Научная статья на тему 'Управление промышленной безопасностью в Кузбассе'

Управление промышленной безопасностью в Кузбассе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление промышленной безопасностью в Кузбассе»

УДК 622.864:351.823 В.А. Ковалев

УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В КУЗБАССЕ

Я а территории Кемеровской области расположено значительное количество предприятий угольной отрасли, деятельность которых определяет социально-эконо-мическое состояние региона. Угольные предприятия обеспечивают 35 % дохода консолидированного бюджета области, на них трудятся 55 % от занятого в производстве населения региона. Вместе с тем на угольные предприятия приходится 65 % смертельных травм от общего количества в Кемеровской области (рис. 1, 2).

Перспективы развития Кемеровской области напрямую связаны с угольной отраслью, поэтому существенное сокращение травматизма и аварийности на угольных предприятиях становится приоритетной задачей исполнительной власти региона. Исполнительная власть формально обладает и ресурсами, и организационными возможностями эффективного управления промышленной безопасностью. Так, создана организационная структура региональной системы управления промышленной безопасностью. Однако скоординированная деятельность субъектов управления осуществляется, главным образом, только при ликвидации последствий аварий и травм.

Функционально и методологически региональная система управления промышленной безопасностью не готова к решению задачи существенного снижения уровня аварийности и травматизма в регионе. Для этого необходимо преобразовать систему управления промышленной безопасностью угольных шахт Кузбасса - изменить принципы ее формирования и функционирования, что придаст управляющим воздействиям упреждающий характер, а самой региональной системе - необходимый уровень адаптивности к изменениям условий функционирования угольных предприятий Кузбасса. Тем самым будет обеспечено как существенное снижение уровня производственного

3% 5 Л2%

1 □ Прочие

2 □ Добыча каменного и бурого угля

3 □ Производство и распределение энергии

4 ■ Строительство

5 ■ Химическое производство

Структура занятых в производстве

2 □ Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

3 □ Металлургическое производство и производство

готовых металлических изделий

4 «Производство и распределение энергии

5 «Химическое производство

Рис. 1. Отраслевая структура показателей работы Кемеровской области в 2006 г.

100

90

80

70 ^ 58

60 52 ----

50 42 40

40 ---

30

20

10

0 ------ --------- -------- -------- ---------

2002 2003 2004 2005 2006 Годы

Рис. 2. Доля травм со смертельным исходом на угольных предприятиях от их количества в целом по промышленности Кузбасса

травматизма и аварийности, так и улучшение качества жизни населения региона.

Для обоснования принципов и методов преобразования региональной системы управления промышленной безопасностью (РСУПБ) Кемеровской области и исследования степени ее влияния на снижение уровня аварийности и травматизма был проведен анализ результативности функционирования самой системы и предприятий угольной отрасли региона. Результаты анализа позволили обосновать основные элементы методологии формирования региональной системы управления промышленной безопасностью Кузбасса. Методология в общем виде включает:

• принципы формирования и функционирования РСУПБ Кузбасса, позволяющие обеспечить превентивный характер системы. Они заключаются в выполнении функции координации на всех этапах процесса обеспечения промышленной безопасности; обеспечении функций РСУПБ достаточной информационнометодической базой и соответствующей организационной структурой; дифференцированном распределении ресурсов региона на основе классификации угольных шахт;

• принципы организации информационно-методической базы, достаточной для выполнения функции координации, и способы их реализации;

64

52

42

58

40

• оценку результативности СУПБ угольных компаний (шахт) с учетом априорной вероятности и апостериорных данных о возникновении аварий и несчастных случаев;

• методы контроля эффективности использования ресурсов региона угольными шахтами - сертификация СУПБ и аттестация персонала и руководителей предприятий.

Рассмотрим элементы методологии подробней.

