Научная статья на тему 'Управление процессом формирования социокультурной компетенции студентов, обучающихся по специальности "Таможенное дело"'

Управление процессом формирования социокультурной компетенции студентов, обучающихся по специальности "Таможенное дело" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / УПРАВЛЕНИЕ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЛЕКСИКА / SPECIALIZED VOCABULARY / MANAGING THE STUDENTS' LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирон Ольга Львовна

В статье проанализированы теоретическая и практическая стороны процесса управления учебной деятельностью студентов при формировании у них социокультурной компетенции в рамках профессионально-ориентированного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS MANAGEMENT OF FORMING SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS STUDIED BY SPECIALIZATION "CUSTOMS AFFAIRS"

In the article the author analyses the theoretical and practical parts of managing the students’ learning process while forming sociocultural competence in the professional sphere

Текст научной работы на тему «Управление процессом формирования социокультурной компетенции студентов, обучающихся по специальности "Таможенное дело"»

УДК 378.147

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО»

Мирон О.Л.

В статье проанализированы теоретическая и практическая стороны процесса управления учебной деятельностью студентов при формировании у них социокультурной компетенции в рамках профессионально-ориентированного обучения

In the article the author analyses the theoretical and practical parts of managing the students' learning process while forming sociocultural competence in the professional sphere

Ключевые слова: социокультурная компетенция; управление; специализированная лексика

Keywords: sociocultural competence; managing the students' learning process; specialized vocabulary

Интегративные процессы, происходящие в мире в последние десятилетия, затрагивающие все сферы деятельности человека, внесли существенные изменения в социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Высшие учебные заведения ставят перед собой цель обучения не столько системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическому овладению иностранным языком как средством общения, умению им пользоваться в устной и письменной формах, развитию способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Коммуникация, в том числе на профессиональном уровне, должна соответствовать нормам, принятым в инокультурной среде, а для этого необходимо уметь вести себя в иноязычной среде, не нарушая форм речевого и неречевого поведения, свойственного представителям данной культуры. В свете сказанного многие специалисты предлагают особое внимание уделять формированию у обучающихся социокультурной компетенции1.

Социокультурная компетенция (от англ. - sociocultural competence) - совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность

1 Макковеева Ю.А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вузов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности (английский язык как второй иностранный): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 233 с.; Петрищева Н.С. Методика формирования социокультурной компетенции студентов специальности «Юриспруденция» посредством учебных интернет-проектов (английский язык): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 23 с.

пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка. Социокультурная компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является ее компонентом2.

Содержательная основа социокультурной компетенции включает в себя:

- фоновые знания истории, традиций, религии, образования, политики, национальных стереотипов, которые обуславливают специфику поведения носителей языка, обусловленного историческими традициями и обычаями, образом жизни социума;

- знания системы ценностей родной и иноязычной культуры; знания национального символизма, лингвострановедческой и социолингвистической наполняемости лексики;

- знания культурно-ориентированной лексики, фразеологии;

- знания социокультурных особенностей речевого поведения представителей родной и иноязычной культуры, степени их совместимости и несовместимости; социокультурных особенностей, игнорирование которых может привести к социокультурным помехам в условиях общения;

- представления о культурно-исторических ценностях, традициях и нормах взаимодействия представителей различных социальных групп в изучаемом обществе.

Содержание функциональной основы социокультурной компетенции состоит в следующем:

- умении адекватного интерпретирования и реагирования на события и отношения в аутентичных условиях в соответствии со стандартами иноязычной культуры в речевом и неречевом аспектах общения; распредмечивании социокультурного содержания иноязычных текстов; выборе приемлемого в социокультурном плане стиля речевого поведения в условиях учебной межкультурной коммуникации с учетом особенностей родной и иноязычной культуры и степени понимания их отличий и совпадений; сопоставлении фактов иноязычной и родной культуры;

- навыках узнавания социокультурно-маркированных языковых единиц и реалий, функционирующих в изучаемых сферах межкультурной коммуникации, и их корректного употребления в речи; навыки их перевода с иностранного на русский и с русского на иностранный язык;

- навыках выбора приемлемого стиля общения, верной трактовке явлений иноязычной культуры;

- способности преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении;

2 URL: http://methodological_terms.academic.ru.

180 Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (52) 2014

Управление процессом формирования социокультурной...

- способностях к межкультурному общению, предполагающих формирование определенных качеств личности обучающегося, к числу которых относятся: открытость, терпимость, готовность к общению;

- свободе от предубеждения по отношению к представителям иной культуры; непредвзятости в общении с носителями языка;

- терпимости к проявлениям чуждого, непривычного нам в других культурах; способности восприятия чуждого с положительными эмоциями;

- готовности к общению: желании и возможности вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности;

- социокультурной наблюдательности;

- социокультурной толерантности3.

