Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидуллина Л.К., Бронников С.А.

В статье рассматривается проблема подготовки педагога к руководству исследовательской деятельностью обучающихся. Рассматриваются требования к исследовательской компетентности педагога, сформулированные в профессиональном стандарте. Представлена система подготовки педагога к руководству проектно-исследовательской деятельностью обучающихся в процессе реализации основной профессиональной программы. Выделяется изучение учебной дисциплины по выбору как ключевое условие для развития исследовательских компетенций будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамидуллина Л.К., Бронников С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF RESEARCH ACTIVITY IN FUTURE TEACHERS

The article deals with the problem of preparing a teacher to manage the research activities of students. The requirements for the research competence of the teacher, formulated in the professional standard, are considered. The system of preparation of a teacher for the management of design and research activities of students in the process of implementing the main professional program is presented. The study of an educational discipline of choice is singled out as a key condition for the development of research competencies of future teachers.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378

DOI 10.34823/SGZ.2022.4.518871

Л.К. ХАМИДУЛЛИНА кандидат педагогических наук, доцент Бирского филиала БашГУ

E-mail: ilnur_0@mail.ru

С.А. БРОННИКОВ кандидат педагогических наук, профессор Бирского филиала БашГУ

E-mail: bronbir@rambler.ru

Управление процессом формирования профессиональных компетенций исследовательской деятельности у будущих педагогов

В статье рассматривается проблема подготовки педагога к руководству исследовательской деятельностью обучающихся. Рассматриваются требования к исследовательской компетентности педагога, сформулированные в профессиональном стандарте. Представлена система подготовки педагога к руководству проектно-исследовательской деятельностью обучающихся в процессе реализации основной профессиональной программы. Выделяется изучение учебной дисциплины по выбору как ключевое условие для развития исследовательских компетенций будущих педагогов.

Ключевые слова: подготовка педагога-исследователя, профессиональный стандарт, руководство проектно-исследова-тельской деятельностью обучающихся, учебная дисциплина по выбору.

На современном этапе развития отечественной системы общего образования необходимость осуществления учителями целенаправленной исследовательской деятельности актуализировалась как никогда ранее. Отражена эта позиция в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея участия

педагогических работников в научной исследовательской деятельности, интеграции научных исследований с образовательным процессом [3]. Необходимость формирования и развития исследовательских умений школьников заложена в принятых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» определены такие основные требования к исследовательской компетентности педагога как «владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: учебно-исследовательскую и другие. Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции [5].

В современной общеобразовательной организации востребован педагог, обладающий исследовательской компетентностью. Под исследовательской компетентностью педагогов-практиков мы понимаем интегративное профессионально значимое качество, характеризующее их готовность и способность к организации педагогического исследования в целях совершенствования педагогического процесса, а также способность организовать учебную исследовательскую деятельность школьников. Модернизация учебного процесса в школе невозможна без внедрения проектных и исследовательских технологий обучения, на что указывают ФГОС общего образования. Повышение уровня профессиональной квалификации и получение высшей категории также требует от современного педагога исследовательской компетентности: умения организовать педагогический эксперимент и обобщить его результаты в публикации.

Идея обеспечения более тесной связи между научными исследованиями,преподаванием и обучением на всех уровнях прослеживается в ФГОС высшего образования. На уровне бакалавриата в нём предусматривается в числе профессиональных компетенций способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) [7]. На магистерском уровне эта деятельность значительно усложняется. Система высшего педагогического об-

разования решает задачу подготовки педагогов новой формации, обладающих необходимыми исследовательскими и проектными компетенциями, четырьмя путями:

1) усиление внимания к вопросам психологии исследовательского поведения, исследовательского и проектного обучения при изучении базовых предметов (психология, педагогика, методика преподавания учебных предметов);

2) включение в учебные планы специальных курсов, непосредственно связанных с психологией исследовательского поведения, исследовательским и проектным обучением школьников;

3) включение будущих педагогов в самостоятельную исследовательскую работу (курсовые и выпускные квалификационные работы);

4) организация учебно-исследовательской практики студентов [2;6].

Для педагога-практика наибольшее значение имеют умение самостоятельно организовать педагогическое исследование в целях совершенствования педагогического процесса и организовать исследовательскую деятельность школьников. Возросшая потребность в педагоге-практике как педагоге-исследователе обнажила серьёзные просчеты в системе его профессиональной подготовки.

