургии. Благодаря реализации этого проекта развиваются и другие субъекты Российской Федерации на Дальнем Востоке: увеличивается пропускная способность БАМа, проектируются новые морские порты для грузов из Якутии, которые поступят в результате реализации новых инвестиционных проектов.
Достигнутые результаты в реальном секторе экономики позволяют системно решать вопросы повышения уровня жизни населения республики.
За последние 5 лет реальные денежные доходы населения возросли до 123,3% (в 2010 году по отношению к 2005 году), реальная заработная плата увеличилась почти на треть. В 2010 году рост реальных доходов составил 102,1% - к 2009 году. Уровень общей безработицы сократился с 8,7% (в 2009 году) до 8,4% (в 2010 году). Значительно замедлились темпы высвобождения рабочей силы и неполной занятости. Общее число вакансий в течение года выросло на 36% и составило 4,7 тыс. единиц (01.01.2010 - 3,5 тыс. единиц).
За 2006 - 2010 гг. введено около 1,5 млн. кв. м жилья. С 2005 года увеличился ввод жилья на душу населения от 0,27 до 0,31 кв. м.
За этот период газ впервые поступил в 20 сел, газифицировано 9,5 тысяч жилых домов, построено 1,2 тыс. км газопроводов, переведено на газ 65 котельных комплексов.
Республика располагает значительными запасами энергетических ресурсов и крупным топливно-энергетическим комплексом, который служит базой для дальнейшего развития экономики. Только на территории Южно-Якутского региона находится крупнейшее Эльконское урановое месторождение, запасы которого составляют 55% общероссийских и 7% мировых. Развитие данного месторождения будет способствовать формированию инфраструктуры, строительству автомобильных дорог, железнодорожной магистрали, созданию новых рабочих мест, даст дополнительные налоговые доходы в бюджет, позволит успешно развивать социальную сферу. Кроме того, путем строительства каскада ГЭС на
Якутских реках, перерабатывающих энергоемких промышленных предприятий, магистральных ЛЭП республика примет участие не только в воссоздании единой энергосистемы России, но и в создании энергомоста «Россия - Китай - Япония». Учитывая роль и место энергетики стран АТР, где проживает около 50% населения планеты, перспективность развития ТЭК с экспортной ориентаций Южно-Якутского региона бесспорна. В связи с этим, Правительством Республики Саха (Якутия) разработан Топливно-энергетический баланс на 2006 - 2010 гг. с учетом внутренних и внешних потребностей, который дал объективную комплексную оценку состояния топливно-энергетического баланса республики, оценку эффективности его использования, наметил резервы и возможности по улучшению структуры топливно-энергетического баланса.
Анализ показывает, что значение месторождений углеводородов в Республике Саха (Якутия), особенно в Южной Якутии, в развитии ресурсной базы всего Дальневосточного региона выходит на уровень решения федеральных задач. Не случайно, на первом заседании Координационного совета, обсуждавшем реализацию инвестиционного Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», состоявшемся 4 сентября 2009 года в г. Нерюнгри, было подтверждено, что в Южной Якутии будут созданы многоотраслевые производства, а Нерюнгри станет крупным индустриальным узлом с развитыми промышленной и социальной инфраструктурами, где вместе с угольной промышленностью получат развитие разные отрасли. Многоотраслевое развитие Южной Якутии имеет важное значение в связи с оттоком людей из г. Нерюнгри, потому что город был построен на одной отрасли, которая не давала уверенности в будущем. Отсюда исключительная сложность проекта, в реализации которого участвуют и государство, и крупные частные корпорации, она заключается в определении точек взаимодействия исполнителей и соинвесторов, проведении мониторинга, организации совместного проектирования объектов, синхронизации планов и графиков, централизации отдельных видов проектных работ.
В рамках реализации межрегиональных инвестиционных проектов, формируются крупные промышленные узлы по кластерному типу, внедряются механизмы государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Учитывая проводимую Правительством России политику по развитию моногородов, на териттроии Нерюнгринского района предполагается развитие агломерации.
