Научная статья на тему 'Влияние освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие южно-якутского региона'

Влияние освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие южно-якутского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
504
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕР / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Артамонов И.И.

В статье рассмотрено влияние освоения природных ресурсов на экономическое развитие Южной Якутии. Исследование позволяет сделать вывод, что природно-ресурсный сектор экономики региона должен выполнять не только функцию пополнения доходов бюджета, но и служить источником долгосрочного сбалансированного социально-экономического развития региона, обеспечивая воспроизводство природного и человеческого капитала территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Артамонов И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие южно-якутского региона»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

16 (157) - 2012

УДК 332.1:504(571.56-13)

влияние освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие южно-якутского региона

и. и. артамонов,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики севера E-mail: ene01@yandex. ru северо-Восточный федеральный университет им. м. К. Аммосова

В статье рассмотрено влияние освоения природных ресурсов на экономическое развитие Южной Якутии. Исследование позволяет сделать вывод, что природно-ресурсный сектор экономики региона должен выполнять не только функцию пополнения доходов бюджета, но и служить источником долгосрочного сбалансированного социально-экономического развития региона, обеспечивая воспроизводство природного и человеческого капитала территорий.

Ключевые слова: природные ресурсы, социально-экономическое развитие, кластер, человеческий капитал.

Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили страну от унизительной сырьевой зависимости. Сделано далеко не все необходимое в предшествующие годы. И далеко не все сделано правильно [4]. В настоящий момент обострился ряд новых вызовов для долгосрочного развития российской экономики. В этих условиях необходим переход на новую модель развития на основе проведения всеобщей высокотехнологичной модернизации экономики.

Для модернизации экономики России необходима новая волна индустриализации. Главная задача — создать современную материально-техническую базу экономики, выделив в виде базовых и модернизировав те отрасли, которые в наибольшей степени соответствуют географическому положению, ресурсной

основе, способны с большим запасом прочности интегрироваться в мировую систему экономики. Нужна новая экономика с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой [5].

Для успешной реализации ресурсного потенциала и имеющейся производственной базы Республики Саха (Якутия) [далее — РС (Я)] большое значение имеет стратегия ускоренного экономического развития. В современных условиях конкуренция в мировой экономике выдвигает жесткие условия вовлечения в хозяйственный оборот новой территории со всеми ее природными ресурсами. Южная Якутия является потенциальной зоной опережающего экономического развития не только республики, но и России в целом. Южная Якутия обладает значительными запасами разнообразных природных ресурсов, разведанных и прогнозных месторождений полезных ископаемых, которые оцениваются в 780 млрд долл., что составляет около 30 % потенциала недр республики. Здесь производится 13 % промышленной продукции, сосредоточено около 10 % финансовых ресурсов и основных фондов Республики Саха (Якутия). Примерно 20 % капитальных вложений направляется на модернизацию и замену оборудования и менее 80 % — на расширение мощностей.

В настоящее время Южная Якутия эффективно развивается как крупный диверсифицированный промышленный регион. В современных условиях

именно горнодобывающая промышленность региона благодаря широкому распространению дефицитных полезных ископаемых наиболее полно использует выгоды, предоставляемые географическим разделением труда. В настоящее время по структуре промышленно-производственного потенциала и характеру специализации в регионе достаточно четко выявляются следующие промышленные узлы: Нерюнгринский — имеет моноспециализацию по добыче коксующегося угля, который идет на экспорт; Алданский — имеет моноспециализацию по добыче руд цветных металлов и производству концентратов (золота, олова, сурьмы), вся добыча идет на внутренний российский рынок; Томмотский промышленно-транспортный узел смыкает автомобильные, железнодорожные и водные пути региона и формирует связи с другими внутренними социально-экономическими районами; Чульманско-Нерюнгрин-ский энергетический узел обеспечивает потребности производства и населения в энергии и тепле [2, 3, 6].

Если на первой стадии освоения региона добывалось только золото, то на следующих стадиях создавались необходимые экономические условия для роста экономики и промышленности края: в хозяйственный оборот вовлекались уголь и железная руда, составляющие минеральную основу для развития очага черной металлургии и химической промышленности, а также других видов экономической деятельности.

В условиях планового развития единого хозяйственного комплекса страны регионы Севера, в том числе Якутия, служили сырьевыми источниками. При этом теоретической основой являлись создание и развитие моноотраслевой специализации экономики при минимальном инфраструктурном и социальном обеспечении территории. В настоящее время важнейшим условием социально-экономического развития Южной Якутии является реализация территориально-отраслевого подхода к ее развитию [3]. Однако это потребует масштабной модернизации и обновления основных фондов экономики Южной Якутии в связи с реализацией в республике Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 г. и инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» [2, 6].

