Научная статья на тему 'Особенности обучения музыкальной стилистике в высшем учебном заведении'

Особенности обучения музыкальной стилистике в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ПАТТЕРН / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / LEARNING MUSICAL STYLE / MUSICAL STYLE / PATTERN / MUSICAL COMPUTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бельтюков А. О.

В статье впервые ставится вопрос о целенаправленном обучении музыкальной стилистике в процессе подготовки специалистов-музыкантов в высшем учебном заведении. Под этим понимается формирование у студентов знаний об особенностях разнообразных музыкальных стилей, а также умений использовать эти знания в своей профессиональной деятельности. В статье рассматриваются связанные с этим проблемы, предлагаются возможные пути их решения. В частности — рассматриваются возможности современных музыкально-компьютерных программ для создания необходимого учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бельтюков А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music stylistics education peculiarities in higher educational institution

It is the first time when the author puts a question concerning purposeful education of music stylistics in the process of musician-specialists training in higher educational institution. It means formation students’ knowledge about different music styles peculiarities, and also ability to use that knowledge in professional activity. This article deals with the problems and suggests the ways of theirs solution. In particular, it is considered usage of modern music-computer programs for creation of the necessary material.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения музыкальной стилистике в высшем учебном заведении»

А. О. Бельтюков, ассистент, кафедра музыкально-компьютерных технологий, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, aleksejbeltyukov@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Современная музыкальная культура в значительной степени характеризуется мозаичностью, эклектикой, смешением и взаимодействием самых разнообразных музыкальных стилей — академических, джазовых, блюзовых, электронных, роковых, этнических. Названные, а также многие другие стилевые течения активно формируют современную фоносферу, сосуществуя и взаимодействуя в рамках полистилистической музыкальной культуры. Поэтому для музыканта любого профиля знание и понимание различных -

пластов музыкальной стилистики является обязательным условием профессиональной самореализации. Глубинное понимание категории стиля, ориентирование в стилистике : множества актуальных современных направлений — есть важнейшая компетенция композитора, аранжировщика, исполнителя, звукорежиссера, музыкального критика, и конечно, педагога-музыканта. Следовательно, задача обучения стилистике студентов музыкальных специальностей является одной из первоочередных.

Тем не менее, решение данной задачи представляет значительную трудность по ряду причин. Первая причина — это отсутствие соответствующей дисциплины

Для музыканта любого профиля

знание и понимание различных пластов музыкальной стилистики является обязательным условием профессиональной самореализации.

подготовку по музыкальным специальностям. Следует отметить, что государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки «Композиция», «Музыковедение», «Исполнительство», «Музыкальное искусство эстрады» предусматривают оснащение специалиста знаниями об основных стилях и жанрах музыкального искусства, умениями творчески использовать, переосмысливать и воспроизводить эти стили и жанры - в своей профессиональной деятельности12. Тем не менее, в названных стандартах не указывается дисциплина, непосредственно направленная на формирование таких знаний и умений.

Изучение стилей оказывается рассредоточенным между такими дисциплинами, как «Полифония», «Анализ музыкальной формы», «Гармония», «История музыки», «История современной музыки», «История оркестровых стилей», «Массовая музыкальная культура», «История эстрадной и джазовой музыки», «Музыка второй половины XX — начала XXI в.», «История исполнительских стилей», и другими — в зависимости от образовательного стандарта. При этом изучаются те аспекты музыкальных стилей, которые соответству-

в учебных планах вузов, реализующих ют предмету той или иной дисциплины.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Также для большинства названных дисциплин характерно значительное преобладание теоретической компоненты. Поэтому представляется необходимым введение в учебные планы специальной дисциплины, направленной на освоение стилей в практической деятельности — в процессе сочинения, аранжировки, импровизации, слухового анализа, исполнения, звукорежиссуры и т. п.