По мнению М.М. Поташника «требование ФГОС обучать проектированию и исследованию пронизывает собой все ступени школьного образования, и как быть, если сам учитель никогда в своей жизни всерьез (не на уровне обыденного, житейского здравого смысла, а методически и технологически!) не проектировал и не исследовал» [4]. У педагогов не только с большим стажем работы, но и у молодых учителей нередко возникают затруднения в организации своей исследовательской деятельности и учебно-исследовательской деятельности школьников. Становится всё более очевидным, что учителю, не имеющему опыта организации собственной исследовательской деятельности в процессе профессионального обучения, трудно организовать её с детьми. Он плохо представляет её задачи, развивающие возможности, логику и методы выполнения исследовательских заданий и обобщения полученных данных.

В настоящее время в организации учебного процесса в педагогических вузах ещё недостаточно утвердилась идея «исследовательского высшего образования», реализация

которой требует максимального насыщения учебной деятельности студента элементами исследовательской деятельности [4]. Без систематической организации специальных исследовательских заданий для будущих педагогов в процессе их обучения все разговоры о формировании их методологической культуры и исследовательской компетентности останутся лишь благими пожеланиями. Преподаватели всех учебных дисциплин в вузе должны работать над решением этой задачи, в том числе и преподаватели педагогических дисциплин. В ходе изучения педагогических дисциплин необходимо постоянно включать элементы исследовательской деятельности и исследовательские проекты как комплексные исследовательские задания. Безусловно, наибольшие возможности для этого предоставляют магистерские образовательные программы. Однако, по нашему мнению, в настоящее время явно недооцениваются возможности учебного процесса для формирования исследовательской компетентности студентов уже на первом этапе их обучения, на уровне бакалавриата. Базовый курс педагогики начинает изучаться на младшем курсе и нередко опережает курс философии, где студенты усваивают некоторые методологические понятия. Безусловно, студентам - вчерашним школьникам довольно сложно усвоить понятие о методологии педагогики и овладеть методами педагогического исследования. Тем не менее, наш опыт организации педагогических исследовательских проектов в изучении педагогических дисциплин убеждает в возможности их применения в целях формирования исследовательской компетентности будущих педагогов уже на уровне бакалавриата. В содержании дисциплины была несколько расширена тема «Педагогика как наука». В течение лекций были даны знания о методологии педагогического исследования, методах теоретического и эмпирического уровня, требованиях к их применению, методах педагогической диагностики как упрощенных модификациях методов научного педагогического исследования. К практическому занятию студенты получили задание выполнить исследовательский проект, предполагающий апробацию одного метода исследования. Перед студентами ставилась задача апробировать метод исследования в соответствии с поставленной целью, обработать полученные данные, сформулировать обобщающие выводы и подготовить презентацию проекта.

Таким образом, в содержание заданий закладывалась задача овладения методами исследования, которые понадобятся им в будущей педагогической деятельности. Каждый проект оформлялся как научный доклад и проходил общественную презентацию на занятии. В сообщении докладчик обосновывал цель исследования, выбор методов исследования, иногда и предварительную, рабочую гипотезу, анализировал полученные результаты, формулировал собственные выводы, а в некоторых случаях и педагогические рекомендации.

Однако особые условия для развития исследовательских компетенций студентов создаются в процессе изучения учебных дисциплин по выбору. Так, на факультете филологии и межкультурных коммуникаций будущим учителям предлагается курс «Подготовка филологов к исследовательской деятельности в школе». В процессе освоения дисциплины у студентов-бакалавров формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование: готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в части образования (ПК-11); способен руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, использовать методы научного исследования (ПК-12) [7]. Основное назначение учебной дисциплины по выбору - формирование умений работать с различными видами научной литературы; знакомство с особенностями различных видов студенческих научно-исследовательских работ и рекомендациями по их выполнению. Знакомство студентов с основными видами научной литературы проходит на примере демонстрации реальных продуктов научной деятельности ученых университета. Например, при изучении темы «Виды научных трудов» дается общий обзор монографий ученых университета и сборников научных трудов, опубликованных в вузе; краткий обзор диссертаций; презентация научных журналов. Особое внимание уделяется требованиям, предъявляемым к оформлению списков использованной литературы. Учебной программой курса предусмотрены часы на самостоятельную работу студента. Считаем целесообразным в качестве заданий для самостоятельной работы студентов предложить подготовку рефератов, тезисов (конспектов, цитат, тезаурусов) отдельных глав монографий и статей, подготовленных

