Применение Kanban для современных ИТ-проектов Kanban application for modern it projects
Юхимец Вероника Ильинична
Студент 4 курса
Кафедра бизнес-информатики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38 e-mail: yukhimets. 99@mail. ru
Yukhimets Veronika
Student 4 term
NOSOV MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY
e-mail: yukhimets. 99@mail. ru
КурзаеваЛюбовь Викторовна
Кандидат наук
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38 e-mail: [email protected]
Kurzaeva Lyubov
NOSOV MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY
e-mail: [email protected]
Аннотация.
Гибкое управление проектами особенно актуально в ИТ-среде в связи с активизацией предпринимательской деятельности в виде стартапов. Настоящая статья раскрывает особенности одной из технологий гибкого управления проектами - Kanban. Рассмотрены методические основы и инструментальная база, приведен пример управления проектом с использованием сервиса Trello.
Annotation.
Flexible project management is particularly relevant in the it environment due to the activation of entrepreneurial activity in the form of start-UPS. This article reveals the features of one ofthe technologies offlexible project management - Kanban. The methodological basis and tool base are considered, and an example of project management using the Trello service is given.
Ключевые слова: Kanban, управление проектами, бизнес-процессы.
Key words: Kanban, project management, business processes.
В условиях современной экономики важными показателями эффективного бизнеса является гибкость и доходность достигаются путем переосмысления концепций и методов управления. Поэтому возникает необходимость внедрения новых, альтернативных методов управления предпринимательской деятельностью субъектов хозяйствования, которые бы позволили вывести предпринимателей и экономику в целом на качественно новый уровень развития в условиях быстрого изменения среды и необходимости своевременной реакции на нее. Здесь стоит обратить внимание на концепции и методы управления бизнесом, активно используемые в мировом экономическом бизнесе. Одним из таких методов является Kanban.
Весомый вклад в исследование теоретических и практических аспектов внедрения Kanban в бизнес -управление осуществили Д. Андерсон, Д. Грин, Х. Книберг, Р. Пихер, М. Скарин и другие. Анализируя работы данных авторов [1], можно обратить внимание на локальном изучении ими сфер применения Kanban, где в основном речь идет об ГГ-сфере и производственной деятельности предприятий. Kanban (Кан-бан - с японского «сигнальная доска») - это методология эволюционного пошагового улучшения бизнес -процесса, которая зародилась в компании «Corbis» в 2006-2008 гг. и продолжала развиваться в более широких кругах.
Вопросы студенческой науки
Выпуск №5 (45), май 2020
Kanban зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны в таких зарубежных компаниях -гигантах, как «Toyota», «Motorola», «Microsoft», «Nokia», «General Motors», «Massey-Ferguson», «Renault». Среди российских это Альфа-Банк, Хоум Кредит Банк, Почта-Банк, Додо Пицца, HeadHunter, Clever и другие.
Kmban базируется на трех основных моделях: теория ограничения систем, Lean и разновидности моделейснижение вариативности [3, с. 196]. Каждая из этих моделейсовершенствования детально исследовалась и разрабатывалась в соответствующей области знаний. Таким образом, Kanban позволяет реализовать все аспекты экономного подхода и дает инструменты для оптимизации получаемой ценности, поскольку она сосредотачивается не только на устранении потерь, но и на управлении потоком.
Как видно в Kanban смешались принципы agile-методологий и lean-мышления. Здесь нет жёстких правил, но есть принципы, на которые можно опираться.
На рисунке 1 приведены принципы Kanban и эффекты от их реализации в организациях.
Концентрация на качестве
Управление качеством на основе сочетания традиционных и
гибких подходов, использование совместного анализа и проектирования бизнес-процессов, применения шаблонов и инструментов статистического и динамического анализа
ч__У
Снижение количества незавершенных задач
2 Уменьшение задач, прорабатываются, и количество работы над ошибками прошлых периодов повышает пропускную способность и текущую качество работы бизнес-команд
Частые релизы
Сокращение незавершенных задач повышает качество и дает возможность чаще выпускать высококачественный продукт, а также укрепляет доверие между командами создания цепи
Баланс требований и пропускной способности
Команда или отдельный сотрудник самостоятельно определяют темп прироста и скорость выполнения новых задач, а тянущая система позволяет достичь баланса между нагрузкой и пропускной способностью.
