4. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 8.
5. Цыплакова С. А., Баринова А.Н., Гришанова М.Н., Царева И. А. Формирование проектной компетенции бакалавров профессионального обучения в рамках образовательно-проектировочной деятельности// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 286-288.
Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor ([email protected], 89524532727) Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor ([email protected], 89108871444) Presnova Alisa Konstantinovna, master student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University ([email protected], 89308172171) Pasechnik Alena Sergeevna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University ([email protected], 89867267375)
INSTRUCTIONS AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON: HISTORY AND MODERNITY
Annotation: The article considers mentoring as a pedagogical phenomenon. Mentoring is one of the oldest methods of knowledge transfer, which is still widely used in the practice of vocational training. In the modern theory of education, mentoring as a method and method of adapting a young specialist in professional activities is given great importance. The authors note that mentoring provides an opportunity for a young specialist to receive the support of an experienced professional who is able to offer assistance in improving theoretical and practical knowledge in improving skills.
Keywords: mentoring, mentor, young specialist, professional level, professional skills.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova [email protected]) Карпова Мария Александровна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected]) (e-mail: prohorova [email protected])
В условиях построения инновационной образовательной среды возникает необходимость развития у обучающихся индивидуальных способностей, сформировать опыт самостоятельного решения поставленных задач. В ходе взаимодействия сотрудников и студентов формируется организационная культура, проявляющаяся выстраивать коммуникации, которые в итоге повышают эффективность учебного заведения. Значимость данной работы состоит в выявлении специфических черт организационной культуры, исследовании основных характеристик и обоснованности внедрения органи-
зационной культуры в учебный процесс. Нами был проведен анализ корпоративной культуры учебного заведения и выявлены основные проблемы в формировании организационной культуры студентов и сотрудников.
Ключевые слова: организационная культура, инновационная образовательная среда, научно-образовательная структура, потенциал, самоорганизация.
Построение инновационной образовательной среды предполагает постановку образовательных целей в контексте развития у студентов способностей самостоятельно действовать в рамках педагогического процесса, формирование опыта решения познавательных, организационных, коммуникативных и нравственных проблем в сфере профессиональной деятельности, организацию образовательного процесса, направленного на развитие субъект-субъектного взаимодействия [5].
Современная образовательная среда помогает определиться с тактикой построения успешного и эффективного взаимодействия. Взаимодействие студентов и преподавателей занимает особое место в образовательной системе, поскольку оно является наиболее результативным, направленным на интеграцию субъектов образовательного процесса.
Организационная культура образовательного учреждения влияет на эффективность образовательного процесса в целом и выступает одной из важнейших проблем современной образовательной среды. Такой подход характеризует организационную культуру как основу признания всеми участниками образовательного процесса норм, ценностей, идеалов, традиций, и является решающим звеном управления и раскрытия потенциала субъектов вуза.
Актуальность проблемы организационной культуры субъектов образовательного процесса в учебном заведении обусловлена ее влиянием на поведение и ценности людей, проявляющееся в выстраивании коммуникаций, которые в итоге повышают эффективность учебного заведения.
Формирование и поддержание «здоровой» организационной культуры в образовательной организации изучают ученые последних десятилетий. Стоить отметить, что понятия «культура организации», «корпоративная культура», «организационная культура» рассматриваются как тождественные понятия [2]. С точки зрения исследователя И.И. Катанаева понятие корпоративной культуры обладает значимым элементом в духовной и материальной жизни коллектива, доминирующими элементами которой выступают моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения, а также манера одеваться и стандарты качества, выпускаемого продукта. Определение характеризуется статичностью, постоянством. Сокуренко М.Б. сформулировал одно из популярных понятий, определяющее культуру корпорации как динамичное, сложное явление, содержащее и духовное, и материальное в поведении вуза по отношению к участникам внешней среды и собственным кадрам. М.А. Асаул, говоря об организационной культуре, ассоциировал ее с совокупностью убеждений, норм поведения и цен-
ностей для всех участников образовательной ораганизации[3]. К особенностям организационной культуры Э.Шейн добавляет способность адаптировать организацию к окружающей среде, в последствие чего складывается правильный образ восприятия и отношения к конкретным проблемам участников образовательного процесса[4]. В результаты рассмотрения приведенных определений, можно выделить наиболее характерные черты для организационной культуры: наличие базовых норм, которым следуют все субъекты образовательной организации, наличие ценностных ориентаций, символики. С помощью организационной культуры формируются факторы внутренней и внешней образовательной среды. Культура определяет принятый в учреждении стиль мышления, воздействуя на образовательные процессы.
