Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ KANBAN ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ИТ-ПРОЕКТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ KANBAN ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ИТ-ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KANBAN / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / PROJECT MANAGEMENT / BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юхимец Вероника Ильинична, Курзаева Любовь Викторовна

Гибкое управление проектами особенно актуально в ИТ-среде в связи с активизацией предпринимательской деятельности в виде стартапов. Настоящая статья раскрывает особенности одной из технологий гибкого управления проектами - Kanban. Рассмотрены методические основы и инструментальная база, приведен пример управления проектом с использованием сервиса Trello.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KANBAN APPLICATION FOR MODERN IT PROJECTS

Flexible project management is particularly relevant in the it environment due to the activation of entrepreneurial activity in the form of start-UPS. This article reveals the features of one of the technologies of flexible project management - Kanban. The methodological basis and tool base are considered, and an example of project management using the Trello service is given.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ KANBAN ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ИТ-ПРОЕКТОВ»

Применение Kanban для современных ИТ-проектов Kanban application for modern it projects

Юхимец Вероника Ильинична

Студент 4 курса

Кафедра бизнес-информатики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38 e-mail: yukhimets. 99@mail. ru

Yukhimets Veronika

Student 4 term

NOSOV MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY

e-mail: yukhimets. 99@mail. ru

КурзаеваЛюбовь Викторовна

Кандидат наук

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38 e-mail: lkurzaeva@mail.ru

Kurzaeva Lyubov

NOSOV MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY

e-mail: lkurzaeva@mail.ru

Аннотация.

Гибкое управление проектами особенно актуально в ИТ-среде в связи с активизацией предпринимательской деятельности в виде стартапов. Настоящая статья раскрывает особенности одной из технологий гибкого управления проектами - Kanban. Рассмотрены методические основы и инструментальная база, приведен пример управления проектом с использованием сервиса Trello.

Annotation.

Flexible project management is particularly relevant in the it environment due to the activation of entrepreneurial activity in the form of start-UPS. This article reveals the features of one ofthe technologies offlexible project management - Kanban. The methodological basis and tool base are considered, and an example of project management using the Trello service is given.

Ключевые слова: Kanban, управление проектами, бизнес-процессы.

Key words: Kanban, project management, business processes.

В условиях современной экономики важными показателями эффективного бизнеса является гибкость и доходность достигаются путем переосмысления концепций и методов управления. Поэтому возникает необходимость внедрения новых, альтернативных методов управления предпринимательской деятельностью субъектов хозяйствования, которые бы позволили вывести предпринимателей и экономику в целом на качественно новый уровень развития в условиях быстрого изменения среды и необходимости своевременной реакции на нее. Здесь стоит обратить внимание на концепции и методы управления бизнесом, активно используемые в мировом экономическом бизнесе. Одним из таких методов является Kanban.

Весомый вклад в исследование теоретических и практических аспектов внедрения Kanban в бизнес -управление осуществили Д. Андерсон, Д. Грин, Х. Книберг, Р. Пихер, М. Скарин и другие. Анализируя работы данных авторов [1], можно обратить внимание на локальном изучении ими сфер применения Kanban, где в основном речь идет об ГГ-сфере и производственной деятельности предприятий. Kanban (Кан-бан - с японского «сигнальная доска») - это методология эволюционного пошагового улучшения бизнес -процесса, которая зародилась в компании «Corbis» в 2006-2008 гг. и продолжала развиваться в более широких кругах.

Вопросы студенческой науки

Выпуск №5 (45), май 2020

Kanban зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны в таких зарубежных компаниях -гигантах, как «Toyota», «Motorola», «Microsoft», «Nokia», «General Motors», «Massey-Ferguson», «Renault». Среди российских это Альфа-Банк, Хоум Кредит Банк, Почта-Банк, Додо Пицца, HeadHunter, Clever и другие.

Kmban базируется на трех основных моделях: теория ограничения систем, Lean и разновидности моделейснижение вариативности [3, с. 196]. Каждая из этих моделейсовершенствования детально исследовалась и разрабатывалась в соответствующей области знаний. Таким образом, Kanban позволяет реализовать все аспекты экономного подхода и дает инструменты для оптимизации получаемой ценности, поскольку она сосредотачивается не только на устранении потерь, но и на управлении потоком.

Как видно в Kanban смешались принципы agile-методологий и lean-мышления. Здесь нет жёстких правил, но есть принципы, на которые можно опираться.

На рисунке 1 приведены принципы Kanban и эффекты от их реализации в организациях.