Другая серьезная проблема заключается в отсутствии подробных учебных пособий, посвященных изучению особенностей конкретных музыкальных стилей — т. е. музыкальной стилистики. Существует множество очерков и статей, затрагивающих вопросы стилистики одного или нескольких родственных направлений (особенно в русле академической музыки), но учебные пособия, охватывающие стили разных направлений и исторических периодов, отсутствуют. Особенно мало исследовательской и учебной литературы по стилям популярной эстрадной музыки XX в.

И если наиболее значимые стили академической музыки изучаются (пусть рас-средоточенно) на таких дисциплинах как «История музыки», «Полифония», «Гармония», «Анализ музыкальной формы», то стилистика популярной эстрадной музыки XX в. остается в основном за пределами учебного курса. По этому поводу справедливо пишет композитор, аранжировщик и педагог П. Живайкин: «В учебных заведениях, занимающихся подготовкой профессиональных музыкантов, довольно много времени посвящено изучению различных сторон академической музыки (гармония, форма, инструментовка, музыкальная литература). В училищах и вузах, готовящих эстрадных музыкантов, в программе имеется история джаза, джазовая гармония и джазовая оркестровка — но, к сожалению, только общие законы и правила. А уж остальные стили и жанры и вовсе оказываются "за бортом"»3.

Существует множество очерков и статей, затрагивающих вопросы стилистики, но учебные пособия, охватывающие стили разных направлений и исторических периодов, отсутствуют.

Следует ограничиться изучением стилей наиболее хрестоматийных, определивших генезис музыкальной культуры XX в. -

таких как экспрессионизм, неофольклоризм, блюз, джаз, кельтский музыкальный фольклор.

Таким образом, для целенаправленного, эффективного обучения музыкальной стилистике необходимо введение специальной дисциплины, которая будет опираться на соответствующее учебное пособие.

В свою очередь написание такого пособия также сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, требуется разработать подходящий алгоритм анализа, который позволит создавать унифицированные модели стилей. Каждая модель должна содержать предельно четкое, краткое описание какого-либо стиля в опоре на определенный набор музыковедческих понятий и терминов. Алгоритм анализа и соответствующие модели стилей должны выявлять наиболее существенные и типичные особенности. При этом в связи с большим количеством направлений, которые необходимо освоить, все модели должны быть лаконичными и удобными для прочтения.

Во-вторых, необходимо установить, какие из музыкальных стилей следует включить в программу обучения, а какие опустить. Это касается в первую очередь музыки XX в., где дифференциация стилей особенно велика. Представляется, что здесь следует ограничиться изучением стилей наиболее хрестоматийных, определивших генезис музыкальной культуры XX в. — таких как экспрессионизм, неофольклоризм, блюз, джаз, кельтский музыкальный фольклор.

В-третьих, большим препятствием на пути создания учебного пособия по музыкальной стилистике является отсутствие нотных партитур образцов многих стилей современной музыки. В данной ситуации автору пособия (или преподавателю) следует полагаться только на собственный слух, и, анализируя аудиозаписи, фиксировать в нотном тексте отдельные наиболее важные места. Для уяснения особенностей стиля нет необходимости изучать нотные партитуры целиком — достаточно тщательного прослушива-

ния, подкрепленного нотными примерами ключевых особенностей стиля.

Таким образом, написание учебного курса по музыкальной стилистике — это очень трудоемкий, долгий процесс, требующий совместных усилий нескольких авторов — исследователей и преподавателей. Поэтому создание такого курса представляется пока что делом будущего.

Тем не менее, про- =

блема, связанная с отсутствием учебного материала, может быть частично решена и в настоящий момент. Для этого следует обратиться к музыкально-компьютерным программам — секвенсорам, нотографиче-ским редакторам и виртуальным синтезаторам. Большинство подобных программ в той или иной мере оснащено функциями музыкальных конструкторов — они позволяют создавать музыкальную ткань путем комбинирования специальных заготовок, или по-другому, паттернов. Паттерн — это, как правило, двух- или четырехтактовая музыкальная фраза, зафиксированная в формате МГО1-файла4. Это может быть мелодический ход, гармоническая последовательность, ритмическая формула, фигура аккомпанемента. Формат МГО1-файла обеспечивает необходимую гибкость в работе с паттернами — паттерны можно многократно копировать в любое место партитуры и в дальнейшем, по необходимости видоизменять, транспонировать, сокращать, менять темп, тесситуру, инструментовку.

