Педагогика
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент ([email protected]) Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина ([email protected])
В статье рассматриваются проблемы опережающего развития образовательного учреждения профессионального образования могут быть решены в процессе управленческой деятельности, результатом которой выступают стратегия развития образовательного учреждения, программа развития учреждения профессионального образования, модель личности будущего специалиста
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональное образование, профессиональная школа
В современных условиях взаимодействие социально-экономических, научно-технических, производственно-технологических и воспитательно-образовательных факторов усиливается, возрастает их влияние на личность. Для ускорения экономического и социального развития общества на основе научно-технического прогресса требуется устойчивое кадровое обеспечение. При этом особое внимание уделяется качеству подготовки будущих профессионалов.
Тенденции развития профессионального образования на современном этапе развития общества регламентируются требования рынка к производственному труду, а личностные и профессиональные качества специалистов должны соответствовать как потребностям работодателей, так и интересам самого человека.
В своих работах Б.С. Гершунский отмечает: «... современное общество требует таких механизмов повышения эффективности труда каждого работника, которые бы стимулировали максимальную отдачу труда специалиста или рабочего на каждом участке производства. Образовательный уровень и высокий профессионализм работника при этом должны быть не формальным признаком квалифицированного труда, но и самым непосредственным образом определять процесс и конечный результат трудовой деятельности».
Работник современного производства должен уметь быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, обладать новой технологической культурой, быть профессионально и психологически подготовленным к непрерывному обновлению материально-технических средств производства, к
изменениям его организации, проявлять инициативу и предприимчивость. Ускорение научно-технического прогресса означает неизбежность повышения профессиональной мобильности кадров.
Вместе с тем Д.В. Чернилевский отмечает, что одной из основных проблем современного образования является противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком. Он подчеркивает, что только ориентация на научную прогностику, тенденции и научно-технический прогресс, установление причинно-следственных связей настоящего с прошлым могут позволить сформировать специалиста-профессионала, гражданина, умеющего глобально гуманистически мыслить и локально созидающе действовать.
В работе А.П. Беляевой сказано: «Профессиональное образование □ это базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития и самоутверждения личности. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей личности в дифференцированных профессиональных образовательных услугах» [2].
Исследователи (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, Д.В. Чернилевский, Д.Ш. Матрос, В.М. Монахов, Е.Э. Смирнова, А.Я. Найн, В.И. Михеев и др.) отмечают актуальность прогностических исследований на всех ступенях системы образования, подчеркивая при этом их особую остроту и практическую значимость для системы профессионального образования.
Рассматривая проблемы современного профессионального образования Б.С. Гершунский подчеркивает, что именно в этой системе сложилась проблемная ситуация, связанная с наличием противоречия между стремительными темпами научно-технического прогресса, непрерывным обновлением требований производства к уровню подготовки рабочих и специалистов и трудностью оперативного обновления этих требований в учебно-программной документации [2].
В свою очередь С.Я. Батышев отмечает, что в настоящее время особенно актуален поиск новых возможностей развития профессионального творчества и выделяет проблему прогнозирования в качестве ключевой среди проблем подготовки квалифицированных рабочих [1].
С помощью прогнозирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств и организационных форм и методов обучения и воспитания, разработки квалификационных характеристик, учебных планов и программ.
Предполагается решение основных задач развития профессионального образования:
- повышение качества образовательных услуг;
- совершенствование образовательной системы в соответствии с требованиями развития экономики;
- обеспечение доступности профессионального образования для всех слоев населения;
- непрерывность образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Отмечая высокие темпы научно-технического прогресса Б.С. Гершун-ский выделяет непрерывность образования в качестве основного фактора, позволяющего разрешить противоречие между высокими темпами обновления знаний и технологий и человеческими умениями и навыками.
«Первоначальная общеобразовательная и профессиональная подготовка создает базу для последующего наращивания и обновления знаний, умений и навыков человека, развития его творческих способностей, но не может оставаться неизменной и достаточной на протяжении всего его трудового пути. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек приобретал постоянно все новые знания, совершенствовал профессиональное мастерство, заботился о росте своей квалификации, общей культуры» [2, с.9].
