- составление уравнений, неравенств, условий систем.
3. Решение математической задачи:
- использование стандартных алгоритмов;
- использование нестандартных методов решения;
- получение и запись ответа;
- интерпретация математических результатов;
- выводы относительно исходной ситуации;
- прогнозирование ситуации.
4. Применение модели к решению нового класса задач. Развитие творческих способностей (умение догадываться, делать «открытия»).
Математическое моделирование позволяет выйти как за рамки школьной программы, так и за рамки одного предмета, его использование в качестве основы для проведения исследований способствует раскрытию универсального характера математических методов, обеспечивает надпредметность формируемых учебных действий. Результаты исследования расширяют рамки отдельного учебного предмета. Примером может служить определение комфортности помещения с точки зрения его геометрической формы, наиболее выгодного инвестирования денежных средств и т. д.
Развивающая функция исследовательских заданий заключается в усвоении учащимся методов и стиля мышления, свойственных математике, приобретение опыта и интереса к творческой деятельности и развитие познавательного интереса к различным аспектам науки. Кроме того, учащийся приобретает опыт публичных выступлений, а, следовательно, и коммуникативные навыки.
Исследовательское обучение создает условия для самостоятельной постановки задач в соответствии со своими интересами и предпочтениями, позволяет реализовать творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, что является залогом развития у учащегося совокупности универсальных учебных действий.
This article discusses the possibilities of the school course of mathematics for organizing research teaching and forming pupils' universal educational actions. The contents of the structural components of the mathematical competence and relevant universal educational activities are provided. Different kinds of educational and research actions are disclosed, and examples of tasks are given. Keywords: research teaching, the school course of mathematics, universal educational actions.
Список литературы
1. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] // Исследовательская работа школьников, 2004. № 1. С. 22-32.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) [Электронный ресурс] // standart.edu.ru [дата обращения 23.03.2014].
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413) [Электронный ресурс] // standart.edu.ru [дата обращения 15.04.2014].
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова [Текст]. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2010. 59 с.
Об авторах
Щербатых С.В. - доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе, профессор кафедры математического анализа и элементарной математики ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», [email protected]
Натырова Е.М. - старший преподаватель кафедры математики, информатики и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», соискатель кафедры математического анализа и элементарной математики ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», [email protected]
УДК 378.186
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Л.А. Ядвиршис
В связи с возрастающей потребностью в инклюзивном образовании школьников с особыми нуждами формируется новая концепция профессионального образования учителей и социальных педагогов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов к инклюзивному образованию и социализации школьников с особыми образовательными потребностями.
Современное образование, кроме прямого назначения, призвано обеспечивать успешную социализацию детей в современном обществе. Сама постановка проблемы очевидна и не вызывает принципиальных возражений в профессиональной среде. Однако, несмотря на ее очевидность, в педагогике недостаточно разработан механизм вхождения в социальную среду детей с проблемами в развитии.
Процессы цивилизационного развития российского общества постепенно формируют ориентацию на активное включение детей с особыми потребностями в полноценную общественную жизнь. В рамках этой концепции общество и государство признают свою обязанность обеспечить детям с проблемами в развитии равные возможности в реализации
Педагогика
107
жизненной стратегии. На этой основе возникают новые образовательные концепции, одной из которых можно считать инклюзивное образование, предполагающее создание условий для обеспечения совместного и равноценного образования детей с особыми потребностями с нормативно развивающимися школьниками.
Эти изменения происходят на фоне меняющейся образовательной парадигмы, которая все увереннее наращивает стратегию интегративности образовательного пространства, открытости, приводящей к совместному существованию разнообразных моделей и технологий образования. Эти идеи довольно резко изменяют представления общества и образовательного сообщества о том, какие профессиональные характеристики современного педагога следует считать наиболее значимыми.
Инновационное понимание целей, приоритетных направлений внедрения инклюзивного образования определяет необходимость переосмыслить условия образования детей с особыми образовательными потребностями, и это свидетельствует об изменении системы профессиональной подготовки будущих педагогов.
