Научная статья на тему 'Управление процессом диверсификации услуг'

Управление процессом диверсификации услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANAGEMENT OF DIVERSIFICATION / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / УПРАВЛЕНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городиенко Т.А.

К диверсификации услуг в том или ином виде, в конечном счете, приходят большинство коммерческих организаций. В условиях стабильного развития экономики диверсификация помогает организации снизить зависимость от тенденций одного потребительского рынка, то есть повысить финансовую устойчивость. Также диверсификация услуг, в ряде случаев, выступает как элемент повышения конкурентоспособности предприятия. В период кризисного состояния экономики стратегия диверсификация услуг становится главной стратегией развития компании, а ее эффективное применение выступает обязательным условием деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE PROCESS OF DIVERSIFICATION

By the diversification of services in one form or another, in the end, come the majority of commercial organizations. In the context of sustainable development of economic diversification helps the organization to reduce its dependence on the trends of the consumer market, ie to increase financial stability. Also, the diversification of services, in some cases, acts as an element increasing the competitiveness of enterprises. During the crisis state of economy diversification strategy of becoming a major service company's development strategy and its effective application performs a prerequisite of the company.

Текст научной работы на тему «Управление процессом диверсификации услуг»

Feature of production of meat of cattle is the prevalence of small-scale production. In 2014 family farms and country farms made beef in 92,8 %.

Production of ecologically safe products of livestock production assumes creation of the mechanism of market grouping of ecological products and identification of the environmentally friendly territories. The Volgograd region in this relation possesses all necessary conditions and prerequisites.

The technology of meat cattle breeding is based on the maximum use of the natural and improved pastures, rough and juicy forages in case of rather small specific weight of the concentrates mainly fed by an animal during final sagination. The meat cattle breeding doesn't require considerable capital investments, energy and labor costs therefore it can successfully develop in regions with big areas of pasturable grounds and a limited manpower.

In modern conditions in case of receipt of beef it is necessary to be guided by low-cost technologies, the maximum use of potential of the cattle of specialized meat breeds and fodder resources that will allow to receive ecologically safe products.

According to ecological system of traceability on which are based the international standard ISO 22000: 2005 and GOST R ISO 22000-2007, production of food shall be performed in the environmentally friendly territories. In the Volgograd region the territories, and it is generally Pallasovsky and Staropoltavsky districts, where the entities on cultivation of meat breeds of cattle are located, satisfy to the quality standards. Therefore when using highly productive specialized breeds of the cattle of the meat direction, providing cost efficiency of production, at the same time the ecological effect is reached that in modern conditions is indisputable competitive advantage and grants the right to use the Ecologically Safe Products brand.

Thus, development of meat cattle breeding in the region on the basis of ecologically oriented technologies of cultivation will promote preserving ecologically favorable territories, increase in competitiveness, release of natural and safe food, increase in demand for meat products, improvement of quality of life of the population.

Список литературы / References

1. Metlitsky F.F. About market grouping of ecologically safe goods and technologies. Environmentally friendly areas. Access mode: http://www.ecochistyproduct.ru/

2. GOST R ISO 22000-2007 «Food safety management systems. Requirements for organizations in the food chain». - M.: Standartinform, 2007. - 28 p.

3. Recommendations about the rational regulations of consumption of foodstuff meeting the modern requirements of healthy food» [Electronic resource] // Help search engine ConsultantPlus.

4. Production and consumption of main products of food: statistical review / Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Volgograd region. - Volgograd : VolgogradStat. - Volgograd, 2014. - 71 p.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.085 Городиенко Т.А.

Магистрант, Almaty Management University УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ УСЛУГ

Аннотация

К диверсификации услуг в том или ином виде, в конечном счете, приходят большинство коммерческих организаций. В условиях стабильного развития экономики диверсификация помогает организации снизить зависимость от тенденций одного потребительского рынка, то есть повысить финансовую устойчивость. Также диверсификация услуг, в ряде случаев, выступает как элемент повышения конкурентоспособности предприятия. В период кризисного состояния экономики стратегия диверсификация услуг становится главной стратегией развития компании, а ее эффективное применение выступает обязательным условием деятельности предприятия.

Ключевые слова: диверсификация, управление диверсификацией.

Gorodienko T.A.

Undergraduate, Almaty Management University MANAGING THE PROCESS OF DIVERSIFICATION

Abstract

By the diversification of services in one form or another, in the end, come the majority of commercial organizations. In the context of sustainable development of economic diversification helps the organization to reduce its dependence on the trends of the consumer market, ie to increase financial stability. Also, the diversification of services, in some cases, acts as an element increasing the competitiveness of enterprises. During the crisis state of economy diversification strategy of becoming a major service company's development strategy and its effective application performs a prerequisite of the company.

Keywords: diversification, management of diversification.

