УДК 338
В.Б. Тасеее, М.И. Семенюта* ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье представлены проблемы развития малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области, предложены перспективы развития с учетом текущего социально-экономического состояния региона и Российской Федерации.
Ключевые слова: Самарская область, государственное регулирование, малое и среднее предпринимательство, перспективы, рыночная экономика.
Переход к рыночной экономике в России привел к появлению индивидуального предпринимательства, а также малого и среднего бизнеса. В передовых, экономически развитых странах малое и среднее предпринимательство — основная составляющая национальной экономики. Малое и среднее предпринимательство увеличивает занятость, валовый внутренний продукт, основные налоговые поступления, способствуя экономическому росту. Роль малого предпринимательства важна в формировании современной экономической культуры и креативного среднего класса.
Малое и среднее предпринимательство как важный элемент рыночной экономики имеет региональный ориентир, так как выстраивает свою деятельность из потребностей и объемов местных рынков. Субъекты малого предпринимательства строят свою деятельность, исходя прежде всего из потребностей местных сегментированных рынков.
Недооценка малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации носит характер стратегического просчета, создавая депрессивные ситуации в экономике регионов. Наблюдается разница уровня развития предпринимательства по регионам. Значимость малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ остается по-прежнему невысокой [2; 4].
В период рыночных реформ необходимым условием становится развитие малого предпринимательства в регионах, что позволит преодолеть отраслевой и региональный монополизм, предоставить дополнительные рабочие места, сформировать региональные рынки. В Самарской области вопрос оптимизации поддержки малого и среднего предпринимательства остается одним из приоритетных в деятельности всех ветвей региональной власти.
На прошедшем в сентябре-октябре 2013 года XII Международном инвестиционном форуме Сочи-2013 премьер-министр РФ Медведев подчеркнул важность защиты прав бизнесменов, призвав избавляться от предвзятого отношения к предпринимательству, предложив передать полномочия по введению налоговых каникул на региональный и местный уровень в определенных областях, прежде всего производственных сферах деятельности. Сделано это по причине прекращения и пресечения ухода от налогов. Но при достаточной иерархии контроля такие риски возможно уменьшить, а все полномочия по введению соответствующих налоговый: каникул должны быпь сконцентрированы на региональном и местном уровнях. На форуме было предложено создать Федеральный гарантийный фонд для поддержки малого и среднего предпринимательства, выделив на это из бюджета на 2014 год 70 млрд рублей. Малое и среднее предпринимательство особенно страдает от недостатка «дешевых» и «длинныгх» денег. Для доступности и открытости денежных ресурсов, расширить прямую финансовую поддержку необходимо создать Федеральный гарантийный фонд. Не менее 15 % объема закупок со стороны компаний с госучастием и инфраструктурных монополий, как и в случае с госзаказом, должно приходиться на малые предприятия. В рамках федеральной контрактной системы с 1 января 2014 года не менее 15 % годового объема заказов должно быть отдано небольшим фирмам и социально ориентированным некоммерческим организациям. Аналогичные подходы должны быть установлены и для закупок инфраструктурных монополий и компаний с преимущественным государственным участием [1 ].
Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Самарской области осуществляется в рамках Областной целевой
* © Тасеев В.Б., Семенюта М.И., 2013
Тасеев Виктор Борисович ([email protected]), Семенюта Михаил Иванович ([email protected]), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009— 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009 г. № 184. Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области.
По состоянию на 01.01.2013 г. в Самарской области количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 121,6 тыс. единиц, в том числе:
1) малых предприятий — 6,7 тыс. ед.;
2) микропредприятий — 42,5 тыс. ед.;
3) средних предприятий — 0,4 тыс. ед.;
4) индивидуальных предпринимателей — 72,0 тыс. чел.
Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности следующее:
1) всего — 6 695 ед.;
2) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 280 ед.;
3) обрабатывающие производства — 874 ед.;
4) строительство — 779 ед.;
5) оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 2285 ед.;
6) гостиницы и рестораны — 279 ед.;
7) транспорт и связь — 385 ед.;
8) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 1406 ед.;
9) образование — 5 ед.;
10) здравоохранение — 105 ед.;
11) прочие — 297 ед.
Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях по видам экономической деятельности:
1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 9397 чел.;
2) обрабатывающие производства — 23 768 чел.;
3) строительство — 23 471 чел.;
4) оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 56264 чел.;
5) гостиницы и рестораны — 8103 чел.;
6) транспорт и связь — 9682 чел.;
7) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 37 902 чел.;
8) образование — 65 чел.;
9) здравоохранение и предоставление социальных услуг — 109 чел.;
10) прочие — 5200 чел.
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности:
1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 10 043,7 млн руб.;
2) обрабатывающие производства — 33 177,2 млн руб.;
3) строительство — 42 938,6 млн руб.;
4) оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 232509,6 млн руб.;
5) гостиницы и рестораны — 4575,8 млн руб.;
6) транспорт и связь — 15 341,2 млн руб.;
7) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 32 038,7 млн руб.;
8) образование — 76,4 млн руб.;
9) здравоохранение и предоставление социальных услуг — 2022,2 млн руб.;
10) прочие — 4180,0 млн руб.
Из анализа приведенных данных видно, что наибольшее развитие малого предпринимательства в Самарской области имеет сельское хозяйство, а также оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Следует также заметить, что количество человек, занятых в предпринимательстве, в среднем пропорционально соответствует количеству малых предприятий, а также общепропорциональному обороту.
Теперь рассмотрим ситуацию в среднем предпринимательстве. Количество средних предприятий по видам экономической деятельности в 2012 году.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 40 ед.
