УДК 378
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина ([email protected])
В статье рассматривает управление процессом социального проектирования. Авторами определено, что данный вид проектирования направлен на изменения, вносимые в социальную среду жизнедеятельности человека, идеально задает эти изменения и является деятельностью, по ряду показателей совпадающей с проектированием технических систем.
Ключевые слова: профессиональное обучение, педагогическое проектирование, социальное проектирование.
Педагогически направленный и управляемый характер проектировочного саморазвития основан на выборе ведущего вида деятельности для субъектов разного возраста в образовательных программах и соответствующих образовательных системах (проектная сущность игровой деятельности, проектирование своей предметной среды и пробы своих сил, самореализация через проектирование профессионального будущего, профессионально - личностное развитие в профессиональной среде и др.).
Включение в проект позволяет по-другому взглянуть на мир, проявить поисковую активность, развить творческое воображение и критическое мышление. Логика проектирования и ее нормированные этапы и действия требуют от субъектов воли и упорства, самостоятельности, креативности, ответственности, самодисциплины, сформированной коммуникативной культуры, развития способности к рефлексии.
Основные понятия педагогического проектирования подчеркивают его связь с наукой и производством (инженерной деятельностью) и рассматривают как:
- научно-практический метод изучения и преобразования действительности (практико-ориентированная наука);
- специфический вид деятельности по созданию особого вида творческого продукта;
- способ порождения инноваций в технологической культуре;
- управленческий механизм развития и саморазвития систем;
- технологию обучения и специфический способ развития личности.
Расширяются педагогические возможности проектной деятельности,
требования к ее процедурам и продуктам:
- понимание проекта как экрана, на который проецируются ожидания по поводу объекта, расширяют диагностический потенциал проектной деятельности;
- понимание проекта как текста актуализируют потребность и необходимость выбора подходящего языка озвучивания, что является управлен-ческо-педагогической задачей;
- понимание проекта как действия в определенном контексте требует продумывания хода и последствий проектных изменений в образовательной ситуации, образовательном пространстве;
- понимание проекта как произведения актуализируют потребность в его восприятии, прочтении, понимании, установлении границ авторства и возможностей взаимодействия в экологическом (среда), культурном и ценностном аспектах;
- понимание проекта как события в жизни субъектов актуализируют использование психолого-педагогического инструментария, нарушающего привычный ход образовательного процесса вуза (работа с новой информацией, новыми способами познания и изменения действительности, социального признания).
Объект проектирования чаще всего понимают как среду или процесс контекста предмета, а предметом проектирования считается предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте.
Исследователи феномена педагогического проектирования полагают, что в качестве участников проекта могут выступать:
- проектная команда (группа специалистов - участников образовательного, социально-педагогического, исследовательского проекта);
- пилотная группа (группа участников, осуществляющих апробацию инновационных подходов, нововведений, новшеств);
- моделирующие пары (имитационное моделирование локальных изменений педагогической действительности, экспериментальная проверка, самооценка, коррекция процессов и действий, перенос их в реальную педагогическую действительность);
- группа тьюторов ( тренерский состав, специально подготовленный в опережающем режиме для проектной деятельности);
- учебный кружок (разновидность неформальной группы группового субъекта проектной деятельности);
- тренинг-группа (разновидность ситуативно сформированных групповых субъектов для освоения режима или процедур проектной деятельности): диагностики и коррекции личностных проявлений, снятия внутренних барьеров, изменения характера групповой динамики по ходу проекта, формирования дополнительных умений участников, активизации позиций.
Среди принципов педагогического проектирования (объективно обусловленные природой проектирования регуляторы и нормы деятельности) обычно выделяют:
- принцип прогностичности (пошаговое обоснование перевода проекта к желаемому результату);
- принцип нормирования (планирование этапов разработки и реализации проекта в рамках регламентированных процедур);
- принцип обратной связи (постоянная информация о ходе и промежуточных результатах проектной деятельности для коррекции проекта);
- принцип продуктивности (обоснование прикладной значимости полученных результатов);
- принцип культурной аналогии (ориентация на культурные образцы мышления и деятельности);
- принцип саморазвития (стимулирование развития субъекта и форм проектирования).
Успешность организации (управления) проектной деятельности зависит от ряда требований: определенной контекстности, учета многообразных потребностей партнеров, активности участников, достижимости проектных целей, эффективности управления проектом.
