Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

414
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ / ЭТАПЫ ПРОЕКТА / КАНБАН-ДОСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребнева Д. М.

Освещается проблема организации и управления проектной деятельностью школьников в условиях дистанционного обучения. Дано описание возможностей использования онлайн-сервисов для управления проектной деятельностью обучающихся общеобразовательных школ. Рассмотрена в качестве примера организация учебного проекта по информатике с использованием сервиса Trello, который позволяет эффективно визуализировать задачи работы над проектом и контролировать сроки их выполнения. Представлено определение учебного проекта, этапы работы над проектом, обозначены особенности управления проектной деятельностью обучающихся в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребнева Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING PROJECT ACTIVITIES OF SCHOOL STUDENTS DURING DISTANCE LEARNING

The issue of organizing and managing project activities of school students during distance learning is highlighted. The article describes the possibilities of using online services to manage the project activities of secondary school students. The article considers the organization of computer science project with the use of Trello online tool as an example. Trello allows users to visualize the project tasks and control the deadlines effectively. The article presents the definition of the learning project, the stages of work on the project and the features of managing project activities of students during distance learning.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 371.314.6:004.771 DOI: 10.17853/2686-8970-2021-3-22-30

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дарья Михайловна Гребнева

кандидат педагогических наук

[email protected]

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета, Нижний Тагил, Россия

Аннотация. Освещается проблема организации и управления проектной деятельностью школьников в условиях дистанционного обучения. Дано описание возможностей использования онлайн-сервисов для управления проектной деятельностью обучающихся общеобразовательных школ. Рассмотрена в качестве примера организация учебного проекта по информатике с использованием сервиса Trello, который позволяет эффективно визуализировать задачи работы над проектом и контролировать сроки их выполнения. Представлено определение учебного проекта, этапы работы над проектом, обозначены особенности управления проектной деятельностью обучающихся в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: проектная деятельность, управление проектной деятельностью, дистанционное обучение, учебный проект, дерево целей, этапы проекта, канбан-доска.

Для цитирования: Гребнева, Д. М. Управление проектной деятельностью школьников в условиях дистанционного обучения / Д. М. Гребнева. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 3 (6). С. 22-30. DOI: 10.17853/2686-89702021-3-22-30.

MANAGING PROJECT ACTIVITIES OF SCHOOL STUDENTS DURING DISTANCE LEARNING

D. M. Grebnyeva

Candidate of Sciences in Pedagogy

Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute, branch of Russian State Vocational University, Nizhny Tagil, Russia

22

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Abstract. The issue of organizing and managing project activities of school students during distance learning is highlighted. The article describes the possibilities of using online services to manage the project activities of secondary school students. The article considers the organization of computer science project with the use of Trello online tool as an example. Trello allows users to visualize the project tasks and control the deadlines effectively. The article presents the definition of the learning project, the stages of work on the project and the features of managing project activities of students during distance learning.

Keywords: project activity, managing project activity, distance learning, learning project, objective tree, project stages, kanban board.

For citation: Grebnyeva, D. M. Managing project activities of school students during distance learning / D. M. Grebnyeva. Text: print // INSIGHT. 2021. № 3 (6). P. 22-30. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-3-22-30.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего образования особое внимание уделяется организации проектной деятельности, которую относят к метапредметным результатам обучения. Способность обучающихся к выполнению проектной деятельности включена в «портрет выпускника школы» среднего общего образования. Стандарт ориентирован на подготовку обучающегося, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

Проблеме организации проектной деятельности обучающихся в школе посвящены работы Л. В. Байбородовой, И. В. Комаровой, И. С. Сергеева и др. Исследователи выделяют индивидуальную и коллективную проектную деятельность. В условиях дистанционного обучения, которое становится все более распространенной формой в настоящее время, часто возникает вопрос об эффективной организации именно коллективной проектной деятельности обучающихся в рамках школьного предмета. Л. В. Байбородова отмечает, что важно обеспечить органичное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, постоянно координировать действия обучающихся, создавая возможности для самореализации каждого ребенка в общем деле [5, с. 134]. Координация действий обучающихся является нетривиальной задачей в условиях дистанционного обучения, поэтому учителям важно знать и уметь эффективно использовать электронные инструменты управления проектной деятельностью. В работах И. В. Комаровой рас-

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

23

смотрены современные информационные и коммуникационные технологии на основе Интернета для организации проектной деятельности обучающихся. Автор выделяет технологию веб-квеста, онлайн-гео-кешинга [2, с. 77]. И. С. Сергеев отмечает, что для координации деятельности участников проекта, как правило, требуется взаимодействие в сети Интернет и целесообразно использовать сервисы (в том числе международные) для организации и управления проектной деятельностью обучающихся [6, с. 13].

