Научная статья на тему 'Ключевые черты процессного менеджмента в организациях'

Ключевые черты процессного менеджмента в организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОРГАНИЗАЦИИ / КЛЮЧЕВЫЕ ЧЕРТЫ / ПРЕИМУЩЕСТВА / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ / PROCESS MANAGEMENT / ORGANIZATION / KEY FEATURES / ADVANTAGES / BUSINESS PROCESSES / ELEMENTS OF PROCESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пухова М.М.

Выявлена роль процессного менеджмента. Обоснованы ключевые черты процессного менеджмента. Охарактеризованы преимущества и параметры процессного подхода к менеджменту в производственных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of process management is identified. The key features of process management is justified. The advantages and parameters of the process approach to management in industrial organizations are described.

Текст научной работы на тему «Ключевые черты процессного менеджмента в организациях»

Пухова М.М.

КЛЮЧЕВЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: процессный менеджмент; организации; ключевые черты; преимущества; бизнес-процессы; элементы процессного управления.

Аннотация. Выявлена роль процессного менеджмента. Обоснованы ключевые черты процессного менеджмента. Охарактеризованы преимущества и параметры процессного подхода к менеджменту в производственных организациях.

Keywords: process management; organization; key features; advantages; business processes; elements of process management.

Abstract. The role of process management is identified. The key features of process management is justified. The advantages and parameters of the process approach to management in industrial organizations are described.

В настоящее время, которое характеризуется непрерывными и динамическими изменениями в политическом и социально-экономическом отношении, - управленческие, организационные, технологические и технические изменения очевидны и в значительной степени влияют на состояние экономической деятельности производственных организаций [1; 2; 3]. Возникает постоянная необходимость применения соответствующих методов и инструментов; менеджмента, а также обновления подходов к построению самой управленческой деятельности в организациях [4; 5; 6].

Чтобы нивелировать или смягчить влияние негативных факторов внешней среды, возникающих в ходе развития кризиса, необходимо обратиться к базовому движителю экономической деятельности -системе её менеджмента, и рассмотреть ее, прежде всего, как процесс, в котором действуют общие законы и закономерности управления бизнесом, специфично проявляющиеся в каждом конкретном производстве.

В связи с этим представляет интерес выяснить: в чем заключается современное понимание процессного менеджмента, какова роль бизнес-процесса как объекта управления, имеют ли место недостатки в процессном управлении.

Прежде всего, обращают на себя внимание следующие ключевые черты процессного менеджмента:

- с концептуальной точки зрения идея процессного подхода связывает самоуправление с процессами самым теснейшим образом, представляя управленческие функции, состоящие из операций (действий), суть которых неотделима от понятия «процесс», поскольку имеет временные границы;

- несмотря на отсутствие четких стандартов процессного управления, указанием о целесообразности его внедрения можно считать стандарт ИСО 9001:2000, в котором имеется упоминание о «процессном подходе» как способе выявления и реализации возможностей для улучшений в организациях;

- основополагающим признаком процессного управления является его ориентация на бизнес-процессы, поскольку последние, в отличие от организационной структуры, меняются реже;

- особенностями процессного управления являются такие, как: обеспечение связи между отдельными процессами по горизонтали; самоорганизация; наличие владельца процессов; наличие рыночных получателей (заказчиков).

Специалистами, занимающимися изучением проблем процессного управления установлено, что с помощью процессного менеджмента можно:

- построить не только оперативное, но и стратегическое управление организацией на базе ключевых показателей эффективности (КПЭ), в том числе с применением системы сбалансированных показателей (ССП);

- отслеживать и анализировать практически все взаимодействия между внутренними и внешними участниками деятельности организации, решать сложные задачи без разбиения их на более простые, формировать межфункциональные команды, состав которых не зависит от принадлежности их потенциальных участников к определенным подразделениям организации и от локализации рабочих мест;

- сформировать команды выстраивания управляемых процессов, уменьшить в них число стыков, оптимизировать их путем исправления ошибок, сокращения избыточности, упрощения ключевых функций;

- снизить функциональные барьеры между подразделениями за счет усиления горизонтальных связей, более четко определить ответственность конкретных работников, облегчить прослеживаемость деятельности организации, делать ее более прозрачной за счет

единства информационных потоков, снизить издержки организации, вызванные дублированием функций.

