УДК 347.963 (075.8)
СООТНОШЕНИЕ ФУНКЦИЙ ВЫСШЕГО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ КАЗАХСТАНА
ТОЛЕУБЕКОВА БАХЫТЖАН ХАСЕНОВНА
Профессор кафедры факультета истории и права Казахского национального педагогического
университета имени Абая, Алматы, Казахстан
ХВЕДЕЛИДЗЕ ТЕЙМУРАЗ БИЧИКОЕВИЧ
Ассоциированный профессор кафедры факультета истории и права Казахского национального педагогического университета имени Абая, Алматы, Казахстан
Аннотация. В исследовании рассмотрены вопросы соотношения двух важнейших функций в области уголовного судопроизводства - прокурорского надзора и судебного контроля. Актуальность анализа и оценки соотношения между указанными функциями обусловлена поэтапным переходом, начиная с 2020 года, казахстанского законодательства на трехзвенную модель уголовного процесса на основе четкого размежевания процессуальных полномочий субъектов указанной трехзвенной модели в лице полиции, прокуратуры и суда. В контексте концепции трехзвенной модели в Уголовно-процессуальный кодекс РК были внесены значительные изменения и дополнения. При этом вновь принятый в 2022 году Конституционный Закон РК «О прокуратуре» в основных направлениях надзорной деятельности, связанной с уголовным процессом, каких-либо существенных изменений и дополнений не претерпел. Если судебный контроль в досудебных стадиях производства по уголовным делам значительно расширился, то надзорная деятельность в способах своей процессуальной реализации подверглась определенной коррекции. Последнее обстоятельство не могло не отразиться на сущности пункта1 ст.83 Конституции Республики Казахстан о том, что органы прокуратуры осуществляют высший надзор за соблюдением законности. Наряду с этим, содержание надзора в уголовном процессе перестало отвечать признаку «высшего надзора».
Ключевые слова: высший прокурорский надзор, судебный контроль, уголовное судопроизводство.
Проблемы уголовно-процессуальных функций - одни из ключевых в теории уголовно-процессуального права. Во все времена остро стояли вопросы не только размежевания процессуальных функций между субъектами, уполномоченными осуществлять уголовное судопроизводства, но и присутствия в уголовном процессе категории «функции в уголовном процессе». От разрешения проблем разделения функций зависит вопрос о совокупности полномочий, делегируемых каждому государственному органу, участвующему в уголовном процессе.
Уголовно-процессуальные функции - основные виды и направления процессуальной деятельности, которые различаются в зависимости от специальных и частных целей и задач, достигаемых и разрешаемых в результате деятельности органов, осуществляющих уголовный процесс [1, с. 154]. Функция является главным фактором, определяющим содержание полномочий, отводимых каждому государственному органу или должностному лицу, выступающему в качестве участника уголовного судопроизводства. Изменения в функциях влекут соответствующие изменения в полномочиях.
Изменения в группе основных функций уголовного процесса можно проследить по данным, приведенным для сравнения по УПК РК 1997 г. [2] и УПК РК 2014 г. [3], которые отражены в следующей таблице (Табл. 1).
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Таблица 1.
Сравнительные данные динамики изменений уголовно-процессуальных функций по
УПК РК 1997 г. и 2014 г.
№№ Функции по УПК РК 1997 года Функции по УПК РК 2014 года
1. Расследование уголовного дела Досудебное расследование уголовного дела
2. Уголовное преследование (обвинение) Уголовное преследование (обвинение)
3. Прокурорский надзор за законностью Прокурорский надзор за законностью
4. отсутствует Судебный контроль за соблюдение прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве
5. Поддержание государственного обвинения Поддержание государственного обвинения
6. Защита от уголовного преследования Защиты от уголовного преследования
7. Судебное рассмотрение и разрешение уголовного дела Судебное рассмотрение и разрешение уголовного дела
Вместе с принятием в 2014 году действующего УПК РК появилась новая уголовно-процессуальная функция - «судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов в уголовном судопроизводстве». Реализуется данная функция по правилам статей 7 (пункты 9, 39 и 47), 51-55 и иных норм УПК РК, регламентирующих порядок санкционирования следственным судьей постановлений органов уголовного преследования.
