Наглядным проявлением приоритета неолиберализма над кейнсианством в 70-80-е гг. была планомерная по соответствующим многолетним программам денационализация многих отраслей хозяйства, находившихся ранее в сфере государственной экономики.
За последние годы благодаря этому существенно оздоровилась экономика Великобритании, Франции, Японии, Восточной Германии (бывшая ГДР), Чили, Испании и других стран, минимизировавших сферу государственного экономического влияния.
Уровень вмешательства государства в экономику был разным. Это и естественно, ведь страны решали как общие, так и свои специфические задачи. Так, Франция и Швеция пошли по пути государственного (индикативного) планирования.
Во Франции осуществлялся жесткий государственный контроль над кредитом. Великобритания не торопилась с применением планирования, а национализацию рассматривала как меру «спасения» стагнирующих отраслей, а не как средство стимулирования роста эффективности.
Высок был уровень национализации промышленности в Австрии, Бельгии, Италии.
Несмотря на различия в задачах и методах проведения экономической политики в европейских странах, программа восстановления Европы была успешно выполнена. Довоенный уровень производства был достигнут уже в начале 50-х гг., а темпы роста экономики в целом и новых отраслей промышленности в частности к 1952 г. оказались выше ожидаемых.
УДК 334.7
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (НА МАТЕРИАЛАХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Н. И. Краснова
Рассматривается малое предпринимательство как социально-экономическая система и как система, обладающая возможностями саморегулирования. Акцентируется внимание на необходимости создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, что связано с управлением его развитием. Выдвигается тезис, что развитие малого предпринимательства связано с достижением его успешности и устойчивости. Анализируются социальные и экономические показатели, отражающие изменения в системе малого предпринимательства в Самарской области в 2010 г.
Малое предпринимательство как социально-экономическая система -это своеобразная социальная форма организации экономической деятельности, сложный хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в условиях неопределенности. Эта система функционирует в услови-
ях существования и развития таких социально-экономических институтов, как собственность, разделение труда, контроль, денежная система, рабочие организации, административные органы, корпорации, налоги, доходы и т.д. [1]. Малое предпринимательство - это сложная, вероятностная, динамическая социально-экономическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Если рассматривать ее в материально-производственном аспекте, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация; выходом - материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предназначенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом - воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности [1].
Малое предпринимательство - активное образование, функционирующее внутри масштабных социальных систем, поэтому оно вбирает в себя признаки экономической (рыночной) и социальной составляющих. Как система малое предпринимательство устанавливает различные связи, взаимоотношения. С одной стороны, его успешность и устойчивость на рынке - показатель экономически стабильного государства, с другой - увеличение числа рабочих мест, повышение зарплаты работникам и др. - не просто решение проблемы занятости, а показатель социального благополучия в обществе. При этом, как показывает зарубежная практика, малый бизнес имеет мощный развивающий потенциал и может выполнять роль «двигателя» общественного развития в любом государстве. Малое предпринимательство относится к классу систем, обладающих определенной самостоятельностью и возможностями саморегулирования. Это предполагает анализ внутренней структуры малого бизнеса, ядром которой является частная собственность.
При рассмотрении внутренней структуры малого предпринимательства важным моментом является понимание ее динамичности. В ходе становления рыночных отношений в ней происходят существенные количественные и качественные преобразования. Причем непосредственная и опосредованная взаимосвязь структурных элементов настолько сложна, что они не могут существовать изолированно, не взаимодействуя друг с другом. Малое предпринимательство в условиях современных трансформационных преобразований -это самостоятельный сектор экономики, обладающий значительным инновационным потенциалом, производящий товары, работы и услуги, основанный на использовании индивидуального труда, частной и личной собственности, ограниченного количества ресурсов (рабочей силы, мощностей и др.) [2].
Создавая благоприятные условия для развития малого предпринимательства, государство укрепляет свои позиции в качестве стабильной, развивающейся системы. Однако этот вопрос остается злободневным для российского государства и на современном этапе, и его решение связано непосредственно с управлением малым предпринимательством в целом и управлением его развитием (достижением его успешности и устойчивости).
Для достижения этих целей необходимо создание условий, что требует, как считают исследователи [3]:
- наличия внешнего управляющего субъекта, в качестве которого выступают государство и его представители на различных уровнях власти (региональном и муниципальном);
- наличия субъекта самоуправления (саморегулирования), в качестве которого выступают общественные объединения, ассоциации предпринимателей, повсеместно возникающие в российском обществе;
- разделения ответственности в вопросах управления развитием малого предпринимательства между государством и обществом, формирования социально-ответственной позиции бизнеса.
Таким образом, малый бизнес как социально-экономическая система включает социальные и экономические показатели, по которым можно наблюдать его изменения: рабочие места, занятость населения, получаемая прибыль от деятельности, оборот малых предприятий и т.д.