Здесь ожидаются крупные изменения — формирование многоотраслевого промышленного комплекса общегосударственного значения, включающего вновь создаваемые предприятия атомной, горно-

химической и газохимической промышленности, черной металлургии, мощных гидроэлектростанций. Дальнейшее развитие получат золотодобывающая и угольная отрасли промышленности. Одновременно уделяется достаточное внимание действующим базовым видам экономической деятельности региона для того, чтобы обеспечить их стабильную работу и поступательное развитие. Казалось бы, это простая текущая задача, но на самом деле достаточно сложная, потому что, с одной стороны, необходимо обеспечить финансово-организационные условия работы базовых предприятий, с другой стороны, реализовать ряд инвестиционных проектов только для поддержки достигнутого уровня.

Необходимо также пересмотреть потенциал Алданского промышленного района с точки зрения возможного вовлечения в эксплуатацию месторождений апатитов, реализовать проект по созданию гидроэнергетического комплекса. Должны быть реализованы проекты в черной металлургии. В стратегическом плане будущий горно-металлургический кластер будет иметь преимущество за счет огромных запасов руды и в результате формирования в районе крупного территориального кластера общероссийского масштаба и значения, позволяющего получить синергетический эффект, а главное, за счет имеющейся развитой производственной инфраструктуры.

Черная металлургия региона благодаря большому ресурсному потенциалу способна обеспечивать железорудным сырьем и металлом не только Дальний Восток и Забайкалье, а с учетом вовлечения в оборот железистых кварцитов Чаро-Токкинского железорудного района возможна поставка излишков в Сибирь, а также на экспорт.

Для обеспечения стабильной работы угольной промышленности нужно провести коренную реконструкцию угольных карьеров, так как разрез Нерюнгринский переходит на подземную добычу; построить две шахты на месторождениях Южной Якутии; вовлечь в разработку пятиметровый пласт на Нерюнгринском месторождении. К числу крупных инвестиционных проектов относится освоение Эльгинского месторождения каменного угля, расположенного на юго-востоке Якутии в 450 км восточнее г. Нерюнгри и в 320 км севернее БАМа. На прилегающих территориях расположены небольшие золотоносные районы и узлы Северостановой рудной провинции, Сутамский железорудный район, выявлены месторождения и проявления молибдена, ниобия и тантала, корунда [2, 3, 6].

На базе Южно-Алданского и Чаро-Токкинс-кого железорудных районов будут создаваться два одноименных горно-металлургических комплекса, которые в будущем, с начала организации металлургического производства, сформируются в один горно-металлургический кластер.

Для создания горно-металлургического кластера потребуется 200 млрд руб., что составляет 40 % всех инвестиций, необходимых для создания территориального кластера, в том числе на строительство ГОКов Южно-Алданского района (Таежный и Десовский) — 35 млрд руб. и Чаро-Токкинского (Тарыннахский и Горкитский) — 40 млрд руб. К числу значительных инвестиционных проектов относится проект формирования Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса для обеспечения электроэнергией потребностей Дальнего Востока, для ее экспортных поставок в КНР, Японию, Монголию, а также для выработки дешевой электроэнергии для собственного энергоснабжения. Намечается строительство каскада гидроэлектростанций в бассейне реки Алдан, притока р. Лены, на реках Учур и Тимптон. В зоне строительства железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск будет осваиваться природно-ресурсный потенциал от Нижне-Ботуобинской нефтегазоносной области на западе республики до створов будущих каскадов ГЭС Учуро-Тимтонского междуречья на востоке региона. В зоне прилегания железной дороги находятся высококачественные угли региона, включая Эль-гинское месторождение, железные руды Алданской железорудной провинции, лесосырьевые ресурсы и запасы редкоземельных металлов [2, 3, 6].

При проведении диверсификации и инновации экономики Южной Якутии следует учитывать ее ресурсную специализацию; сложную внутреннюю структуру функционирования; техническую, технологическую оснащенность и организационное устройство ресурсных отраслей на основе стратегического отраслевого и кластерного анализа; консолидацию финансовых, интеллектуальных и административных ресурсов региона.

Кластер будет способствовать реализации технико-технологических и институциональных инноваций и послужит ядром реструктуризации минерально-сырьевого комплекса Южной Якутии, который планируется реализовать в два этапа. На первом этапе разрабатывается проектная документация, на втором — строятся промышленные и инфраструктурные объекты (таблица).