Полномочия в уголовном процессе - это не простое сложение прав и обязанностей, входящих в содержание правового статуса уполномоченного органа или лица. Это правовой способ решения задач и достижения целей уголовного судопроизводства. Для понимания места и значимости функции прокурорского надзора необходимо обратиться к положению Конституции РК о прокурорском надзоре, которое в результате конституционной реформы 2017 года претерпело определенные изменения. Характер этих изменений обусловлен, во-первых, модернизацией надзорной деятельности органов прокуратуры; во-вторых, приданием ЗРК «О прокуратуре» уровня Конституционного закона. Конституционная реформа коснулась пункта 1 ст. 83 Основного Закона страны [4]. В частности, изменения были следующими (табл.2):
Таблица 2.
Сравнительные данные об изменениях в редакции ст. 83 Конституции РК в результате конституционной реформы от 10 марта 2017 года
Редакция п. 1 ст. 83 Конституции РК по состоянию на 30 августа 1995 г. Редакция п.1 ст. 83 Конституции РК по состоянию на 10 марта 2017 г.
1.Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые 1.Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.
акты, противоречащие Конституции и законам Республики, Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное
преследование.__
Как следует из приведенного сравнения редакции п. 1 ст. 83 Конституции РК до и после реформы, функция высшего надзора за соблюдением законности за прокуратурой сохранилась, но при этом сфера охвата высшим надзором соответствующих правоотношений значительно сократилась. Применительно к уголовному процессу ранее, до 2014 года - по УПК РК 1997 года, сфера высшего надзора была значительно шире, чем это имеет место в действующем УПК РК (2014 г.). Это получило особенное отражение в досудебном производстве, что объясняется введением судебного контроля на основе полномочий следственного судьи также в досудебные стадии.
Представляет интерес динамика изменений в охвате функцией прокурорского надзора в досудебном производстве после введения в УПК РК в 2014 г. функции судебного контроля в досудебном расследовании в пределах полномочий следственного судьи. Эта динамика проиллюстрирована в приведенной ниже таблице (табл. 3):
Таблица 3.
Динамика изменений в содержании функции прокурорского надзора в досудебном
производстве после введения в УПК РК функции судебного контроля
№№ Полномочия прокурора по надзору за законностью в досудебном производстве по УПК РК 1997 г. Передача полномочия следственному судье/сохранение за прокурором Полномочия прокурора после введения функции судебного контроля в досудебном производстве по УПК РК 2014 г.
1. Ст.190 - при возбуждении уголовного дела сохранено Ст.193 ч.3 - с момента начала досудебного расследования
2. Ст.192 ч.6 - направление дела по подследственности сохранено Ст. 186 ч.2и3; ст.193 ч.1 п.2) -направление дела по подследственности
3. Ст.192 ч.7 - определение подследственности при соединении дел в одно производство сохранено Ст.188 ч.8 - при соединении в одном производстве уг.дел подследственность определяется прокурором
4. Ст.197ч.1 пункты: 1), 5)участие в производстве следственных действий 1)сохранено Ст.193 ч.1 пункты: 4)участие в производстве следственных действий
2)дача письменных указаний о производстве следственных действий 2)сохранено 5)дача письменных указаний о производстве следственных действий
3)передача возбужденного им дела следователю 4)санкционирование действий следователя 3)сохранено и расширено 4)исключено 1)регистрация заявления и передача дела в орган уг.преследов-я либо принятие в свое произв-во
6)внесение представлений 6)сохранено
для получения согласия на 8)внесение представлений для
привлечение к уг. ответ. лиц с получения согласия на
иммунитетом от уг.преслед. лишение неприкосновенности
и привлеч. к уг.ответ. лиц с
иммунитетом и привилегиями
7)предание обвиняемого суду 7)сохранено от уг.преследования
Ст.302-1 ч.4: решение о
предании лица суду и