Одним из направлений дальнейшего развития является создание точек роста в нескольких главных опорных населенных пунктах. В связи с этим, выбран моногород Нерюнгри с градообразующим предприятием ОАО ХК «Якутуголь», развитие которого планируется с использованием механизмов государственно-частного партнерства. На территории региона в настоящее время интенсивно разрабатывается Нерюнгринское месторождение каменного угля, и начинают осваиваться Чульмаканское и Денисовское
месторождения. В совокупности Нерюнгринский район обеспечивает до 90% добычи угля Якутии.
Корпорации развития Южной Якутии на этапе строительства предстоит: обеспечить синхронность строительства промышленных объектов и инфраструктуры железных и автомобильных дорог, линий электропередачи; решение ряда ключевых задач по развитию ЖКХ и подготовке кадров. Вопрос кадров для реализации мегапроектов в ситуации массового выезда людей из Южной Якутии в последнее время стоит остро из-за отсутствия экономических условий, разнообразной работы. Поэтому создание новых производств, закрепление людей на хорошо оплачиваемых рабочих местах являются стимулом для того, чтобы люди оставались надолго, навсегда.
Исследования показывают, что кадровое обеспечение для реализации массового выезда людей из Южной Якутии действительно является одним из острых вопросов для этого региона. Люди уезжают, потому что хотят найти себе постоянное пристанище, стабильность в жизни, уверенность в будущем. Эта ситуация, кстати, характерна не только для Нерюнгри, но и для всего Дальнего Востока.
Комплексное развитие Южной Якутии предусматривает решение следующей задачи - создание экономических условий людям, рабочих мест, причем, обеспечение разнообразной работой не только в угольной промышленности, но и в других отраслях республики.
Занятость населения Южной Якутии носит ряд специфических черт, одни из которых способствуют развитию региона, а другие - затрудняют. Так, для региона характерно резкое преобладание занятых в горнодобывающей отрасли, что является преимуществом для развития этой отрасли, однако, потребует осуществления программ переобучения для развертывания производств других отраслей промышленности.
В ближайшие 3 - 5 лет предстоит создание новых производств, новых рабочих мест с хорошей оплатой. Например, в августе 2009 года на совещании с участием председателя Правительства РФ В. В. Путина генеральный директор «Сургутнефтегаза» В. Богданов сообщил, что на его предприятиях в Якутии работают 2 тысячи местных жителей и 5 тысяч вахтовиков, прилетающих сюда самолетами, из которых половина желают остаться в Якутии. Хотя Витим пока еще не очень хорош в плане инфраструктуры, но, получая зарплату до 80 тысяч рублей, люди здесь уже сейчас остаются, так как видят перспективу. То же самое на Эльконе, в Томмоте, которые еще не города. Появление больших предприятий, несомненно, приведет к созданию больших городов. Например, один только Эльконский комбинат должен прибавить Томмоту 36 тысяч населения (если считать с семьями), что означает необходимость решения в будущем жилищной проблемы, как это было 35 лет назад с городом Нерюнгри, когда обживались северные территории.
Современная Якутия (по территории) - это самый большой регион в Дальневосточном федеральном округе, удельный вес которого составляет 50%, численность постоянного населения - 14,7%, уступает только
Приморскому и Хабаровскому краям, а ввод в действие жилых домов занимает 4 место в регионе.
Состояние ЖКХ - это сложная для Республики Саха (Якутии) проблема. Республика входит в число 10 регионов России с наибольшим удельным весом ветхого и аварийного жилья (12,2%).
Известно, что сложность жизнеобеспечения республики обусловлена климатическими особенностями, требующими повышенной надежности инженерной инфраструктуры, длительного отопительного сезона, а также разбросанностью территории Республики Саха (Якутия).
Нам представляется, что опыт планирования индустриального развития Южной Якутии можно использовать при создании принципиально новой социально-экономической инфраструктуры в Восточных регионах России. Важное значение здесь имеет схема государственно-частного партнерства, используемая в инвестиционном Проекте «Комплексное развитие Южной Якутии», хотя она пионерная для нашей страны, но давно и плодотворно работает в западных странах, так как эта схема содержит в себе сочетание бизнеса и государства на взаимовыгодных условиях.
