Научная статья на тему 'Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе'

Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Пулькина Елена Евгеньевна

Изменения в структуре и содержании процесса управления образовательным учреждением, интенсивность преобразовательных процессов в социальной сфере, сложности прогнозирования развития образовательного учреждения определяют актуальность исследования, посвященное управлению процессом профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Пулькина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе»

Smirnova Zhanna Venediktovna, associate Professor

Nizhegorodsky state pedagogical University named after Kozma Minin (Minin

University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

(e-mail:z.v.smirnova@mininuniver.ru)

PARTNER RELATIONS IN ADDITIONAL EDUCATION:

DEVELOPMENT PROSPECTS

Abstract. This article discusses the process of development of partnerships in additional education, as a mechanism and the main resource for the implementation of the concept of additional education development. Keywords: additional education, social partnership, additional education.

УДК 378

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент (bystrova_nv@mail.ru) (cveta-ts@yandex.ru) Пулькина Елена Евгеньевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (cveta-ts@yandex.ru)

Изменения в структуре и содержании процесса управления образовательным учреждением, интенсивность преобразовательных процессов в социальной сфере, сложности прогнозирования развития образовательного учреждения определяют актуальность исследования, посвященное управлению процессом профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональное образование, управление процессом профессионального образования.

В последнее время количество исследований, посвященных проблеме управления процессом профессиональной подготовки в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, возросло.

Исследуя генезис понятия «управление» в трудах отечественных и зарубежных ученых, можно выделить ряд ключевых этапов развития данного термина.

Классическая теория управления Ф. Тейлора отражала научное представление присущее XIX веку, а именно деление целого на отдельные части для того, чтобы лучше осуществлять контроль над ними. Управление базировалось на трех основных моментах:

1) рациональная организация труда;

2) разработка формальной структуры организации;

3) определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Такая позиция поддерживается многими исследователями, особенно психологами.

Следующий этап развития управления был связан с использованием теории систем и науки об информации. Профессиональное образование рассматривается как «открытая социально-экономическая система». Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри нее, а вне ее.

Необходимо рассматривать систему как живой организм, деятельность которого зависит от целого. При таком подходе главным показателем управления является системность.

В исследования многих российских и зарубежных ученых системный подход рассматривается как основополагающий в управлении системой профессионального образования.

Д.М. Гвиниани характеризует данный подход через следующие признаки:

- взаимосвязь различных элементов системы;

- использование педагогического моделирования;

- прогнозирование развитие элементов системы;

- анализ внутренних и внешних характеристик элементов системы;

- координация и интеграция различных видов деятельности.

«Особый акцент на цели, на конечном результате вызван прежде всего

необычным усложнением народного хозяйства и системы управления или, множественностью и опосредованностью целей. В процессе управления ставится и достигается множество целей, отличающихся самыми разными параметрами... Целевой подход позволяет разбираться в сложной иерархии целей, выделять главную цель и «работающие» на нее подцели, определять очередность реализации целей и так далее». С полным основанием это можно отнести и к педагогическим системам профессионального образования.

При реализации идеи программно-целевого подхода должны быть выполнены ряд операций, таких как:

1. Определение и конкретизация цели, ее моделирование и предвидение конечного результата.

2. Моделирование деятельности участников управленческого процесса.

3. На основе анализа полученной идеальной модели деятельности педагогов сформулировать требования к их знаниям, умениям, направленности деятельности.

Каждый последующий пункт рассматривается как условие реализации предыдущего.

Необходимо отметить еще один подход к понятию «управление» - информационный. Его можно представить как взаимодействие следующих последовательных действий: сбор информации; ее переработка и формулирование управленческого решения. Управление имеет циклический ха-

рактер, и каждый цикл содержит следующие виды управленческой деятельности:

- целеполагание;

- планирование;

- организация;

- регулирование

- корректирование;

- контроль;

- анализ.

Как видно, названные подходы комплексно охватывают процесс управления. Они определенным образом расширяют представление об управлении вообще и профессиональном образовании в частности. И все таки, эти подходы не вскрывают до конца сущность управления в современных социально-экономических условиях, не отвечая до конца потребностям социума, не отражают характера современных психолого-педагогических инноваций, особенностей непрерывного многоуровневого профессионального образования.