Система управления промышленной безопасностью в регионе направлена, главным образом, на поддержание существующего уровня безопасности производства. Органы федерального надзора в этом случае выполняют функцию государственного контроля состояния безопасности, угледобывающие предприятия - функцию обеспечения безопасности на объектах. Основной функцией органов исполнительной власти в рамках функционирования региональной системы управления промышленной безопасностью является координация деятельности ее элементов - всех предприятий и организаций, находящихся на территории региона и занимающихся вопросами обеспечения промышленной безопасности и охраны труда. В настоящее время координация осуществляется в процессе спасения и реабилитации персонала, ликвидации последствий аварий и оказания помощи семьям пострадавших. Такое выполнение функции координации ограничивает эффективность системы и не позволяет в полном объеме осуществлять меры по предотвращению несчастных случаев и аварий.

Для снижения уровня аварийности и травматизма и развития Кемеровской области путем повышения инвестиционной привлекательности региона функцию координации в рамках РСУПБ необходимо реализовывать на каждом из этапов процесса управления промышленной безопасностью (табл. 1). При этом значительно возрастает и результативность самой региональной системы управления промышленной безопасностью.

Эффективная реализация функции координации достига-ется посредством разработки информационно-методической базы, необходимой для распределения ресурсов региона.

Анализ структуры РСУПБ и взаимодействия субъектов управления промышленной безопасностью позволил выявить, что информация поступает в администрацию области как напрямую, так и через органы надзора и в основном касается отклонений от требований промышленной безопасности (нарушений),

Таблица 1

Источники ресурсного обеспечения по этапам процесса управления промышленной безопасностью

Этап Источник ресурсного обеспечения

существующий предлагаемый

Уменьшение или ликвидация последствий аварий и несчастных случаев Угольная компания, шахта ВГСЧ Ростехнадзор МЧС Администрация области Угольная компания, шахта ВГСЧ Ростехнадзор МЧС Администрация области

Снижение уровня риска Угольная компания, шахта ВГСЧ Ростехнадзор Угольная компания, шахта Ростехнадзор ВГСЧ Администрация области

Идентификация опасности и оценка риска Угольная компания, шахта Ростехнадзор Угольная компания, шахта Ростехнадзор Администрация области

количества смертельных несчастных случаев и аварий. Фактически администрация области, заинтересованная в снижении риска возникновения травм и аварий на угольных шахтах и являющаяся основным распорядителем ресурсов региона, не получает полной, достоверной и, главное, оперативной информации о состоянии промышленной безопасности на предприятиях, определяющих социально-экономическое состояние региона. Использование для принятия решений информации без учета особенностей функционирования предприятия ведет к неэффективному распределению ресурсов региона. Поступающая информация позволяет обеспечить только реакцию на свершившиеся события. Поэтому ресурсы региона подключаются на стадии неуправляемого развития опасной ситуации - в процессе спасения и реабилитации персонала, ликвидации последствий аварий и оказания помощи семьям пострадавших.

Основным инструментом управления промышленной безопасностью на региональном уровне является «Комплексная программа обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости на угледобывающих предприятиях Кемеровской области». Основой для формирования региональной программы служат индивидуальные комплексные целевые программы предприятий по подземной добыче угля. Составление программ осуществляется на базе ре-

зультатов аудита состояния охраны труда, промышленной и экологической безопасности, проводимого Кузнецким управлением Ростехнадзора с привлечением специалистов других организаций.

Мероприятия, включаемые в Комплексную программу, име-ют, главным образом, технический характер. Программа состо-ит из семи разделов, один из которых ориентирован на управление охраной труда, промышленной и экологической безопас-ностью, остальные посвящены технико-технологическим (инженерным) решениям вопросов управления промышленной безопасностью. Такая структура реализуется при составлении программ на всех угольных шахтах, без учета особенностей их функционирования.

Таким образом, основными недостатками информационнометодической базы, обеспечивающей функционирование региональной системы управления промышленной безопасностью Кузбасса, являются:

• использование для принятия решений информации без учета особенностей функционирования предприятия;

• разработка, оценка и внедрение мер по обеспечению промышленной безопасности без учета их влияния на социальноэкономическую ситуацию региона.