На стадии строительства инвестиции бизнес-компаний значительно возрастут и составят почти 75 % сметной стоимости всего проекта, а это свыше 305 млрд руб. Южная Якутия становится эпицентром инфраструктурного развития Дальнего Востока и Забайкалья. Согласно планам должны появиться следующие крупнейшие объекты: Эльконский горно-металлургический комбинат; Тарыннахский и Таежный ГОКи, сгруппированные в ЮжноЯкутское горно-металлургическое объединение; Инаглинский угольный комплекс; Селигдарский горно-химический комплекс; Якутский газоперерабатывающий и газохимический комплекс; Алданский завод синтетических моторных топлив.

В Южной Якутии планируется сформировать пять кластеров — энергетический, химический,

Инвестиции первого этапа социально-экономического развития Южной Якутии

Инвестируемый объект Исполнитель/ соинвестор Инвестиции по годам, млн руб.

2008 г. 2009 г. 2010 г. Итого...

За счет Инвестиционного фонда РФ, всего — 5 372,4 2 416,3 7 788,7

Автодорожная инфраструктура Росавтодор — 92,5 134,0 226,5

Железнодорожная инфраструктура Росжелдор — 420,3 1 073,4 1 493,7

Электросетевая инфраструктура Минэнерго России — 301,6 100,6 402,2

Канкунская ГЭС Минэнерго России / ОАО «РусГидро» — 2 166,6 842,6 3 009,2

Эльконский ГМК ГК «Росатом» / ОАО «ЭГМК-Проект» — 2 391,4 265,7 2 657,1

За счет средств соинвесторов, всего Соинвестор 73,5 1 347,8 1 214,9 2 636,2

Тарыннахский ГОК ОАО «Инвестиционная группа АЛРОСА» 8,3 306,8 341,3 656,4

Таежный ГОК ОАО «Инвестиционная группа АЛРОСА» 7,2 128,1 140,9 276,2

Селигдарский ГХК ОАО «Инвестиционная группа АЛРОСА» — 413,5 356,0 769,5

Якутский ГХК ОАО «Газпром» — 361,5 272,8 634,3

Алданский завод моторных топлив ОАО «Газпром» — 137,9 103,9 241,8

Инаглинский УК ЗАО «Якутские угли — новые технологии» 58,0 — — 58,0

Всего по проекту... 73,5 6 720,2 3 631,2 10 424,9

Источник: [2, 3, 6].

52 -

атомный, угольный и металлургический. Концептуальной идеей формирования кластера является переход региона на постиндустриальный тип развития, характеризуемый увеличением создаваемой добавленной стоимости на основе развития высокотехнологичных переделов продукции, развитием сетевых отношений, усилением включенности региональной экономики в мировые процессы передачи знаний, умений и навыков.

При подготовке и реализации крупнейших инвестиционных проектов на территории региона в качестве квазикорпорации выступает ОАО «Корпорация развития Южной Якутии». Предприятие создано для создания на основе принципов государственно-частного партнерства условий формирования нового крупного промышленного кластера. Участниками проекта также являются: урановый холдинг ОАО «Атомредметзолото», ОАО «РусГидро», ОАО «Газпром». Обязательным условием для реализации проекта является создание в районе промышленного строительства необходимой инфраструктуры: железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и подстанций.

В рамках государственно-частного партнерства из средств Инвестиционного фонда РФ намечены финансирование, проектирование и строительство около 270 км железных и 150 км автомобильных дорог, около 1 200 км высоковольтных линий электропередачи, участие в софинансировании строительства объектов, имеющих стратегическое значение, — Канкунской ГЭС и Эльконского ГМК. Тем самым, при общей стоимости проекта более чем в 424 млрд руб., доля участия государства в нем составит около 115,7 млрд руб., т. е. каждый рубль, вложенный государством, привлечет 3 руб. от бизнес-структур.

Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» полностью соответствует Энергетической и Транспортной стратегиям России и Программе развития атомной энергетики Российской Федерации. Учитывая крупномасштабность предлагаемых к реализации на территории Южной Якутии инвестиционных проектов, развитие этого региона в масштабах всей Федерации будет способствовать сохранению высоких темпов развития в стране, увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему России, росту доходов и занятости населения [2].

Исходя из изложенного, предложен методический подход к обоснованию формирования и

развития кластеров как института регионального развития по следующим направлениям:

• результативность организации кластера как сетевой формы развития бизнеса в регионе, в том числе с позиций отдельных хозяйствующих субъектов;

• результативность кластера как института регионального развития, включая его пространственное развитие;

• результативность кластера с позиций человека — жителя региона.

