Научная статья на тему 'Моделирование в структуре учебной деятельности'

Моделирование в структуре учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование в структуре учебной деятельности»

134

Высшее образование в России • № 9, 2007

Е. СИЗОВА, профессор Челябинский государственный институт музыки им. П.И. Чайковского

С логико-методологической точки зрения моделирование представляет собой решение триединой задачи. Сначала те или иные характеристики системы-объекта, полученные при ее предварительном изучении, воспроизводятся на модели. Затем модель как совокупность воспроизведенных характеристик системы-оригинала всесторонне исследуется, результатом чего является получение новых знаний об этих характеристиках, а нередко и о системе в целом. И наконец, знание, полученное на модели, переносится на оригинал, в результате чего знание о системе-оригинале обогащается, углубляется и расширяется. Это новое, обогащенное посредством изучения модели знание может быть использовано на практике [1].

Звучащее музыкальное произведение можно считать оригиналом, а его нотную запись — моделью, выполненную в специальном языке. Музыкальное произведение может стать прототипом и для другой модели — стилизации или пародии на него. Совокупность музыкальных произведений определенного художественно-эстетического стиля может выступать как прототип для создания обобщенной модели этого стиля, которая затем реализуется в творческой деятельности композиторов, исполнителей, воплощаясь во множестве различных индивидуально-художественных музыкальных образцов.

Знаковые модели обладают большой степенью абстрактности и обобщения. Как правило, они имеют отношение отнюдь не к какому-то единичному объекту, а к классу объектов или даже к классу классов (нотная запись является моделью любого класса музыкальных объектов, созданных на протяжении последних пятнадцати веков).

Знаковые модели могут создаваться при

Моделирование в структуре учебной деятельности

решении какой-либо конкретной задачи на основе уже имеющейся теории и знаковой системы. Примером данного рода задачи может являться построение типовых гармонических моделей различных музыкальных стилей, форм, жанров, создание модели метроритмической или синтаксической организации музыки конкретной исторической или национальной ориентации и т.п.

Метод моделирования приобрел огромное значение в обучении. В этой связи моделирование можно рассматривать с двух сторон:

■ как содержание, которое учащиеся должны усвоить;

■ как учебное действие, средство, без которого невозможно полноценное обучение.

В первом случае модель выполняет демонстрационную функцию (макет, схема, чертеж, таблица и пр.), связанную с облегчением усвоения уже готового знания и иллюстрацией уже существующей теории. Во втором случае моделирование используется в целях исследования воспроизводимого объекта, для построения новых теорий и их доказательства, а следовательно, для получения нового знания. Именно в этом случае моделирование выполняет собственно исследовательскую функцию.

Моделирование всегда занимало весомое место в истории науки и образования, в частности и музыкального. Известно, что в средние века в церковных школах певчих обучали музыкальной грамоте по «Гвидо-новой руке» (лат. гпапщ Guidonis), используя человеческую руку как дидактическую модель для демонстрации звуковой системы. В XV—XVII вв. для обучения игре на лютне, гитаре и других струнных щипковых инструментах использовались так называемые табулатуры — графические модели, отражающие расположение струн и пальцев рук на грифе инструмента.

Редакционная почта

135

Широко используются модели и в современном образовании. Учитель физики строит модель ядра, чтобы объяснить свойства и явления ядер. Экономист создает математическую модель отдельных элементов экономической структуры, чтобы объяснить их функционирование. Искусствовед проектирует модель художественной картины мира определенной исторической эпохи, чтобы объяснить закономерности бытования тех или иных форм художественно-эстетического социума и т.д.

Метод моделирования лежит в основе концепции знаково-контекстного обучения, получившей большое распространение в современной педагогике. «Сущностной характеристикой знаково-контекстного обучения,

— пишет А.А. Вербицкий, — является моделирование с помощью всей системы форм, методов и средств обучения предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста» [2, с. 39]. Усвоение абстрактных знаний как знаковых систем здесь изначально включено в деятельность. Студент постепенно переходит от наиболее абстрактных знаковых моделей, реализуемых главным образом в рамках отдельно взятых учебных дисциплин и обеспечивающих фундаментальную подготовку, к конкретным предметным и межпредметным моделям, благодаря чему в итоге осуществляется переход от учения к труду.

На первом этапе обучения преобладают традиционные обучающие процедуры типа лекций или семинарских занятий; на втором студент выполняет профессиональную деятельность, имеющую черты как учения, так и труда (например, в деловой игре); на третьем он, не переставая быть обучающимся, через формы научно-исследовательской и творческой работы, через производственную практику непосредственно включается в реальные трудовые процессы и производственные отношения, осуществляет учебно-профессиональную деятельность. Это позволяет выпускнику вуза уже в качестве молодого специалиста естественно войти в профессиональную деятельность.

