Научная статья на тему 'Исследовательское обучение как основа формирования универсальных учебных действий у учащихся в школьном курсе математики'

Исследовательское обучение как основа формирования универсальных учебных действий у учащихся в школьном курсе математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / RESEARCH TEACHING / THE SCHOOL COURSE OF MATHEMATICS / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербатых С. В., Натырова Е. М.

В статье рассматриваются возможности школьного курса математики для организации исследовательского обучения и формирования у учащихся универсальных учебных действий. Выделяется содержание структурных компонентов математической компетентности и соответствующих универсальных учебных действий. Раскрываются виды учебно-исследовательской деятельности и приводятся примеры заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербатых С. В., Натырова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH TEACHING A BASIS OF FORMING PUPILS`UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE SCHOOL COURSE OF MATHEMATICS

This article discusses the possibilities of the school course of mathematics for organizing research teaching and forming pupils’ universal educational actions. The contents of the structural components of the mathematical competence and relevant universal educational activities are provided. Different kinds of educational and research actions are disclosed, and examples of tasks are given.

Текст научной работы на тему «Исследовательское обучение как основа формирования универсальных учебных действий у учащихся в школьном курсе математики»

площадь, Пикадилли-Сёркус, королева Елизавета II, Дом Парламента, сжигание чучела Гая Фокса и др.

Если школьник не знает исторический и смысловой контекст перечисленных, а также других знаменательных событий из истории культуры страны изучаемого языка, то ему будут непонятны многие её культурные обычаи и традиции. Подобные учебные материалы могут быть использованы учителями ИЯ на основных уроках иностранного языка, а также при организации внеклассных мероприятий, при проведении профильных курсов на старшей ступени обучения ИЯ, а также факультативных занятиях и кружках. Объём и подборка вышеупомянутых материалов во многом зависит от часов, которые отводятся на преподавание ИЯ в той или иной средней школе, от языкового уровня лингвистически одарённых школьников, от контингента учащихся в целом, возможностей школы проводить встречи с носителями ИЯ, от используемых коммуникативно-информационных технологий в конкретных образовательных учреждениях, а также от уровня профессионализма, мастерства и ГК самого учителя ИЯ.

Подводя итог вышесказанному, автор исследования пришел к следующему выводу что если учитель ИЯ активно использует иноязычную литературу культурологической направленности в качестве учебных материалов в процессе обучения ИЯ лингвистически одарённых школьников, то он активно формирует ГК школьников. Данная работа направлена на постижение иноязычной культуры и формирование положительного отношения к ней, на основе чего развиваются коммуникативные и иные качества, толерантность, гуманизм, являющиеся неотъемлемой частью ГК лингвистически одарённых школьников.

In this article the author highlights the fact that a teacher of a foreign language (FL) should provide a cultural orientation of teaching tasks, different materials in his work with linguistically gifted pupils, he should include specially selected texts in the process of teaching a FL that reflect the humane values of our society.

Keywords: linguistically gifted pupils, humanitarian culture, humane values, foreign cultural perception.

Список литературы

1. Кириллова М.А. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов в процессе обучения иностранному языку. (На материалах англоязычной песенной культуры): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2000. 22 с.

2. Кулаева С.М. Формирование лингвострановедческих ориентаций школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2000.

3. Риске И.Э. К вопросу формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в рамках нового стандарта обучения // Свобода выбора в условиях реализации идей педагогики ненасилия: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции по педагогике ненасилия. СПб., 1998. С. 173-176.

Об авторах

Щербатых Л.Н. - кандидат педагогических наук, доцент романо-германских языков и перевода Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, докторант кафедры современных европейских языков Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, [email protected]

УДК 372.851

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

С.В. Щербатых, Е.М. Натырова

В статье рассматриваются возможности школьного курса математики для организации исследовательского обучения и формирования у учащихся универсальных учебных действий. Выделяется содержание структурных компонентов математической компетентности и соответствующих универсальных учебных действий. Раскрываются виды учебно-исследовательской деятельности и приводятся примеры заданий. Ключевые слова: исследовательское обучение, школьный курс математики, универсальные учебные действия.

