Научная статья на тему 'Управление проектом как элемент подготовки госслужащего'

Управление проектом как элемент подготовки госслужащего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление проектом как элемент подготовки госслужащего»

136

Высшее образование в России • № 9, 2007

ника музыкального вуза не только крепких теоретических знаний, но и особых практических навыков: хорошего владения инструментом, основами композиции и импровизации, конкретного представления музыкально-стилевых особенностей и атрибутов, умения быстро подобрать аккомпанемент в соответствующей жанру фактуре, сделать стилевую аранжировку и т.д. Всему этому и учатся студенты в процессе воспроизведения в своих сочинениях и творческих работах тех или иных музыкальных стилей, форм, жанров по заданным моделям.

Таким образом, моделирование в структуре учебной деятельности музыкального

вуза выступает не только как метод изучения музыкальных явлений и процессов, но и как инструмент познания закономерностей и основ музыкального мышления, а также как одна из форм знаково-контекстного обучения, призванная подготовить выпускников к будущей практически-твор-ческой деятельности.

Литература

1. Моделирование // Философский энцикло-

педический словарь. - М., 1983.

2. Вербицкий А.А. Психолого-педагогичес-

кие особенности контекстного обучения. - М., 1987.

Н. КОСОВА, доцент Арзамасский филиал Волго-Вятской академии государственной службы

Требования к профессиональной подготовке государственных служащих сегодня претерпевают существенные изменения. Высшая школа и в этой сфере не может не учитывать характер развития социальной реальности, запросы институциональных и социально-профессиональных структур. Изменяется сам образ государственной службы [1]. От командно-административной системы нелегко перейти к форме, основанной на принципах демократии с опорой на инициативу людей, новые методы работы с населением, поднимающие его активность, оперативно и точно учитывающие его потребности.

Сегодня многое делается, чтобы найти оптимальный вариант программы подготовки профессионала, представляющего государство и служащего народу. Из курсов фактически изъята идеологическая, партийная нагруженность учебного материала. Главным видится обучение критическому и аналитическому мышлению, вооружение научным знанием — в первую очередь социологии, психологии, менеджмента, истории культуры, этики и т.п. Профессия госслу-

Управление проектом как элемент подготовки госслужащего

жащего с учетом исторического опыта и мировых стандартов предполагает становление высокоответственного, квалифицированного менеджера, способного не только заниматься административной деятельностью, быть функционером линейно-штабной структуры, но и создавать социальные проекты и управлять ими. Для этого студенты должны освоить социальное проектирование с привлечением узких специалистов и общественности. В этом нет никакого пафоса, если задуматься над смыслом сказанного. Речь идет об искусстве социальной инженерии, которая отнюдь не занята осуществлением масштабных революционных преобразований, повергающих в шок массы, а сконцентрирована на обеспечении условий эффективного социального изменения, продвижения «малых дел», слагающих повседневную жизнь человека. В этом заключается одна из важнейших целей государственного управления на современном этапе. Госслужащий - это прежде всего организатор, интегратор людей, умеющий пробудить их инициативу, подвигнуть к общественному обустройству.

Редакционная почта

137

Принципы разработки государственных образовательных стандартов 3-го поколения ориентируют на формирование новой педагогической культуры, направленной не на процесс обучения, а на его результат, в них предусматривается установление требований к компетенциям выпускника, отказ от жесткой регламентации содержания образовательных программ, право вуза формировать междисциплинарные и прак-тико-ориентированные программы и т.д. [2]. В целом формирование новых подходов к процессу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием нацелено на повышение его качества.

Компетентностный подход означает пересмотр образовательной парадигмы, творческий синтез традиционных и инновационных технологий обучения. Под компетентностью/компетенцией подразумеваются самые различные качества специалиста. Это не только знание определенных научных дисциплин, необходимых для профессиональной деятельности. Сюда можно включить, например, следующие умения и способности: работать в группе в тесной кооперации, беря на себя ответственность за участие в принятии решений по достижению желаемых результатов; работать самостоятельно, без руководящих указаний; видеть проблему и найти пути ее решения; анализировать новую ситуацию, используя соответствующие знания; быть готовым действовать в неопределенной ситуации, добывая необходимую информацию [3]. Не менее важны компетентность в общественно-гражданской, бытовой, духовно-нравственной сферах, умение общаться с людьми и быть толерантным к межкультурным различиям. Конечно, для профессии госслужащего значимы в широком смысле социальные компетенции, в том числе организационная, культурная и коммуникативная.