Борьба с источниками вариативности для улучшения предсказуемости.
Вариативность приводит к большому количеству незавершенных задач и значительного срока их выполнения.
т
Рисунок 1. Принципы КапЬап Принципы определяют методическую основу управления проектами, в основе же инструментальной
базы положена доска. Доска — это обязательный элемент для гибкой методологии, содержащий информацию о
пуле задач и их состоянии. Каждый член команды имеет доступ к доске и видит, на каком этапе находится задача
в виде КапЬап-карточки. КапЬап-карточки — это задачи, которые движутся по потоку и перетекают в другие столбцы в зависимости от их состояния.
Команда в КапЬап — единый механизм и если кто-то не справляется, то страдает общее дело. Так как ход работы отражен на доске, каждый может увидеть свой вклад и ценность для проекта.
В качестве примера рассмотрим проект «Разработка умных систем хранения 1Вохе8». Разрабатываемое решение может применяться в общественных местах: вокзалах, гипермаркетах, спортивных центрах, в торговых центрах и т.д. Команда проекта состоит из 6 человек:
— спонсор проекта (заказчик);
— менеджер проекта;
— куратор проекта;
— программист-разработчик;
— маркетолог;
— дизайнер.
Когда система КапЬап снискала успех у команд по разработке программного обеспечения, доски КапЬап претерпели цифровую трансформацию. Географически распределенные команды могут обращаться к цифровым доскам удаленно и в разное время. Для проекта была составлена КапЬап-доска в ТгеПо (рисунок 2). ТгеПо — это простое средство для быстрого создания цифровой доски КапЬап. Работать с доской и управлять ею может вся ваша команда.
Классически КапЬап-доска содержит три колонки: планируется, в работе и сделано. На доске созданы следующие колонки: полезные материалы, в работе, сделано, презентация, беспроводные зарядные устройства, изготовление (фото), видео прототипов и проект для притяжения.
Колонки выделены для удобства структурирования информации по проекту и релевантны запросам членов команды и информационным запросам из внешней среды.
Рисунок 2. Доска КапЬап для проекта «Реализация умных систем хранения 1Вохе8» В качестве примера рассмотрим подробнее карточку «Дизайн продукта» из колонки «Сделано». На
рисунке 3 можем увидеть обложку карточки, название, ответственных за задачу, а также сроквыполнения данной
задачи.
Рисунок 3. Карточка «Дизайн продукта» У каждой карточки присутствует чек-лист, для данной карточки представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Чек-лист карточки «Дизайн проекта» Удобны карточки возможностью размещения разнообразных вложений (ссылок и документов), это
могут быть как вспомогательные материалы, так и оформленное решение конкретной задачи. На рисунке 5
представлен в качестве примера фрагмент вложений карточки по рассматриваемой карточке.
Рисунок 5. Вложения карточки «Дизайн продукта»
Отметим, что эффективность канбан-доски была доказана неоднократно, более чем 80 фирм в Германии были исследованы на предмет применения системы Канбан, в результате чего был подведен итог: производственные запасы с внедрением Канбан уменьшаются, в среднем, в два раза, а производительность труда увеличивается до 50 %. [2]
Как показывает опыт описанный способ управления проектом обеспечивает прозрачность и понятность состояния проекта, при этом можно гибко маневрировать в распределении ресурсов по задачам. Эффективность КапЬап, на наш взгляд, достигается благодаря визуализации, ограничению вариативности и числа одновременно решаемых задач.
Список используемой литературы:
1. Андерсон Д. Kanban. Альтернативный путь в Agile. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 287 с.
2. Дырина Е.Н. Канбан как система информирования сотрудников в организации. URL: http://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/17195/1/conference_tpu-2015-C24-197.pdf (Дата обращения 26.05.2020).
3. Грин Д., Стиллмен Е. Постигая Agile. Ценности, принципы, методологии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 826 с.
4. Федоренко О. И. отечественный и зарубежный опыт использования системы Kanban. URL: https ://kneu.edu.ua/ua / confere_nce / conf_social_dev_ukr_ 12 / section 2 / TES 24 / (Дата обращения 15.05.2020).