Особенностью современного этапа модернизации образования является изменение целей в русле усиления его развивающего потенциала и определения образовательных результатов через овладение обучаемыми универсальными учебными действиями (УУД). Их совокупность рассматривается в качестве составляющей фундаментального ядра образования [2-5].

В этих условиях особенно актуальным становится использование потенциала школьных предметов, в том числе, математики, в качестве содержательной и деятельностной основы для формирования УУД у школьников.

Именно УУД обеспечивают развитие личности учащегося, его способность к самосовершенствованию, создают возможность самостоятельного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

Процесс формирования УУД в школьном курсе математики, как и на любом другом учебном предмете, должен сопровождаться раскрытием его «надпредметности», акцентируя внимание на тех обобщенных деятельностных функциях, которые позволяет развивать соответствующее предметное содержание.

Совокупность УУД включает в себя личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные компоненты.

Каждому из перечисленных компонентов соответствует определенное содержание, связанное со спецификой обучения математике.

Так, личностный компонент предполагает формирование представлений о математике как универсальном языке науки, ее идеях и методах, возможностях применения к исследованию различных процессов и явлений, а также воспитание личности в процессе изучения истории математики как феномена культуры.

Регулятивный связан с овладением обучающимися самостоятельной математической деятельностью с присущей ей особенностями.

Познавательный включает овладение математическим аппаратом, необходимыми для изучения школьных дисциплин и продолжения образования.

Коммуникативные учебные действия не связаны со спецификой математики и включают социальную компетент-

Педагогика

105

ность, в том числе, способность к коллективной работе, умения учитывать позиции и осуществлять продуктивное взаимодействие с разными возрастными категориями людей и др.

Формирование совокупности универсальных учебных действий может быть продуктивно осуществлено в процессе учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как один из видов познавательной деятельности представляет собой процесс выработки новых знаний. Соответственно исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска [1], в том числе: видение проблемы; формулирование гипотезы; наблюдение; проведение экспериментов; определение понятий и др. В школьном курсе математики можно говорить лишь о получении субъективно новых знаний, а учебно-исследовательская деятельность предполагает знакомство учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа данных, выработку умений их обобщать и формулировать результат. При этом учащиеся должны использовать методы изучаемой науки, стараться находить неизученные аспекты в уже известном, использовать широкий круг источников. Что касается тематики исследований, то она должна быть близка школьной программе.

Учебно-исследовательскую деятельность учащихся в школьном курсе математике можно условно разделить на несколько видов.

1. Решение задач с использованием исследовательского метода обучения.

Приведем несколько примеров. Так, для формирования у учащихся умений выдвигать гипотезу, что может осуществляться в процессе анализа данных, использованием аналогии с уже известным решением, в результате рассмотрения частных случаев могут быть предложены следующие задания:

1. Какое множество точек образуют вершины парабол, заданных уравнением:

а) у = ( х - a )2, где а - любое число;

б) у = (х - m )2 + 3 , где ш - любое;

в) у = (х - 2 )2 + а .

2. Может ли уравнение с рациональными коэффициентами иметь иррациональные корни, а с иррациональными коэффициентами - рациональные корни?

Формирование умений интерпретировать полученный математический результат может осуществлено в процессе решения следующих заданий:

1. Дана геометрическая модель числового промежутка. Назовите этот числовой промежуток и запишите аналитическую модель.

-// /У^а,_ _у у у ; _

И а -а а

4- -•гг^их,_

а а -а а

2. Известно, что р ,/, х ,у - положительные числа, причем р>х, р<1, у>1. Изобразите на координатной прямой числа

1111

р V х у

2. Проведение учебного эксперимента.

Учебный эксперимент организуется в том случае, если необходимо соединить несколько или все элементы исследования: наблюдение, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных результатов, формулирование выводов и т. д. Содержание заданий для учебного эксперимента должно расширять рамки школьной программы, однако, должно быть доступно для исследования имеющийся арсенал, приемов, методов и средств.

Так, например, в качестве учебного эксперимента можно использовать задания на исследование функции и построения ее графика (например, у = аХ + Ь ), исследования геометрического места точек, в том числе, с использованием интер-

сх + d

активной геометрической среды, для более высокого уровня - применение классических замечательных неравенств для решения широкого круга задач.

