УДК 338.432:65.03
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РЫНКОВ СБЫТА С УЧЕТОМ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
Р. К. ЛЕНЬКОВА, Е. В. КАРАЧЕВСКАЯ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Могилевская область, Беларусь, 213407, e-mail: [email protected]
(Поступила в редакцию 25.09.2017)
Тенденции глобализации, укрепление интеграционных процессов, а также течение кризиса мировой продовольственной системы определяют объективные предпосылки повышения конкурентоспособности продукции национального агропромышленного комплекса и его важнейшую составляющую. Основным критерием успеха сельскохозяйственного производства в современных условиях является уровень конкурентоспособности продукции и предприятий в целом. А производство высококачественных, недорогих, конкурентоспособных продуктов и услуг по сравнению с аналогами является основной задачей любого предприятия. Каждое предприятие стремится сделать все возможное, чтобы сделать свою продукцию конкурентоспособной. Задачи, поставленные перед отечественной пищевой промышленностью, могут быть решены в условиях нестабильной ценовой конъюнктуры и усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, основанных на диверсификации деятельности предприятий, развитии новых видов экономической деятельности, их прямой и обратной вертикальной интеграции, диверсификации рынков сбыта. Механизм управления диверсификацией деятельности перерабатывающих предприятий АПК Республики Беларусь призван обеспечить рост их конкурентных преимуществ в условиях неустойчивой конъюнктуры на внутренних и внешних рынках. При этом цель управления диверсификацией деятельности заключается в получении плановой величины прибыли на вложенный капитал при минимальном уровне риска, при условии выполнения предприятием производственных задач и социальных обязательств, путем изменения разнообразия и степени взаимосвязи осуществляемых видов экономической деятельности. Диверсификация рынков сбыта, а также поиск новых, что является необходимым условием устойчивого развития агропродовольственной сферы Беларуси, позволят минимизировать негативные последствия от снижения экспорта и повысить эффективность экономики страны, также снизить себестоимости белорусской продукции.
Ключевые слова: диверсификация, трансфертные цены, сбалансированность
Tendencies of globalization, strengthening of integration processes, as well as the crisis of the world food system, determine the objective prerequisites for increasing the competitiveness of the national agro-industrial complex products as its most important component. The main criterion for the success of agricultural production in modern conditions is the level of competitiveness of products and enterprises in general. And the production of high-quality, inexpensive, competitive products and services in comparison with analogues is the main task of any enterprise. Every enterprise strives to do everything possible to make its products competitive. The tasks set for the domestic food industry can be solved in conditions of unstable price conjuncture and increased competition in the domestic and foreign markets on the basis of diversification of enterprises activity, development of new types of economic activity, their direct and reverse vertical integration, and diversification of sales markets. The mechanism for managing the diversification of activities of processing enterprises of the agro-industrial complex of the Republic of Belarus is designed to ensure the growth of their competitive advantages in conditions of unstable conjuncture in domestic and foreign markets. At the same time, the objective of managing diversification of activities is to obtain a planned return on invested capital with a minimum level of risk, provided that the enterprise fulfills production objectives and social obligations by changing the diversity and degree of interconnection of the economic activities carried out. Diversification of sales markets, as well as the search for new ones, which is a prerequisite for the sustainable development of the agro-food industry in Belarus, will help minimize the negative consequences of the decline in exports and improve the efficiency of the country's economy, and also reduce the cost of Belarusian products.
Key words: diversification, transfer prices, balance
Введение
Задачи, поставленные перед отечественной пищевой промышленностью на период до 2020 г., могут быть решены в условиях нестабильной ценовой конъюнктуры и усиления конкуренции на внутреннем и внешних рынках на основе использования такого перспективного направления комплексного повышения эффективности функционирования как диверсификация предприятий, заключающаяся в освоении новых видов экономической деятельности, их прямой и обратной вертикальной интеграции, диверсификации рынков сбыта.
Основная часть
Зарубежными и отечественными учеными раскрыта экономическая сущность диверсификации и сформулированы теоретические основы оценки ее уровня, разработаны методики экономического обоснования ее инвестиционных проектов. Вместе с тем проблема формирования механизма управления диверсификацией деятельности, особенно применительно к системе перерабатывающих предприятий АПК Беларуси, комплексно не исследовалась.
В целях углубления исследования проблем повышения эффективности процесса управления диверсификацией используется методика оценки величины и эффективности использования производственных ресурсов перерабатывающих предприятий АПК, как внутренних факторов диверсификации их деятельности, заключающаяся в количественной оценке трудовых ресурсов, основных средств, оборотных активов, эффективности использования указанных ресурсов, а также показателей
финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия и последующем моделировании зависимости уровня и степени родственности диверсификации его деятельности от величины указанных факторов. Сущность методики состоит в определении целевых направлений изменения уровня внутренних факторов, использование которых позволяет предприятиям достичь необходимых для реализации эффективной корпоративной стратегии значений горизонтальной, вертикальной диверсификации и рынков сбыта, степени родственности осуществляемых видов деятельности, а также в установлении перечня внутренних факторов и показателей оценки их величины (табл. 1) [1-2].