Концентрация на качестве

Управление качеством на основе сочетания традиционных и

гибких подходов, использование совместного анализа и проектирования бизнес-процессов, применения шаблонов и инструментов статистического и динамического анализа

ч__У

Снижение количества незавершенных задач

2 Уменьшение задач, прорабатываются, и количество работы над ошибками прошлых периодов повышает пропускную способность и текущую качество работы бизнес-команд

Частые релизы

Сокращение незавершенных задач повышает качество и дает возможность чаще выпускать высококачественный продукт, а также укрепляет доверие между командами создания цепи

Баланс требований и пропускной способности

Команда или отдельный сотрудник самостоятельно определяют темп прироста и скорость выполнения новых задач, а тянущая система позволяет достичь баланса между нагрузкой и пропускной способностью.

Борьба с источниками вариативности для улучшения предсказуемости.

Вариативность приводит к большому количеству незавершенных задач и значительного срока их выполнения.

т

Рисунок 1. Принципы КапЬап Принципы определяют методическую основу управления проектами, в основе же инструментальной

базы положена доска. Доска — это обязательный элемент для гибкой методологии, содержащий информацию о

пуле задач и их состоянии. Каждый член команды имеет доступ к доске и видит, на каком этапе находится задача

в виде КапЬап-карточки. КапЬап-карточки — это задачи, которые движутся по потоку и перетекают в другие столбцы в зависимости от их состояния.

Команда в КапЬап — единый механизм и если кто-то не справляется, то страдает общее дело. Так как ход работы отражен на доске, каждый может увидеть свой вклад и ценность для проекта.

В качестве примера рассмотрим проект «Разработка умных систем хранения 1Вохе8». Разрабатываемое решение может применяться в общественных местах: вокзалах, гипермаркетах, спортивных центрах, в торговых центрах и т.д. Команда проекта состоит из 6 человек:

— спонсор проекта (заказчик);

— менеджер проекта;

— куратор проекта;

— программист-разработчик;

— маркетолог;

— дизайнер.

Когда система КапЬап снискала успех у команд по разработке программного обеспечения, доски КапЬап претерпели цифровую трансформацию. Географически распределенные команды могут обращаться к цифровым доскам удаленно и в разное время. Для проекта была составлена КапЬап-доска в ТгеПо (рисунок 2). ТгеПо — это простое средство для быстрого создания цифровой доски КапЬап. Работать с доской и управлять ею может вся ваша команда.

Классически КапЬап-доска содержит три колонки: планируется, в работе и сделано. На доске созданы следующие колонки: полезные материалы, в работе, сделано, презентация, беспроводные зарядные устройства, изготовление (фото), видео прототипов и проект для притяжения.

Колонки выделены для удобства структурирования информации по проекту и релевантны запросам членов команды и информационным запросам из внешней среды.

Рисунок 2. Доска КапЬап для проекта «Реализация умных систем хранения 1Вохе8» В качестве примера рассмотрим подробнее карточку «Дизайн продукта» из колонки «Сделано». На

рисунке 3 можем увидеть обложку карточки, название, ответственных за задачу, а также сроквыполнения данной

задачи.

Рисунок 3. Карточка «Дизайн продукта» У каждой карточки присутствует чек-лист, для данной карточки представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Чек-лист карточки «Дизайн проекта» Удобны карточки возможностью размещения разнообразных вложений (ссылок и документов), это

могут быть как вспомогательные материалы, так и оформленное решение конкретной задачи. На рисунке 5

представлен в качестве примера фрагмент вложений карточки по рассматриваемой карточке.

Рисунок 5. Вложения карточки «Дизайн продукта»

Отметим, что эффективность канбан-доски была доказана неоднократно, более чем 80 фирм в Германии были исследованы на предмет применения системы Канбан, в результате чего был подведен итог: производственные запасы с внедрением Канбан уменьшаются, в среднем, в два раза, а производительность труда увеличивается до 50 %. [2]

Как показывает опыт описанный способ управления проектом обеспечивает прозрачность и понятность состояния проекта, при этом можно гибко маневрировать в распределении ресурсов по задачам. Эффективность КапЬап, на наш взгляд, достигается благодаря визуализации, ограничению вариативности и числа одновременно решаемых задач.

Список используемой литературы:

1. Андерсон Д. Kanban. Альтернативный путь в Agile. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 287 с.

2. Дырина Е.Н. Канбан как система информирования сотрудников в организации. URL: http://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/17195/1/conference_tpu-2015-C24-197.pdf (Дата обращения 26.05.2020).

3. Грин Д., Стиллмен Е. Постигая Agile. Ценности, принципы, методологии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 826 с.

4. Федоренко О. И. отечественный и зарубежный опыт использования системы Kanban. URL: https ://kneu.edu.ua/ua / confere_nce / conf_social_dev_ukr_ 12 / section 2 / TES 24 / (Дата обращения 15.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.