Научная статья на тему 'Особенности диверсификации предприятий пищевой промышленности'

Особенности диверсификации предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
771
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / DIVERSIFICATION OF PRODUCTION / EFFICIENCY OF PRODUCTION DIVERSIFICATION / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толкачева Светлана Владимировна, Матюхин Александр Константинович

В статье рассмотрены особенности и направления диверсификации предприятий пищевой промышленности, необходимые для развития продовольственного комплекса, создания предпосылок для его экономического роста и повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, достижения требуемого уровня импортозамещения в продовольственном секторе. Установлены предпосылки, мотивы и цели диверсификации деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толкачева Светлана Владимировна, Матюхин Александр Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES DIVERSIFICATION OF ENTERPRISES OF FOOD INDUSTRY

In the article the peculiarities and directions of diversification of the food industry, necessary for development of food, creation of preconditions for economic growth and competitiveness on domestic and foreign markets, achieve the required level of import substitution in the food sector. Installed the prerequisites, motives and goals of diversification of activity of the enterprises.

Текст научной работы на тему «Особенности диверсификации предприятий пищевой промышленности»

УДК 338.33

Светлана Владимировна Толкачева

Кандидат экономических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный

университет пищевых производств»

Матюхин Александр Константинович

студент 6 курса Института непрерывного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный

университет пищевых производств», г.Москва

ОСОБЕННОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье рассмотрены особенности и направления диверсификации предприятий пищевой промышленности, необходимые для развития продовольственного комплекса, создания предпосылок для его экономического роста и повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, достижения требуемого уровня импортозамещения в продовольственном секторе. Установлены предпосылки, мотивы и цели диверсификации деятельности предприятий.

Ключевые слова: диверсификация производства, эффективность диверсификации производства, продовольственная безопасность. Jel classification code: D 620 Agris category code: E10, E21, E40

Svetlana Tolkacheva

candidate of economic Sciences, associate Professor, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Moscow state University of

food productions", Moscow

Alexander Matyukhin

the 6-year student of Institute of continuing education, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Moscow state University of

food productions", Moscow

FEATURES DIVERSIFICATION OF ENTERPRISES OF FOOD INDUSTRY

In the article the peculiarities and directions of diversification of the food industry, necessary for development of food, creation of preconditions for economic growth and competitiveness on domestic and foreign markets, achieve the required level of import substitution in the food sector. Installed the prerequisites, motives and goals of diversification of activity of the enterprises.

Keywords: diversification of production, efficiency of production diversification, food security.

В условиях происходящих в мировой экономике процессов международной интеграции продовольственная безопасность государства является одной из самых важных составляющих национальной безопасности страны.

В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

Согласно утвержденной Доктрине основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья,

достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

обеспечение безопасности пищевых продуктов.[1].

В связи с этим особенно актуальным в настоящее время является развитие продовольственного комплекса, создание предпосылок для его экономического роста и повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, достижение требуемого уровня импортозамещения в продовольственном секторе.

Одним из способов достижения поставленных целей для предприятий пищевой промышленности является диверсификация производства.

Стратегическое значение отрасли, важность стоящих перед пищевой промышленностью задач по обеспечению продовольственной безопасности страны приводит к необходимости тщательного анализа возможных направлений диверсификации, глубокой проработки вопроса эффективности этих направлений и выбора из них наиболее перспективных.

Успех предприятия в условиях рыночной экономики зависит от способности адаптироваться к изменениям в среде его деятельности: предусматривать и изменять структуру производства, разрабатывать и внедрять в производство новые виды продукции и технологии, правильно определять направления инвестиций. В связи с этим изучение видов диверсификации и их внедрение в деятельность предприятий пищевой промышленности является чрезвычайно актуальным.

Диверсификация (познелат. diversification — изменения, общее разнообразие, от лат. Diversus — разный и facio — делаю) это расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Диверсификация связана с использованием накоплений

предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над каким-то этапом производства, но и организацию новых видов производства, проникновение в другие отрасли. Таким образом, в отечественной экономической литературе диверсификация определяется как «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности». [2].

Бизнес-словари определяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.

В основе диверсификации лежит процесс модернизации существующего производства и создания новых высокоэффективных производств.

Несмотря на то, что понятие диверсификации производства достаточно широко освещено как в отечественной, так и в зарубежной литературе, диверсификация производства применительно к пищевой промышленности, а также использование диверсификации для повышения эффективности функционирования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности требует дополнительного изучения.

Повсеместный и массовый характер потребления пищевых продуктов, постоянно изменяющиеся вкусы потребителей и развитие технологий пищевых производств, предопределяют необходимость проведения масштабной и постоянной диверсификации производства в соответствии с потребностями рынка. Цели диверсификации во многом определяются уровнем использования потенциала предприятия, включая финансово-экономическое состояние, наличие резервов и возможностей их реализации, то есть, прежде всего, исходя из уровня использования его производственной мощности.