Таблица 1. Предлагаемая система оценочных показателей величины внутренних факторов диверсификации деятельности предприятий
Группа оценочных показателей Показатели оценки величины внутренних факторов диверсификации деятельности предприятия
1. Показатели величины и качественных характеристик располагаемых производственных ресурсов Коэффициент годности основных средств, доля активной части основных средств в их общей стоимости, доля нематериальных активов в общей стоимости внеоборотных активов, коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами, коэффициент участия оборотных активов в общей стоимости активов для работников предприятия, имеющих высшее образование, в их общей численности
2. Показатели эффективности использования производственных ресурсов Коэффициент загрузки производственных мощностей, фондоотдача используемых предприятием основных средств, коэффициент оборачиваемости оборотных активов, производительность труда работников предприятия
3. Показатели, характеризующие имеющиеся у предприятия возможности по увеличению ресурсной базы Коэффициент финансирования, коэффициент текущей задолженности, коэффициент текущей платежеспособности, коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности
Показатели, представленные в табл. 1, являются в настоящее время критериями оценки величины и эффективности использования производственных ресурсов, а также платежеспособности и финансовой устойчивости перерабатывающих предприятий АПК Беларуси. В настоящее время расширение рынков сбыта имеет решающее значение для развития различных организаций. При этом в расширении своей деятельности организация может использовать одновременно несколько стратегий [4]. Оценив картинку в целом, опишем шансы предприятия в реализации каждой стратегий проникновения, развития рынка, развития товара, а также стратегии диверсификации, разработаем ключевые направления работ.
Таблица 2. Свод стратегий развития РПТУП «Молочный гостинец»
Вариант стратегии Возможность Описание Ключевые источники роста предприятий
Стратегия проникновения Вероятно Есть все шансы в реализации данной стратегии у компании. Несмотря на низкие возможности к дополнительному инвестированию, необходимо развивать частоту покупки молочной продукции, увеличивать потребление продукции Указаны в порядке существенности: 1. Разработка промакций для роста частоты совершения покупок. 2. Разработка новой стратегии ценообразования в рамках существующей интеграционной структуры. 3. Расширение ассортимента производства нового вида молочной продукции. 4. Выход на новый рынок сбыта
Стратегия развития рынка Вероятно Выход на новые рынки сбыта внутри Республики, предприятие обладает всеми возможностями для роста
Стратегия развития товара Вероятно Предприятие обладает всеми ресурсами для расширения ассортимента
Стратегия диверсификации Возможно Предприятие может одновременно реализовать стратегию расширения текущего рынка, а также стратегию диверсификации
Таким образом, ключевыми источниками роста предприятия являются: разработка промакций для роста частоты совершения покупок; разработка новой стратегии ценообразования в рамках существующей интеграционной структуры; расширение ассортимента: производство нового вида молочной продукции; выход на новый рынок сбыта. Так как при прогнозировании рынка было выявлено, что одним из источников роста предприятий является изменение стратегии ценообразования, то выбор этой стратегии должен быть обусловлен спецификой предприятия, жизненным циклом, принятой политикой позиционирования. Предлагаемая методика формирования трансфертных цен предусматривает справедливое распределение доходов между взаимозависимыми структурами, рост прибыли за счет минимизации внутрисистемных расходов в целях повышения результативности его функционирования и усиления стимулирующей роли применяемого ценообразования [10].
РПТУП «Молочный гостинец» является холдингом и контролирует контрольные пакеты акций остальных участников объединения, то она выполняет функции стратегического и текущего планирования, подбора управленческих кадров, контроля, координации финансовых расчетов во взаимоотношении между участниками. В условиях вертикальной интеграции наблюдают все три уровня взаимодействий: связанные предприятия не только координируются на уровне управления (имеют общую политику действий и единую стратегию развития), но также согласовывают вопросы сбыта, снабжения (ассоциативный уровень) и технологически связаны процессом производства одного или нескольких продуктов. С учетом схемы взаимодействия участников молочного подкомплекса в вертикальной цепочке, организационно-технологической модели интегрированной производственной системы в молочном подкомплексе были выявлены четыре типа сбалансированности: полная сбалансированность отражает соподчиненность участников производственной цепочки, при которой цена готовой продукции «потребителя» позволяет выплачивать справедливую цену, запрашиваемую «поставщиком»; достаточная сбалансированность отражает ситуацию, в которой взаимодействие участников производственной цепочки становится выгодным при соблюдении ряда условий, например, после преодоления некоторой величины объема совместной деятельности, так как до этой величины, цена которую может предложить «потребитель», не покрывает затрат «поставщика»; слабая сбалансированность отражает условия взаимодействия предприятий для которых совместная деятельность становится выгодной только в очень узком диапазоне производимого объема продукции. Малейшее изменение объема выпуска в сторону увеличения или уменьшения от данного диапазона делает цену «потребителя» за предлагаемый продукт невыгодной для «поставщика»; полная не сбалансированность отражает ситуацию, при которой «потребитель» не может обеспечить справедливую цену «поставщику» за продукт ни при каких условиях. Совместная деятельность менее привлекательна, чем автономная [2]. В зависимости от типов сбалансированности были определены механизмы согласования, определяющие параметры взаимодействия участников и для предприятия РПТУП «Молочный гостинец» рассчитаны трансфертные цены табл. 3.