Информационно-методическая база, необходимая для выполнения функции координации на всех этапах процесса управления промышленной безопасностью региона, должна основываться на принципах:

• обеспечения сопоставимости угольных шахт и компаний при значительных различиях горно-геологических, горнотехнических и организационных условий их функционирования;

• учета влияния предприятий на территорию (регион) как с точки зрения промышленной безопасности, экологии и природопользования, так и в социально-экономическом аспекте.

Основная нагрузка по подготовке и координации процесса передачи данных ложится на угольные шахты. Организация информационного обмена в системе осуществляется в соответствии с технологическим регламентом, определяющим вид передаваемой информации; порядок организации информационного взаимодействия и формирования унифицированных обменных массивов; процедуру регистрации передаваемой и принимаемой информации;

способы контроля качества полученной информации и защиты данных при обмене.

Информация в системе обмена подразделяется на обязательную, внеочередную (при возникновении аварийных ситуаций) и подготавливаемую в соответствии с поступающими запросами. Переданная через систему обмена информация пополняет базу данных и используется для решения функциональных задач. Данные, характеризующие травматизм и аварийность и учитывающие различные горно-геологические, технические и организационные условия функционирования угольных предприятий, будут способствовать принятию адекватных управленческих решений на региональном уровне.

Поскольку угольные шахты являются градообразующими предприятиями и их деятельность влияет на социально-экономическую ситуацию во всем регионе, целесообразно при формировании информационно-методической базы учитывать влияние решений в области промышленной безопасности отдельных угольных шахт на деятельность других хозяйствующих субъектов региона.

Организационная структура региональной СУПБ формируется по функциональному признаку - посредством создания структуры функций, их передачи и закрепления за субъектами управления (рис. 3). Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. необходимо осуществить передачу отдельных функций, осуществляемых органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно осуществлять эти функции.

С целью оптимизации функций органов исполнительной власти используется разработка и широкое применение аутсорсинга — механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе. В качестве таких исполнителей могут выступить научноисследовательские, экспертные, проектные и другие организации, оказывающие услуги в области обеспечения безопасности угольного производства.

При передаче и закреплении функции или ее части за определенным субъектом региональной СУПБ исполнители функций наделяются полномочиями, необходимыми для их выполнения, и

принимают на себя обязательства по выполнению этих функций. Ответственность за выполнение функций закрепляется документально.

/ / Участие в нормативно-правовом регулировании охраны труда.

^ Координация деятельности всех организаций, учреждений и предприятий области, имеющих отношение к решению вопросов охраны труда, по снижению травматизма и аварийности на угольных шахтах.

^ Контроль за реализацией программ повышения уровня охраны труда на угольных шахтах.

^ Стимулирование первых руководителей угольных компаний и шахт на повышение уровня охраны труда

^ Определение стратегии развития региональной системы управления охраной труда и промышленной безопасностью.

^ Участие в нормативно-правовом регулировании охраны труда и промышленной безопасности.

^ Координация деятельности всех организаций, учреждений и предприятий области, имеющих отношение к решению вопросов промышленной безопасности, по снижению травматизма и аварийности на уголь ных шахтах.

^ Межрегиональное и международное сотрудничество

^ Участие в разработке и реализации программ развития угольной отрасли ‘ по вопросам обеспечения промышленной безопасности на предприятиях Кузбасса.

^ Мониторинг и анализ деятельности угледобывающих предприятий в области обеспечения промышленной безопасности.

^ Координация деятельности всех организаций, учреждений и предприятий области, имеющих отношение к решению вопросов промышленной безопасности, снижения травматизма и аварийности на угольных шахтах.