Особенности диверсификации пищевого производства обусловлены спецификой спроса, особенностями формирования сырьевой базы, требованиями к качеству готовой продукции.

Предприятия пищевой промышленности тесно связаны с отраслями сельского хозяйства — растениеводством, животноводством и рыболовством. Сырьем для пищевого производства является в основном, сельскохозяйственная продукция, производству которой присущи зависимость от климатических условий, длительность процесса производства, непродолжительный срок хранения.

На эффективность производства пищевых продуктов с учетом особенностей используемого сырья влияют также сезонный характер производства сырья, многокомпонентный состав перерабатываемого органического сырья.

Непродолжительные сроки хранения сырья и готовой продукции, сложности при транспортировке готовой продукции (необходимость соблюдения определённых температурных режимов, исключения воздействия посторонних запахов, света и пр.) обусловливают повышенные требования к складскому, энергетическому и транспортному хозяйству.[5].

На практике используются различные модифицированные сочетания диверсификационных направлений, например, в сфере производства и услуг, в торговой сфере и т.д. Практика показывает, что у предприятий, занимающихся диверсификацией в областях, близких к собственному производству, не происходит, так называемого, «отторжения» новых видов деятельности, и подчеркивает приоритетность профильной диверсификации. То есть новое направление, прежде всего, должен быть тесно увязано с технологическими возможностями предприятия при максимально полном использовании собственного потенциала (например, выпуск и реализация населению различных видов полуфабрикатов и т.д.). Если в данный момент не представляется возможным использовать в полном объеме потенциал

профильного вида деятельности, то следует расширить поиск областей за пределами отрасли.

Сильная зависимость организаций пищевой промышленности от поставщиков сырья приводит к необходимости развития вертикальной диверсификации в сторону получения ресурсов. Такое направление позволяет получить контроль над источниками сырья и снизить зависимость от его поставщиков. Также имеет место диверсификация самих поставщиков сырья с целью образования достаточно обширной группы поставщиков, максимально снижающей риски непредвиденных обстоятельств.

Сезонность поставок сырья приводит к перспективе развития диверсификации в сторону создания высокоэффективных складских мощностей, которые позволяют накапливать запасы сырья в сезон его максимальной поставки и осуществлять его хранение в течение длительного периода времени. Такое развитие позволяет предприятию максимально нивелировать сезонность поставки сырьевых ресурсов и обеспечить непрерывность производственного процесса. [5].

Многокомпонентность поставляемого сырья приводит к вопросу оценки возможных направлений его использования и диверсификации производства в сторону развития более глубокой переработки сырья и получения из него максимального количества разнообразной продукции.

Стратегия диверсификации пищевого производства позволяет предприятиям не только эффективнее использовать ресурсы, наращивать объемы производства, но и повышать конкурентоспособность, что очень важно в условиях рынка.

Особенностью диверсификации производства предприятий пищевой промышленности является также то, что она создает необходимые условия для развития кооперации и интеграции, наполнению рынка новыми товарами, снижению рисков, росту устойчивости экономики отрасли.[4].

Под влиянием диверсификации производства предприятия пищевой промышленности превращаются в многоотраслевые комплексы, в которых

отдельные подразделения выполняют функции самостоятельно производящих отдельные виды продукции. Входящие в состав комплекса предприятия оказывают складские, транспортные, логистические услуги. Большая часть продукции пищевых предприятий расфасовывается в мелкую тару, которая позволяет максимально сохранить полезные свойства и вкусовые качества продукта, следовательно, существует потребность в большом количестве стеклянной, бумажной, полимерной и иной тары, что создает предпосылки для создания в составе производственного комплекса предприятий по производству тары.

Особенностями стратегии диверсификации предприятий пищевой промышленности также являются:

• возможность сочетания в одном предприятии сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности;

• более рациональное использование сырья и трудовых ресурсов в связи со значительным потенциалом предприятий;

• наличие на передовых предприятиях отрасли современной технической базы, позволяющей производить инновационные продукты. [4]

Нами были выделены факторы, которые могут в значительной степени способствовать эффективной диверсификационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности. Вся совокупность факторов влияния в соответствии с целевой направленностью и операционными возможностями была нами разграничена по группам для обоснования наиболее приоритетных диверсификационных мероприятий.

В основном производстве в составе таких факторов нами выделены: технический уровень оборудования; степень механизации и автоматизации производства; размер производственных и складских площадей; квалификация персонала и пр.