8)получение для проверки 8)сохранено направлении дела в суд в
уг.дел, документов и иных обвинительном акте
материалов
Ст.193 ч. 1 пункты:
9)получение для проверки
уг.дел, документов и иных
9)сохранено и материалов, в том числе рез-
9)проверка приема, расширено ты ОРД и негл.след.действий
регистрации, разрешения
заявлений и сообщений о 3)проверка приема и
преступлениях 10)сохранено и регистрации заявлений и
расширено сообщений об уголовных
10)отмена незаконных правонарушениях
постановлений следователя,
дознавателя 10)отмена незаконных
11)сохранено постановлений следователя,
дознавателя + нижестоящего
11)возврат уг.дела на прокурора; см. ч.2 п.2)
доп.рассл. либо прекращение
уг.дела в целом или в части 12)сохранено и 11)возврат уг.дела на
расширено доп.рассл. либо прекращение
12)изъятие дела от органа уг.дела в целом или в части
дознания и передача органу
предварительного следствия 12)изъятие дела из одного
органа и передача в другой
орган досуд-го рассл-я по
13)сохранено, подследственности +либо
расширено и принимает дело в свое
13)рассмотрение жалоб на отнесено к производство независимо от
действия и решения исключит. п-ям подследственности; см. ч.2
дознавателя и следователя руководителя п.3)
органа прок-ры
См. ст. 193 ч.2 п.6) -
14)сохранено и рассмотрение жалоб по
14)отстранение следователя, отнесено к искл. поводу действий и реш-й
дознавателя от п-ям руков-ля дознав-ля, след-ля, а также
расследования уг.дела органа прок-ры нижестоящего прокурора
15)сохранено
частично
15)продление сроков предварительного следствия и меры пресечения-ареста 16)проверка соблюдения порядка и условий содержания под стражей лиц, к которым применена мера пресечения-арест 17)иные полномочия 16)сохранено 17)сохранено См. ст. 193 ч.2 п.7) -отстранение след-ля, дозн-ля от произв-ва досуд-го рассл-я 13)продление и установление сроков досудебного расследования; см. ч.2 п.5); исключено продление сроков содержания под стражей 15)проверка соблюдения порядка и условий содержания находящихся под стражей лиц 20)иные полномочия
Анализу в части надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве подвергнуты только те нормы, которые имеют непосредственное отношение к досудебным стадиям, и хватывают статьи 190, 192 части 6 и 7, 197, 289 УПК РК 1997 года [2], а также ст. 193 части 2 и 3, 186, 188, 302-1 ч. 4 УПК РК 2014 года [3]. Рассмотренные полномочия прокурора, закрепленные в действующем УПК РК, этим не исчерпываются. Их значительно больше. Приведенные данные свидетельствуют о том, что коррекция надзорных полномочий прокурора осуществлялась в двух направлениях. Первое направление состояло в передаче отдельных полномочий прокурора следственному судье (например, санкционирование отдельных следственных и негласных следственных действий, отдельных видов мер процессуального пресечения и др.) и во включении этих полномочий в содержание судебного контроля в досудебном производстве. Второе направление заключалось в расширении полномочий прокурора за счет новых процедур, обусловленных внедрением в уголовный процесс новых институтов: негласных следственных действий; процессуального соглашения; приказного производства; конфискации имущества, полученного незаконным путем, до вынесения приговора; обязательного составления прокурором обвинительного акта по завершенному предварительным расследованием уголовному делу и др.
С учетом изложенного представляется вполне правомерным признание прокурорского надзора за законностью досудебного производства достаточным, полным и завершенным уголовно-процессуальным институтом. Наряду с этим, отнесение исследованного объема полномочий прокурора и порядка их реализации к категории высшего надзора представляется спорным. В данной части наблюдается явное несоответствие всей совокупности конкретных надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве конституционному положению о том, что прокуратура «осуществляет высший надзор за соблюдением законности» на всей территории Республики (п. 1 ст. 83).