Библиотеки паттернов встроены во многие современные музыкально-ком-

Для уяснения особенностей стиля нет необходимости изучать нотные партитуры целиком -достаточно тщательного прослушивания, подкрепленного нотными примерами ключевых особенностей стиля.

пьютерные программы, такие как Cakewalk Sonar, Sibelius, Addictive Drums, MusicLab RealGuitar и другие. При этом паттерны, как правило, привязываются к определенному музыкальному стилю и отражают его типовые, шаблонные особенности, выступая примерами организации элементов музыкальной ткани с учетом стилевых закономерностей. Библиотеки различных программ отличаются как способом представления паттернов, так и перечнем имеющихся стилей. Большинство библиотек характеризуется грамотно написанными образцами и имеет четкую внутреннюю классификацию стилей. В результате, использование нескольких библиотек позволяет получить доступ к достаточному количеству звучащих образцов большинства актуальных музыкальных стилей — от классики до хип-хопа.

Поэтому в целях обучения музыкальной стилистике чрезвычайно полезным представляется именно изучение паттернов, которые являются прекрасным иллюстрирующим материалом. Под изучением в данном случае понимается прослушивание, слуховой анализ паттернов, анализ нотного теста, работа по объединению нескольких паттернов в процессе написания учебных стилизаций, создание собственных образцов, их сравнение с имеющимися и т. п.

Особенно эффективно могут быть использованы паттерны, встроенные в ното-графические программы, поскольку именно традиционный нотный текст позволяет наиболее наглядно продемонстрировать использование средств музыкальной выразительности, формирующих тот или иной стиль. Так, в программу Sibelius (начиная с версии 5) встроена обширная библиотека паттернов, названная разработчиками «Идеи» («Ideas»). Данная библиотека содержит большое количество ритмических, гармонических, мелоди-

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

ческих фраз в самых различных стилях музыки. В библиотеке есть следующие категории: классика, современная классика, джаз, рок, хип-хоп, реггей, латино, мотаун, гараж, кантри, поп, фанк и др.

Благодаря функции мгновенного поиска, а также классификации паттернов по разным признакам (стилю, инструментам, темпу, тональности) пользоваться библиотекой очень легко. Паттерны можно просматривать и прослушивать непосредственно из библиотеки. К паттерну, скопированному в партитуру, могут быть применены не только операции редактирования, перечисленные выше, но и процедуры автоматического анализа реализуемые соответствующими плагинами. Можно, например, определить наличие параллельных интервалов, отобразить в буквенно-цифровом виде функции и состав аккордов и т. п. Разумеется, что подобные функции окажутся весьма полезными в процессе анализа образцов стилей.

На возможность использования библиотеки паттернов («Идей») в процессе обучения указывают сами разработчики программы Sibelius. Они предлагают использовать библиотеку в обучении аранжировке, композиции (в русле джазовых и других популярных направлений), импровизации, музыкальной теории5.

Помимо нотографических программ обширные библиотеки паттернов предоставляют виртуальные синтезаторы и секвенсоры. Здесь музыкальные образцы имеют иную, специфическую форму отображения, напоминающую скорее график, где по вертикали отмечается высота звука, а по горизонтали — его временное расположение. Тем не менее, и такое представление музыкальных образцов можно использовать в процессе анализа, хотя оно и менее удобно. К тому же всегда есть возможность конвертировать примеры для представления в традиционном нотном виде.

Подобную библиотеку содержит секвенсор Cakewalk Sonar. Все образцы распределены по нескольким каталогам (папкам) согласно музыкальному инструменту, в свою очередь каждый

Необходимо введение специальной дисциплины, предусматривающей изучение музыкальных стилей в практиче ской, творческой деятельности.