Организационная культура образовательного учреждения имеет особенные характеристики, определяющие поведение людей, к которым относятся:
1)ценности, разделяемые между преподавателями и студентами вуза. Ценности могут быть позитивные, направленные на образцы поведения, способные поддерживать престиж вуза; и негативные, снижающие эффективность образовательной деятельности;
2)система отношений, которая формирует и определяет принципы поведения субъектов образовательной деятельности. Это отношения между руководителем и сотрудниками, сотрудниками и обучающимися, межличностные отношения;
3)поведенческие нормы, представляющие собой требования к поведению участников образовательного процесса. Здесь учитывается соблюдение стиля одежды, быстрая и эффективная работа, активное сотрудничество в работе с коллегами [1];
4)деятельность преподавательского и студенческого состава вуза, направленная на достижение поставленных целей. Действия сотрудников и студентов вуза могут говорить о состоянии организованной культуры учебного заведения.
Организационная культура учебного заведения - образование, имеющее сложную многоуровневую, специфическую структуру. Особенность состоит в цели и смысле существования образовательной организации, которые заключаются в совершенствовании интеллектуального, социального и культурного потенциала кадров учебного заведения, особой системе управления, потому что вуз характеризуется воспитательной, научной и учебной структурой, а также специфической социальной составляющей, так как в нее входят не только преподаватели, но и студенты.
Выделяют три уровня организационной культуры:
Поверхностный уровень - это то, что может наблюдать каждый: логотип, стиль одежды, особенное построение здания, фирменный знак, корпоративные особенности. Так же этот уровень включает в себя устные исто-
рии, связанные с деятельностью учебного заведения. На этом уровне трудно толковать культуру, понять ее смысл.
Подповерхностный уровень - объединенные нормы и ценности, которые зафиксированы в официальных документах организации. Принятые нормы помогают обучающимся и преподавателям понять, как поступить в той или иной ситуации [10].
Базовый уровень - предположения, которые самостоятельно принимаются участниками образовательного процесса. Большая часть их них носит общий характер. Предположение является настолько очевидным, что человек, противившийся этому, подвергается осуждению.
При рассмотрении проблемы формирования организационной культуры субъектов образовательного процесса, особое внимание отводиться вопросу о структурных элементах, потому что это позволяет построить алгоритм эффективного управления ею. Одно из мнений, касающихся принципов структурирования организационной культуры это её строение из множества культур, отражающих различные стороны: кадровой культуры, правовой культуры, управленческой культуры, культуры инноваций, корпоративной культуры. Сущность и содержание организационной культуры в контексте образовательного процесса понятие более сложное по сравнению с другими организациями. Это связано с наиболее динамичной структурой педагогического коллектива, поскольку, помимо преподавательского состава, в нее входят обучающиеся, которые так же являются носителями организационной культуры учебного заведения [11].
Корпоративная культура субъектов образовательного процесса включает в себя определенные черты, содержащие цель, смысл и задачи участников педагогической деятельности. Все это говорит сводится к тому, что элементами организационной культуры являются: миссия, цели, нормы и ценности, традиции, имидж вуза, манера одежды и язык общения. Все перечисленные элементы взаимосвязаны друг с другом и образуют целостную систему. Каждое учебное заведение выполняет предназначенную миссию, определяя тем самым свое социальное предназначение. Цели, нормы и ценности помогают реализовать данную миссию. Нормы представляют собой образцы поведения, которые практикуют в вузе, закрепляются в уставах, где отражены нормы поведения преподавателей и студентов [12]. Образцы поведения формируют традиции, которые в будущем вырабатывают имидж вуза. Поэтому, для описания специфических черт организационной культуры в рамках учебного процесса, необходимо дать краткую характеристику основным элементам организационной культуры вуза.
Цели учебного заведения состоят в обеспечении экономической безопасности вузов, сохранении и развитии научно-исследовательского потенциала вузов, обеспечении высокого качества образования, подготовке специалистов в соответствии с потребностями рынка труда,
Н.А. Воеводина, И.А. Данилова, Р.Н. Нуриева в своей классификации выделяют цели-задания, цели-системы и цели-ориентации. Ключевыми яв-
ляются цели-задания, поскольку с помощью их определяется смысл деятельности организации, и, следовательно, выступают основанием для формирования ее организационной культуры. Цели-ориентации включают в себя структурированные цели отдельных групп и каждого участника отдельно [6]. Цели-системы призваны сохранять внутреннее равновесие организации, ее стабильность и целостность. Они должны быть согласованы с целями-заданиями и целями-ориентациями.