1) обрабатывающие производства — 116 ед.;
2) строительство — 49 ед.;
3) оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 86 ед.;
4) гостиницы и рестораны — 5 ед.;
5) транспорт и связь — 22 ед.;
6) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 38 ед.;
7) здравоохранение и предоставление социальных услуг — 4 ед.;
8) прочие — 33 ед.
Среднесписочная численность работников по средним предприятиям в Самарской области:
1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 4273 чел.;
2) обрабатывающие производства — 15 369 чел.;
3) строительство — 5893 чел.;
4) оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 5454 чел.;
5) гостиницы и рестораны — 571 чел.;
6) транспорт и связь — 2418 чел.;
7) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 3420 чел.;
8) здравоохранение и предоставление социальных услуг — 659 чел.;
9) прочие — 3749 чел.
Оборот средних предприятий в Самарской области:
1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 2580,1 млн руб.;
2) обрабатывающие производства — 28 951,6 млн руб.;
3) строительство — 14 145,6 млн руб.;
4) оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 44 196,2 млн руб.;
5) гостиницы и рестораны — 675,7 млн руб.;
6) транспорт и связь — 3983,0 млн руб.;
7) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 4652,7 млн руб.;
8) здравоохранение и предоставление социальных услуг — 465,6 млн руб.;
9) прочие — 6612,1 млн руб.
Исходя из показателей среднего предпринимательства в Самарской области следует, что лидерство сохраняет предпринимательство в сельскохозяйственной сфере, а также в сфере обрабатывающее промышленности.
Инвестиции в малое и среднее предпринимательство также высоки. Несмотря на риски и угрозы предпринимательскому сообществу, по оценкам исследователей, в 2012 году Самарская область заняла третье место по условиям развития малого и среднего бизнеса, в том числе благодаря поддержке федеральной и местной властей. Так, в 2007 году на программы по поддержке малого и среднего бизнеса Самарской области было направлено 32 млн руб., в 2012 году — 730 млн руб., а в 2013 году — порядка 800 млн руб.
В сентябре 2013 года Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области подвело итоги областного конкурса и определило победителей конкурса по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют свою деятельность в различных сферах экономики Самарской области с целью предоставления грантов на создание собственного бизнеса в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, приобретение основных средств и производственного оборудования, уплату первого лизингового платежа по
договору лизинга, обеспечение приобретения права по договору коммерческой концессии.
Развитие предпринимательства в Самарской области должно показать, как с помощью рычагов государственного регулирования способствовать развитию малого предпринимательства в регионе. Главной целью развития малого предпринимательства в регионе обозначено повышение уровня развития субъектов предпринимательства на основе взвешенной, продуманной и научно обоснованной политики государственной поддержки и регулирования, что позволит улучшить качество жизни населения и достичь устойчивого роста региональной экономики.
Согласно выработанным принципам стратегии, малое предпринимательство в регионе должен быть легальным, экономически эффективным и социально ориентированным в долгосрочном периоде, в том числе за счет помощи государства. Эволюционный подход к развитию предпринимательства в регионе позволяет добиться наиболее сбалансированного развития всей территориальной экономики и повысить уровень и качество жизни населения региона.
Особое место в структуре современного предпринимательства занимает инновационное предпринимательство, динамический рост которого свидетельствует об установившейся тенденции к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства.
Вместе с тем остается много нерешенных проблем, решение которыж будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в Самарской области. К ним относятся развитие нормативного правового поля в сфере малого и среднего предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства как целостной системы; развитие различных форм имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства; внедрение новыгх форм финансовой поддержки, расширение доступа к кредитным, трудовыш и иныш ресурсам, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; развитие системы консалтинговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам эффективного управления, направленного на повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и ее продвижение на внутренние и внешние рышки; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры, развитие и поддержка предпринимательской инициативы [3].
Библиографический список
1. Материалы XII Международного инвестиционного форума Сочи-2013. иЯЬ : http://www.itar-tass.com/ с16/893488.Мт1.
2. Тасеев В.Б. Административная реформа в России и региональные аспекты управления социальной политикой в Самарской области // Основы экономики, управления и права. 2012. № 5(5). С. 21—28.
3. Постановление от 27 марта 2009 г. № 184 об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2012—2015 годы» (в ред. Постановлений
Правительства Самарской области от 24.06.2009 № 278, от 23.09.2009 № 456, от 06.10.2009 № 532 (ред. 07.12.2009), от 07.12.2009 № 620, от 17.02.2010 № 35, от 23.06.2010 № 301, от 27.09.2010 № 437, от 21.10.2010 № 497, от 27.10.2010 № 543, от 14.12.2010 № 649, от4.06.2011 № 307, от 10.10.2011 № 534, от 12.10.2011 № 573, от 27.10.2011 № 653, от 05.12.2011 № 769, от 10.04.2012 № 173, от 25.09.2012 № 483, от 13.11.2012 № 653).
4. Тасеев В.Б. Перспективы развития социальноэкономической политики в Самарской области // Основы экономики, управления и права. 2013. № 1(7). С. 17-23.
V.B. Taseev, M.I. Semenyuta* PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE SAMARA REGION
In the work the problems of development of small and medium enterprises on the territory of the Samara region are presented; prospects of development taking into consideration current social and economic state of region and Federation are suggested.
Key words: Samara region, state regulation, small and medium entrepreneurship, prospects, market economy.
* Taseev Viktor Borisovich ([email protected]), Semenyuta Mihail Ivanovich ([email protected]), the Dept. of State and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.