Во вспомогательном и обслуживающем производствах такими факторами могут стать: размер свободных площадей (емкостей) в складском хозяйстве и во вспомогательных подразделениях; обеспеченность холодильным

оборудованием; наличие производственно-технологической лаборатории;

339

техническое оснащение этих служб; кадровый потенциал; наличие транспортного цеха; площадь территории и т.д. Например, располагая хорошей ремонтной службой, предприятия могут оказывать услуги по ремонту, реконструкции цехов и линий, модернизации оборудования различным организациям и населению. Сюда также можно отнести осуществление погрузочно-разгрузочных работ, проведение анализа сырья и готовой продукции в лабораторных условиях, организацию торговли, в том числе выездной. В свою очередь, изучение возможных направлений непрофильной диверсификации, используемых в разных отраслях пищевой промышленности, показало огромное количество возможных вариантов, для выбора которых требуется более широкое поле исследования, исходя из территориальной принадлежности, конкретных ситуаций, а также способностей и возможностей кадрового потенциала. Например, на одном из хлебозаводов успешно используется выполнение сторонним организациям ремонтных работ, монтажа оборудования и пр.

Предприятия пищевой промышленности как объекты диверсификации представляют собой комплексную организацию. В них достигается сочетание производства и промышленной переработки, а в некоторых случаях они одновременно с производством и переработкой проводят и маркетинговую диверсификацию, предполагающую реализацию продукции путем освоения новых рынков, создание собственной торговой сети. [3]. Такие предприятия, входящие в состав объединений сохраняют свою производственно-финансовую самостоятельность и все взаимоотношения строят на основе полного хозяйственного расчета под единым управлением. В отдельных случаях предприятия пищевой промышленности могут представлять и интеграцию производства с наукой. Научно-производственные подразделения разрабатывают новые технологии, комплектуют технологическое оборудование, создают высококачественные ингредиенты для производства продуктов питания. Масштабная диверсификации деятельности предприятий пищевой промышленности позволяет расширять объемы производства, создает условия

для формирования более совершенной конкуренции, повышает занятость населения, способствуя, таким образом, решению социальных проблем.

Выявленные особенности диверсификации предприятий пищевой промышленности позволят проводить диверсификацию по наиболее эффективным направлениям. Результатом такой диверсификации будет повышение эффективности деятельности предприятия, как в плане показателей деятельности, так и в плане имеющихся ресурсов в условиях конкуренции.

Если рассматривать диверсификацию не только в качестве источника получения дополнительных средств и страхового гаранта безубыточной деятельности, а как принцип поведения предприятий в рыночных условиях, можно отметить, что посредством диверсификации российские предприятия, целенаправленно используя этот процесс в собственных интересах, смогут более активно функционировать на рынке, что одновременно будет способствовать достижению определенных социально-экономических результатов в масштабах, выходящих за рамки профильной деятельности предприятия.

Имеется в виду, что расширение круга выполняемых функциональных задач определяет повышение трудовой занятости, и это, в свою очередь, обеспечивает рост платежеспособности населения. В результате, посредством обратной связи, происходит увеличение сегментов рынка (в части спроса), и, как следствие, это оказывает позитивное влияние, с одной стороны, на дальнейшее развитие существующей функциональной деятельности предприятия, обеспечивая рост предложения (удовлетворяющего повышение спроса), а с другой — предоставляя расширение диапазона его возможностей по различным направлениям. Этот повышающий цикл эффективности диверсификации, выходя за рамки предприятия, в совокупности по отраслям и сферам хозяйствования предопределяет подъем экономики отрасли, страны и благосостояния населения.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120.

2. Жулина Е.Г., Мягкова Т.Л., Кацуба О.Б. Диверсификация деятельности предприятия// ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006 С. 5.

3.Добрянская Н.А. Н.А., Попович В.В. Диверсификация производства как фактор развития регионального производственного рынка // Молодой ученый. -2013 № 8 С.188-190

4. Богомолова И.П., Колесова Е.Ю., Колесов М.А. Диверсификация молокоперерабатывающих предприятий в аспекте обеспечения продовольственной безопасности на основе импортозамещения // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление , 2015, № 4 С.

5. Актуальные проблемы теории и практики управления: материалы III международной научно-практической конференции (31мая 2013 года). — Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. — С.4-6.

References

1. The decree of the President of the Russian Federation of 30.01.2010 № 120.

(in Russian)

2. Zhulina E. G., Myagkova, I. L., Katsuba O. B. Diversification of activity of enterprise// LLC "Magazine "personnel Management", 2006 P.5. (in Russian)

3.Dobryanskaya N. And. N. And., Popovich V. V. Diversification of production as a factor of development of regional industrial market // Young scientist.-2013 No. 8 Pp. 188-190 (in Russian)

4. Bogomolova I. P., Kolesova E. Yu., Kolesov, M. A. Diversification of dairy enterprises in the aspect of food security on the basis of import substitution // Bulletin of VSU. Series: Economics and management , 2015, № 4 P. (in Russian)

5. Actual problems of theory and practice of management: materials of III international scientifically-practical conference (may 31 2013). — Smolensk: Publishing house of Smolensk state University, 2013. Pp. 4-6. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.