Как правило, в зависимости от характера деятельности выделяют четыре вида бизнес-процесса: управленческие, технологические, процедурные, исполняемые; к базовым категориям бизнес-процессов относят: основные, обеспечивающие, развития и управления; к элементам бизнес-процесса относят: владельца процесса, технологию, систему показателей, регламент, ресурсы; в зависимости от сферы отношений выделяют: внешние и внутренние бизнес-процессы; по уровню иерархии существуют: базовые бизнес-процессы и подпроцессы, которые могут быть подвергнуты композиции; по вкладу в создание стоимости выделяют: основные и вспомогательные. Перечисленные атрибуты бизнес-процессов, как мы считаем, дополняя друг друга, создают целостную картину восприятия этой категории, придавая ей признак системности.

Особую роль при этом мы отводим «исполнителю процесса» -менеджеру, которому в настоящее время при характеристике процессного подхода уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания.

Такой взгляд соответствует современным подходам к восприятию производственной организации как организации людей, объединенных общей целью деятельности и ее результата, в частности:

- органический подход дает новое представление организации подобно живой системе, существующей в окружающей среде. Согласно ему введены в научный оборот такие ключевые понятия как цели, потребности, интересы, мотивы, а также циклы жизнедеятельности организации и коллективы людей в ней. В организации предполагается управляющая и управляемая системы как собрание частей процесса, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля;

- гуманистический подход к трактовке организации с позиций культуры рассматривает вопросы управления в рамках определенных ценностей, правил, принятых норм поведения, исповедуемых человеком как самостоятельной, активной, развивающейся личностью;

психологический подход предлагает к использованию богатый спектр теоретических положений мотивации человека и коллектива людей к полезной бизнес-деятельности.

С этих позиций, как мы считаем, процессное управление предполагает в качестве необходимого следующее: выявление процессов, необходимых для системы менеджмента, включающих процессы управления производством и управление управлением;

определение последовательности этих процессов, их взаимосвязи и координации; определение критериев и методов, необходимых для оценки результативности этих процессов; обеспечение всех процессов управления всеми видами ресурсов, в том числе, материальными, информационными, временными и людскими. При этом процессный подход рассматривается как цепь взаимосвязанных и последовательных действий менеджмента, структурированных так, как это показано на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура аспектов процессного менеджмента

Параметры разработанного нами подхода к процессному управлению применительно к производственным организациям в сконцентрированном виде приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Параметры подхода к процессному менеджменту в производственных организациях

Параметры Краткая характеристика

Построение Логистическая последовательность взаимодействия производственных модулей в системе на основе добровольности и партнерства

Понимание процесса управления Устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, протекающий по определенной технологии, преобразующей входы в выходы, представляющие ценность для потребителя в пограничных точках взаимодействия.

Субъект управления процессом (процессами) Занимает четкое положение в организационной структуре. Обладает всеми необходимыми ресурсами для обеспечения реализации и достижения эффективности процесса. Руководитель - «владелец» процесса с правом креативности решений и ответственности за результаты

Координация процессного управления на основе измеряемости и фиксации его параметров Документальное закрепление параметров и режимов процессного управления; документальное отражение процессов управления в логистическом и функциональном разрезах

При разработке концептуальных положений внедрения процессного менеджмента в производственных организациях, таким образом, необходимо принимать во внимание, во-первых, специфические черты его бизнес-процессов и факторов, влияющих на бизнес-деятельность, а во-вторых, отмеченные бизнес-преимущества менеджмент-процессов.

Список литературы

1. Брянцева Л.В. Оценка потенциала обеспечения промышленно-производственной безопасности на основе создания поликластерных формирований в АПК // Аграрный научный журнал. 2009. № 10. С. 7075.

2. Брянцева Л.В., Макушникова Е.С. Управление развитием организации как системы // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2 (42-2). С. 847-850.

3. Нуждин Р.В., Полозова А.Н., Лохманова И.С. Стратегическое партнерство в свеклосахарном комплексе // Сахар. 2006. № 1. С. 20-27.

4. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Нуждин Р.В., Лохманова И.С. Управление бизнес-развитием на основе инструментов реинжиниринга: практическая реализация // Сахар. 2007. № 12. С. 1116.

5. Полозова А.Н. Определение затрат при производстве продукции на молочных предприятиях // Молочная промышленность. 2002. № 8. С. 13.

6. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Нуждин Р.В., Лохманова И.С. Управление бизнес-развитием на основе инструментов реинжиниринга: методологические основы // Сахар. 2007. № 11. С. 3233.

Разаков Ж.П., Жигульских В.Ю.

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Баткенский государственный университет, Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: логистика, логистические системы, издержки, логистические принципы.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы построения эффективных логистических систем современными российскими предприятиями и выбор наилучших логистических принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.