Социокультурная компетенция студентов, обучающихся в вузе по специальности «Таможенное дело», характеризуется следующим комплексом знаний и умений:

1. Знания:

- о базисных элементах профессиональной культуры речи на иностранном языке (ИЯ);

- об источниках информации социокультурного характера в рамках осуществления таможенных процедур;

- о возможной несовместимости в неречевом поведении носителей ИЯ;

- о социокультурном портрете носителя ИЯ как представителя таможенной службы иностранного государства либо как физического лица, проходящего таможенный контроль на территории Российской Федерации;

- об отношении эквивалентности/безэквивалентности между профессионально-ориентированными единицами изучаемого языка;

2. Умения:

- узнавать профессионально-ориентированные социокультурно-маркированные единицы в различных типах аутентичных аудио и видео материалов;

- переводить профессионально-ориентированные социокультурно-маркированные языковые единицы или подбирать к ним соответствующие эквиваленты на родном языке;

- употреблять профессионально-ориентированные социокультурно-маркированные единицы в соответствии с профессиональными задачами коммуникации в своей речи на иностранном языке;

- критически переосмысливать сложившиеся стереотипы относительно социокультурной иноязычной реальности;

- сравнивать факты родной и иноязычной культуры.

Управление процессом формирования социокультурной компетенции студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело»,

3 Беленюк Н.А. Формирование социолингвистической компетенции студентов младших курсов технического вуза в процессе обучения устному общению: английский язык, базовый курс: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2008. 22 с.

осуществляется особенно эффективно во время аудиторных занятий, где присутствует обратная связь и своевременный контроль овладения речевыми умениями. Наиболее оптимальным средством формирования социокультурной компетенции является учебный фильм.

Работа над учебным фильмом начинается с предпросмотровых упражнений, задающих тему фрагмента фильма и снимающих некоторые лексические трудности. В качестве примера приведем фильм о работе Британской таможни.

UK BORDER FORCE

DVD PREVIEW

1A. What is UK Border Force? What does it deal with? Do you think the statements below are true?

1. Border Force is a law-enforcement command within the Home Office.

2. Border Force deals with scheduling flights to the UK.

3. Border Force secure the UK border by carrying out immigration and customs controls for people and goods entering the UK.

B. Match the words in bold above with the words/phrases in the box.

arranging prevent threat department of the Government

customs examination merchandise obedient to law

Рис. 1. Экран с предпросмотровыми упражнениями в рамках темы «Британская таможня»

С целью повышения мотивационного фактора работы студентов над изучаемой темой преподавателю целесообразно предложить им дополнительный материал в рамках темы для формирования углубленных фоновых знаний.

UK BORDER F ORCE

1С. Read the information and check y our answers to Exercise 1 A.

Border Force isa part of the Home Office, responsible for frontline border control operations at air, sea and rail ports in the United Kingdom. The force was part ofthe now defunct UK Border Aqencyfrom its establishment in 2008 until Home Secretary Theresa May demerged it in March 2012after severe criticism ofthe senior management. Since 1 March 2012, Border Force has been a law-enforcement command within the Home Office, accountable directly to ministers.The work ofthe Border Force is monitored bv the Independent Chief Inspector of Borders and Immigration.

Рис. 2. Экран с дополнительной информацией о Британской таможне4

4 URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Border_Force.

182 Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (52) 2014

Управление процессом формирования социокультурной.

После выполнения тренировочных предпросмотровых упражнений студентам предлагается фрагмент аутентичного фильма из интернет-источников, например UK Border Force S01E01 - You Tube. Вместе с предъявлением фильма преподаватель направляет деятельность студентов не только на общее понимание его содержания, но также и на поиск предложенной преподавателем информации, которая входит в состав просмотровых упражнений.

UK BORDER FORCE

Watch the DVD. Who makes comments 1-8: TV Presenter (TVP) or Border Force Official (BFQ). (the comments are in disorder!)

!. We are going to arrest you becaus e you are in the UK illegally.

2. The first time on television we are going behind the scene of the UK Border Agency.

3. How long will you be staying here?

4. Today lorries carrying more than freight.

5. How could you spend so much time here?

6. I needto make some inquiries.

7. Immigration officers have the power to s earth luggage for evidence.

8. Bags on the trolley, please!

Рис. 3. Экран с просмотровым упражнением на поиск детальной информации

После просмотра учебного фильма следуют разнообразные речевые упражнения, как правило, предполагающие дискуссию-обсуждение в рамках заданной темы.

ТГК BORDER FORCE

WOEK ЕЧ PAIRS. DISCISS THE QITSITON

What is the difference in the work of the Russian Customs and the UK Border force?

Рис. 4. Экран с коммуникативным послепросмотровым упражнением

Поэтапная работа над учебным фильмом эффективнейшим образом влияет на процессы формирования профессионально-ориентированной составляющей социокультурной компетенции, поскольку задействует все виды речевой деятельности, все механизмы восприятия, обработки и использования информации. Фильм предполагает непосредственное созерцание поведенческих реакций, лингвистических оборотов носителей языка, что позволяет студентам адекватно пользоваться иностранным языком как средством общения.

Библиографический список

1. Беленюк Н.А. Формирование социолингвистической компетенции студентов младших курсов технического вуза в процессе обучения устному общению: английский язык, базовый курс: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2008. 22 с.

2. Макковеева Ю.А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вузов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности (английский язык как второй иностранный): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 233 с.

3. Петрищева Н.С. Методика формирования социокультурной компетенции студентов специальности «Юриспруденция» посредством учебных интернет-проектов (английский язык): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 23 с.

4. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Border_Force.

5. URL: http://methodological_terms.academic.ru.

184 Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (52) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.