^ Подготовка решений по проблемам промышленной безопасности на коллегии АКО, в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ ,

_1_

_1_

Т

Т

Ростехнадзор

Рострудинспекция

Прокуратура

ВГСЧ

‘ ^ Разработка методов и 'і ^ Надзор за промыш- 1 ^ Надзор за соблюде- ] ^ Оценка ! \ / Контроль за '

механизмов контроля по- ленной безопасностью. ; нием законодательства ]тяжести право- ! ] противоаварий-

вышения промышленной ^ Контроль за реали- ; по охране труда. [ нарушений ! \ ной устойчиво-

безопасности. зацией программ повы- ] / Контроль за реали- ' * [ стью шахт.

^ Прохождение сертифи- шения промышленной зацией программ повы- | ^ Аварийно-

кации системы управления безопасности \ шения промышленной спасательные

охраной труда и промыш- безопасности ! работы

ленной безопасности. \ У У \ /

^ Прохождение аттеста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции первых руководителей

и персонала компаний, шахт

Экспертные

организации

^ Экспертиза и аудит состояния промышленной безопасности и результативности функционирования СУОТ и ПБ.

^ Сертификация СУОТ и ПБ.

^ Аттестация первых руководителей и персонала шахт

- новый элемент

Научно-

исследовательские

организации

• ВостНИИ

• РосНИИГД •ВНИМИ

• НИИОГР

• КГШ

• СГШ

• ГипроУголь

Ч______________________J

1 ^ Разработка технологических, организационный решений по повышению промышленной безопасности.

^ Участие в подготовке и переподготовке кадров

Вузы и ИПК

• КузГТУ

• СМИ

• РИПК

^ Участие в разработке технологических, организационных решений по повышению безопасности.

^ Подготовка и переподготовка кадров

Рис. 3. Функциональная структура региональной системы управления промышленной безопасностью

Реализация этих действий позволяет упорядочить систему работы организаций, имеющих отношение к управлению промышленной безопасностью, персонифицировать ответственность за невыполнение функций и, тем самым, повысить эффективность управления.

Таким образом, организационная структура РСУПБ включает элементы и функциональные связи между ними, которые обеспечивают ее нормотворческую, координирующую и контролирующую деятельность: угольные предприятия, территориальные органы государственного надзора и регулирования, Координационный Совет, экспертные, научно-исследовательс-кие и учебные организации.

Низкая эффективность управления промышленной безопасностью - как на региональном, так и на локальном (угольные предприятия) уровнях - обусловлена, помимо прочего, применением одних и тех же приемов, методов и принципов управления к неоднородным по уровню безопасности предприятиям, а также отсутствием дифференцированного распределения ресурсов региона. Обеспечить дифференцированный подход к управлению промышленной безопасностью в рамках работы РСУПБ возможно посредством введения классификации угольных шахт Кузбасса по уровню опасности.

Для решения этой задачи необходимо выбрать наиболее важные показатели, характеризующие уровень безопасности (опасности) шахты. Анализ показал, что безопасность шахты с достаточной степенью объективности можно охарактеризовать количеством травм и аварий. Классификация угольных шахт по этим показателям была основана на применении метода главной компоненты. Для отнесения шахты к тому или иному классу опасности по комплексу фактических значений показателей уровня безопасности этой шахты были рассчитаны последовательно значения главных компонент до получения окончательного набора их знаков. После этого было сделано заключение о принадлежности шахты к определенному классу опасности.

В рамках развития теории риска возникновения травм и аварий были введены такие понятия, как априорная и апостериорная вероятности негативных событий. Под априорной вероятностью понимается опасность, реализующаяся в негативное событие под воз-

действием природных факторов (горно-геологические условия, мета-ноопасность, сейсмоопасность и т.д.). Под апостериорной вероятностью понимается опасность, реализующаяся в негативное событие в результате производственной деятельности.

Сумма априорной и апостериорной вероятностей определяет общий уровень (класс) опасности шахты. При этом общую опасность можно охарактеризовать показателями аварийности и травматизма предприятия. Такое разделение позволяет выделить из общей опасности ту составляющую, которая определяется горногеологическими факторами, и с учетом этих факторов дать оценку результативности организационной составляющей СУПБ шахты.