преподавателями вуза. Это, на наш взгляд, позволяет, с одной стороны, применить полученные на лекциях знания на практике и сформировать умения работы с текстами, с другой, расширить представления студентов о научной деятельности вуза, сфере научных интересов преподавателей. На старших курсах студенты сталкиваются с учебной задачей подготовить и защитить выпускную квалификационную работу. Здесь важно систематизировать уже имеющиеся у них знания и умения организации и осуществления исследовательской работы. Эту работу также наиболее системно и последовательно можно осуществить в рамках курса по выбору. Содержание курса включает следующие разделы: «Логика выполнения ВКР по педагогике», «Научный аппарат педагогического исследования», «Методологические основы педагогического исследования», «Основные виды и содержание ВКР», «Языковая и стилистическая культура работы». Изучение данных разделов, на наш взгляд, обеспечивает овладение студентами умениями постановки цели и задач исследования; формулирования научного аппарата; выбора методов исследования; обработки полученных результатов, анализа и интерпретации их с учетом выбранных методологических оснований исследования; представления итогов исследования в виде отчетов, статей, докладов; публичной защиты исследования. Зачётной работой по нашему курсу является защита исследовательского проекта, «исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования» [1].

Однако, как показывает собственный опыт, научно-исследовательская работа привлекает лишь самых заинтересованных и одарённых студентов в рамках студенческого научного кружка по педагогике [10]. Одной из актуальных тем исследовательских работ студентов является гражданско-пат-риотическое воспитание и под нашим руководством они выполняли следующие исследовательские работы: «Граждан-ско-патриотическое воспитание современных школьников» (2016 г.); « Ценностное отношение к Отечеству как личностный результат обучения истории» (2017 г.); «Решение актуальных проблем патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности средствами музея в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (2018 г.); «Доминирующая роль учителя в гражданско-патриотическом воспитании школьников в современных условиях становления сильной, устремлённой в

будущее России» (2018 г.), где «особое внимание уделяется примеру самого учителя, его мировоззрению и патриотизму» [9]; «Роль учителя в гражданско-патриотическом воспитании учащихся на уроках иностранного языка» (2018 г.); «Граж-данско-патриотическое воспитание детей в детском оздоровительном лагере» (2018 г.); «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания и развития учащихся на уроках иностранного языка» (2019 г.); «Организация внеурочной воспитательной работы в школе» (2019 г.). Студенты в 2020 г. Году участвовали в III Международном конкурсе обучающихся и педагогов профессиональных учебных заведений (Professional stars - 20192020 (5 сессия сезона) по направлению «педагогические науки» в номинации «научные работы, подтверждающие результаты исследовательской деятельности» с формой конкурсной работы научная статья и были награждены дипломом за первое место. Члены студенческого научного кружка по педагогике приняли участие в Международном конкурсе учебных и научных работ студентов, II Международном конкурсе университетских групп, получили первое место за конкурсную работу «Отечественные педагогические традиции и современный опыт взаимодействия школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию личности гражданина России», стали обладателями стипендий Главы Республики Башкортостан в 2020/21 учебном году.

Опыт научно-исследовательской деятельности необходим студенту для осознания собственной значимости в общем деле, возможности показать результаты своей исследовательской деятельности и открыть перспективы личностного и профессионального роста. Нельзя не сказать о встречах с представителями науки и практики, о работе с новинками литературы, участии в конкурсах методических разработок. Таким образом, усваивалась общая логика педагогического исследования, которая будет востребована в работе над дипломным проектом. По нашим наблюдениям, выполнение таких исследовательских проектов доступно студентам первого курса, оно вызывает интерес, позволяет сформировать первые навыки организации исследовательской деятельности, повысить мотивацию к изучению педагогики как науки и учебной дисциплины. В заключение следует отметить, что в моделировании и реализации вариантов заданий необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих их эффективность:

1) организация подготовительного этапа, где студенты усваивают базовые теоретические знания о логике и методах научного педагогического исследования;

2) соблюдение в ходе выполнения проекта в общих чертах логики научного исследования;

3) самостоятельное оформление результатов исследовательского проекта, формулировка обобщающих выводов и их публичная презентация;

4) систематическое применение исследовательских педагогических проектов в процессе обучения.

Особые условия для развития исследовательских компетенций студентов создаются в процессе изучения магистерских образовательных программ [8]. Так, на социально-гуманитарном факультете по направлению 44.04.01 Педагогическое образование будущие педагоги изучают учебную дисциплину «Управление научно-исследовательской деятельностью в образовательной организации». В процессе освоения дисциплины у студентов формируются следующая профессиональная компетенция ПК-2. Способен вести совместно с другими участниками образовательных отношений научно-исследовательскую деятельность, анализировать её результаты и применять их при решении профессиональных задач.