3. Проектирование, основанное на методе математического моделирования

Моделирование, как изучение одного объекта с помощью другого, основанное на аналогии этих объектов, всегда присутствовалось на уроках математики, например, при решении текстовых арифметических задач. Систематическое использование моделирования в качестве одного из основных методов обучения и как одно из учебных средств способствует овладению учащимися общими способами действий.

Обучение моделированию происходит, прежде всего, в процессе построения, исследования и интерпретации школьниками учебных моделей.

Определим основные направления работы по пропедевтике учащихся к осуществлению моделирования:

1. Формализация математической задачи:

- выделение терминологической базы.

- запись утверждений на математическом языке.

Обучение использованию математического языка, обозначение чисел и величин, операций над числами и величинами, применение схем, таблиц и графиков. Математизация реальной ситуации и перевод полученных математических данных в конкретные результаты.

2. Постановка математической задачи и создание математической модели:

- введение переменных величин, параметров;

- выбор переменных и установление зависимости между ними;

- формулировка вопросов;

- составление уравнений, неравенств, условий систем.

3. Решение математической задачи:

- использование стандартных алгоритмов;

- использование нестандартных методов решения;

- получение и запись ответа;

- интерпретация математических результатов;

- выводы относительно исходной ситуации;

- прогнозирование ситуации.

4. Применение модели к решению нового класса задач. Развитие творческих способностей (умение догадываться, делать «открытия»).

Математическое моделирование позволяет выйти как за рамки школьной программы, так и за рамки одного предмета, его использование в качестве основы для проведения исследований способствует раскрытию универсального характера математических методов, обеспечивает надпредметность формируемых учебных действий. Результаты исследования расширяют рамки отдельного учебного предмета. Примером может служить определение комфортности помещения с точки зрения его геометрической формы, наиболее выгодного инвестирования денежных средств и т. д.

Развивающая функция исследовательских заданий заключается в усвоении учащимся методов и стиля мышления, свойственных математике, приобретение опыта и интереса к творческой деятельности и развитие познавательного интереса к различным аспектам науки. Кроме того, учащийся приобретает опыт публичных выступлений, а, следовательно, и коммуникативные навыки.

Исследовательское обучение создает условия для самостоятельной постановки задач в соответствии со своими интересами и предпочтениями, позволяет реализовать творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, что является залогом развития у учащегося совокупности универсальных учебных действий.

This article discusses the possibilities of the school course of mathematics for organizing research teaching and forming pupils' universal educational actions. The contents of the structural components of the mathematical competence and relevant universal educational activities are provided. Different kinds of educational and research actions are disclosed, and examples of tasks are given. Keywords: research teaching, the school course of mathematics, universal educational actions.

Список литературы

1. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] // Исследовательская работа школьников, 2004. № 1. С. 22-32.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) [Электронный ресурс] // standart.edu.ru [дата обращения 23.03.2014].

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413) [Электронный ресурс] // standart.edu.ru [дата обращения 15.04.2014].

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова [Текст]. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2010. 59 с.

Об авторах

Щербатых С.В. - доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе, профессор кафедры математического анализа и элементарной математики ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», [email protected]

Натырова Е.М. - старший преподаватель кафедры математики, информатики и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», соискатель кафедры математического анализа и элементарной математики ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», [email protected]

УДК 378.186

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Л.А. Ядвиршис

В связи с возрастающей потребностью в инклюзивном образовании школьников с особыми нуждами формируется новая концепция профессионального образования учителей и социальных педагогов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов к инклюзивному образованию и социализации школьников с особыми образовательными потребностями.

Современное образование, кроме прямого назначения, призвано обеспечивать успешную социализацию детей в современном обществе. Сама постановка проблемы очевидна и не вызывает принципиальных возражений в профессиональной среде. Однако, несмотря на ее очевидность, в педагогике недостаточно разработан механизм вхождения в социальную среду детей с проблемами в развитии.

Процессы цивилизационного развития российского общества постепенно формируют ориентацию на активное включение детей с особыми потребностями в полноценную общественную жизнь. В рамках этой концепции общество и государство признают свою обязанность обеспечить детям с проблемами в развитии равные возможности в реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.