УДК 378:51
Баракова Елена Александровна
учитель математики в МБОУ Лицей № 12 (г. Химки) [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ОБУЧЕНИИ
Выявлены теоретические основы управления процессом формирования регулятивных умений учащихся посредством исследовательского обучения. Показана специфика исследовательского обучения в структуре полной осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности учащихся.
Ключевые слова: исследовательское обучение, регулятивные умения учащихся, организационные общеучебные умения.
Barakova Elena Aleksandrovna
Teacher of Mathematics, MSEI Lyceum #12 (Khimki)
MANAGEMENT OF THE PROCESS OF REGULATORY SKILLS FORMATION OF PUPILS IN RESEARCH TRAINING
The article presents the theoretical bases of management of the process of regulatory skills formation of pupils by means of research training. The specific character of research training in the structure of entirely conscious selfcontrol of educational and cognitive activity of pupils is shown.
Key words: research training, regulatory skills of pupils, organizational general education skills.
Приоритетной целью современного образования, вместо статичной передачи знаний, умений и навыков от педагога к обучаемому, становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, другими словами - формирование умения учиться на протяжении своего жизненного пути. Учащийся призван стать координатором и направляющим образовательного процесса, создателем своей образовательной траектории. Эта деятельность, безусловно, реализуется при поддержке педагога, но ни в коем случае не под его давлением. Таким образом, все больше возрастает значимость формирования так называемых регулятивных умений обучаемых. Их важность возрастает и в условиях новых и достаточно высоких требований и задач развивающейся и высокотехнологичной экономики нашей страны, предъявляемых к системе образования, среди которых: 1) повышение ценности креативности, коммуникабельности, индивидуальности; 2) формирование умений применять учебные знания в реальной жизни; 3) формирование навыков публичных выступлений, умения участвовать в дискуссиях; 4) преодоление подходов, ориентированных на подражание и копирование; 5) формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом и учебными задачами как прототипами дальнейшей образовательной деятельности на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности с использованием инновационных средств и технологий.
Без формирования регулятивных умений обучающихся добиться практического решения поставленных задач представляется невозможным.
К настоящему времени в отечественной психолого-педагогической науке сложились теоретические основы исследования и предпосылки для дальнейшей научной разработки проблемы развития регулятивных умений обучаемых. Вопросы теории регуляции деятельности нашли широкое освещение в психологии (П.К. Анохин, Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко, Ю.Н. Кулюткин, И.М. Сеченов, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров и др.). В педагогике проблема регулятивной деятельности учащихся отражена в работах Е.А. Бараковой, С.И. Высотской, А.О. Зязина, А.М. Кондакова, В.В. Краевского, И.М. Логвиновой, А.А. Маркиной, Т.К. Родионова, Е.В. Смирновой, В.В. Фирсова, Г.П. Щедровицкого и др. Однако, несмотря на теоретическую разработанность, анализ практики текущих образовательных процессов свидетельствует о недостаточном использовании потенциала современных технологий, форм и средств обучения для развития регулятивных умений учащихся, о еще низком уровне ресурсно-методического обеспечения процесса развития регулятивных умений учащихся. Продолжают присутствовать противоречия между необходимостью существования эффективных механизмов развития регулятивных умений обучаемых и отсутствием педагогических моделей прикладного развития данных умений; между высокой личной заинтересованностью учеников как основных участников образовательного процесса в повышении уровня развития регулятивных умений и отсутствием необходимой поддержки данного процесса со стороны педагогического сообщества, исключительно теоретической декларации их значимости. Очевидно, что в условиях функционирования подобных негативных тенденций формирование регулятивных умений как процесс нуждается в инкорпорации
управленческих функций. Однако механизм управления процессами, тем более процессами личностно-ориентированными - как одними из сложнейших в практике образовательного менеджмента, - предполагает, прежде всего четкое понимание сущности управляемого объекта. В связи с этим представляется необходимым остановиться на содержании понятия «регулятивные умения» и определении его структуры. Следует подчеркнуть, что в силу относительной новизны для практики образовательной деятельности понятийный аппарат в области регулятивных умений еще недостаточно конкретизирован и не всегда последователен. Опираясь на систематизацию психолого-педагогических исследований, представим авторскую интерпретацию данного понятия.