Не случайно Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов, обращаясь к участникам Координационного совета, подчеркнул, что основной целью Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» является создание на основе принципов государственно-частного партнерства условий для формирования нового крупного промышленного района на Дальнем Востоке России, на территории Республики Саха (Якутия). Реализация проекта обеспечит весомый вклад в диверсификацию экономики страны, в повышение конкурентоспособности России. Проект, безусловно, имеет высокую геополитическую актуальность, еще более значимую в условиях мирового экономического кризиса, поскольку напрямую связан с обеспечением национальной безопасности страны.
России жизненно необходимо активно развивать Дальний Восток, выходить на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в связи с этим, комплексные государственно-частные инвестиционные проекты - это один из наиболее эффективных инструментов для решения задачи, поставленной государством перед бизнесом и обществом.
В соответствии с утвержденным Паспортом и Инвестиционным соглашением, разработка проектной документации оценивается в 10 ,4 млрд. руб. Из них 7,8 млрд. руб. - средства Инвестиционного фонда РФ; 2,6 млрд. руб. - средства соинвесторов (таблица 1).
Таблица 1
Параметры Паспорта комплексного инвестиционного Проекта «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»»
Наименование Ответственный__Инвестиции по годам, млн.
объектов участник проекта руб.
2008 2009 2010 Итого
За счет Ответственный - 5372,4* 2416,3* 7788,7
Инвестиционного исполнитель/соин
фонда РФ, всего вестор
Автодорожная инфраструктура Росавтодор 92,5* 134,0* 226,5*
Железнодорожная инфраструктура Росжелдор 420,3* 1073,4* 1493,7*
Электросетевая инфраструктура Минэнерго России 301,6 100,6 402,2
Канкунская ГЭС Минэнерго России / ОАО «РусГидро»** 2166,6 842,6 3009,2
Эльконский ГМК ГК «Росатом» / ОАО «ЭГМК-Проект»** 2391,4 265,7 2657,1
За счет средств Соинвестор 73,5 1347,8 1214,9 2636,2
соинвесторов,
всего
Тарыннахский ОАО 8,3 306,8 341,3 656,4
ГОК «Инвестиционная группа АЛРОСА»
Таежный ГОК ОАО «Инвестиционная группа АЛРОСА» 7,2 128,1 140,9 276,2
Селигдарский ОАО 413,5 356,0 769,5
ГХК «Инвестиционная группа АЛРОСА»
Якутский ГХК ОАО «Газпром» 361,5 272,8 634,3
Алданский завод ОАО «Газпром» 137,9 103,9 241,8
моторных топлив
Инаглинский УК ЗАО «Якутские угли - новые технологии» 58,0 58,0
Всего по проекту 73,5 6720,2* 3631,2* 10424,9
*С учетом корректировки паспорта, утвержденной Распоряжением Правительства РФ №1432-р от 02.10.2009 г.
** Ответственные исполнители направляют бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ в уставные капиталы соответствующих соинвесторов, соинвесторы финансируют разработку проектной документации.
Вопросы социально-экономического развития Восточных регионов России остро стояли на совещании, посвящённом выполнению поручений Президента Российской Федерации, состоявшемся 6 февраля 2008 г. в г.
Якутске. В своем выступлении Д.А. Медведев отметил: «... Принципиальным для республики является опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктур. Основным механизмом решения этих задач должны стать крупные инвестиционные проекты. Один из таких проектов - по развитию Южной Якутии - недавно утвержден правительством и предусматривает комплексное строительство объектов энергетики, транспорта, разработку месторождений полезных ископаемых.» [6].
Цель проекта - создание на Дальнем Востоке России на принципах государственно-частного партнерства крупного промышленного района, состоящего из объектов гидроэнергетики и кластера промышленных производств - гарантированных потребителей электроэнергии (таблица 2).
Инвестиционный Проект «Комплексное развитие Южной Якутии» впервые реализуется в рамках государственно-частного партнерства за счет средств частных инвесторов (инициатор проекта представляют консолидированные интересы соинвесторов (участников) проекта - ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» (ОАО «Южно-Якутская корпорация») и Инвестиционного фонда Российской Федерации). Стоимость проекта - 422,5 млрд. рублей в ценах 2007 года, из них: средства Инвестиционного фонда РФ - 114,5 млрд. рублей, частных инвесторов - 308 млрд. рублей.