Для этой цели был проведен сравнительный анализ шахт, распределенных на классы по двум факторам:

• метаноопасность (априорная опасность);

• фактический уровень опасности (общая опасность).

Полученные результаты позволяют выявить шахты:

• с эффективно работающими СУПБ, обеспечивающими снижение апостериорной и априорной опасностей (ниже диагонали);

• с неустойчиво работающими СУПБ, компенсирующими только априорную опасность (диагональ);

• с неэффективно работающими СУПБ, вызывающими повышение уровня апостериорной и априорной опасностей (выше диагонали) (табл. 2).

Проведенными исследованиями было установлено, что апостериорная вероятность возникновения негативных событий в большей мере определяется такими организационными факторами, как компетенция персонала, информационное, ресурсное и нормативно-правовое обеспечение работы. При этом уровень апостериорной вероятности может служить критерием результативности системы управления промышленной безопасностью. Количественная оценка этих факторов на угольных шахтах осуществлялась методом экспертной оценки, а также путем опроса и анкетирования специалистов и руководителей угольных шахт Кузбасса. Полученные результаты позволили оценить эффективность СУПБ угольных шахт и установить уровни результативности РСУПБ.

Таким образом, классификация угольных шахт по результативности их систем управления промышленной безопасностью с учетом априорной и апостериорной вероятностей возникновения

аварий и несчастных случаев является достаточной основой для выбора приоритетов при распределении ресурсов региона.

Ресурсы региона, привлекаемые для управления промышленной безопасностью угольных шахт, можно разделить на следующие основные группы: материальные; административные; информационные; трудовые.

Материальные ресурсы включают в себя ресурсы Фонда содействия Координационному Совету по развитию угольной промышленности, охране труда, промышленной и экологической безопасности в Кемеровской области, а также средства, предусмотренные в бюджете области.

Административный ресурс - это возможности органов исполнительной и федеральной властей по координации деятельности элементов региональной системы управления промышленной безопасностью.

Информационный ресурс - данные о различных аспектах функционирования угольных предприятий. Формируются, главным образом, на базе научно-исследовательских и экспертных организаций, ВУЗов, находящихся на территории региона.

Трудовой ресурс региональной системы включает квалификационный потенциал (или резерв) ВУЗов, институтов повышения квалификации, а также угольных предприятий с высоким уровнем результативности СУПБ.

С целью контроля эффективности использования ресурсов, предоставляемых регионом, а также для повышения уровня промышленной безопасности угольных шахт Кемеровской области предлагается осуществлять сертификацию системы работы по обеспечению безопасности производства на угольных шахтах, в компаниях и аттестацию первых руководителей этих предприятий в области охраны труда и промышленной безопасности.

В основу сертификации положен принцип добровольной сертификации предприятий на соответствие ГОСТу Р 12.0.006-2002 (OHSAS 18000:1999). Сертификат - документ, подтверждающий уровень эффективности (качества, результативности) работы системы управления охраной труда и промышленной безопасностью предприятия. Аттестат - документ, подтверждающий уровень компетентности (соответствия

о г

Таблица 2

Распределение угольных шахт по классу реализованной опасности в зависимости от категории по метану

Категория опасности по метану Класс опасности фактической

I II III IV V

I Ш. «Зеленогорская» Ш/у «Ерунаковское» Ш/у «Ленинское»

II Ш. «Антоновская» Ш. «Большевик» Ш. «Владимирская» Ш. «Котинская» Ш. «МУК-96» Ш. «Тагарышская» Ш/у «Анжерское»

III Ш. «Анжерская-Южная» Ш. «Грамотеинская» Ш. «Дальние горы» Ш. «Егозовская» Ш. «Зенковская» Ш. «Киселевская» (Ш. «№ 3») Ш. «Колмогоровская» Ш. «Красноярская» Ш. «Томская» Ш. «Лист-вяжная» (Ш. «Инская») Ш. «Ульяновская»