Регулятивные умения представляют собой владение способами (приемами, действиями) применения знаний о регулятивной деятельности, о самоуправлении субъектом учения и организации им учебной деятельности. Регулятивные умения реализуют возможность управления познавательной и учебной деятельностью обучаемых, служат организации учащимся своей деятельности посредством своих структурных составляющих:
- целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирования (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий), прогнозирования (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
- контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекции своих действий (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
- оценки успешности усвоения (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения), а также элементов волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Нужно отметить, что в педагогике блок регулятивных умений также называется организационными общеучебными умениями и рассматривается как базовый. Регулятивные умения в комбинации с другими умениями обеспечивают социальную компетентность субъектов учения и учет позиции других людей, интеграции в социум, продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, саморазвития. Предпосылки для формирования и развития названных умений создает управляемая педагогом модель обучения, направленная на саморазвитие обучаемых, обучение их эффективному управлению процессами саморазвития и самоконтроля, и построенная на основе системного, субъектно-деятельностного, личностноориентированного, рефлексивного и коммуникативного подходов. Таким образом, с позиций образовательного менеджмента, система формирования регулятивных умений одновременно выступает и как управляемый и как управляющий объект.
Результатом управленческих усилий является сформированность конкретных регулятивных умений: 1) понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2) определять и формулировать цель деятельности, позволяющую решать учебные задачи; 3) планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации; 4) осуществлять необходимые действия по реализации плана; 5) учитывать правила планирования и находить контроль способа решения; 6) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 7) различать способ и результат действия; 8) уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать правильность его выполнения по заданным внешним и сформированным внутренним критериям; 9) вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; 10) проявлять инициативу действия в учебной деятельности; 11) осуществлять контроль по результату и по способу действия; 12) самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; 13) использовать внешние и внутренние ресурсы для адекватного целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; 14) в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи [1; 2].
Таким образом, регулятивные умения являются базой для учебной деятельности. А процесс управления ими обеспечивает целенаправленное, точечное воздействие на определенные объектные и субъектные характеристики с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленных учебных целей, направленных на личностно-
интеллектуальное развитие обучаемых.
Следует особо обратить внимание на тот факт, что выделенные структурные элементы и результаты развития регулятивных умений крайне характерны для такого вида деятельности, как исследовательская [4, с. 65]. Опираясь на положения системного подхода, это позволяет вести речь о том, что интеграция данных компонентов в единую систему образовательной практики приведет к достижению заведомо более высоких результатов, чем их применение и развитие как отдельных составляющих.
Управление регулятивной деятельностью обучаемых, и, следовательно, развитие их регулятивных умений в исследовательской деятельности, направленных на выполнение одноименных действий, является одной из приоритетных задач подготовки конкурентоспособных выпускников. Именно при окончании учебного заведения, независимо от ступени образования, саморазвитие, самоуправление, саморегуляция приобретают особый личностный смысл для субъекта учения.
Поиск эффективных способов управления регулятивными умениями приводит к рассмотрению педагогического потенциала исследовательского обучения, которое, при определенных условиях, способно обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, служит усилению мотивации личностного саморазвития обучающихся, позволяет реализовать эффективную систему самоуправления учением. Представленные далее положения не претендуют на полное исследование всех аспектов, связанных с созданием и реализацией эффективной системы управления регулятивными умениями обучаемых в исследовательской деятельности. Однако они показывают определенные возможности педагогической модели названной системы и открывают перспективы для дальнейшего, более детального изучения проблемы.
В первую очередь, необходимо заметить, что включение обучаемых в регулятивную и исследовательскую деятельность выступает одним из ключевых путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в учебном заведении. При реализации управленческих усилий педагогом и направлению соответствующих усилий обучаемых, необходимо принимать во внимание, что исследовательская и регулятивная деятельность имеют как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести: практически значимые цели и задачи исследовательской и регулятивной деятельности; структуру данной деятельности; конечные результаты деятельности, включающие предметные и личностные результаты; к специфическим характеристикам исследовательской деятельности относится при этом компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность. Среди специфических конечных результатов исследовательской деятельности также выступает понимание обучаемым сущности творческой исследовательской работы, которая выступает показателем успешности исследовательской деятельности.