Таблица 2
Схема государственно-частного партнерства_
Объекты плана бизнеса Объекты плана государства
Канкунская ГЭС Плотина Канкунской ГЭС
Эльконский ГМК Автодороги
Южно-Якутское горнометаллургическое объединение Железные дороги
Селигдарский горно-химический комплекс Электросетевая инфраструктура
Инаглинский угольный комплекс
Якутский газохимический комплекс
Алданский завод моторных масел
Источники: инвестиционный Проект «Комплексное развитие Южной Якутии» / Корпорация развития Южной Якутии, 2009 г. - С. 7.
Проект впервые предполагает создание на основе принципов государственного частного партнерства условий для формирования на Дальнем Востоке России (в Республике Саха (Якутия)) нового крупного промышленного района, включающего в себя объекты гидроэнергетики и кластер промышленных производств, преимущественно связанных с глубокой переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых (природного газа, апатитов, угля, железных, урановых руд и других). Реализация комплексного инвестиционного проекта окажет существенное позитивное влияние на изменение динамики основных макроэкономических показателей
развития Российской Федерации и улучшит параметры ее экономической безопасности, что определяет общегосударственное значение проекта.
Отмечая важность таких подходов к реализации крупных проектов, отметим, что прогнозируемое в них развитие территории региона должно учитывать условия формирования инвестиционной привлекательности этих регионов. Так, участие государства, в определенной степени, является гарантом для инвесторов, ибо структура инвестиций Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» по приведенной схеме предусматривает, что каждый рубль, инвестированный государством в инфраструктуру проекта, обеспечивает привлечение в экономику трех рублей частных инвестиций, т. е. 3 : 1.
Как уже отмечалось, Южная Якутия - регион с узкой специализацией экономики, но с высокими природно-ресурсным и промышленным потенциалами, реализации которых препятствует дефицит транспортной и энергетической инфраструктур. Разведанные здесь полезные ископаемые являются основой как для реструктуризации действующих предприятий, так и долговременной резервной базы промышленности (таблица 3). Но простая добыча ресурсов останется в прошлом, так как не только в предстоящем десятилетии, но и в перспективе потребуется не только менять подходы к нашим богатствам, с точки зрения их эффективности использования, а главное - обеспечить насыщение внутреннего рынка новыми продуктами, а также экспорт на рынки Китая и другие страны АТР.
Таблица 3
Состояние экономики и потенциал региона
Современное состояние Потенциал создания нового многоотраслевого промышленного района
> моноспециализация на золото и угледобычу; > низкий уровень развития перерабатывающих отраслей; > низкие темпы роста инвестиций; > отток населения; > дефицит инфраструктуры, прежде всего, энергетической и транспортной ^ крупнейший на Дальнем Востоке инфраструктурный узел (нефте- и газопроводы, железные и автодороги, электросети); > создание кластера предприятий по глубокой переработке минерального сырья и ресурсов; ^ гидроэнергетика; > производство урана; ^ газохимия; > железнорудное производство; > минеральные удобрения; > коксовый концентрат
Источники: инвестиционный Проект «Комплексное развитие Южной Якутии» / Корпорация развития Южной Якутии, 2009 г. - С. 5.
Как видно из таблицы 3, даже при наличии природно-ресурсного потенциала Южной Якутии важнейшим фактором инвестиционной привлекательности региона является самодостаточность в собственных трудовых ресурсах, возможность получения образования, профессионального роста, формирование комфортных условий для жизни населения..
Общая площадь территории Южной Якутии составляет более 400 тыс. кв. км, что сопоставимо с площадью таких субъектов РФ, как Республика Коми и Забайкальский край. При этом, в Южной Якутии в настоящее время проживает всего чуть более 150 тыс. человек (таблица 4).