Построение управления вузом является важным критерием в реализации организационной культуры [9]. Большинство вузов ориентировано на следующую систему построения управляемых процессов: -международное сотрудничество; -научно-исследовательская деятельность; -совершенствование материально-технической базы; -повышение квалификации сотрудников; -инновационная деятельность; -административно-хозяйственная деятельность.
Рассуждая на тему организационной культуры в вузе важно отметить систему менеджмента качества образования. Это связано с современными требованиями общества к выпускаемым специалистам, направленными на создание инновационных систем менеджмента качества образования, которые закладывают в себя результаты образовательной деятельности на международном уровне. При создании вузовской системы менеджмента решается ряд проблем, возникающих при управленческом функционировании научно-образовательной структуры вуза.
Анализ корпоративной культуры учебного заведения позволяет выявить, что субъектов образовательного процесса объединяют два различных коллектива: обучающихся (студенты, аспиранты) и обучающих ( преподаватели, профессоры, научно-производственные подразделения). При чем, первая группа подвержена постоянным изменениям, ведь студенческий коллектив ежегодно и циклично обновляется. Вторая группа более устойчива и находится в умеренной текучести кадров. В связи с этим основной проблемой организационной культуры является сближение системы устоявшихся ценностей, моралей и студенческой культуры [7].
В современных условиях деятельности образовательной организации приоритетными качествами должны выступать способность к саморазвитию, особый внутренний потенциал для развития и выживания. По-другому, их деятельность должна быть приближена к самоорганизации. Самоорганизация - способность того или иного элемента к саморазвитию, самосовершенствованию, используя в качестве своих методов не только информацию, вещества извне, но и использовать возможности, которыми обладает этот элемент, т.е. свой внутренний потенциал.
При формировании духовных связей и коммуникаций внутри образовательного процесса, организационная культура создает свой внутренний потенциал, за счет которого учреждение выживает в кризисных ситуациях
(например, сотрудники организации не станут увольняться, а продолжат работать еще лучше); развивается (например, повышение квалификации, создание условий для саморазвития); дает возможность самоорганизации определенных процессов, в соответствии с изменившейся ситуацией. В итоге получается, что главная цель организационной культуры это способность самоорганизации.
Критерии самоорганизации:
- постоянное сотрудничество между субъектами образовательного процесса;
- самостоятельность элементов организации;
- доступ к информации о протекании всех процессов в организации
- доступность информационных, технологических, финансовых, энергетических ресурсов организации.
Таким образом, организационная культура образовательного процесса рассматривается как целостное социальное пространство, находящееся внутри учебного заведения, предполагающее взаимодействие студенческого коллектива на основе единых целей, традиций и ценностей, определяющих их дальнейшую жизнедеятельность. В учебном заведении они приобретают индивидуальный опыт, благодаря которому устанавливают, изменяют и сохраняют миссию образовательного учреждения. Организационная культура в значительной мере сглаживает проблему согласования личных целей с единой целью образовательного учреждения, формируя инновационное образовательное пространство, включающее традиции, нормы и ценности всех участников педагогического процесса [8].
Центральным звеном в системе менеджмента качества образования выступает система мониторинга, включающая в себя программное обеспечение, позволяющее анализировать и обрабатывать данные о качестве получаемого образования. Исследования основных характеристик учебного заведения показали, что организационная культура обладает специфическими чертами, которые обусловлены целями, задачами и направлением деятельности организации, а также сложной многосубъектной и многоаспектной социальной структурой.
Список литературы
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 Б01: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
2. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.
3.Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
4.Коняева Е.А., Коняев А.С. Готовность к использованию дистанционных образовательных технологий как условие социально-профессиональной мобильности будущих педагогов // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. материалов и докдадов Международной конф. 29-30 мая 2014г. - Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - С. 70 - 74.
5.Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
6.Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
7.Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.
8.Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.
9.Лунева Ю.Б., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 122-126.
10.Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
11.Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 175-178.
12.Петровский А.М., Смирнова Ж.В., Ваганова О.И. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 213-216.
13.Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Использование инструментов электронной образовательной среды в высшей школе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 5-2. С. 131-135.
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Karpova Maria Alexandrovna, 3rd year student Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin, NizhnyNovgorod, Russia
Prokhorova Maria Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia PROBLEMS OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. In terms of building an innovative educational environment, there is a need to develop students ' individual abilities, to form an experience of independent solution of tasks. In the course of interaction between employees and students, an organizational culture is formed, which manifests itself to build communications that ultimately increase the efficiency of the institution. The significance of this work is to identify the specific features of organizational culture, the study of the main characteristics and validity of the implementation of organizational culture in the educational process. We analyzed the corporate culture of the educational institution and identified the main problems in the formation of organizational culture of students and employees.
Key words: organizational culture, innovative educational environment, scientific and educational structure, potential, self-organization.