Научная статья на тему 'Управление производственной организацией на основе процессного подхода'

Управление производственной организацией на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / АТРИБУТЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / МЕНЕДЖМЕНТ-ПРОЦЕССЫ / PROCESS MANAGEMENT / BUSINESS PROCESS / ATTRIBUTES OF BUSINESS PROCESSES / MANAGEMENT PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лопатина П. А.

Охарактеризованы понятия «процессный подход к управлению» и «бизнес-процессы». Описаны направления процессного управления. Изложены атрибуты бизнес-процессов в производственных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The terms of "process approach to management" and "business processes" are characterized. The directions of process management are described. The attributes of business processes of industrial organizations are set out.

Текст научной работы на тему «Управление производственной организацией на основе процессного подхода»

Лопатина П.А.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: процессное управление; бизнес-процесс; атрибуты бизнес-процессов; менеджмент-процессы.

Аннотация: Охарактеризованы понятия «процессный подход к управлению» и «бизнес-процессы». Описаны направления процессного управления. Изложены атрибуты бизнес-процессов в производственных организациях.

Keywords: process management; business process; attributes of business processes; management processes.

Abstract: The terms of "process approach to management" and "business processes" are characterized. The directions of process management are described. The attributes of business processes of industrial organizations are set out.

Результативность бизнес-деятельности производственных организаций напрямую зависит от уровня и состояния внешней и внутренней среды, в том числе управленческих, организационных, технологических и технических изменений [1; 2]. В условиях постоянного ускорения изменений бизнес-среды повышается значимость выбора адекватных методов и инструментов менеджмента.

В рамках процессного подхода управление рассматривается как: совокупность взаимосвязанных процессов, происходящих внутри организации; процесс включения организации во внешнюю среду; процесс ведения самой этой деятельности.

Процессное управление характеризуется рядом особенностей, в частности:

- концептуальная точка зрения основана на тесной связи процесса управления с другими бизнес-процессами; управленческие функции, состоящие из операций (действий), неотделимы от понятия «процесс», так как имеют временные границы;

- чёткие стандарты процессного управления отсутствуют, при этом целесообразность его внедрения может быть основана на стандарте ИСО 9001:2000, в котором содержится упоминание о «процессном подходе» как способе выявления и реализации возможностей совершенствования внутренних процессов

организации;

- основополагающий признак процессного управления -ориентация его на бизнес-процессы, поскольку они в сравнении с организационной структурой, меняются реже;

- наличие связей между отдельными процессами по горизонтали; владельцев процессов; рыночных получателей (заказчиков).

Внедрение процессного подхода в производственных организациях предполагает выделение отдельных направлений управленческой деятельности, ориентированных на улучшение внутренних процессов (рисунок 1).

Возникновение и внедрение процессного управления является следствием развития «бизнес-процессов», которые следует охарактеризовать в виде: совокупности различных видов деятельности; операций или совокупности операций; набора знаний; набора взаимосвязанных процедур; последовательности работ (поток работ); связанного набора действий.

Отсюда можно выделить атрибуты бизнес-процессов: категории, элементы, виды, которые в совокупности формируют единую картину их восприятия, наделяя её признаком системности.

Современный менеджмент рассматривает процессный подход в качестве важнейшего метода развития и становления науки управления производственными системами, в том числе применяющими инструменты оптимизации производственных издержек. Определяющим элементом в нём является представление управления как процесса, то есть последовательности взаимосвязанных действий и процедур, решающих задачи постановки и достижения бизнес-целей в производственных системах в рамках заявленной ими миссии. При этом процессный и функциональный подходы не подменяют и не противопоставляются друг друга, а существуют во взаимосвязи и дают дополнительные возможности для определения:

- границ бизнес-процессов не только по осуществляемым функциям, но и по входам - выходам, которые представляют ценность для потребителя;

- взаимодействий бизнес-процессов, ограниченных рамками производственных систем, а также систем управления этими процессами;

- субъектов, отвечающих за результативность и эффективность показателей каждого процесса, являющегося функционально обязательным.

Построение как оперативного, так и стратегического управления организацией на базе ключевых показателей эффективности (КПЭ), в том числе с применением системы сбалансированных показателей (ССП)

Отслеживание и анализ взаимодействий между

внутренними и внешними участниками деятельности организации, решение сложных

задач без разбиения их на более простые, формирование межфункциональных команд, состав которых не зависит от принадлежности их потенциальных участников к определенным подразделениям организации

Формирование команды выстраивания управляемых процессов, уменьшение в них числа стыков, оптимизирование их путём исправления ошибок, сокращения избыточности, упрощения ключевых функций

Снижение функциональных барьеров между подразделениями за счёт усиления горизонтальных связей, более чёткое определение ответственности конкретных работников, облегчение прослеживаемости деятельности организации.