Социальное проектирование понимается как развитие социальных объектов, социальных качеств, процессов с учетом имеющихся противоречий, многовариантности путей развития, субъективных факторов влияющих на социальный заказ, прогнозы и ожидания, различных критериев оценки социального объекта.
Социальный проект отражает «будущее желаемое состояние системы при определенных действиях людей, при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных» [1].
«Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека, идеально задает эти изменения, выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей совпадающей с проектированием технических систем» [2]. Как разновидность социально-инженерной деятельности социальное проектирование выделяет группу условий, позволяющих конструировать социальное будущее: учет альтернативных стратегий развития систем и процессов, учет внутренних социальных ресурсов, учет системы «внешних» вызовов для выбора наиболее значимого варианта развития, учет возможности реализации одних и тех же целей разными средствами. В.И. Курбатов, О.В. Курбатова полагают, что «среди характеристик социального проектирования особое место занимают условия как система социальных явлений и процессов, оказывающих влияние на проектное мышление и деятельность (отношения, процессы, среда, действия, деятельность, средства и др.)» [2].
Субъектами социального проектирования являются «носители управленческой деятельности (личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты), ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности» [1].
К объектам социального проектирования относятся процессы организации социальных связей, и их классифицируют следующим образом:
- объекты, реагирующие на специально организованное воздействие;
- человек как индивид и субъект исторического процесса, социальных отношений с его ценностями, потребностями и интересами;
- различные общественные отношения;
- элементы уклада жизни.
Таким образом, специфика социального проектирования в непрерывной и многоуровневой системе профессионально-педагогического образования опирается на ряд постулатов:
- социальное проектирование - один из ведущих способов современного управления развитием общества;
- социальные типы проектов имеют многообразные направления деятельности, отличаются характером и особенностями проектных изменений, различны по срокам исполнения, масштабам и степени сложности;
- зерном любого социального проекта является создание новой социальной ценности;
- технологии подготовки социального проекта как текста универсальны и строятся по концентрическому принципу: краткое описание проекта направлено на социальное взаимодействие с учредителями (система поддержки), развернутое описание представляет аргументацию проекта (группы соисполнителей), подробное описание проекта;
- социальное прогнозирование и социальная диагностика обеспечивают концептуальную проработку социального проекта на предмет его жизнеспособности.
Сущность социального проектирования может быть описана следующим образом:
- человек открыт к социальным нововведениям, их созданию и потреблению, общество же проявляет проницаемость и упругость, принимая слабые проекты и сопротивляясь сильным;
- социальный проект повышает степень организованности общества, уменьшает напряженность в отношениях противостоящих социальных групп;
- среди социальных ценностей людей солидарность - одна из высших, а социальное проектирование работает на нее.
Полученные в ходе работы над социальным проектом знания, понимание и умения могут быть использованы в других сферах общественной и частной жизни.
Список литературы
1. Коняева Е.А., Цыплакова С. А., Гриценко Н.Е. Социальное проектирование как управляемый процесс // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 1-1. С. 134-146.
2. Маркова С.М., Петровский А.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-3. С. 597-600.
Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
([email protected], 89108871444)
Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
([email protected], 89524532727)
SOCIAL DESIGN MANAGEMENT PROCESS
Annotation: the article reviews the management of the social design process. The authors determined that the design of social processes is aimed at making changes in the social environment of a person, ideally sets these changes, acts as a kind of engineering activity, which coincides with a number of indicators with the design of technical systems. Keywords: vocational training, pedagogical design, social design.
УДК 338.242
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОЭЗ РУ «ЧАПЛЫГИНСКАЯ») Черникова Ольга Анатольевна, магистрант (e-mail:[email protected]) Козлова Елена Ивановна, к.э.н., доцент, (e-mail:[email protected]) Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия
В статье рассмотрена эффективность деятельности особых экономических зон регионального уровня как инструмента привлечения иностранных инвестиций в экономику, их особенности на примере ОЭЗ РУ «Чаплы-гинская».
Ключевые слова: особые экономические зоны, особые экономические зоны регионального уровня, ОЭЗ, резидент, инвестиции, капиталовложения.
Проблема отставания нашей страны от передовых государств требует пристального внимания, и, соответственно, разработки ряда мер, позволяющих улучшить состояние экономики. Для изменения позиций России на мировом рынке необходимы: диверсификация экономики, осуществление перевода промышленности страны на инновационный уровень, а так же привлечение прямых инвестиций. Одной из мер, позволяющих реализовать задуманное, является создание особых экономических зон, способ-