В данной статье под «диверсификация услуг» будем иметь ввиду деятельность компании по выходу на новые рынки услуг с целью улучшения собственных финансово-экономических показателей и конкурентоспособности.

От эффективности управления процессом диверсификации зависит и выполнение поставленных перед организацией задач. В первую очередь необходимо идентифицировать процесс диверсификации услуг. При идентификации необходимо определить главную цель диверсификации услуг, то есть с какой целью собственник бизнеса решил диверсифицировать свой бизнес. Затем необходимо определить сроки и масштабы диверсификации услуг. Если сроки и масштабы небольшие, а влияние на общее состояние предприятия небольшое, то возможно и нет смысла рассматривать процесс как объект стратегического управления. Под процессом диверсификации в статье подразумевается совокупность возможных путей использования доступного (собственного или привлеченного) актива организации.

Как правило, диверсификация услуг связана с необходимостью повышения эффективности применения уже существующих активов организации (основные средства, финансовые ресурсы и пр.). По этой причине первый этап работы по определению векторов возможной диверсификации услуг заключается в системном анализе использования существующих активов организации, оценке их возможной избыточности или определении эффективности использования и показателей изменений активов организации сферы услуг (зданий, оборудования, персонала, земли, денежных активов, нематериальных активов и др.). В сфере услуг, на наш взгляд, наибольший интерес представляет сравнение показателей текущей эффективности использования оборудования, помещений, трудовых ресурсов с их максимально возможной результативностью. По мнению Т.П. Фокиной "Их следует рассматривать как основные признаки сравнительных преимуществ организации, на которые можно опираться для выхода в новые сферы деятельности"[1]. Наличие простаивающего оборудования для оказания услуг или неполной загруженности персонала дают сигнал управляющей команде о том, что есть сравнительные недостатки, для решения по которым необходима разработка специальных мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации. Участки с низкими показателями эффективности использования активов имеют большие потенциалы для развития при изменении целевых назначений или при дополнении новых задач к проектам, которые реализуются в непосредственной близости с иными организациями.

Второй этап состоит из прогнозных расчетов возможного потенциала отдачи от процесса диверсификации. Планируемая сумма доходов от диверсификации должна, как минимум, перекрывать планируемые расходы организации. Мы считаем, что освоение одним работником дополнительной специальности не даст высокого экономического эффекта, который бы представлял для организации весомый интерес, но при масштабировании этого навыка и распространения его на других сотрудников организации вполне возможно получение новых рыночных ниш или расширение уже существующих. М.Л. Разу считает этот этап работы по управлению процессом диверсификации услуг наиболее трудным, который требует максимально творческого подхода и внимания[2]. По мнению этого автора основной акцент при диверсификации услуг должен быть на развитие существующих конкурентных преимуществ организации. Так, например, на рынке СПА салонов такими конкурентными преимуществами могут быть: месторасположение, лояльность и постоянность клиентов, профессионализм сотрудников, ноу-хау методики и современное оборудование.

Третий этап управления процессом диверсификации заключается в оценке всех найденных возможностей. Как правило, критерии оценки возможностей диверсификации отбираются собственниками диверсифицируемых активов. Выбор зависит от стратегических целей организации. Цели могут быть по капитализации деятельности организации или стабилизации потоков денежных средств, по расширению рыночного сегмента, по созданию нового рынка, по укреплению репутации (имиджа) или решения социальных задач. Не обязательно у организации может быть только одна цель, может быть ряд стратегических целей.

Четвертый этап управления процессом диверсификации характеризуется составлению совокупности возможных векторов диверсификации услуг. Из проанализированных и оцененных возможностей составляется программа организации по диверсификации услуг. На данном этапе главное внимание надо уделить выявлению возможных сопутствующих эффектов при одновременном исполнении нескольких направлений диверсификации и от их включения в существующую структуру бизнеса. Оценить необходимо как положительный, так и негативный эффект. Далее необходимо определить оптимальное количество проектов по диверсификации, порядок, сроки их реализации, перечень и величину необходимых ресурсов.

А. И. Киселевым была разработана укрупненная схема внутренней логики процесса диверсификации услуг (рисунок 1).

Определение целевого критерия эффективности диверсификации услуг

Систематизация представлений о диверсификации

Расчет рыночной позиции организации по которой идет диверсификация N V Оценка объемов и структуры генерируемых денежных потоков

Цели —* Принципы —» Объекты —»■ Субъекты — Отношения —* Процессы -N -1/ Исполнение программы диверсификации услуг организации

Рис. 1 - Схематическое представление логики процесса диверсификации услуг организации

В представленной логике процесса диверсификации услуг, стоимость бизнеса организации представляется в денежном выражении и является по сути системообразующим понятием. В условиях рыночной экономики данное понятие лежит в основе принятия всех управленческих решений и определяет эффективность и целесообразность диверсификации услуг (производства) организации.