Система профессионального образования, рассматриваемая в качестве объекта управления, обладает рядом специфических особенностей. Выявление этих особенностей необходимое условие познания закономерностей ее функционирования и совершенствования. Целостный, системный подход к исследованию перспектив позволяет рассмотреть роль и место профессионального образования в современном обществе, исследовать взаимосвязи компонентов образовательной системы, взаимосвязей межу этой системой и другими компонентами социально-экономической структуры общества.
Учреждения профессионального образования реализуют социально-культурную функцию, трансляцию опыта, накопленного человечеством за весь исторический период его развития, на последующие поколения.
Система профессионального образования реализует важнейшую экономическую функцию государства - систематическое воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов. Необходимо акцентировать важность реализации этой функции через учреждения профессионального образования, т.к. они являются базовыми в профессиональной педагогике, исполняя роль генератора идей, тенденций, способов и средств решения проблем подготовки молодежи к производительному труду в период становления профессионала.
Профессиональное образование закладывает базовую систему ценностей, норм, знаний и умений, построенную на основе знаний и требований к компетенциям будущего профессионала, определяющее дальнейшее формирование его личности в системе непрерывного профессионального образования.
Профессиональные образовательные учреждения обеспечивают необходимые условия для удовлетворения потребностей личности человека в получении профессионального образований, конкретной профессии соответ-
ствующего уровня квалификации с возможностью повышения уровня обучающихся.
Теория педагогики профессионального образования основана на взаимодействии законов профессиональной педагогики и закономерностей производства. В условиях профессиональной школы в единстве проявляются тенденции социализации и профессионализации личности, что ускоряет процесс профессионального становления рабочего.
В научных исследованиях и стратегическом планировании часто отмечается, что система профессионального образования включена не только в социальную сферу, но и в сферу экономики страны, что предполагает ее ориентацию на потребности индустрии и рынка труда.
С переходом к рыночной экономике учреждение профессионального образования должно учитывать три группы интересов: интересы личности, работодателя и государства.
Одно из основных направлений современной государственной политики модернизации профессионального образования заключается в формировании эффективных механизмов трансляции социального заказа системе начального профессионального образования.
Исходя из вышеизложенного, современное учреждение профессионального образования должно быть ориентировано на подготовку компетентных, высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, профессионально-творческих с необходимым комплексом гражданских, личностных качеств, оптимально удовлетворяющих запросам общества и рынка труда.
Выступая в качестве объекта управления, образовательное учреждение профессионального образования ориентировано на решение следующих перспективных проблем:
- создание механизмов систематического обновления содержания образования, с учетом социально-экономических условий региона и общих задач подготовки и переподготовки населения;
- усиление профессиональной составляющей в учебном процессе;
- создание условий для повышения качества профессиональной подготовки выпускников;
- формирование эффективных механизмов трансляции социального заказа;
- интеграцию учебной и производственной деятельности;
- обеспечение разработки и реализации новых концептуальных идей и положений, теоретических и методических принципов организации учебной и производственной деятельности;
- разработка эффективных теоретических и производственных методов и форм теоретического и производственного обучения;
- реализация стратегического управления образовательным учреждением [3].
Исследование показало, что проблемы опережающего развития образовательного учреждения профессионального образования могут быть решены в процессе управленческой деятельности, результатом которой выступают стратегия развития образовательного учреждения, программа развития учреждения профессионального образования, модель личности будущего специалиста.
Список литературы
1. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 175-178.
2. Маркова С.М., Петровский А.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-3. С. 597-600.
3. Цыплакова С. А., Быстрова Н.В. Управление процессом социального проектирования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 207-211.
Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University SOCIAL DESIGN MANAGEMENT PROCESS
Annotation: the article discusses the problems of advanced development of an educational institution of vocational education can be solved in the process of management, which results in the development strategy of an educational institution, the program for the development of a vocational education institution, the personality model of a future specialist Keywords: vocational training, vocational education, vocational school
УДК 37.07
УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Бушуева Анастасия Алексеевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ([email protected])
Существенные изменения, происходящие в системе российского образования в целом и в системе дошкольного образования, в частности, требуют особого внимания и перестройки структуры отношений внутри педагогического коллектива. Создание благоприятного социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении, в свою очередь, требует от руководителей правильного выбора стиля руководства коллективом для того, чтобы обеспечить эффективность вос-