Метод моделирования как одна из форм знаково-контекстного обучения начал активно использоваться в последние годы в высшем музыкальном образовании, в частности в историко-стилевых курсах музыкально-теоретических дисциплин. Подобные курсы ориентированы на создание целостного представления о художественной культуре определенной исторической эпохи и основаны на синтезе философских, религиозных, этических, эстетических и музыкальных идей. Интеграционной категорией, объединяющей многочисленные данные в единое целое, здесь выступает категория «стиль».

Изучение стилевых особенностей осуществляется практически: посредством интонационного погружения в каждый из историко-культурных стилей с помощью пения, различных форм музицирования, слухового анализа, творческих работ и т.д. Метод моделирования при этом выступает как основополагающий, призванный развивать умение студентов воспроизводить в своих собственных ученических сочинениях (импровизациях, творческих работах и пр.) различные музыкальные стили по заданным моделям.

В музыкально-педагогической деятельности данный метод позволяет выделять и моделировать множество художественных явлений:

■ различные исторические типы звуковысотных систем (барочный, классицистс-кий, романтический и т.д.);

■ техники письма (полифонию строгого стиля, полифонию свободного стиля, неомодальность, расширенную тональность, додекафонную технику и т.д.);

■ музыкальные стили (эпохальные, национальные, индивидуальные);

■ музыкальные жанры, формы и т.п.

Подчеркнем, что творческое моделирование в данном случае выступает как одна из форм знаково-контекстного обучения и в известном смысле определяет будущую профессиональную деятельность. Преподавание музыки сегодня требует от выпуск-

136

Высшее образование в России • № 9, 2007

ника музыкального вуза не только крепких теоретических знаний, но и особых практических навыков: хорошего владения инструментом, основами композиции и импровизации, конкретного представления музыкально-стилевых особенностей и атрибутов, умения быстро подобрать аккомпанемент в соответствующей жанру фактуре, сделать стилевую аранжировку и т.д. Всему этому и учатся студенты в процессе воспроизведения в своих сочинениях и творческих работах тех или иных музыкальных стилей, форм, жанров по заданным моделям.

Таким образом, моделирование в структуре учебной деятельности музыкального

вуза выступает не только как метод изучения музыкальных явлений и процессов, но и как инструмент познания закономерностей и основ музыкального мышления, а также как одна из форм знаково-контекстного обучения, призванная подготовить выпускников к будущей практически-твор-ческой деятельности.

Литература

1. Моделирование // Философский энцикло-

педический словарь. - М., 1983.

2. Вербицкий А.А. Психолого-педагогичес-

кие особенности контекстного обучения.

- М., 1987.

Н. КОСОВА, доцент Арзамасский филиал Волго-Вятской академии государственной службы

Требования к профессиональной подготовке государственных служащих сегодня претерпевают существенные изменения. Высшая школа и в этой сфере не может не учитывать характер развития социальной реальности, запросы институциональных и социально-профессиональных структур. Изменяется сам образ государственной службы [1]. От командно-административной системы нелегко перейти к форме, основанной на принципах демократии с опорой на инициативу людей, новые методы работы с населением, поднимающие его активность, оперативно и точно учитывающие его потребности.

Сегодня многое делается, чтобы найти оптимальный вариант программы подготовки профессионала, представляющего государство и служащего народу. Из курсов фактически изъята идеологическая, партийная нагруженность учебного материала. Главным видится обучение критическому и аналитическому мышлению, вооружение научным знанием - в первую очередь социологии, психологии, менеджмента, истории культуры, этики и т.п. Профессия госслу-

Управление проектом как элемент подготовки госслужащего

жащего с учетом исторического опыта и мировых стандартов предполагает становление высокоответственного, квалифицированного менеджера, способного не только заниматься административной деятельностью, быть функционером линейно-штабной структуры, но и создавать социальные проекты и управлять ими. Для этого студенты должны освоить социальное проектирование с привлечением узких специалистов и общественности. В этом нет никакого пафоса, если задуматься над смыслом сказанного. Речь идет об искусстве социальной инженерии, которая отнюдь не занята осуществлением масштабных революционных преобразований, повергающих в шок массы, а сконцентрирована на обеспечении условий эффективного социального изменения, продвижения «малых дел», слагающих повседневную жизнь человека. В этом заключается одна из важнейших целей государственного управления на современном этапе. Госслужащий - это прежде всего организатор, интегратор людей, умеющий пробудить их инициативу, подвигнуть к общественному обустройству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.