Проблема соединения предметной и социальной компетенции в процессе подготовки специалиста поставлена при обосновании теории и технологий контекстного обучения [4]. При этом основное противоречие профессионального образования видится в том, что образование является искусственной моделью реальной жизни и професси-

ональной деятельности, а овладение последней должно протекать в рамках качественно другой - учебной - деятельности. Для преодоления этого противоречия предлагается ряд моделей и технологий контекстного обучения: «Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения - традиционных и новых — последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. Овладение профессией осуществляется как процесс динамического движения от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебнопрофессиональную к собственно профессиональной деятельности» [5].

Учиться управлять человеческими ресурсами, на наш взгляд, гораздо сложнее, чем, например, материальными, производственными, финансовыми. Здесь важна организационно-управленческая практика, причем в фокусе государственных, общественных задач, помогающая студенту приобрести соответствующие компетенции, научить применять полученные знания в профессиональной деятельности. Для ее проведения можно использовать технологии управления социальным проектом, представленные в научной литературе [6]. Любой проект — это всегда построение целерациональной деятельности, ее моделирование на основе расчета, скажем так, калькуляции ее осуществимости, рисков. Исходная позиция при этом состоит в определении проблемной ситуации, постановке цели и способности прогнозирования результатов коллективной деятельности, возможных побочных последствий, ошибок. Направление социальных действий на цель предполагает также осмысленность индивидуальных актов, а для этого не менее значимо выдвижение конкретных задач, позволяющих объединить людей, вовлечь их в осуществление проекта.

Если говорить кратко, то проект — схема принятия и реализации технологических и управленческих решений по изменению социальной среды исходя из потребностей и интересов людей. Этот процесс в конечном счете можно представить в виде, например, строительства промышленного или жилого

138

Высшее образование в России • № 9, 2007

объекта, организации помощи детям-сиро-там, благоустройства территории и т.п. Конечно, подготовить имитацию проекта можно в виде деловой, стратегической игры в академических стенах, но, на наш взгляд, необходим и опыт его реализации в жизни.

В Арзамасе имеется такой опыт использования социального проекта в качестве учебной ситуации [7]. Студенты привлекались к участию в формировании гражданских инициатив жителей микрорайона. Целью проекта было решение бытовых проблем жителей. Работа проектной группы состояла в проведении сходов, выстраивании диалога в обсуждении повседневных вопросов. Организовывались инициативные группы делегатов-жителей для конструктивных переговоров с представителями государственных и муниципальных учреждений для решения насущных проблем. Студенты также осуществляли сбор, обработку поступающей от жителей информации, ее оформление в виде предложений, программ. В результате появились различные проекты, реализация которых требует участия как жителей, так и местных властей: чистые подъезды, ухоженная территория, красивый, благоустроенный микрорайон. Таким образом, мы стремимся ввести сту-

дентов в круг профессиональной практики, связать учебный процесс с общественнополезной деятельностью.

Естественно, применение опыта управления проектом в программе подготовки государственных служащих нуждается в осмыслении и дальнейшем совершенствовании, но начало положено.

Литература

1. Шабров О.Ф. Реформа государственной

службы: открытость или эффективность? // Социология власти. - 2006. - № 6.

2. Розина Н. О разработке нового поколения

государственных образовательных стандартов // Высшее образование в России. -2007. - № 3.

3. Равен Дж. Компетентность в современном

обществе. - М., 2002.

4. Вербицкий А.А. Новая образовательная

парадигма в высшей школе и контекстное обучение. - М., 1999.

5. Вербицкий А. Контекстное обучение в ком-

петентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 44.

6. Тернер Дж. Родни.. Руководство по проектно-

ориентированному управлению. - М., 2007.

7. Дубов А, Косова Н. Мой микрорайон. -

Арзамас, 2000.

Д. САБИРОВА, доцент Татарский государственный гумани -тарно-педагогический университет

Аля нашего времени значима тенденция продолжения обучения и после окончания вуза. Она особенно актуальна для профессии учителя, поскольку идет постоянное обновление учебных планов и программ, совершенствуются технические средства обучения, появляются новые педагогические технологии, а также возрастают темпы роста научной информации.

В условиях развития Европейского пространства высшего образования осмыслению подлежит накопленный опыт наших зарубежных коллег, консолидирующий

Пробный год работы в школе

передовые теоретические и практические разработки. С этой точки зрения интерес представляет организация педагогического образования в Великобритании. Первоначальная подготовка к профессии здесь рассматривается лишь как базовая стадия в процессе образования учителей. Вторым уровнем системы непрерывного педагогического образования является пробный год работы — период адаптации выпускника университета или колледжа к условиям школы. Хотя необходимость данного звена педагогической подготовки признается в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.