Целью статьи является описание возможностей использования онлайн-сервисов для управления проектной деятельностью обучающихся общеобразовательных школ на примере опыта МАОУ «Лицей № 39» (г. Нижний Тагил).

Теоретической базой исследования, описанного в данной статье, стали работы в области управления проектной деятельностью обучающихся; исследования педагогов-практиков, посвященные организации и управлению проектной деятельностью обучающихся, а также опыт самого лицея № 39 в управлении проектной деятельностью обучающихся в условиях дистанционного обучения.

Результатом коллективной проектной деятельности обучающихся является проект (в переводе с латинского языка слово «проект» означает «брошенный вперед»). С педагогической точки зрения проект предполагает реализацию шести составляющих: наличие проблемы, проектирование, поиск информации, продукт, презентацию и портфо-лио [9, с. 26], т. е. в конечном итоге должен быть получен результат, ориентированный на интересы самих участников.

При работе над коллективным проектом важно правильно распределять задачи между участниками, для этого проводится декомпозиция цели проекта на более мелкие и управляемые компоненты [3, с. 277]. Для детализации работы над проектом, как правило, составляется дерево целей, которое целесообразно создавать с помощью он-лайн-сервиса (например, ЬиаёсЬаг!, Сгеа1е1у), тогда в условиях удаленной работы появляется возможность обсуждать и совместно с обучающимися редактировать документ.

24

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Приведем пример дерева целей для учебного проекта по информатике на тему «Создание и использование QR-кодов» (рис. 1).

Рис. 1. Пример дерева целей для учебного проекта по информатике

На подготовительном этапе необходимо конкретизировать тему проекта и распределить роли среди обучающихся. Как правило, руководителем учебного проекта выступает учитель, который определяет роли школьников в проекте и назначает им соответствующие задачи, т. е. он формирует команду проекта (совокупность участников проекта, привлеченных к выполнению работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение) [4].

На поисковом этапе учитель совместно с обучающимися формулирует цель и задачи проекта. В условиях дистанционного обучения важно хорошо детализировать задачи проекта и назначить ответственного за выполнение каждой из них. Здесь удобно использовать сервисы по организации рабочего процесса, например Trello [1]. С помощью данного сервиса достаточно просто создавать канбан-доски, которые помогают наглядно представить задачи, ограничить объем незавершенной работы и добиться эффективной работы участников проекта [10, с. 24].

Организация проекта в Trello заключается в применении трех основных компонентов: досок, колонок и карточек. Доска отражает задачи проекта и процесс их выполнения в целом (рис. 2).

Колонки (рис. 3) содержат в себе карточки, помогая сортировать их по прогрессу или различным этапам. Их можно использовать для создания рабочего процесса, в котором карточки перемещаются между колонками от начала до конца.

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

25

Ш ТгеНо

Отмеченные доски

Создание квесга

Рабочая площадка Т— й

(3) Недавно просмотренное

Создание и использование ОН-

Рис. 2. Пример досок учебных проектов

Рис. 3. Пример колонок для учебного проекта

26 ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Ограничения на количество колонок нет, поэтому сервис Тге11о позволяет отобразить наглядно даже самый длинный и сложный процесс, разбив его на отдельные логические этапы. В примере (см. рис. 3) реализовано четыре колонки по этапам работы над проектом. Как вариант, можно создать колонки для отслеживания процесса готовности исполнения задач проекта (например: «нужно сделать», «в работе», «готово»).

Карточки (рис. 4) - это фундаментальный компонент сервиса Тге11о. Именно они несут в себе всю информацию по задачам и идеям. В карточке можно описывать задачу, которую необходимо выполнить.

Н Конкретизация темы проекта

в колонке Подготовительный этап

= Описание

Добавить более подробное описание...

В Tasks

014

Объект у предмет проекта

Актуальность темы

Обзор похожих тем проекта

Новизна темы проекта Добавить элемент

Рис. 4. Пример карточки учебного проекта

Каждая карточка может содержать описание задачи, списки, чек-листы, вложения, сроки выполнения, метки и ответственные лица [8, с. 108]. Кроме этого, у каждой задачи все выполненные над ней действия записываются и хранятся в журнале (логе), что значительно облегчает проверку и контроль за исполнением проекта.

Таким образом, большим преимуществом использования сервиса Trello для управления проектной деятельностью школьников в условиях дистанционного обучения является возможность удаленно от-

ДО БД ВИТЬ НА КАРТОЧКУ 2> Участники

0 Метки

Б Чек-лист

Удалить ® СР°К

$ Вложение

УЛУЧШЕНИЯ + Добавление улуч...

Получите неограниченное

многое другое.