При управлении процессом диверсификации стоимость организации необходимо рассматривать как главную характеристику, которая будет определять эффективность диверсификации услуг. Следовательно, содержанием процесса управления диверсификацией будут факторы, которые влияют на окончательную ценность и стоимость бизнеса. Стоимость и ценность субъекта в процессе диверсификации услуг необходимо рассматривать не только с позиций собственника или инвестора, но и с точки зрения всех субъектов, которые имеют заинтересованность в развитии организации и повышении ее эффективности. Заинтересованными субъектами могут быть: государство, поставщики, потребители, сотрудники организации и пр.

При использовании концепции стоимостного подхода в качестве основного показателя, который используется в процессе диверсификации услуг и расчете его результатов, принимается дисконтированный денежный поток организации. Капитал, в данном случае, является производной от создаваемой им отдачи, что соответствует содержанию рыночных процессов, которые происходят в деятельности коммерческой организации. На наш взгляд, дисконтированный денежный поток гарантирует корректное выражение сущности собственного капитала как саморастущей стоимости и этим отражает экономическую суть и направленность диверсификации услуг как экономического процесса (явления).

Таким образом, в данной статье были систематизированы этапы и логика процесса диверсификации, что является обязательным этапом выполнения преобразований по диверсификации. Сущность этого обоснования можно сформулировать как приоритет рыночных процессов над управленческими процессами, необходимость комплексного изучения факторов управленческого и экономического характера в процессе диверсификации услуг. Мы считаем, что реализация проекта по диверсификации услуг не может стать эффективной, если не учитываются закономерности создания благ с учетом его особенностей в конкретной сфере.

Список литературы / References

1. Фокина Т. П. Теория диверсификации бизнеса. - Саратов: Экспо, 2011. - С. 56-57

2. Разу M. Л. Управление проектом. Основы проектного управления. - Москва: КНОРУС, 2006. - C.74

Список литературы латинскими символами / References in Roman script

1. Fokina T. P. Teorija diversifikacii biznesa [The theory of business diversification]. - Saratov: Jekspo, 2011. - P. 56-57. [in Russian]

2. Razu M. L. Upravlenie proektom. Osnovy proektnogo upravlenija[Project management. Fundamentals of Project Management]. - Moskva: KNORUS, 2006. - P.74. [in Russian]

DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.179 Даванков А.Ю.1, Двинин Д.Ю.2

1 Доктор экономических наук, профессор, Челябинский государственный университет

2кандидат экономических наук, Челябинский государственный университет Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00299 а ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ НА УРОВНЕ РЕГИОНА

Аннотация

Статья посвящена исследованию по выявлению факторов обеспечения устойчивого развития социо-эколого-экономической системы на уровне региона. Установлено наличие трех подсистем: преобразования энергии, преобразования вещества и управления, где осуществляется преобразование информации, а факторами поддержания устойчивости является сохранение определенных пропорций между ними и стабильности функционирования. Для эффективного воздействия на указанные факторы потребуется формирование специальных управленческих моделей.

Ключевые слова: социо-эколого-экономическая система, факторы устойчивости, потоки вещества и энергии, управленческая модель, регион

Davankov A.Y.1, Dvinin D.Y.2

:PhD in Economics, professor, Chelyabinsk State University 2PhD in Economics, Chelyabinsk State University The reported study was funded by RFBR according to the research project № 16-06-00299 а FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECOLOGO-ECONOMIC SYSTEM

ON THE REGIONAL LEVEL

Abstract

The article is devoted to identify the factors of sustainable development of socio-ecology-economic system at the regional level. The presence of three subsystems: energy conversion, transformation and management of substances, which carried out the transformation of data, and support the sustainability factor is to maintain certain ratios between the operation and stability. To effectively influence on the formation of these factors require special management models.

Keywords: socio-ecology-economic system, stability factors, flows of matter and energy, management model, region.

Хозяйственной деятельность человека проявляется в изменение вещества и энергии, это приводит к появлению ровых материальных объектов и процессов, которые ранее отсутствовали в природе. Поскольку сырьевые и энергетические ресурсы взять негде, кроме как, извлекая их из биосферы, то хозяйственная деятельность с ростом ее масштабов неизбежно оказывает все большее влияние на процессы, происходящие в живой природе и на планете в целом. Создание модели управления хозяйственной деятельностью, обеспечивающей состояние социо-эколого-экономической среды региона в границах устойчивости биосферы, требует организации управления потоками вещества и энергии, а для выявления устойчивости системы, необходимо определить факторы, обеспечивающие ее развитие.

Любая сложная система постоянно осуществляет обмен с внешней средой энергией, веществом, информацией. Таким образом, можно сказать, что экономическая наука изучает различные способы их обмена между социо-эколого-экономической системой и окружающей средой, ориентируясь на сохранение ее общей устойчивости [2]. При этом функционирование сложной системы будет зависеть от существующих процессов по реализации указанного обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.