Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
управление / законность / принуждение / нарушение / соблюдение прав

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силаева Ольга Викторовна, Тулеуова Мулдир Ерлановна

В данной статье рассматриваются современные подходы к управлению применением мер уголовно-процессуального принуждения в Карагандинской области с акцентом на совершенствование процессов принятия решений по результатам прокурорского надзора. Анализируется роль прокуратуры в обеспечении законности применения данных мер, выявляются проблемные аспекты взаимодействия между следственными органами, прокуратурой и судами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ»

УДК 34

УПРАВЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

ПРИНУЖДЕНИЯ

СИЛАЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

Доцент кафедры ЭиБ, Карагандинский индустриальный университет, Темиртау,

Казахстан

ТУЛЕУОВА МУЛДИР ЕРЛАНОВНА

Магистрант кафедры ЭиБ, Карагандинский индустриальный университет, Темиртау,

Казахстан

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные подходы к управлению применением мер уголовно-процессуального принуждения в Карагандинской области с акцентом на совершенствование процессов принятия решений по результатам прокурорского надзора. Анализируется роль прокуратуры в обеспечении законности применения данных мер, выявляются проблемные аспекты взаимодействия между следственными органами, прокуратурой и судами.

Ключевые слова: управление, законность, принуждение, нарушение, соблюдение прав

В современных условиях усиления требований к обеспечению правопорядка и соблюдению законности в уголовном процессе, особую важность приобретает вопрос управления применением мер уголовно-процессуального принуждения[1,2]. Прокурорский надзор играет ключевую роль в обеспечении законности при принятии решений о применении таких мер, а также в контроле за законностью действий следственных и оперативных органов. В Карагандинской области, как и в других регионах Казахстана, прокурорский надзор требует совершенствования механизмов принятия решений, повышения их эффективности и прозрачности[3,4]. Это связано с необходимостью внедрения современных технологий, аналитических инструментов и улучшением взаимодействия между прокуратурой, следственными органами и судами. Актуальность исследования данной темы обусловлена необходимостью повышения качества прокурорского надзора и внедрения эффективных механизмов контроля за правомерностью применения мер уголовно-процессуального принуждения.

Важной частью системы правопорядка в любом государстве является управление мерами уголовно-процессуального принуждения, которые представляют собой юридические инструменты, применяемые для обеспечения законности и правосудия на всех этапах уголовного процесса. Эти меры включают в себя такие действия, как задержание, арест, обыск, наложение ареста на имущество и другие формы ограничения прав граждан. Прокурорский надзор в этом процессе играет ключевую роль в поддержании законности и контроле над действиями органов следствия и дознания. В условиях современной Карагандинской области, как и в других регионах Казахстана, управление данными процессами требует значительного совершенствования [5-7].

Одной из главных проблем является сложность координации между различными правоохранительными органами. На практике, взаимодействие между следствием, дознанием и прокуратурой часто сопровождается бюрократическими задержками, что может привести к затягиванию процесса, нарушению прав граждан и ошибкам в применении мер уголовно-процессуального принуждения. В этих условиях эффективный прокурорский надзор становится критически важным элементом для обеспечения законности и справедливости [8,9].

Современные вызовы требуют пересмотра подходов к управлению процессами уголовно-процессуального принуждения. Прокуроры должны не только контролировать

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

законность решений, принимаемых следственными органами, но и активно участвовать в процессах на всех этапах уголовного дела. В Карагандинской области, учитывая её промышленный характер и специфические особенности преступности, это особенно важно. Например, при расследовании экономических преступлений необходимо оперативно реагировать на нарушения и принимать меры для защиты экономической безопасности региона.

Одним из ключевых направлений совершенствования является внедрение цифровых технологий. Цифровизация правоохранительных органов и автоматизация процессов позволяют значительно сократить время принятия решений и улучшить взаимодействие между всеми участниками уголовного процесса. Внедрение аналитических систем на основе больших данных может помочь прокуратуре выявлять системные ошибки и тенденции в применении мер принуждения, что позволит минимизировать случаи нарушения прав граждан.

Однако, несмотря на прогресс в области технологий, не менее важным является повышение квалификации кадров и пересмотр стандартов принятия решений. Прокуроры должны обладать глубокими знаниями в области уголовного права и быть способными быстро оценивать законность тех или иных действий со стороны следственных органов. Это требует проведения регулярных тренингов и образовательных программ, направленных на развитие их профессиональных навыков.

Проблема эффективности прокурорского надзора также связана с качеством законодательства. В некоторых случаях законодательные нормы недостаточно детализированы, что приводит к разночтениям в их применении. Законодательные реформы, направленные на уточнение и конкретизацию мер уголовно-процессуального принуждения, могли бы снизить риск правовых ошибок и повысить прозрачность принимаемых решений.

Таким образом, совершенствование управления применением мер уголовно-процессуального принуждения в Карагандинской области требует комплексного подхода, включающего цифровизацию процессов, повышение профессионализма работников прокуратуры, а также совершенствование законодательной базы. Прокурорский надзор в данном случае становится гарантом прав и свобод граждан, что делает его неотъемлемым элементом в обеспечении правопорядка и справедливости. Важно, чтобы все нововведения направлялись на создание более справедливой и эффективной системы правосудия, которая бы отвечала современным вызовам и потребностям общества.