Несмотря на то, что образованию детей, имеющих особые образовательные потребности, педагогическая наука всегда уделяла особое внимание, новые общественные потребности положили начало принципиально новым взглядам на подготовку таких детей к жизни в обществе. Ведущей идеей коррекционного образования стали взгляды на образовательную среду, которая исключает дискриминацию детей с проблемами здоровья, обеспечивает равное отношение ко всем детям, и в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. С точки зрения такой идеологии проблема профессиональной подготовки педагога к инклюзивному образованию детей исследована явно недостаточно.
В теоретическом плане особое проблему составляет осмысление самого инклюзивного образования в современной педагогике. Теоретический анализ публикаций российских ученых показывает, что сама идея внедрения этого вида образования сталкивается с рядом трудностей:
• не разработана национально ориентированная программа социальной интеграции детей с особенностями развития на основе идеологии толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей;
• существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ограниченными возможностями здоровья и здоровым детям;
• нет достаточно глубокого научного анализа соотношения и интеграции открытой социальной и специальной образовательной сред, которые существенно различаются в реальных условиях;
• в системе инклюзивного образования к детям с особенностями развития в случае необходимости прикрепляется специально подготовленный тьютор, подготовка которого в современной системе образования не предусмотрена, системная профессиональная подготовка этих специалистов не ведется;
• поскольку в системе формирования социальных отношений, как правило, трудно и медленно выстраиваются межличностные и межгрупповые контакты детей с особыми нуждами и здоровых детей, требуется специальная подготовка социальных педагогов к разработке и реализации инклюзивной социальной практики, что сегодня не предусмотрено в перечне профессиональных компетенций социальных педагогов.
Перечисленные проблемы принципиально влияют на образовательную парадигму и довольно резко изменяют представление о том, какие профессиональные характеристики современного педагога для работы с детьми с особыми потребностями следует считать действительно значимыми. Наш анализ показал, что проблема формирования профессиональной готовности педагогов общеобразовательных школ к инклюзивному образованию детей исследована недостаточно, хотя в последние годы появились исследования, посвящённые различным подходам к формированию у учителей компетентности в области инклюзивного образования (И.Н. Хафизуллина) (С.В. Алёхина, Е.Н. Кутепова, Н.Я. Семаго и др.). И практически нет исследований, посвященных специфике формирования у специалистов компетентности по управлению социализацией детей с особыми потребностями, роли социальных педагогов в этом процессе.
В то же время ряд авторов убедительно доказывают, что детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они вполне могут в обычной школе. Одновременно в этом процессе у здоровых детей это позволит развить толерантность и ответственность. Каковы же критерии принятия того или иного решения?
Здесь возникает проблема, которую можно обозначить как оценку целесообразности инклюзии или специализации образования детей с особыми образовательными потребностями. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить два основных направления образования, зависящих от возможностей этих детей: одни из них могут обучаться наравне с нормально развивающимися детьми, другим требуется отдельная индивидуальная программа обучения и социального развития. На этой основе и должно формироваться инклюзивное образование.
Однако иной представляется ситуация по социальному воспитанию детей и ограниченными возможностями здоровья. Их социальное общение со здоровыми детьми должно быть приоритетом в организации общешкольной жизни. На этом основании важнейшим направлением, наряду с обучением, мы считаем помощь детям с особыми потребностями в социальной адаптации к различным по характеру социальным средам. В то же время социализация детей с ограниченными возможностями здоровья неизбежно носит специфический и индивидуализированный характер, поэтому специалист должен обладать гибкой профессиональной компетентностью, эффективно выстраивать новые модели социального взаимодействия больных и здоровых детей.
Сегодня с уверенностью можно констатировать, что сложились объективные противоречия между возросшими требованиями социального заказа к подготовке детей с проблемами в развитии к эффективному социальному общению со сверстниками и недостаточной научно-методической разработанностью основ формирования готовности будущих социальных педагогов к управлению социализацией детей в рамках инклюзивного образования.
Разрешение этих противоречий - стратегическая задача, требующая продолжительного времени, новых финансовых и социально-профессиональных ресурсов, и мы не ставим перед собой задачу предложить обобщающие рекомендации в решении всех проблем. Но на одном аспекте инклюзивного образования хотелось бы остановиться более подробно. ?