й Повысить уровень рабочего пространства

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

27

слеживать статус решения разных задач проекта на одном экране и возможность контроля выполнения задач всеми участниками проекта.

В итоге выполнения всех задач, указанных в карточках, и прикрепления в специльные ячейки обучающимися соответствующих материалов мы получаем готовые материалы для реализации итогового проекта, который может быть создан в виде какого-либо образовательного продукта: презентации, видео, веб-страницы, шкьстра-ницы. На этом заканчивается поисковой этап работы над проектом и начинаются аналитический и практический этапы. С точки зрения удобства выполнения итогового продукта обучающимися в условиях удаленной работы проще создавать -шкьстраницы, например, на базе образовательного сервиса «Летописи» [4]. Здесь учитель может создать шаблон страницы с разделами, которые содержательно наполнят участники проекта, назначенные ответственными за них на подготовительном этапе. Обучающиеся с ролями «редактор» и «дизайнер» должны будут привести ,шкьстраницу к единообразному стилю.

Завершить выполнение учебного проекта следует его защитой и обсуждением в форме видеоконференции. На этом этапе идет представление итогового образовательного продукта, делаются выводы по проекту, обсуждаются наиболее успешные и неуспешные моменты работы, организуется обратная связь со всеми участниками проекта.

Для рефлексии по результатам выполнения учебного проекта был проведен опрос, в котором приняли участие 50 обучающихся 1011-х классов лицея № 39 (г. Нижний Тагил). Приведем примеры вопросов, которые были заданы обучающимся:

1. Что в процессе выполнения проекта было для Вас:

• самым интересным?

• самым полезным, значимым?

• самым трудным?

2. На сколько по 10-балльной шкале Вы оцените успешность выполнения своего проекта, достигнутых результатов?

3. Развитию каких знаний и способностей Вам необходимо уделить особое внимание?

28

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Предметную область и технологии реализации проекта 80 % обучающихся назвали интересными. Наиболее значимыми для большинства школьников были возможности работы в команде и принятия на себя различных ролей. Средний балл успешности выполнения проекта составил 9,5 баллов. Обучающиеся отметили, что следует уделить внимание развитию умений работы с современными информационными технологиями и навыкам коллективной деятельности для более успешной реализации учебного проекта.

Управление проектной деятельностью всегда требовало от учителя особой подготовки, в том числе способности в выборе проекта интересной предметной области, организации работы обучающихся, в создании ситуаций успеха при защите проектов и др. Дистанционное обучение обусловливает особенности управления проектной деятельностью и в плане использования электронных образовательных ресурсов. В настоящее время существует ряд образовательных онлайн-сервисов (ЬиаёсЬаг!, Тге11о, 'МЫ и др.), позволяющих весьма эффективно управлять проектной деятельностью обучающихся в условиях дистанционного обучения. Они помогают создавать виртуальное пространство, используя онлайн-ресурсы, упорядочивать и эффективно организовывать проектную деятельность обучающихся.

Список литературы

1. Зайцев, В. Г. Разработка образовательных ресурсов с использованием web-сервиса Тге11о / В. Г. Зайцев, А. А. Желтова, Е. В. Ти-бирькова. Текст: непосредственный // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 94-98.

2. Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. Санкт-Петербург: Каро, 2020. 126 с. Текст: непосредственный.

3. Мазур, И. И. Управление проектами / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Москва: Омега, 2010. 960 с. Текст: непосредственный.

4. Матвеева, Е. П. Организация учебного процесса в '¡кьсредах / Е. П. Матвеева, Е. С. Кощеева. Текст: непосредственный // Педагогическое образовании в России. 2015. № 7. С. 99-105.

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

29

5. Педагогические технологии: учебник и практикум для вузов: в 3 частях / Л. В. Байбородова [и др.]; под ред. Л. В. Байбородовой. Москва: Юрайт, 2021. Ч. 2: Организация деятельности. 234 с. URL: https://urait.ru/bcode/473963. Текст: электронный.

6. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. Москва: АРКТИ, 2020. 79 с. Текст: непосредственный.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изменениями и дополнениями): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. URL: http://base.garant.ru/70512244/. Текст: электронный.

8. Шрайнер, Б. А. Возможности применения в образовании системы управления проектами Trello / Б. А. Шрайнер, А. И. Рыжков. Текст: непосредственный // Вестник педагогических инноваций. 2020. № 1 (57). С. 106-110.

9. Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н. Ф. Яковлева. 3-е изд., стер. Москва: Флинта, 2019. 144 с. Текст: непосредственный.

10. Waqas, A. Effective Group Projects Management Using Virtual Kanban Board / A. Waqas. Text: electronic // Kanban. 2020. 11 December. P. 23-26. URL: https://www.researchgate.net/publication/346942252_Kanban.

30

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.