Таблица 3. Результаты деятельности участников в соответствии с моделью коммерческого кредитования и перераспределения системного эффекта
Участники интеграции Общий объем поставки, т Цена рыночная, тыс. руб./т Объем для немедленной оплаты, т Сумма выручки от немедленной оплаты, тыс. рублей Объем трансферта, т Трансфертная цена, тыс. руб./ т Оплата по трансфертным ценам, тыс. рублей
Поставщик молока 104250 760,7 52125 79306,0 52125 761,5 79385,3
-50 % -50 %
Выручка без трансфертного ценообразования от продажи молока, тыс. рублей 79306,0
Выручка с учетом механизма трансфертных цен от продажи молока, тыс. рублей 79385,3
Прирост выручки от использования механизма трансфертных цен от продажи молока, тыс. рублей 79,306
Уровень рентабельности с учетом механизма трансфертных цен, % 12,4
Уровень рентабельности без трансфертного ценообразования, % 4,0
Таким образом, рассчитанные трансфертные цены приемлемы для существующей интеграционной структуры. Сущность их состоит в обеспечении 50 % предоплаты за сельскохозяйственное сырье, остальная часть (50 %) выплачивается после реализации готовой продукции из выручки. При этом трансфертная цена выше рыночной на 1 %.
Заключение
Диверсификация деятельности предприятия - это процесс увеличения количества осуществляемых видов экономической деятельности и уровня вертикальной интеграции их отдельных стадий, а также числа рынков сбыта производственной продукции (работ, услуг), связанный с институциаль-ными и структурными изменениями деятельности предприятия, перераспределением его производственных ресурсов, изменением формы организации и способов создания добавленной стоимости в рамках отдельных видов экономической деятельности, разработкой и реализацией корпоративной стратегии, направленный на получение плановой прибыли. Механизм применения трансфертного ценообразования способствует улучшению финансового состояния предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боломчук, Б. В. Экономическая сущность диверсификации деятельности организации / Б. В. Боломчук, Н. П. Драгун // Потреб. кооперация. - 2009. - № 4. - С. 91-96.
2. Боломчук, Б. В. Исследование внутренних факторов уровня диверсификации деятельности промышленных предприятий / Б. В. Боломчук, Н. П. Драгун // Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого. - 2010. - № 4. - С. 127-138.
3. Гончарова, С. Экономические аспекты формирования рынка молочных продуктов Беларуси / С. Гончарова // Агро-экономика. - 2012. - № 8. - С. 11-15.
4. Горева И. А. Состояние и пути повышения эффективности молочной промышленности / И. А. Горева, Е. В. Соколовская // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2014. - № 10. - С. 25-33.
5. Гусаков В. Г. Конкурентоспособность АПК - в руках аграрной науки / В. Г. Гусаков // Экономика Беларуси. -2015. - № 4. - С. 22-27.
6. Гусаков В. Г. Рынок и препринимательство: сущность и необходимость / В. Г. Гусаков // Агроэкономика. - 2015. -№ 3. - С. 3-6.
7. Молочная отрасль // Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [Электронный ресурс] . - 2016. Режим доступа http // mshp minsk.by / meat _ dairy _ branch / about _ branch. php. _ Дата доступа: 10.07.2016.
8. Мелещеня, А. В. Развитие экспортоориентированного производства мясной и молочной продукции с учетом мировых тенденций / А. В. Мелещеня, Т. П. Шакель, А. А. Иванович; под общ. ред. к.э.н. А. В. Мелещеня. - Минск: Институт мясомолочной промышленности, 2014. - 248 с.
9. Мясникович, М. Развитие аграрной науки - это основа возрождения села / М. Мясникович // Агроэкономика. -2015. - № 9. - С. 3-10.
10. Плещинский А. С. Динамическая эффективность механизма трансфертных цен / Экономика и математические методы. - 2010. - № 4. - С. 12-32.