Сверхкатего- Ш. «Алардинская»

рийная (IV) Ш. «Заречная»

ш. «Им. 7 ноября»

ш. «Им. Дзержинского

ш. «Им. Кирова»

ш. «Комсомолец»

ш. «Кушеяковская»

ш. «Октябрьская»

ш. «Полосухинская»

ш. «Полысаевская»

ш. «Распадская»

ш. «Томусинская 5-6»

ш. «Тырганская»

Опасные по ш. «Абашевская»

внезапным ш. «Березовская»

выбросам (V) ш. «Им. Ворошилова»

ш. «Новая»

ш. «Осинников ская»

ш. «Чертинская» («Чертил-

ская-Коксовая»)

Ш. «Краснокамен-ская» Ш. «Есаульская»

Ш. «Им. Ленина» Ш. «№12» Ш. «Зимин- Ш. «Юбилей-

Ш. «Красногор- Ш. «Коксовая» ка» ная»

ская» Ш. «Первомай-

ская»

предъявляемым внутренним требованиям) должностного лица по управлению охраной труда и промышленной безопасностью. Сертификат и аттестат предлагается сделать трехуровневыми: золотой, серебряный и бронзовый.

Критериями, по которым будет определяться уровень эффективности системы, являются:

• уровень травматизма и аварийности;

• уровень рисков (по международной методике АВС, адаптированной к региональным условиям);

• уровень соответствия системы ГОСТу Р12.0.006-2002.

Критериями, по которым будет оцениваться компетент-ность

руководителя в области охраны труда и промышленной безопасности, являются:

• знание и понимание задач повышения уровня безопасности производства, решаемых в компании, на предприятии;

• знание ГОСТа Р 12.0.006-2002;

• понимание целей и сути региональной сертификации предприятий и аттестации персонала в области охраны труда и промышленной безопасности;

• личные технология и организация деятельности по повышению (поддержанию) безопасности производства на своем должностном уровне за последний год;

• личные результаты деятельности по повышению (поддержанию) безопасности производства на своем должностном уровне за последний год.

В случае если СУПБ угольного предприятия отвечает требованиям федерального и регионального законодательства, предприятие получает бронзовый сертификат. Для получения серебряного и золотого сертификата, кроме соответствия требованиям законодательства, предприятию необходимо достичь более высокого уровня результативности СУПБ (табл. 3).

Получение сертификата угольным предприятием может рассматриваться как инструмент стимулирования к повышению эффективности системы управления промышленной безопасностью. Например, стимулом к получению предприятием сертификата (аттестата) более высокого уровня является система предоставляемых органами исполнительной власти региона бонусов - налоговые

льготы, размещение государственных заказов, соответствующая система контроля.

£1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Стимулы к повышению уровня промышленной безопасности угольных шахт Кузбасса

Уровень сертификата/ аттестата Уровень результативности СУПБ угольного предприятия Безопасность производства Стимул. Уровень управляющих воздействий РСУПБ

Золотой Передовой К1Ч млнт <0,1 К1000 трудящихся <05 Практически исключены аварии с гибелью людей Приоритетная поддержка, привлечение и размещение инвестиций

Серебряный Высокий КЧмлнт =0,3*0,1 К1000 трудящихся =1 о • 0 5 Практически исключены крупные аварии с гибелью более 4-х чел. Контроль инновационного процесса в области промышленной безопасности. Поддержка в привлечении и размещении инвестиций

Бронзовый Средний К1Чмлнт =0,6*0,3 К1000 трудящихся =1 5^ 0 Возможны крупные аварии с гибелью более 4-х чел. Организация инновационного процесса в области промышленной безопасности