Таблица 4
Территория и население Южной Якутии
Территория Площадь, Население, Плотность Расстояние
тыс. кв. тыс. чел., населения, от
км 2010 г. чел. / кв. км районного центра до
МО «Алданский район» 156,8 45,7 0,29 530
МО «Нерюнгринский 98,9 85,2 0,86 802
район»
МО «Олекминский 160,8 24,8 0,15 651
улус (район)»
Всего по Южной Якутии 416,5 155,7 0,37 -
Всего по Республике 3102,2 949,3 0,31 -
Саха (Якутия)
Доля Южной Якутии в РС(Я), % 13,4 16,4 - -
Источник: Якутстат
Население Южной Якутии составляет 16,5% от всех жителей Республики Саха (Якутия) при плотности не более 4-х человек на 1 км . Привлекательным является муниципальное образование «Нерюнгринский район» г. Нерюнгри.
Согласно экспертной оценке, на основании прогнозируемого развития производства на его территории численность населения в период до 2009 года сохранилась на уровне 86,8 - 85,7 тысяч человек, причем, в самом городе около 63,8 - 62,8 тысяч человек (таблица 5).
Таблица 5
Численность населения на территории г. Нерюнгри (среднегодовая) [9, с. 103]
Численность, тысяч человек 2000 г. 2005 г. 2009 г.
1. Постоянного населения, всего 104,8 - - 102,3 110 - 101 86,8 - 85,7
из них:
городского и поселкового 102,8 - - 100,2 108 - 98,7 85,4 - 84,3
сельского 2 - 2,1 2 - 2,3 1,42 - 1,39
2. Трудоспособного населения 68 - - 74 66 - 73 47,5 - 47
из них:
городского и поселкового 66,4 - - 72,4 64,4 - 71,5 46,4 - 46,2
сельского 1,64 - - 1,57 1,6 - 1,5 1,1 - 0,8
3. Трудоспособного занятого,
всего 57 - 51,3 56 - 51 44,7 - 42,3
4. Пенсионеров 13,4 - 12 13,2 - 11,9 21,5 - 21,9
По оценкам городской службы занятости, в этот период покинули регион порядка 18 - 16,6 тысяч человек, из них около 400 человек, достигших пенсионного возраста, число которых за 10 лет выросло более чем на 7 тысяч человек [9].
В Южной Якутии сложилась развитая система подготовки квалифицированных кадров, прежде всего, в сфере горнодобычи. Однако из-за оттока населения, прежде всего, наиболее профессионально-подготовленной прослойки населения в 1990 гг. текущий уровень квалификации не соответствует новым задачам и потребностям. Для обеспечения развития экономики региона квалифицированными инженерами и рабочими Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с инвесторами разрабатываются специальные образовательные программы. Прежде всего, это «Программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006 - 2010 гг. и основные направления до 2015 г.». Программой предусмотрено использование и развитие образовательного потенциала учреждений в г. Нерюнгри.
В Нерюнгри расположены несколько училищ (политехнический и гуманитарный колледжи, медицинское училище) и Технический университет (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, которые могут быть использованы как база для подготовки кадров нужной квалификации для новых проектов развития Южной Якутии.
Так,например, в Нерюнгринском гуманитарном колледже открыты четыре новые технических специальности, в том числе по таким профилям, как: гидротехническое строительство, горно-геологический, дорожно-строительный, энергетический, транспортный (железнодорожный).
Позитивным фактором инвестиционной привлекательности ЮжноЯкутского региона является сравнительно хорошо развитая в нем промышленная сфера, представленная угольной, энергетической, транспортной и золотодобывающей отраслями; кроме того, регион обладает
развитыми мощностями в строительстве, машиностроительной, деревообрабатывающей, пищевой, аграрной и легкой промышленности. Развитость в нем транспортной инфраструктуры (железнодорожной, автомобильной, авиационной) сегодня и ближайшие годы позволяет осуществлять постоянный грузопоток не только внутри региона, но и всей Республики Саха (Якутия).
Формирование качественно новой социальной сферы на территории реализации проекта создает предпосылки для закрепления населения и смены преобладающей тенденции миграционного обмена на противоположную, а также перехода территории реализации проекта из разряда зон с депрессивной социально-экономической средой в категорию районов опережающего развития с высокими показателями качества жизни населения.
