Научная статья на тему 'Управление проектами – реальность и иллюзии'

Управление проектами – реальность и иллюзии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Д. Бушуев, Н С. Бушуева

Рассмотрены модели управления проектами и программами развития в эмоциональном измерении поведения проектного менеджера от магий до фобий управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT – REALITY AND ILLUSION

Models for development project and program management in the project manager’s behavior emotional dimension from magic to phobia are searched

Текст научной работы на тему «Управление проектами – реальность и иллюзии»

Посилання на статтю_

Бушуев С.Д. Управление проектами - реальность и иллюзии / С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ ím. В.Даля, 2008. - № 1 (25). - С.107-111._

УДК 519.68

С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ - РЕАЛЬНОСТЬ И ИЛЛЮЗИИ

Рассмотрены модели управления проектами и программами развития в эмоциональном измерении поведения проектного менеджера от магий до фобий управления. Рис. 1, ист. 4.

С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева

УПРАВЛ1ННЯ ПРОЕКТАМИ - РЕАЛЬН1СТЬ ТА ШЮЗМ

Розглядан модел1 управл1ння проектами та програмами розвитку в емоцмному вим1р1 повед1нки проектного менеджера вщ мапй до фоб1й управл1ння. Рис. 1, дж. 4.

S.D. Bushuyev, N.S. Bushuyeva

PROJECT MANAGEMENT - REALITY AND ILLUSION

Models for development project and program management in the project manager's behavior emotional dimension from magic to phobia are searched.

Введение. Магия творчества базируется на научном предвидении и многообразии креативных технологий. Научное направление ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач), которое активно развивалось в эпоху СССР, сформулировало ряд фундаментальных положений и законов развития, которые рассмотрены в [1,2,3].

Великая книга перемен Идзин является одной из старейших и наиболее глубоких систем предвидения (гадания) [4]. Магия Идзин позволяла на протяжении тысяч лет осуществлять перемены в жизни к лучшему, моделируя и поддерживая духовные преобразования, трансформируя их в материальный мир.

Начиная новый проект иногда мы задумываемся:

Почему мы согласились осуществлять его?

Что манит нас в проектонм управлении?

Что важнее материальные блага или духовная составляющая результата проекта?

Как работа в проекте изменит нашу жизнь в будущем?

Духовный мир проектного менеджера определяется мнгообразием форм, отображая психологические, креативные и поведенческие (компетенции) начала. Модели духовного мира проектного менедженра базируются на оценках его влияния на успех (неудачу) проекта. При этом духовный подъем проектного менеджера на этапе подготовки проекта базируется на подсознательном влечении проектого менеджера к новому, к изменениям. Часто такому влечению

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

1

приписываются магические свойства, приводящие проект к успеху. В ходе выполнения проекта возникают фобии, тормозящие проект.

Данная статья посвящена рассмотрению поведенческих компетенций проектного менеджера на основе моделирования континуума «магия - фобия» в процессах управления проектами.

Постановка проблемы. Декомпозиция деятельности проектого менеджера в ходе управления проектом, с момента зарождения идеи до реализации проекта, определяется двумя составляющими - духовной и материальной. Духовная составляющая процессов управления проектами, как правило, является невидимой и слабостуктуризованной. При реализации проекта

духовной составляющей при продвижении по его жизненному циклу. На начальном этапе (рождение идеи) материальная составляющая практически равна 0, затем она набирает вес и при завершении проекта имеет доминирующее значение (рис. 1).

Рис. 1. Изменение уровня духовных и материальных составляющих проекта

Основная часть исследования. Структуризация магий и фобий проектного управления. При построении структуры духовной составляющей управления проектами выделим следующие направления декомпозиции:

- духовная сосотавляющая проекта;

- духовная составляющая окружения;

- духовная составляющая проектного управления.

Духовная составляющая проекта определяется видением, сложностью, влиянием и содержанием продукта проекта. Структура духовной составляющей приведена ниже:

- магия видения;

- магия предвидения;

- магия иллюзий;

- магия архитектуры продукта проекта;

- магия сложности проекта и проектного управления;

- магия влияния на изменения окружающего мира;

- магия продукта проекта.

Выделенные магии являются стартовым двигателем проекта. Однако некомпетентное управление превращает эти магии в ингибиторы (замедлители) выполнения проекта, а затем в фобии.

Проектные фобии возникают в ходе выполнения проекта и определяются следующими боязнями:

- непонимания окружения;

- сложности проекта;

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

- взаимодействия с заинтересованными сторонами проекта;

- изменений в содержании проекта;

Духовная составляющая окружения определяется возможностью влияния проекта на окружение, моралью и сложностью окружения:

- магия влияния на окружение;

- магия социальной морали;

- фобия сложности и многообразия окружения;

- фобия коррумпированности окружения.

Духовная составляющая взаимодействия с окружением:

- магия успешного взаимодействия;

- магия социального влияния;

- фобия сложности и многообразия взаимодействия с окружением;

- фобия закрытости взаимодействия с окружением.

Духовная составляющая проектного управления модет быть структурирована следующим образом.