Нет сертификата/ аттестата Низкий К1Ч млнт >1,0 К1000 трудящихся >2 0 Происходят крупные аварии с гибелью более 4-х чел. Разработка и защита антикризисной программы в области промышленной безопасности. Подключение ресурсов региона. Контроль распределения ресурсов, в том числе предприятия, в области обеспечения безопасности

Проведение целевой проверки организационных факторов обеспечения охраны труда и промышленной безопасности на угольных шахтах Кемеровской области

I

Разработка и реализация областной программы первоочередных мероприятий по снижению риска возникновения несчастных случаев и аварий на угольных шахтах

Совместная разработка и реализация долгосрочных программ по снижению риска возникновения несчастных случаев и аварий на угольных шахтах региона (с участием шахт, федеральных органов контроля и надзора, администрации области)

I

Разработка концепции, политики и принципов управления промышленной безопасностью в угольной отрасли региона

Разработка организационно-правовых механизмов функционирования региональной системы управления охраной труда и промышленной безопасностью

I

Разработка Соглашений о взаимодействии элементов региональной системы управления охраной труда и промышленной безопасностью

Рис. 4. Схема проведенных преобразований региональной системы управления промышленной безопасностью угольных предприятий Кузбасса

Сертификат выдается на три года. При этом один раз в год осуществляется инспекторская проверка. В результате выдается заключение о подтверждении сертификата; возможности повышения уровня сертификата; отзыве сертификата до устранения несоответствий уровня эффективности работы СУПБ данному виду сертификата; аннулировании сертификата.

При необходимости возможны внеочередные проверки.

Аналогично классифицируется руководящий состав угольных компаний, шахт. Аттестат выдается на три года. Аттестационная комиссия должна дать заключение о подтверждении аттестата; возможности (целесообразности) повышения уровня аттестата; отзыве аттестата до устранения несоответствий уровня компетентности данному виду аттестата; аннулировании аттестата.

Сертификацию и аттестацию необходимо осуществлять согласованно, при участии Ростехнадзора и Г осударственной инспекции труда. Функционирование СУПБ угольных предприятий будет оцениваться на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и Кемеровской области. Сертификацию деятельности угольных шахт (компаний) и аттестацию их первых руководителей целесообразно использовать как эффективный инструмент контроля за результативностью функционирования систем управления промышленной безопасностью предприятий, а также как средство стимулирования их руководителей.

Предложенные преобразования региональной СУПБ Кемеровской области осуществлялись по схеме (рис. 4).

Для завершения процесса преобразований РСУПБ Кузбасса необходимо осуществить:

• закрепление полномочий и ответственности за выполнение функции координации на всех этапах процесса обеспечения промышленной безопасности за каждым субъектом процесса управления;

• обеспечение выполнения функций посредством формирования соответствующей организационной структуры и дифференцированного распределения ресурсов региона на основе разработанной классификации угольных шахт;

• поддержание и развитие информационно-методической базы, достаточной для выполнения функции координации;

• использование разработанного критерия оценки результативности СУПБ угольных компаний (шахт), учитывающего априорную и апостериорную вероятности возникновения аварий и несчастных случаев для эффективного распределения ресурсов между угольными предприятиями региона;

• контроль эффективности использования ресурсов региона угольными шахтами - сертификация СУПБ и аттестация персонала и руководителей предприятий.

Основными ожидаемыми результатами преобразования региональной системы управления промышленной безопасностью являются:

• ликвидация возможности крупных аварий с человеческими жертвами и снижение в 2-3 раза уровня производственного травматизма и аварийности на угольных шахтах региона;

• обеспечение взаимодействия элементов региональной системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, позволяющего существенно снижать риск возникновения несчастных случаев и аварий на угольных шахтах;

• действующие механизмы контроля и стимулирования снижения уровней травматизма и аварийности на угольных предприЯТИЯХ.

— Коротко об авторе -------------------------------------------

Ковалев Владимир Анатольевич - заместитель губернатора Кемеровской области, кандидат технических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.