В пользу спорности отнесения прокурорского надзора за соблюдением законности к категории высшего надзора нами выдвигаются следующие аргументы.
Аргумент первый. Термин «высший» с лексической точки зрения означает: самый главный, руководящий, самая высокая ступень [5, с. 120]. Термин «надзор» с правовой точки зрения означает: одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Различают надзор судебный, конституционный, прокурорский [6, c. 346]. Определяя прокурорский надзор в качестве высшего, авторы Комментария Конституции РК (2004), в частности А. К. Даулбаев (Генеральный Прокурор РК в период 2011-2016 гг.), пишут:
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
«Надзор, осуществляемый органами прокуратуры, признается высшим, так как он осуществляется: от имени государства; на территории всей страны; независимо от других органов и должностных лиц; за соблюдением точного и единообразного применения всех нормативных правовых актов всеми правоприменяющими субъектами, включая наделенных функциями контроля и надзора, а также гражданами» [7, с. 444]. Указанные признаки правомерны в том случае, если речь идет о редакции ст. 83 Конституции РК до конституционной реформы, проведенной в марте 2017 года. Такой признак, как осуществление надзора «независимо от других органов и должностных лиц» в настоящих условиях не может быть применен к судебному контролю, осуществляемому следственным судом.
Аргумент второй. Согласно ст. 55 УПК РК следственный судья уполномочен санкционировать по 20-ти видам решений и действий, по поводу которых орган уголовного преследования (прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель) выносят постановления. При этом прокурор играет второстепенную роль: он только ходатайствует перед следственным судом о даче санкции на постановление следователя [8]. При этом ходатайство прокурора должно означать, что он как надзорный орган считает, что своим постановлением следователь не нарушает закон. Иными словами, ходатайство прокурора по поводу постановления следователя - это форма реализации прокурорского надзора за соблюдением законности органом, осуществляющим досудебное расследование по уголовному делу. Именно надзора, без его определения как «высшего». Окончательное решение вопроса о получении санкции на постановление следователя остается за следственным судом. В данном контексте о «независимости прокурора от других органов» говорить не приходится.
Таким образом, в соотношении судебного контроля и высшего надзора прокуратуры за соблюдением законности в досудебном производстве судебный контроль оказался выше «высшего надзора» прокуратуры.
1. Толеубекова Б. Х. Система уголовно-процессуальных функций/Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан. Часть Общая: Академический курс. Книга первая./Под. Ред. д.ю.н., профессора Толеубековой Б. Х. - Алматы: ТОО Издательская компания «HAS», 2004. - С. 154-158.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. - Принят Законом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206-1. - Алматы: ЮРИСТ, 2004. - 217 с. Утратил законную силу ЗРК от 04.07.2014 г. № 231-V с 01.01.2015 г.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Принят Законом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V. В редакции по состоянию на 01.01.2024 г. //adilet.zan.kz>rus>docs (дата обращения: 29.05.2024.).
4. Конституция Республики Казахстан. - Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года.//htps://adilet.zan.kz/rus/docx (дата обращения: 31.05.2024.).
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Издание 4-е, дополненное. - М.: РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 1997. - 944 с.
6. Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 704 с.
7. Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий/Под ред. Г. С. Сапаргалиева. Изд. 2-е, испр. и доп. - Алматы: Жет жаргы, 2004. - 584 с.
8. Толеубекова Б. Х., Хведелидзе Т. Б. Эволюция актов прокуратуры (по законодательству Республики Казахстану/Znanstvena Misel, Slovenia, Ljubljana, № 75, 2023. Pp. 7-9. ISSN 3124-1123. DOI: 10.5281/zenodo.7565224.
ЛИТЕРАТУРА