Вместе с тем, анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что педагоги-практики испытывают значительные трудности в организации и осуществлении процесса социального воспитания в сфере инклюзивного образования детей, следовательно, необходима пропедевтическая теоретическая и практическая подготовка будущего педагога, ориентирующегося в вопросах инклюзивного образования и социального воспитания детей с учетом их здоровья и специфики
окружающей социальной среды.
Развитие интеграционных процессов в инклюзивном образовании повышает требования к профессиональной компетентности коррекционных педагогов, педагогов общего профиля образования и социальных педагогов в условиях инклюзивной практики, формируя у них уже в вузе специфическую компетентность для работы в составе команды специалистов.
По результатам исследования деятельности различных специалистов в рамках профессионального сообщества нами были выделены следующие условия, необходимые для профессиональной подготовки специалистов, способных осуществлять инклюзивное образование:
• формирование представлений о профессиональной деятельности на основе проектирования единого образовательного пространства для всех школьников;
• разработка моделей социально-педагогического процесса по повышению эффективности социализации детей с особенностями развития в единой системе инклюзивных образовательных учреждений и учреждений общего образования.
• поиск, разработка и апробация технологий психолого-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами по обеспечению эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
• моделирование атмосферы принятия и поддержки всех субъектов профессионального сообщества, работающих в условиях инклюзивной практики на основе модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.
С этой целью нами предлагаются технологии и формы подготовки специалистов - социальных педагогов для осуществления интегрированного образования, опробованные нами в практике:
• конференции и семинары, посвященные проблемам инклюзивного образования;
• тренинги командного взаимодействия;
• профессиональные студии;
• педагогические мастерские;
• групповые обучающие и практические семинары;
• изучение опыта проведения совместных консилиумов междисциплинарной команды специалистов;
• индивидуальное и групповое консультирование;
• посещение студентами реальных коррекционных занятий в рамках не только запланированных практик, но и он-лайн-занятий специалистов.
Проанализированная нами ситуация с обучением детей с особыми потребностями приводит к однозначному выводу: социально-педагогические кадры для осуществления инклюзивного образования должны готовиться с учетом сложившейся ситуации и социального запроса. В организации и сопровождении инклюзивных образовательных процессов усиливается роль профессионального педагогического сообщества, что влечет за собой формирование новой идеологии высшего профессионального образования.
New conception of professsional education for school teachers and the social ones is under formation. It became necessary due to the necessity in an inclusive education for the school children with special needs.
Keywords: professional education of students, inclusive education and socialization of the schoolchildren, special needs of some schoolchildren
Список литературы
1. Касицина, Н., Михайлова, Н., Юсфин, С. Четыре тактики педагогики поддержки / Н. Касицина, Н. Михайлова, С. Юсфин - Речь. СПб. 2010 - http://pedlib.ru/Books/2/0073/2_0073-6. shtml
2. Назарова, Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н. Назарова // Социальная педагогика. 2010. № 1.
3. Ядвиршис, Л.А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально-педагогической деятельности / Л.А. Ядвиршис // Образование и общество. 2007.№ 1.
Об авторе
Ядвиршис Л.А. - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского
УДК 378.14
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ
И.Г. Якимович
В статье рассматриваются особенности технологии обучения в сотрудничестве, раскрывается специфика внедрения данной технологии на практических занятиях в вузе. Дается сравнительная характеристика технологии с групповым методом работы. Представлено содержание деятельности педагога на всех этапахреализациитехнологии обучения в сотрудничестве.
Ключевые слова: технология обучения в сотрудничестве, групповое обучение, внутригрупповая и межгрупповая зависимость, правила работы в группе, интерактивное занятие, кооперация.
Сегодня высшее профессиональное образование должно способствовать развитию основных видов компетенций будущего специалиста.Среди них особую значимость имеют общекультурные и общепрофессиональные компетенции, раскрывающие специалиста как творческую личность и помогающие ему решать профессиональные задачи.
В современном образовательном процессе высшего учебного заведения студент -это не пассивный объект обучения, а субъект, который учится целеустремленно, самостоятельно, осознавая себя, свои склонности и способности и являющийся соавтором и равноправным партнером педагога в образовательном процессе.В этой связи превращению студента в