Проведем анализ социальных и экономических показателей, отражающих изменения в системе малого предпринимательства в Самарской области в 2010 г. По состоянию на 01.01.2011 г. в Самарской области насчитывалось 124 100 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 5728 малых предприятий (без микропредприятий), 41 302 микропредприятий, 545 средних предприятий и 76 600 человек индивидуальных предпринимателей (табл.1) [4].
Таблица 1
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства Самарской области в 2009 г. и 2010 г.1
Показатель Единица измерения Всего В процентах к итогу в 2010 г. Число субъектов бизнеса на 1000 жителей в 2010 г., ед.
2009 г. 2010 г.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства тыс. ед. 124,1 120,144 100 39
в том числе:
количество малых предприятий тыс. ед. 5,728 5,118 4,6 2
количество микропредприятий тыс. ед. 41,3 41,302 33,3 13
количество средних предприятий тыс. ед. 0,545 0,473 0,4 менее 1
количество индивидуальных предпринимателей тыс. человек 76,6 73,251 61,7 24
Общепризнанным показателем развития сектора предпринимательства независимо от масштабов региона является плотность малого и среднего предпринимательства - число субъектов бизнеса на 1000 жителей. В Самар-
1 Составлено автором на основе данных сайта МЭРИТ Самарской области.
ской области данный показатель (без учета микропредприятий) составляет 39 субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей, в том числе 2 малых предприятия на 1000 жителей; 13 микропредприятий на 1000 жителей, 24 индивидуальных предпринимателя на 1000 жителей и менее 1 среднего предприятия на 1000 жителей. Прирост субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 г. составил 3,3 %. Наибольший процент прироста наблюдается среди малых предприятий области (11,9 %).
Доля малых предприятий (без микропредприятий) в основных экономических показателях Самарской области на 01.01.10 г. составила: в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) - 11,2 %; в обороте организаций - 15,7 %; в инвестициях в основной капитал - 2,3 % [5].
Структура малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности представлена на рис. 1. Наибольший удельный вес малых предприятий в общем их количестве наблюдается в оптовой и розничной торговле, в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 31,5 %. По сравнению с 2009 г. этот показатель снизился на 0,3 %, что является хорошей тенденцией. Радует, что растет доля малых предприятий в отрасли обрабатывающих производств до 14,9 %, в сравнении с 14,4 % в 2009 г.; в сельском хозяйстве до 5 % против 4,4 % в 2009 г. Хотя процент прироста - ничтожный.
Рис. 1. Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности в 2010 г., % [4]
В структуре средних предприятий по видам экономической деятельности больше всего субъектов в обрабатывающей промышленности - 24,8 %. Прирост по сравнению с 2009 г. составил 18,4 %. На втором месте по численности среди средних предприятий - предприятия в оптовой и розничной торговле, в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 22,6 % (прирост в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 20,6 %). В 2010 г. произошло снижение числа средних предприятий в строительстве и в гостиничном и ресторанном бизнесе. Во всех других видах экономической деятельности наблюдался прирост средних предприятий (табл. 2).
Таблица 2
Количество средних предприятий по видам экономической деятельности в 2010 г.
Вид экономической деятельности Всего предприятий Прирост (снижение) по сравнению с 2009 г.
ед. % к итогу % в абсолютных величинах, ед.
1 2 3 4 5
Всего 545 100 15,2 72
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 67 12,3 11,7 7
Обрабатывающие производства 135 24,8 18,4 21
Строительство 58 10,6 -3,3 -2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 123 22,6 20,6 21
Гостиницы и рестораны 5 0,9 -16,7 -1
Транспорт и связь 31 5,7 10,7 3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 58 10,6 без изменений без изменений
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 6 1,1 без изменений без изменений
Прочие 62 11,4 58,9 23
Общая численность занятых в малом и среднем бизнесе на 01.01.2010 г. составляет 32 % от всех занятых в экономике области. Однако численность работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса Самарской области, гораздо больше, так как у каждого предпринимателя без образования юридического лица, а их за 2010 г. насчитывалось 76 600 человек, по экспертным оценкам занято в среднем еще 3-4 человека. С учетом этого можно предположить, что численность занятых в сфере малого бизнеса Самарской области составляет более 40 % от всех занятых в экономике области.
Численность предпринимателей без образования юридического лица увеличилась в 2010 г. по сравнению с прошлым годом на 4,6 % или на 3349 человек. На 01.01.2010 г. на малых предприятиях (с учетом микропредприятий) работало 247,1 тыс. человек, численность постоянно занятых составила 225,1 тыс. человек (19,3 % от всех занятых в экономике области). Численность занятых на средних предприятиях в 2010 г. - 58 055 человек (около 5 % от всех занятых в экономике области).