Оценку формируемых кластеров следует дать с применением трехуровневой системы динамических критериев, которая включает:

• среднереспубликанский критерий, отражающий темпы динамики социально-экономических процессов в республике;

• среднеотраслевой критерий, учитывающий тенденции развития соответствующих природно-ресурсных отраслей экономики России в целом. Этот вид критериев рассчитывается отдельно для каждой отрасли по добыче и обработке определенного вида природного ресурса;

• средний для макрорегиона (средний для регионов Севера и Дальнего Востока) критерий необходим для учета динамических особенностей социально-экономических процессов группы регионов, к которым принадлежит исследуемый субъект.

Предлагаемая методика представляет собой процесс, начинающийся с определения целевых установок социально-экономического развития региона, для которого природно-ресурсный фактор является определяющим в экономике, и завершающийся разработкой рекомендаций по усилению влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие таких регионов и природно-ресурсных отраслей России в целом.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что природно-ресурсный сектор экономики региона должен выполнять не только функцию обеспечения роста доходов бюджета, но также служить источником долгосрочного сбалансированного социально-экономического развития региона, обеспечивая воспроизводство природного и человеческого капитала территорий. В условиях сложившихся последствий мирового финансового кризиса перспективы природно-ресурсных отраслей экономики Республики Саха (Якутия) должны быть обращены в направлении углубления переработки добываемого на территории

республики сырья, повышения комплексности его использования и ориентации на удовлетворение потребностей в сырье и продуктах его переработки внутри республики и страны в целом.

Основным препятствием на пути реализации указанных планов может стать кадровая проблема. Можно говорить, что уровень образования населения в Республике Саха (Якутия) довольно высок, однако квалификация местного населения в настоящее время не в состоянии удовлетворить потребности новых производств. В качестве механизма решения кадрового вопроса целесообразно использовать все имеющиеся в настоящее время ресурсы:

1) привлечение местного населения, прежде всего наиболее перспективной его части — молодежи, только вступающей в трудоспособный возраст, путем организации специальных образовательных программ;

2) стимулирование переселения трудоспособного населения из других районов республики с прохождением переобучения (за счет средств республиканского бюджета и инвесторов) и предоставлением жилья.

В целом, основное ограничение, стоящее сегодня на пути как диагностики, так и оценки регионального кластера — действующая система статистики, которая не позволяет адекватно оценить результативность усилий по формированию и развитию кластеров. В этой связи целесообразным представляется оптимизировать процесс сбора информации о кластерах через региональную составляющую статистического учета, а также организовать муниципальный статистический учет, что позволит не только вырабатывать эффективную кластерную политику и оценивать результаты реализации кластерных инициатив в регионе, но и сформировать действенные инструменты управления, планирования и прогнозирования на различных уровнях.

Проведенный анализ влияния освоения природных ресурсов на социально-экономическое развитие Южной Якутии показал, что главными характеристиками и особенностями социально-экономического развития Южной Якутии следует считать межрегиональную масштабность параметров развития и его общенациональное значение. Это практически первый в постсоветский период проект такой масштабности по объемам инвестиций, срокам реализации, территории воздействия, инфраструктурной связанности, необходимой и до-

статочной для эффективного развития социальных, хозяйственных и природно-ресурсных подсистем региона, системной инновационности, обусловливающей принципиально новый, инновационный путь экономического развития и т. д.

Социально-экономическое развитие Южной Якутии способно инициировать мощные положительные социально-экономические эффекты. Речь идет об ускорении темпов экономического роста восточной части страны, усилении позиций России в Юго-Восточной Азии, в том числе за счет увеличения экспортных поставок российской продукции и диверсификации российского экспорта—как расширения его географии, так и увеличения номенклатуры производимых товаров. Начнется становление новых производств по глубокой переработке добываемого сырья, развитие в регионе строительной отрасли, в том числе дорожного строительства, а также производства строительных материалов. Тем самым появятся реальные условия для социально-экономического роста республики. Своевременное решение кадровой проблемы напрямую будет связано также с улучшением состояния социальной и коммунальной инфраструктуры в регионе. В этой связи реализация программных мероприятий за счет федерального и республиканского бюджетов по строительству объектов жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, а также в сферах образования, здравоохранения и других будет способствовать привлечению и закреплению экономически активного населения в регионе.

Список литературы

1. Артамонов И. И. Подходы к разработке программ социально-экономического развития районов Севера // Управление мегаполисом. 2008. № 6.

2. Егоров Е. Г. Северо-Восток России: политика, экономика, наука. Якутск: Компания «Дани АмпС», 2011.

3. Егоров Е. Г. Якутия: размещение производительных сил. Новосибирск: Наука, 2005.

4. Медведев Д. А. Россия вперед! URL: http:// kremlin. ru.

5. Путин В. В. Нам нужна новая экономика. URL: http:// putin2012.ru.

6. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. URL: http://sakha. gov. ru/mincon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.