Для нашего исследования представляет интерес не выбор одного из направлений, а определение таких концептуальных основ управления, которые бы соответствовали состоянию социума, потребностям общества, системе непрерывного многоуровневого профессионального образования.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что управление имеет более широкое понимание, как любой процесс в масштабах развития природы, общества, техники, производства.

Но если брать это понятие по отношению к педагогическим системам, то этот термин употребляется для отражения научной организации труда преподавателя, управления обучением и воспитанием, руководства педагогическими кадрами, руководства народным образованием и т.д.

К сожалению во многих педагогических исследованиях нет целостной системы управления процессом профессиональной подготовки. В науке существует достаточно много работ, посвященных исследованию отдельных проблем управления.

Данные тематические исследования постоянно подчеркивают необходимость взаимосвязи и взаимообусловленности всех сторон управления процессом профессиональной подготовки, что представляет интерес и для нашего исследования.

Раскрывая цель и смысл управления процессом профессиональной подготовки, В. Г. Куценко подчеркивает: «управлять это значит сознательно регулировать сложные процессы и отношения, протекающие внутри школы: психологические, организационные, методические» [83].

В последние годы в исследованиях проблем управления процессом профессиональной подготовки уделяется внимание разработке основных закономерностей и принципов педагогического управления.

П.И. Третьяков в своих исследования определяет ряд принципиальных положений, касающихся процесса управления профессиональной подготовки, это:

- демократизация и непрерывность профессионального образования;

- характер управления данным процессом должен определяться принципом научности;

- система управления должна быть гибкой и динамичной;

- принятие решений на управленческом уровне должны носить вариативный характер;

- интеграция региональных и национальных особенностей в управлении;

- учет спецификации учреждений профессионального образования;

- интеграция в управлении системного и программно-целевого подходов;

- прогнозирование конечных результатов.

В.С. Пикельная, определяет закономерности процесса управления профессиональной подготовки, с точки зрения интеграции науки, общества, производства:

- единство управления системой профессионального образования;

- централизация и децентрализация в процессе управления;

- воздействия общих функций управления на конечный результат.

Заслуживает внимания теория оптимизации управления М.

М.Поташника, которая основана на принципах системности, конкретности и меры, где:

- системность - развитие всех управленческих функций и их взаимосвязь;

- конкретность - подбор вариантов управления с учетом территориальных, социальных и других условий;

- мера - критерии экономии времени и повышение эффективности деятельности.

Такие различные подходы у процессу управления в системе непрерывного профессионального образования ориентируют исследователей на совершенствование данного процесса, а так же применение уже имеющихся практик и тенденций.

Вместе с тем, управление профессиональным образованием имеет свою специфику, обусловленную взаимосвязью научно-технических, производственных и педагогических процессов.

Общая теория управленческой деятельности в профессональном учебном заведении раскрывается в работах таких ученых как С. Я. Батышев, А. П. Беляева, А. Ф. Лебедев, М. И. Махмутов, А. Г.Соколов, Р. Х. Шакуров и др.

В данных исследованиях процесс управления раскрывается, прежде всего, как процесс организации, планирования, руководства, координации и

контроля различного рода ресурсов (финансовых, материально-технических, людских и др.) для достижения поставленных целей. Вместе с тем, управление в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования выступает не только как процесс. Отвечающий развивающему характеру жизни общества, но как фактор развития личностного потенциала человека.

В связи с этим одной из ведущих идей развития образовательного учреждения нового типа должно стать рассмотрение учебного заведения как живого организма, системного явления, раскрывающегося как взаимосвязь элементов различных видов деятельности, выполняющих функции социализации и профессионализации, направленные на обеспечение гармоничного развития личности воспроизводство человека, как субъективной производительной силы, личности с социальными, профессиональными, культурологическими и деловыми качествами.

Список литературы

1. Маркова С.М., Петровский А.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-3. С. 597-600.

2. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Управление процессом социального проектирования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 207-211.

Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (bystrova_nv@mail.ru, 89524532727) Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (cveta-ts@yandex.ru, 89108871444) Pulkina Elena Evgenievna, master student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (cveta-ts@yandex.ru, 89108871444)

STUDY OF THE PROBLEMS OF MANAGING THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY

Annotation: changes in the structure and content of the educational institution management process, the intensity of the transformation processes in the social sphere, the difficulty of forecasting the development of an educational institution determine the relevance of the study on managing the vocational training process.

Keywords: vocational training, vocational education, management of the process of vocational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.