Специфика исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации с целью развития регулятивных умений. В зависимости от аудиторной и внеаудиторной деятельности исследовательско-регулятивная деятельность может приобретать разные формы. В условиях учебного занятия это может быть занятие-исследование, занятие-лаборатория, занятие - творческий отчет, защита исследовательских проектов, занятие-экспертиза, занятие - исторический или теоретический экскурс с элементами проблемных заданий, занятие - «мозговой штурм» или презентация открытых мыслей, занятие - учебный эксперимент.
Внеаудиторные занятия могут принимать вид исследовательской практики учащихся (например, с использованием метода проектов), образовательных экскурсий в рамках заранее поставленных образовательных целей и по разработанной программе с определенными формами контроля, факультативных занятий, направленных на углубленное изучение отдельных вопросов и развитие конкретных умений регулятивно-исследовательской деятельности, организации исследовательских сообществ и мероприятий (научно-исследовательских дебатов, «круглых столов», ученических конференций и т.д. - в т.ч. в условиях межрегионального и межстранового сотрудничества), реализации и презентации исследовательской практики обучающихся (олимпиады, конкурсы и т.д.).
Домашнее задание исследовательско-регулятивного характера может сочетать в себе разнообразные виды деятельности и включать учебное исследование, достаточно протяжённое по временным характеристикам, что способствует дополнительному развитию умений самопла-нирования и проведения эксперимента, обработка и анализа его результатов, самокоррекции и самооценки - как промежуточных, так и итоговых (в качестве оценочного и диагностического инструмента в данном случае можно использовать дневники самонаблюдения и технологию портфолио).
Многообразие форм исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся по развитию у них регулятивных умений и эффективному управлению данной деятельностью как со стороны педагога, так и обучаемого в силу того, что подобная деятельность носит прикладной характер, а значит, обеспечивает интеграцию теоретических знаний с практикой [5, с. 55]. В качестве основного управленческого результата исследовательской деятельности должно выступать овладение учащимися регулятивными и исследовательскими навыками, позволяющими ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. В связи с этим педагогом должны предъявляться определенные требования к планированию реализации исследовательской деятельности в рамках образовательного процесса. В частности, должны быть:
1. Определены сущность и структура регулятивных умений, учитывая возрастные особенности обучаемых.
2. Сформулированы критерии и показатели эффективности развития регулятивных умений обучаемых определенного возраста в условиях применения отдельного вида и формы исследовательской деятельности.
3. Разработана и апробирована педагогическая модель и программа развития регулятивных умений обучаемых посредством включения в исследовательскую деятельность, позволяющая производить ее адаптацию под определенный возраст учащихся и ступень образования.
4. Определены и реализованы на практике педагогические условия развития регулятивных умений учащихся в процессе исследовательской деятельности, отвечающие принципам доступности, соответствия возрастным и личностным особенностям и здоровьесбережения обучаемых.
В завершении подчеркнем, что управление процессом формирования регулятивных умений обучаемых в условиях исследовательской деятельности должно предусматривать его инновационную стратегическую, личностно-ориентированную направленность, развивающий характер и нацеленность на фактор опережения, которые призваны создать эффективные условия для дальнейшей успешной социализации учащихся, стимулирования личностной и предметной активности, для их дальнейшего профессионального самоопределения, результативного самоуправления непрерывным саморазвитием.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Васильева М.В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально-экономического развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 17.
2. Васильева М.В., Федорова О.В. Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 9.
3. Маркина А.А. Развитие регулятивно-коммуникативных умений старшеклассников в условиях применения информационно-коммуникационных технологий: дис. ... канд. педагог. наук. Курск, 2012.
4. Баракова Е.А. Технология формирования регулятивных умений учащихся общеобразовательной школы посредством использования исследовательского обучения // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы Междунар. заоч. науч. конф. СПб., 2012.
5. Смирнова Е.В. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования // ФГОС нового поколения как система требований: Тематический курс в сб. проблемных курсов «Стратегия деятельности региональной системы образования в условиях модернизации». Оренбург, 2012.
6. Зязин А.О. Регулятивные педагогические средства: индивидуальный подход как специфическая форма организации знания об изучаемом педагогическом объекте. Барнаул, 2010.