В настоящее время проведена оценка потребности в жилом фонде и объектах социально-коммунальной инфраструктуры по опорным населенным пунктам проекта до 2022 года (срок ввода всех объектов в эксплуатацию), общая потребность в жилом фонде составит ориентировочно 2,4 млн. кв. м жилья с учетом необходимости обновления ветхого жилфонда. В целом, на реализацию программы создания социальной и коммунальной инфраструктур необходимо 326,5 млрд. руб., в том числе жилищное строительство - 205,2 млрд. руб.
Однако реализация природного, промышленного и научно-технического потенциалов возможна лишь при проведении комплексных мер по привлечению инвестиций в регион, позволяющих получить эффекты от реализации Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» за счет: ♦♦♦ ускорения темпов социально-экономического роста восточной части страны;
♦♦♦ усиления геополитических позиций России в Юго-Восточной Азии, в том числе за счет увеличения экспортных поставок российской продукции и диверсификации российского экспорта; ♦♦♦ становления новых производств по глубокой переработке добываемого сырья, развития производства стратегически важных товаров и других сопутствующих отраслей экономики (строительства, ЖКХ, торговли, услуг);
♦♦♦ развития в регионе строительной отрасли, в том числе дорожного
строительства, а также производства строительных материалов; ♦♦♦ привлечения в Якутию (один из самых малонаселенных субъектов Российской Федерации) около 100 тысяч человек экономически активного населения;
♦♦♦ развития социальной инфраструктуры (жилищное строительство, здравоохранение, образование, соц. учреждения), что позволит снизить отток населения из региона.
Таким образом, особое значение проекта определяется тем, что его реализация будет способствовать ускорению темпов экономического роста Восточной части России. В настоящее время Восточная часть Российской
Федерации, в целом, явно отстает от Европейской по темпам экономического развития и реализуемым масштабным инвестиционным проектам, испытывает миграционный отток населения. В долгосрочной перспективе это чревато разнообразными негативными последствиями, вплоть до угрозы экономическому суверенитету и территориальной целостности страны. В этой связи, поиск и поддержка «точек роста» восточнее Урала, в том числе на Дальнем Востоке являются задачей крайне актуальной, прежде всего, в силу возможности укрепления позиций России в растущем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Литература и источники:
1. Общественно-политический журнал Федерального собрания Парламента РФ. - М. : Изд-во АНО «Редакция журнала Российская Федерация сегодня», ноябрь 2006. - С. 2 - 7.
2. Российский региональный еженедельник «МК в Якутии». - Якутск : Изд-во «Сахаполиграиздат» 2007. - № 17. - С. 11 - 17.
3. Аналитическая информация о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) от 14.03.2007 г. (г. Якутск).
4. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, (сводный том). Одобрена Правительством РФ (Протокол Заседания Правительства РФ от 08.02.2007 г. №5).
5. О Государственной целевой программе «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы и на основные направления развития до 2015 года»: Закон Республики Саха (Якутия) от 25.04.2007 (443-3 № 901-111).
6. Распоряжение Правительства РФ №302-р от 10 марта 2009 года «Паспорт комплексного инвестиционного Проекта «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».
7. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.07.2007 года № 295 «О плане социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 года».
8. Мониторинг основных показателей регионов Дальневосточного федерального округа за январь - июль 2008 г. (оперативные данные) // Статистический бюллетень №235/0235. - Якутск. - 62 с.
9. Северо-Восток России: региональная экономика и управление : монография / Е. А. Борисов [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук Е. А. Борисова и д-ра экон. наук В. А. Уварова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Финтрекс. - 2006. - 624 с.
10.Егоров, А. Сколько стоит нефть «ВСТО» // Индустрия севера. -4.06.2010. - С. 5.
11.Уваров, В. А. Южная Якутия: инвестиционный потенциал комплексного развития / В. А. Уваров, В. И. Кондратьева, И. В. Русинова // Научный ежегодник. - Хабаровск : ДВАГС. - 2010. - № 8. - С. 52 - 66.