Рисунок 1 - Направления процессного управления

Концептуальная идея процессного управления заключается в рассмотрении его с субъективно-объективной позиции, которая предполагает его рассмотрение посредством взаимодействий и взаимоотношений информированных и мотивированных участников совместного бизнеса, обеспечивающих его конкурентоспособность на основе сокращения производственных издержек [3-4].

Промышленные организации относятся к числу открытых социально-экономических систем. Данное утверждение является основополагающим в разработке и реализации управленческой деятельности. Системный подход, обоснованный Полозовой А.Н., заключается в следующем: всё многообразие современных

представлений об организации как системе необходимо рассматривать с двух позиций: видение самой организации как системы - в статике; организационной системы как объекта управления - в динамике [5-6].

Динамика организации выражается в бизнес-процессах, а организация, являющаяся открытой системой, создаёт многообразные возможности для использования изменений внешней среды с целью осуществления ответных и необходимых преобразований в бизнес-процессах.

Процессный подход к управлению экономической деятельностью выделяет следующие агрегированные процессы, которые традиционно характерны для любой производственной организации, занимающейся переработкой сырья (таблица 1).

Таблица 1 - Агрегированные управленческие процессы, характерные для производственной организации

Основные бизнес-процессы ориентированы на создание добавленной стоимости, и как следствие, совокупного дохода организации (материально-техническое обеспечение производства: приобретение и заготовление необходимых ресурсов (закупки, транспортировка, хранение); производство: переработка сырья, хранение и утилизация отходов; продажи: хранение и реализация готовой продукции, анализ рынка, работа с клиентами и т.д.)

Вспомогательные бизнес-процессы способствуют сбалансированной реализации основных бизнес-процессов организации, воспринимаемой в качестве сложной системы с присущим ей многообразием форм и связей внутренних бизнес-процессов (финансовое и юридическое обеспечение; обеспечение экономической безопасности; информационное обеспечение; техническое обеспечение; обеспечение документооборота; обеспечение управленческими человеческими ресурсами)

Менеджмент-процессы совокупность процессов, обеспечивающих управление и реализуемых в организации достижение поставленных целей (преобразований) посредством сбалансированного взаимодействия менеджмент-функций и бизнес-процессов

Иными словами, открытые социально-экономические системы наделены признаком сложности, в особенности производственные организации, занимающиеся переработкой сырья

сельскохозяйственного происхождения (в частности сахарное производство). Сложность данных систем заключается в проведении процессов управления в режиме преобразования на основе познания и целесообразности развития факторов, которые создают определённые

положительные условия реализации бизнес-процессов. Таким образом, в современных условиях хозяйствования вопросы совершенствования управления на основе процессного подхода являются основными для менеджмента значительной части производственных организаций.

Список литературы

1. Брянцева Л.В. Формирование системы сбалансированного управления развитием перерабатывающих организаций // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Воронежская государственная технологическая академия. - Воронеж, 2009.

2. Брянцева Л.В., Макушникова Е.С. Теоретические основы эффективного управления развитием организации // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2014. № 1. С. 5-9.

3. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Гребнева И.В. Издержки бизнес-деятельности: управленческий анализ по статьям и элементам // Сахар. 2006. № 10. С. 19-22.

4. Полозова А.Н., Григорьева В.В. Приоритеты трудовой мотивации снижения производственных издержек // Хранение и переработка сельхозсырья. 2003. № 2. С. 67.

5. Полозова А.Н., Григорьева В.В. Определение затрат при производстве продукции на молочных предприятиях // Молочная промышленность. 2002. № 8. С. 13.

6. Полозова А.Н., Григорьева В.В. Экономия затрат через совершенствование оплаты труда // Пищевая промышленность. 2002. № 12. С. 30.

Магомедов Р.М.

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА IT-УСЛУГ

Финансовый университет при Правительстве РФ

Ключевые слова: Рынок, анализ, информационные технологии, экономика, спрос, IT-услуги.

Аннотация: В статье проводиться анализ рынка IT-услуг в России и перспективы его развития. Отмечается, что российский рынок IT-услуг будет развиваться до тех пор, пока у него есть быстро растущий спрос и государственная поддержка.

Keywords: Market, analysis, information technologies, economy, demand, IT services.

Abstract: In article to be carried out market research of IT services in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.