Магии проектного управления:

- магия веры;

- магия власти;

- магия лидерства;

- магия компетенции;

- магия целеполагания;

- магия целедостижения;

- магия системы;

- магия процесса;

- магия ожиданий;

- магия результата;

- магия развития.

Фобии проектного управления:

- боязнь команды;

- боязнь руководства организации;

- боязнь действий.

Креативность как мотиватор к успеху проектов. Креативность - как умение генерировать и осуществлять новые решения и замыслы является одним из наиболее слабых мест подавляющего большинства менеджеров проектов в Украине. Креативность в развитии организаций обеспечивается рядом факторов - компетенцией инженерно - технического персонала, их умением осуществлять реинжениринг выпускаемой продукции с доведением ее до конкурентоспособных кондиций, возможностью менеджеров по развитию производства подготовить и реализовать проект развития на основе идей реинжениринга продукции, стратегического менеджмента и маркетинга при продвижении продукции на рынке, реализации системы управления качеством, как стратегического компонента процесса развития и т.п. Сегодня уровень креативности на большинстве организаций существенно уступает уровню креативности западных конкурентов. Слабо используются технология Benchmarking (использования лучших мировых достижений) и мощный научно-технический и интеллектуальный потенциал Украины.

Практическая реализация инновационной деятельности содержит следующие этапы: мотивация, определение и организация целей; отбор и организация фактов и правил в базу знаний; механизмы упрощения, сортировки и обобщения; механизм вывода и интерпретации результатов; мотивация генерирования новых целей.

При создании инновационной системы, прежде всего, необходимо осознать

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

3

и определить ту творческую область, на которую эта система ориентирована. Для этого следует четко обозначить приоритетную предметную область и нечетко - те области, которые имеют к ней отношение, а также систему терминов, понятий и творческих достижений, которые уже известны в этой части человеческой деятельности. Творчество организации — нечетко управляемый поток деятельного и осознанного отображения удивительного разнообразия видения мира, способность видеть новые связи там, где раньше их не замечали.

Выбор творческих целей субъективен, индивидуален и часто случаен. Этот шаг наиболее ответственен и рискован, особенно если ориентирован на групповое поведение. Вместе с тем здесь можно указать некоторые ориентиры, которые помогут, но, возможно, не повредят запуску инновационного поведения:

- внутренняя мотивация, искреннее, свободное и страстное желание действовать, ориентируясь не на вознаграждение за достигнутый результат или страх от наказания, а на спокойную радость такого поведения и творческого процесса;

- глубокий контакт, удивление, отождествление личности с предметной областью, любовь к делу, радость на этом пути, стремление бесконечно совершенствовать мастерство, жесткая критическая самооценка;

- уверенность в полезности, ценности, перспективах новых достижений, ощущение потока энергии положительных эмоций.

Выбор глобальной цели обозначает возможности определения подцелей. Глобальная цель лежит в основной предметной области инновационной деятельности. Всегда можно указать несколько смежных, или подчиненных предметных областей, где располагаются подцели. Такое разбиение определяет структуру цели в виде графа или сети. Например, если цель относится к предметной области упаковки, то смежные предметные области включают материал, геометрическую форму, окраску, изображение, текстовые сообщения. Каждая смежная предметная область при необходимости разбивается на подобласти, организуя иерархическую вложенную структуру цели. Такой процесс можно продолжить и далее, получив особенные элементарные признаки подцелей. Всегда полезно выполнить замыкание и определить значимость и приоритетность элементарных подцелей в глобальной цели. Приоритетный признак намечает на структуре возможную последовательность шагов для достижения глобальной цели или вариант тенденции такого пути. Необходимо отметить, что выбор смежных предметных областей должен нести признаки парадоксальности, качественного отличия. Творческий результат находится в возможности обнаружить в целостности цели, объединение принципиально разных признаков подцелей.

Реализуя креативные технологии управления проектами, мы начинаем задумываться над следующими проблемными областями их практического использования:

- блеск и нищета мозгового штурма;

- современные методики поиска креативных решений;

- современные методики поиска нетривиальных решений;

- структура задач и идеальный результат проекта;

- противоречия и способы их разрешения;

- поиск, применение и усиление ресурсов;

- ответственность и способы проверки качества решения;

- творческий поиск и типовые приемы - как их совмещать;

- что делать, если решения нет?

- что делать, если решение есть?

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

Выводы. Рассматриваемые структуры и модели духовной составляющей

управления проектами с учетом неопределенности видения и окружения

позволяют формализовать процессы управления проектами и программами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушуев С.Д., Бушуева Н.С. Управление проектами. Система знаний по формированию компетенции проектных менеджеров. - К.: Иридис. - 2006.

2. Козинец В.П., Малый В.В. Подготовка инноваций и управление проектами. Днепропетровск, Пороги, 2006. - 482 с.

3. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Динамическое лидерство в управлении проектами. - К.: ВИПОЛ, 1999. - 312с.

4. Бушуева Н.С. Системная динамика на модели центров влияния в проектах организационного развития // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганск: Вид-во СНУ iм. В. Даля, 2007. - №1(21). - С. 29-33.

^гаття надмшла до редакцп 18.12.2007 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 1(25)

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.