Основная доля работающих на средних предприятиях была занята в организациях, занимающихся обрабатывающими производствами - 30 % от общей численности занятых на средних предприятиях области; оптовой и
розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 15,9 %.
Оборот средних и малых предприятий (без учета микропредприятий) составил в 2010 г. 306 375,1 млн руб., в том числе оборот средних предприятий - 101 635,4 млн руб. (прирост по сравнению с 2009 г. 46,8 %), оборот малых предприятий - 204 739,7 млн руб. (7,9 % падения в сравнении с 2009 г.).
Наибольший оборот малых предприятий (без микропредприятий) в 2010 г. отмечен на предприятиях оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 122 203,7 млн руб. (59,7 % от общего оборота на малых предприятиях). На предприятиях обрабатывающих производств оборот составил 28 970,6 млн руб. (14,1 %, что больше на 4,1 % в сравнении с предыдущим годом) (рис. 2).
Наибольший оборот средних предприятий региона в 2010 г. отмечен на предприятиях оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 45 897, 329 618 млн руб. (55 % прироста в сравнении с прошлым годом). На средних предприятиях обрабатывающих производств оборот составил 27 671,4 млн руб. (74 % прироста за 2010 г.); строительства - 7923,3 млн руб., на предприятиях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, специализирующихся на аренде и предоставлении услуг, - 6790,4 млн руб.
■ Сельское хозяйство
■ Обрабатывающие производства
■ Строительство
■ Оптовая и розничная торговля
■ Гостиницы и рестораны
■ Транспорт и связь
■ Операции с недвижимым имуществом
■ Здравоохранение
Прочие
Рис. 2. Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2010 г., %
Доля инвестиций в основной капитал в общеобластном уровне на 01.01.2010 г.: малых предприятий (без микропредприятий) - 2,3 %; средних предприятий - 3,1 %.
В 2010 г. наибольший объем инвестиций в основной капитал направлен малыми предприятиями (без микропредприятий), занимающимися оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 33,2 % (857,7 млн руб.); осуществляющими операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг - 16,2 % (417,8 млн руб.); занимающимися сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством - 13,8 % (355,9 млн руб.); обрабатывающими производствами - 12,5 % (322 млн руб.); строительством - 12,4 % (322,0 млн руб.); предприятиями транспорта и связи - 9 % (233,3 млн руб.). Объемы инвестиций в эти отрасли составляют 97,1 % от всех инвестиций, направленных малыми предприятиями региона. Таким образом, можно сде-
59,7
лать вывод о том, что наиболее инвестиционно привлекательной для малых предприятий по-прежнему является сфера оптовой и розничной торговли и операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, имеющие высокую самоокупаемость и оборачиваемость вложенных средств, а наименее привлекательными - строительство и производства по добыче полезных ископаемых, транспорт и связь, а также услуги гостиниц и ресторанов, что в основном связано с дефицитом производственных площадей для размещения небольших производств, более сложным процессом оформления заемных средств, более длительным сроком окупаемости, неблагоприятным налоговым режимом, высокой стоимостью подключения к электросетям.
Инвестиции в основной капитал по средним предприятиям распределились главным образом по следующим отраслям: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 705,5 млн руб. (32,2 % к итогу 2010 г.); обрабатывающие производства - 470,8 млн руб. (21,5 % к итогу 2010 г.); предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования -191,5 млн руб. (8,7 % к итогу 2010 г.).
Список литературы
1. Социология региона : учеб. пособие / И. П. Рязанцев. - М. : КДУ, 2009. - 408 с.
2. Энциклопедический словарь предпринимателя / под ред. проф. Н. Н. Пилипен-ко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 580 с.
3. Шамбарас, О. А. Роль малого бизнеса в социально-экономической системе регионов России / О. А. Шамбарас // Журнал научных публикаций докторантов и аспирантов. - 2010. -13 дек. - ЦЯЬ: http://www.jumal.org/articles/2010/sociol11.html
4. Итоги. Развитие малого и среднего предпринимательства Самарской области в
2009 году // Официальный сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. - иКЬ: http://economy.samregion.ru/site2/ results/ 31385/
5. Итоги. Развитие малого и среднего предпринимательства Самарской области в
2010 году // Официальный сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. - иКЬ: http://economy.samregion.ru/site2/ results/39831/
УДК 334.012
КЛАСТЕР КАК СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИЙ В ТРУДАХ ПОРТЕРА
Я. В. Краснова
Приводятся определение кластера и его характеристики. Рассматриваются межгрупповые отношения в кластерах. Даются рекомендации по содействию созданию кластеров со стороны государства. Рассматриваются причины упадка кластеров.
Сегодня существуют разные виды объединений физических и юридических лиц. Сравнительно новым видом объединений является кластер. На данный момент пока нет определения этого понятия, не разработан единообразный механизм создания и функционирования кластеров разных уровней.