из основных каталогов содержит ряд папок с названием какого-либо стиля. Здесь представлены современные (преимущественно танцевальные) стили: фанк, хип-хоп, хаус, драм-энд-бас, техно, альтернативный рок, регги, индастриал. Но есть также джаз, блюз, кантри, метал, фьюжн. При этом большую часть библиотеки составляют паттерны ударных инструментов.

Из числа виртуальных синтезаторов качественными библиотеками паттернов оснащены синтезатор ударных Addictive Drums и синтезатор гитары MusicLab RealGuitar. Также небольшие, но качественные библиотеки имеются в составе синтезаторов Studio Instruments и Session Drummer, поставляемых в комплекте с Cakewalk Sonar (версии X1).

Из всего вышесказанного следует сделать следующие выводы.

Владение музыкальной стилистикой является необходимым качеством и важной компетенцией современного музыкан-- та любого профиля — от композитора до педагога.

Несмотря на наличие в образовательных стандартах ФГОС ВПО соответствующих указаний, на данный момент обучение музыкальной стилистике связано со значительными трудностями. Во-первых, стандарты не предусматривают конкретной учебной дисциплины, направленной

на решение данной задачи. Во-вторых, отсутствует необходимый учебно-методический материал — целостный учебный курс или пособие по музыкальной стилистике, а также нотные образцы стилей современной музыки.

В связи с тем, что на создание учебного пособия по музыкальной стилистике требуется несколько лет, а также в связи с принципиальным отсутствием некоторых нотных примеров на данном этапе в качестве учебного материала следует использовать библиотеки паттернов музыкально-компьютерных программ.

Библиотеки паттернов таких программ, как Cakewalk Sonar, Studio Instruments, Sibelius, Addictive Drums, MusicLab RealGuitar, содержат огромное количество звучащих образцов разнообразных стилей музыки — от классики до диско и хип-хопа. Благодаря четкой внутренней классификации, возможностям прослушивания и просмотра, дополнительным функциям автоматического анализа данные библиотеки образцов являются прекрасным материалом для обучения музыкальной стилистике — в процессе прослушивания, слухового и нотного анализа, а также в процессе написания учебных стилизаций путем отбора, комбинирования и трансформации паттернов.

Таким образом, обучение музыкальной стилистике в высшем учебном заведении, как необходимое условие подготовки специалиста-музыканта может реализовывать-ся более целенаправленно, чем это имело место до сих пор. Для этого необходимо введение специальной дисциплины, предусматривающей изучение музыкальных стилей

в практической, творческой деятельности.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 072801 «Композиция» — Введ. 2010—12—23 [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_ new_list.plx?substr=&st=all&qual=0 (дата обращения: 22.11.2012). С. 12, 15-16; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 072901 «Музыковедение» — Введ. 2010—12—23 [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/ spe/spe_new_list.plx?substr=&st=all&qual=0 (дата обращения: 22.11.2012). С. 18-19.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 073201 «Искусство концертного исполнительства» — Введ. 2010—12—24 [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/ spe/spe_new_list.plx?substr=&st=all&qual=0 (дата обращения: 22.11.2012). С. 9, 13-14, 16; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 071600 «Музыкальное искусство эстрады» — Введ. 2011—09—13 [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_ new_list.plx?substr=&st=all&qual=0 (дата обращения: 22.11.2012). С. 17-19, 20-21.

3. Живайкин П. Стили популярной музыки // Звукорежиссер. 2002. № 10. С. 55-61.

4. Красильников И. М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. — М.: Библиотечка журнала «Искусство в школе», 2007. С. 70.

5. Sibelius 7. Reference Guide [Электронный ресурс] URL: http://hub.sibelius.com/download/documentation/ pdfs/sibelius710-reference-en.pdf (дата обращения: 22.11.2012). С. 146-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.