Управление процессами уголовно-процессуального принуждения в Карагандинской области имеет большое значение для обеспечения законности и правопорядка. Современные тенденции требуют от правоохранительных органов гибкости, прозрачности и оперативности, что делает актуальным внедрение инновационных подходов в работу прокуратуры.

Процесс принятия решений по применению мер уголовно-процессуального принуждения в рамках прокурорского надзора в Карагандинской области представляет собой сложный, многокомпонентный и строго регламентированный механизм. Он направлен на обеспечение законности и правомерности в уголовном процессе. Ключевые этапы и элементы этого процесса[4].

Первым этапом является получение и анализ информации, которая может поступать от следственных и оперативных органов. Прокурорская проверка начинается с того, что следователь или дознаватель обращается в прокуратуру для согласования применения мер уголовно-процессуального принуждения (например, задержания или ареста). Эти меры могут быть предложены в связи с необходимостью пресечения правонарушений или обеспечения неотвратимости наказания.

На этом этапе важным является оценка собранных доказательств и обоснованности предложения о применении принуждения. Прокурор анализирует, насколько действия, предлагаемые следствием или дознанием, соответствуют нормам уголовного и уголовно-процессуального права.

Следующий шаг — это проведение юридической экспертизы документов, предоставленных следственными органами. Прокурор обязан тщательно изучить материалы дела, обращая внимание на наличие фактов, подтверждающих необходимость применения мер принуждения, и убедиться в отсутствии нарушений прав граждан. Прокурор проверяет: законность действий следователя (или оперативного сотрудника); достаточность доказательной базы; соблюдение процессуальных сроков; законность оформления документов и обоснованность предлагаемых мер.

Юридическая экспертиза требует глубокого анализа всех аспектов дела, так как именно на этом этапе может быть выявлено нарушение закона или процессуальных норм.

После проведения проверки и анализа прокурор принимает решение — согласовать или отклонить предложение следователя о применении мер уголовно-процессуального принуждения. Это решение принимается на основе: оценки доказательств, представленных следствием; анализа правомерности предложенных мер; соответствия мер тяжести преступления и обоснованности их применения. Если прокурор решает, что представленных доказательств недостаточно, либо если действия следователя или дознавателя противоречат нормам закона, он может отказать в согласовании меры принуждения или потребовать доработки материалов дела.

В случае согласования мер принуждения прокурор продолжает осуществлять надзор за их правомерностью. Этот этап включает контроль за правильным исполнением мер принуждения, а также мониторинг за соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса. Прокурор проверяет, чтобы меры уголовно-процессуального принуждения применялись только в случаях, предусмотренных законом, и не нарушали прав граждан.

Особое внимание уделяется соблюдению процессуальных сроков. Если меры применяются дольше, чем это предусмотрено законом, прокурор имеет право вмешаться и требовать их отмены или изменения. Например, продление содержания под стражей требует отдельного прокурорского контроля.

Важным компонентом является заключительный анализ примененных мер и итогов дела. Прокурорская практика включает сбор и систематизацию информации о случаях применения уголовно-процессуального принуждения, что позволяет выявлять системные ошибки или пробелы в законодательстве. На основе этого анализа прокурор может подготовить предложения по совершенствованию норм права или внутренних регламентов следственных органов.

Один из ключевых элементов — взаимодействие с судебной системой. В случае, если мера уголовно-процессуального принуждения требует санкционирования суда (например, арест), прокурор передает соответствующие материалы в суд и контролирует дальнейшее развитие дела в судебной инстанции. Прокурор может участвовать в судебных заседаниях для поддержки или оспаривания примененных мер.

Процесс принятия решений по применению мер уголовно-процессуального принуждения в рамках прокурорского надзора представляет собой многоуровневую систему, требующую тщательной проверки фактов, соблюдения прав граждан и взаимодействия между различными органами власти. Эффективное управление этим процессом является необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в уголовном процессе. Применение мер уголовно-процессуального принуждения имеет важное значение для обеспечения правосудия и поддержания общественного порядка. Эти меры ограничивают права граждан, поэтому их использование требует строгого соблюдения законодательства, контролируемого прокурорским надзором и судебными органами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев, Н.А. Современные технологии в управлении прокурорским надзором. - Караганда: Издательство КарГТУ, 2022.

2. Баймурзин, А.Б. Роль прокуратуры в обеспечении законности применения мер уголовно-процессуального принуждения. - Астана: Научное издательство "Юрист", 2023.

3. Сафаров, Р.И. Применение информационных технологий в прокурорском надзоре: опыт Казахстана. - Алматы: КИМЭП, 2020.

4. Жумабеков, К.З. Уголовно-процессуальные аспекты прокурорского надзора в Казахстане. - Караганда: КарУ, 2021.

5. Курмангалиев, М.А. Правовая регламентация мер уголовно-процессуального принуждения в Республике Казахстан. - Алматы: Издательство КазНУ, 2020.

6. Бекмухаметов, Н.Т. Применение мер принуждения в условиях новых правовых вызовов. -Астана: Академия правосудия, 2021.

7. Лапин, А.И. Современные тенденции развития уголовного процесса в Казахстане. -Караганда: Издательство КарГУ, 2022.

8. Алиев, Ж.Е. Уголовный процесс и прокурорский надзор в условиях цифровизации. -Алматы: Издательство "Медиалогия", 2023.

9. Карпов, С.Н. Принципы законности в применении мер уголовно-процессуального принуждения. - Астана: Юридическая академия, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.