Таким образом, участие будущих педагогов в научно-исследовательской деятельности способствует воспитанию творческого отношения к профессии учителя, формированию необходимых для профессиональной деятельности компетенций, становлению педагога-исследователя, способного решать актуальные задачи современности.

Литература

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие.-2-е изд., перераб. И доп. - М.:Проспект, 2016. - С. 116.

2. Львова А.С. Подготовка студентов к руководству исследовательской и проектной деятельностью младших школьников / А.С. Львова, О.А. Любченко, А.И. Савенков // Педагогика. - 2017. -№ 1. - С. 83-88.

3. Национальная доктрина образования Российской Федерации/ Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751.

4. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. - М.: Педагогическое общество России, 2014.

5. Профессиональный стандарт «»Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н.

6. Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход. В 2 Ч., часть 1: Учебник и практикум. - 2-е изд., испр. И доп. - М. : Издательство Юрайт, 2020.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») от 11 января 2016г.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. №126, зарегистрировано в Минюсте РФ 15 марта 2018 г., № 50361).

9. Хамидуллина Л.К. Доминирующая роль учителя в гражданско-патриотическом воспитании школьников в современных условиях становления сильной, устремлённой в будущее России / Л.К. Хамидуллина, В.С. Будилова // Актуальные проблемы гражданско-пат-риотического воспитания молодежи, г. Бирск, Бирский филиал БашГУ, 18-20 октября 2018 года. - г. Бирск, Бирский филиал БашГУ: Бирск: ООО «Диапазон», 2018. - С. 108-113.

10. Хамидуллина Л.К. Подготовка будущего учителя к руководству проектно-исследовательской деятельностью учащихся в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Л.К. Хамидуллина, С.А. Бронников // Доклады Башкирского университета. - 2019. - Т. 4. - № 1. - С. 132-138.

L.K. HAMIDULLINA Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Birsk Branch of BashSU

S.A. BRONNIKOV Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Birsk Branch of BashSU

Management of the process of formation of professional competences of research activity in future teachers

The article deals with the problem of preparing a teacher to manage the research activities of students. The requirements for the research competence of the teacher, formulated in the professional standard, are considered. The system of preparation of a teacher for the management of design and research activities of students in the process of implementing the main professional program is presented. The study of an educational discipline of choice is singled out as a key condition for the development of research competencies of future teachers.

Keyword: teacher-researcher training, professional standard, management of students' design and research activities, elective discipline.

Literature

1. Kodzhaspirova G.M. Pedagogy in schemes and tables: textbook.-2nd ed., revised. And additional - M.: Prospekt, 2016.-S. 116.

2. Lvova A.S., Lyubchenko O.A., Savenkov A.I. Preparation of students for the management of research and project activities of junior schoolchildren // Pedagogy. - 2017. - No. 1. - P. 83-88

3. National Doctrine of Education of the Russian Federation / Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 N 751.

4. Potashnik M.M., Levit M.V. How to help the teacher in mastering the GEF. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2014.

5. Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" / Order of the Ministry of Labor of Russia dated 10/18/2013 N 544n.

6. Savenkov A.I. Pedagogy. Research approach in 2 Part 1: Textbook and workshop. - 2nd ed., Rev. and additional - M.: Yurayt Publishing House, 2020.

7. Federal state educational standard of higher education 44.03.01 Pedagogical education (qualification (degree) "bachelor") dated January 11, 2016.

8. Federal State Educational Standard of Higher Education -Master's program in the direction of preparation 44.04.01 Pedagogical education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2018 No. 126, registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on March 15, 2018, No. 50361

9. Khamidullina L.K. The dominant role of the teacher in the civil and patriotic education of schoolchildren in modern conditions of the formation of a strong, aspiring to the future of Russia / L.K. Khamidullina, V.S. Budilova // Actual problems of civil and patriotic education of youth, Birsk, Birsk branch of Bashkir State University, October 18-20, 2018. -Birsk, Birsk branch of BashSU: Birsk: OOO "Diapazon", 2018. - P. 108113.

10. Khamidullina L.K. Preparation of the future teacher to manage the design and research activities of students in the context of the implementation of the professional standard of the teacher / L.K. Khamidullina, S.A. Bronnikov // Reports of the Bashkir University. -2019. - T. 4. - No. 1. - S. 132-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.